Методическая разработка урока русского языка на тему: Тематические группы слов (5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока русского языка на тему: Тематические группы слов (5 класс)Методическая разработка урока русского языка на тему: Тематические группы слов (5 класс)Методическая разработка урока русского языка на тему: Тематические группы слов (5 класс)Методическая разработка урока русского языка на тему: Тематические группы слов (5 класс)Методическая разработка урока русского языка на тему: Тематические группы слов (5 класс)Методическая разработка урока русского языка на тему: Тематические группы слов (5 класс)Класс: 5

Тема урока: Тематические группы слов

Цели урока: 1) деятельностная: развивать орфографическую зоркость, развивать способности к мыслительной деятельности, развивать ассоциативное мышление обучающихся за счёт расширения словарного запаса; 2) образовательная: повторить и закрепить определение термина «Лексикология», ввести понятие «тематические группы слов», научить отличать понятия «видовые группы слов» и «родовые группы слов»;

- 3) воспитательная: воспитывать умение анализировать, сопоставлять, развивать навыки критического мышления при усвоении информации.

  • Тип урока: «повторение изученного материала»

Оборудование: ноутбук, аудиоприложение к учебнику

Этапы урока

Содержание (деятельность учителя и учащихся)

УУД

1. Мотивация к деятельности

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне

Включение в деловой ритм (Подготовка класса к уроку. Ученики готовят учебные принадлежности.).

Повторение теоретической части прошлого урока и проверка домашнего задания.

Л 4.2.

Р 1.1.

П 6.3, 6.6, 6.8

К 9.5

2.Актуализация знаний

Цель: 1)выявить уровень знаний по пройденному материалу иустранить пробелы в знаниях учащихся; 2)обеспечить развитие познавательного интереса учащихся; 3)повторить пройденный материал, проверить степень усвоения материала; 5) развивать способность к умению переводить текст из одной знаковой системы в другую


Перевод информации из одной знаковой системы в другую (текст в схему)

- На каком уроке вы могли бы встретиться с первой группой слов? (на биологии). Попробуйте представить, что учитель биологии попросил вас перевести информацию, содержащуюся в предложении 1 упр. 31 (см.д/з), в схему.

Насекомое

Бабочка стрекоза пчела таракан комар кузнечик

- Что можно сказать о слове НАСЕКОМОЕ? (оно обобщающее).

- Кто может догадаться, какими отношениям связаны эти слова? (отношениями рода или вида?)

(Род - насекомое, остальные слова - это виды)

Почему эти слова находятся в одной группе слов? (они связаны общим словом).

Как бы могли,по вашему мнению, называться такие группы слов? (высказывают предположения)

Л 4.4

Р 1.3, 2.5, 3.5,3.8,4.4

П 6.1, 6.4, 6.11, 7.7, 8.5

К 9.2, 9.5, 10.1

3. Постановка учебной задачи

Цель: обеспечение восприятия, осмысление темы урока

Сегодня мы с вами будем работать по теме «Тематические группы слов»

Какую цель мы поставим себе сегодня на уроке?

- Что мы должны для этого сделать? Учащиеся отвечают на вопрос, ставят цель, предполагают результат, предлагают план действий.

Попробуйте объяснить, что такое тематическая группа слов.

Л 4.4

Р 1.4, 1.5,2.5

П 6.7

К 9.1, 9.3, 9.10, 10.1

4. Выявление места и причины затруднений

Цель: организовать учащихся по исследованию проблемной ситуации, составить план достижений цели и определить средства достижения

обеспечить закрепление темы урока

Работа с учебником чтение теоретического материала - стр.246-247.

Упр. 34 :Почему в данных группах слов появилось лишнее слово?

Л 4.4

Р 1.3, 2.1, 2.3, 2.7, 3.1, 3.6, 5.2

П 6.1, 6.3, 6.6, 6.8, 7.2, 8.3

К 9.7, 9.9, 10.1

5. Первичное закрепление

Цель: установить осознанное восприятие, сделать первичное обобщение, закрепить изученный материал

Работа с аудиоприложением Упр. 39 (глава 4)

Составление письменного рассказа с применением знаний по новой теме.

Проверка письменных работ и их обсуждение.

Л 4.4

Р 2.5, 2.7, 3.1, 3.5, 3.6, 4.4, 5.2

П 6.1, 6.3, 6.8, 7.2, 8.3

К 9.7, 10.1, 10.7

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: организация деятельности по применению новых знаний, закрепление изученного материала

Работа в группе (Упр. 38)

Игра - соревнование.

Л 4.4

Р 1.3, 2.5, 3.1, 3.3, 3.4, 3.8, 4.1, 4.4,5.1, 5.4

П 6.1, 6.2,6.4

К 9.2, 9.3, 9.4, 9.6, 9.7, 9.11, 9.12, 10.2, 10.5, 10.6, 10.10

7.Подведение итогов урока, рефлексия деятельности.

Цель: анализ урока,

закрепление и коррекция способов действия, самооценка собственной деятельности

Фронтальный опрос.

Беседа по теме урока:

Что оказалось трудным, что осталось непонятым? (учащиеся выясняют, что было повторено, что хорошо помним и понимаем, а что предстоит подучить и закрепить)

- Достигли ли мы цели, которую поставили перед собой?

Л 4.4

Р 2.9, 3.3, 3.4, 3.6, 3.7, 3.8, 4.4, 4.5, 5.2, 5.4, 5.5

П 6.11, 6.14

К 9.6, 9.9, 10.2

8. Домашнее задание

Параграф 7, упр.37 (стр.250), выучить и записать в словарик слова рубрики «Пишите правильно» на стр.250.





© 2010-2022