Историческая правда и вымысел баллады А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

Цель исследования – сопоставительный анализ «Песни о Вещем Олеге» и летописных источников. Объектом исследования является баллада А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге», а предметом исследования – летописные источники. Задачи: - изучить летописные источники, в которых упоминаются обстоятельства жизни и смерти князя Олега; - проанализировать и выявить сходства и отличия летописных источников и «Песни о вещем Олеге»; - выяснить, что интереснее читать современным школьникам: летописи или «Песнь о вещем Олеге» Пушкина, созданную на основе исторических фактов. Методы исследования: - анализ содержания; - сопоставление летописной и художественной трактовки; - метод социологического опроса. Актуальность работы обусловлена неослабевающим интересом к балладе Пушкина «Песнь о вещем Олеге», к теме судьбы и предназначения человека. Практическая значимость работы состоит в том, что она дает возможность серьезно оценивать художественное произведение с точки зрения его исторической достоверности и популяризировать древнерусскую и классическую литературу среди школьников.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

11

Содержание

1. Введение с. 2-3

2. Из истории с. 4

3. Основные положения летописных источников с. 5-6

4. Историческая правда и вымысел «Песни о вещем Олеге»

А. С. Пушкина с. 7-8

5. Результаты опроса семиклассников с. 9

6. Заключение с. 10

7.Библиография с.11

















Введение

Александр Сергеевич Пушкин обладал не только могучей творческой фантазией, но и историческим чутьём, которое помогало ему «угадывать» там, где не хватало точных фактов. По словам князя Вяземского, «в Пушкине было вернее понимание истории: свойство, которым одарены не все историки. Принадлежностями его ума были: ясность, проницательность и трезвость мысли. Он не историю воплощал бы в себя и в свою современность, а себя перенес бы в историю и в минувшее. Пушкин был одарен воображением и, так сказать, самоотверждением своей личности настолько, что мог отрешить себя от настоящего и воссоздавать минувшее, уживаться с ним, породниться с лицами, событиями, нравами, новыми поколениями, новыми порядками, новым общественным и гражданским строем…»

Что же побудило Пушкина обратиться к эпизоду о смерти князя Олега?

В лицейские годы А. С. Пушкин часто бывал в доме писателя Н. М. Карамзина, где и познакомился с его великим трудом под названием «История государства российского», в который был включен и отрывок о загадочной смерти древнерусского князя, так поразивший поэта. А.С.Пушкин чувствовал своё великое предназначение, свою судьбу. Поэтому тема судьбы его очень интересовала и волновала.

Кроме того, Пушкин, в 1820 г. сосланный Александром I за вольнолюбивые стихи, не раз бывал в Киеве. Там он посетил гору Щекавицу, где, по преданию, похоронены князь Олег и княгиня Ольга.

Летописный эпизод о князе Олеге разбудил поэтическое воображение поэта. Вот что писал он своему другу А. Бестужеву по этому поводу: «Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического».

Не менее интересным представляется и то, что Пушкину, по словам Людмилы Петрушевской, еще в молодости была предсказана ранняя смерть. В статье «О Пушкине» она пишет, что один грек-предсказатель вывез его в лунную ночь в поле и, спросив день и час его рождения и сделав заклинания, сказал ему, что, скорее всего, он примет смерть от «белого человека» или от белой лошади. Предсказание сбылось, ведь Дантес - блондин

Но действительно ли события, описанные Александром Сергеевичем в «Песни о вещем Олеге» (1822), исторически достоверны? В этом и состоит моя гипотеза.

Цель исследования - сопоставительный анализ «Песни о Вещем Олеге» и летописных источников.

Объектом исследования является баллада А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге», а предметом исследования - летописные источники.

Задачи:

- изучить летописные источники, в которых упоминаются обстоятельства жизни и смерти князя Олега;

- проанализировать и выявить сходства и отличия летописных источников и «Песни о вещем Олеге»;

- выяснить, что интереснее читать современным школьникам: летописи или «Песнь о вещем Олеге» Пушкина, созданную на основе исторических фактов.

Методы исследования:

- анализ содержания;

- сопоставление летописной и художественной трактовки;

- метод социологического опроса.

Актуальность работы обусловлена неослабевающим интересом к балладе Пушкина «Песнь о вещем Олеге», к теме судьбы и предназначения человека.

Практическая значимость работы состоит в том, что она дает возможность серьезно оценивать художественное произведение с точки зрения его исторической достоверности и популяризировать древнерусскую и классическую литературу среди школьников.









Из истории

Вспомним историю.

Вещий Олег - князь новгородский с 879 года и великий князь киевский с 882. Получив власть над новгородскими землями после смерти Рюрика, как опекун над его малолетним сыном Игорем, Олег присоединил к Новгородской Руси Киев и перенёс туда столицу, покорил и присоединил много славянских племен в Восточной Европе,совершал победоносные походы на соседние страны, в том числе на Византию, овладел столицей Византийской империи Константинополем (русские называли его Царь-град - современный Стамбул).Нередко рассматривается как основатель Древнерусского государства.









Основные положения летописей


Происхождениеи княжение Олега


В «Песни о вещем Олеге» действуют исторически существовавшие персонажи (князь Олег, князь Игорь, княгиня Ольга). Обратимся к летописным источникам.

В летописях излагаются две версии биографии Олега: одна из них в «Повести временных лет», а другая в Новгородской летописи.

Согласно «Повести временных лет», Олег был родичем (соплеменником) Рюрика. После смерти основателя княжеской династии Рюрика в 879 году, Олег стал княжить в Новгороде как опекун малолетнего сына Рюрика Игоря. В 882 году Олег взял город Смоленск и Любеч и захватил Киев. Расположение Киева показалось Олегу весьма удобным, и он перебрался туда с дружиной, объявив: «Да будет это мать городов русских». Тем самым он объединил северный и южный центры восточных славян. Следующие 25 лет Олег был занят расширением своей державы. Он подчинил Киеву древлян (883), северян (884), радимичей (885).

В 907 году Олег выступил в поход на Царьград. Византийский император Лев VI Философ приказал закрыть ворота города и загородить цепями гавань, предоставив таким образом варягам возможность грабить и разорять пригороды Константинополя. Однако Олег пошёл на необычный штурм: «И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу». Испуганные греки предложили Олегу мир и дань. В знак победы Олег прибил свой щит на вратах Царьграда.

Многие историки считают этот поход легендой. О нём нет ни единого упоминания у византийских авторов, достаточно подробно описавших подобные походы в 860 и 941. Возможно, поход всё же был, но без осады Царьграда.

О чем же повествует нам Новгородская летопись? Новгородская летопись сохранила фрагменты более раннего летописного свода, однако содержит неточности в хронологии по событиям X века.

В Новгородской летописи Олег представлен не князем, а воеводой при Игоре. Захватывает Киев и идёт войной на Византию тоже Игорь, а Олег возвращается обратно на север, в Ладогу.



Смерть князя

Обстоятельства смерти Вещего Олега также противоречивы. Так, «Повесть временных лет» сообщает, что смерти Олега предшествовало небесное знамение, а его могила находится в Киеве на горе Щековице. Там же сообщается, что князь Олег погиб в 912 году.

Новгородская летопись помещает его могилу в Ладоге, но в то же время говорит, что он ушёл «за море», где умер в 922 году.

В обоих вариантах присутствует легенда о смерти от змеиного укуса. По преданию, волхвы предсказали князю, что он умрёт от своего любимого коня. Олег приказал увести коня и вспомнил о предсказании только через четыре года, когда конь уже давно умер. Олег посмеялся над волхвами и захотел посмотреть на кости коня, встал ногой на череп и сказал: «Его ли мне бояться?» Однако в черепе коня жила ядовитая змея, смертельно ужалившая князя.

Эта легенда находит параллели в исландской саге о викинге ОрвареОдде, который также был смертельно ужален на могиле любимого коня. Неизвестно, легла ли сага в основу легенды о смерти Олега или, наоборот, обстоятельства гибели Олега послужили материалом для саги.

Таким образом, напрашивается следующий вывод: князь Олег - это историческая легендарная личность. А легендарные имена всегда окружены легендами, потому что нельзя допустить, чтобы жизнь прославленного героя оборвалась обычно, и фантазия людей приукрашивает ее.



















Историческая правда и вымысел «Песни о вещем Олеге»

А. С. Пушкина

Обращаясь к историческим источникам, А.С. Пушкин старается быть исторически достоверным, для него очень важно отобразить реальные события.

«Песнь о вещем Олеге» переносит нас в далёкое прошлое, когда наши предки - восточные славяне были язычниками. Всё, что окружало их: камни, травы, река - наделялось человеческими свойствами, казалось им живым. Все явления природы славяне объясняли существованием и действиями особых сверхъестественных существ - богов. Богов было много. Одним из главных и почитаемых богов был Перун - бог грозы и войны.

Из тёмного леса, навстречу ему,
Идёт вдохновенный кудесник,
Покорный Перуну старик одному,
Заветов грядущего вестник…

Наши предки верили, что есть люди, умеющие угадывать жребий - судьбу, волю богов; таких людей они называли волхвами или колдунами, кудесниками. Они верили, что волхвы обладают способностью совершать чудеса; могут управлять силами природы, могут, когда захотят, превращаться в зверей, предсказывать будущее.

Из тёмного леса, навстречу ему,

Идёт вдохновенный кудесник <…>

В мольбах и гаданьях проведший весь век.

И к мудрому старцу подъехал Олег.

«Скажи мне, кудесник, любимец богов,

Что сбудется в жизни со мною?»

Оба главных героя произведения - язычники, один предсказывает, другой верит предсказаниям.

Пушкин вводит исторические реалии, тщательно вырисовывая все детали:

Воителю слава-отрада;

Победой прославлено имя твое:

Твой щит на вратах Цареграда...

Поэт показывает древние традиции и обычаи, что придает пушкинской балладе вид подлинности. Согласно языческим верованиям, души умерших, погибших на бранном поле, продолжали жить и после смерти. Над могилой насыпали курган - могильный холм. В честь покойника совершалась тризна, т.е. устраивалось пиршество, на котором пелись песни, прославлявшие подвиги умершего, и происходили военные игры.

Над славной главою кургана...
Они поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.

Поэт также дает собственную оценку героям и событиям того времени. Так, в слова «вдохновенного кудесника», который беседует с князем, поэт вложил личное отношение к истинному искусству:

Волхвы не боятся могучих владык,

А княжеский дар им не нужен;

Правдив и свободен их вещий язык

И с волей небесною дружен…

Таким образом, поэт на стороне «мудрого старца», который знает не только реальную жизнь, но и является пророком.Пушкин также выражает свое отношение к изображаемому: он воспевает князя Олега, его поход на Царьград, судьбоносную кончину.

Произведение насквозь пропитано русским колоритом, наполнено эмоциями и ощущениями людей того времени. Автор старается как можно точнее передать эти чувства.

Могу сделать вывод, что именно благодаря таким произведениям, как «Песнь о вещем Олеге», мы проникаемся искренним интересом и любовью к истории своей страны, порой так сухо изложенной в учебниках.

















Результаты опроса семиклассников

Балладу «Песнь о вещем Олеге» мы читали, а затем подробно обсуждали на уроке литературы и даже заучивали наизусть. А вот летописные источники в школьную программу не входят, поэтому мне пришлось подробно рассказать о них одноклассникам, зачитать самые любопытные отрывки («Сказание о смерти Олега от коня»).

Многих ребят баллада Пушкина заинтересовала своим языком, очень отчётливо показывающим атмосферу тех лет. Вот почему, на мой взгляд, когда я попросила ребят ответить на вопрос: «Какое произведение Вам показалось более интересным, убедительным?», большинство (68%) выбрало именно «Песнь о Вещем Олеге».

Остальные 32% выбрали «Повесть временных лет», обратив внимание на большую историческую достоверность.

Заключение

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что события, описанные Александром Сергеевичем в «Песни о вещем Олеге», исторически достоверны, что и подтверждает первоначальную гипотезу исследования.

Тем не менее, образы героев баллады представленыярче, чем в летописях, так как у Пушкина прослеживается авторское отношение к изображаемому. К тому же в задачу поэта не входило детальное описание ратных подвигов Олега. Он только упоминает о них, рассуждая о превратностях судьбы Олега-воина и Олега-человека. Поэт донёс до нас главную мысль: «От судьбы не уйдёшь. Человек, выполнивший своё жизненное предназначение, рано или поздно уходит в небытие».

Кроме того, как показал опрос семиклассников, читать произведение, написанное в художественном стиле, намного интереснее, чем летописи.

























Библиография

  1. Левенталь В., Друговейко-Должанская С., Крусанов П. Литературная матрица: Учебник, написанный писателями. XIX век - т.1 - Лимбус Пресс, 2010г

  2. А. С. Пушкин Песнь о Вещем Олеге Избранные сочинения - Амфора, 2011г.

  3. Н.М.Карамзин. История государтсва российского. - т.1-3, глава 5, с.116-126, Тула Приокское книжное издательство, 1990,









© 2010-2022