Программа дополнительного образования Основы речевой коммуникации (для учащихся 9 класса)

Задача программы дополнительного образования учащихся «Основы речевой коммуникации» - дать учащимся 9 класса теоретические знания и практические навыки в сфере осуществления эффективных речевых коммуникаций. Программа дополнительного образования учащихся «Основы речевой коммуникации» ориентирована на удовлетворение образовательных потребностей, которые выходят за рамки образовательных стандартов.   Цель программы - раскрыть особенности речевой коммуникации в современном обществе, дать правила п...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ

НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БОРОВИЧСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ


РАССМОТРЕНО Согласовано УТВЕРЖДЕНО

Предметной (цикловой) комиссией Заместитель директора по учебной работе Директор колледжа

русской и зарубежной филологии

Председатель

_________________ (ФИО) ______________________ (ФИО) __________________ (ФИО)

Протокол №___ от_________ 2014 г. «____»_____________________ 2014 г. «____» _________________2014 г.


программа ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Основы речевой коммуникации

для учащихся 9 класса

Разработчик: Е.Д.Маслова, преподаватель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория

Боровичи, 2014

Пояснительная записка

Актуальность и необходимость программы. Речевая коммуникация весьма сложна по своей структуре. Речь является по существу одной из составных частей профессиональной подготовки специалистов всех областей, том числе учителя, социального педагога, специалиста в области дошкольного образования, прикладной информатики. Все они должны в совершенстве владеть различными видами речевой деятельности, обладать навыками речевого тестирования, уметь квалифицированно вести беседу (именно вести, а не участвовать в ней), то есть чувствовать себя вполне уверенно как в бытовой, так и в деловой сферах общения. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Задача программы дополнительного образования учащихся «Основы речевой коммуникации» - дать учащимся 9 класса теоретические знания и практические навыки в сфере осуществления эффективных речевых коммуникаций. Программа дополнительного образования учащихся «Основы речевой коммуникации» ориентирована на удовлетворение образовательных потребностей, которые выходят за рамки образовательных стандартов.

Цель программы - раскрыть особенности речевой коммуникации в современном обществе, дать правила пользования речью; способствовать практическому совершенствованию речевого поведения и культуры речи.

Рабочая программа «Основы речевой коммуникации» состоит из 3 разделов: «Способы фиксации прочитанной и прослушанной информации», «Совершенствование навыков речевой деятельности», «Совершенствование навыков письменной речи». При формировании основ речевой компетентности программой предусмотрено научить школьников структурированному восприятию содержания текста, умению выделять в нем микротемы, определять в нем главное, существенное, отсекать второстепенное. При этом большое внимание уделяется формированию продуктивных коммуникативных умений школьников: определять тему, идею и проблему текста; отбирать нужные лексические и грамматические средства; сокращать текст до минимума информации без ущерба для смысла; связно и достаточно кратко передавать полученную информацию; умение строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи; умение аргументировать свою точку зрения, используя прочитанное.

Данная программа имеет практический характер. Теоретический материал усваивается в активной форме на практических занятиях, а также в ходе самостоятельной работы учащихся. Главное внимание уделяется совершенствованию навыков речевой коммуникации. На занятиях используются приемы коммуникативно-ориентированного обучения, обучения в сотрудничестве; коллективная работа в малых группах, работа в парах и т.д.

Программа дополнительного образования учащихся «Основы речевой коммуникации» рассчитана на один год обучения и составляет 32 часа. Каждое занятие содержит материал, направленный на развитие коммуникативных способностей школьников.

Ожидаемые результаты. Осваивая данную программу, учащиеся научатся:

-активизировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных видов речевой деятельности;

-оценивать языковые факты с точки зрения правильности, точности, уместности их употребления;

-использовать основные приемы информационной переработки текста;

-оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных задач;

-создавать собственное речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-осуществлять речевой самоконтроль.

Формы подведения итогов реализации программы:

- написание сжатого изложения;

- написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему;

- городской репетиционный экзамен по русскому языку.

Содержание

Раздел 1. Способы фиксации прочитанной и прослушанной информации

Тема 1.1. Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их определения и формулирования. Практическая работа № 1

Тема 1.2. Композиция, логическая, грамматическая структура текста

Тема 1.3. Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке.

Тема 1.4. Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические. Практическая работа № 2

Основные вопросы по разделу 1:

1. Сжатое изложение - это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых умений.

2. Что такое микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. Структурные особенности сжатого изложения.

3. Основные приёмы компрессии исходного текста: исключение, обобщение, упрощение.

Требования к знаниям и умениям:

- знать основные термины речеведения;

-уметь точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;

- уметь правильно воспринимать авторский замысел;

- уметь вычленять главное в информации;

- уметь сокращать текст разными способами;

- уметь точно и лаконично излагать содержание текста;

- уметь находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.

Раздел 2. Совершенствование навыков речевой деятельности

Тема 2.1. Лексика. Лексическое значение слова. Лексика русского языка с точки зрения происхождения и употребления. Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы. Практическая работа № 3

Тема 2.2. Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. Практическая работа № 4

Тема 2.3. Правописание корней. Практическая работа.

Тема 2.4. Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. Практическая работа № 5

Тема 2.5. Правописание приставок. Второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однород-ных членах предложения. Простое осложнённое предложение. Практическая работа № 6

Тема 2.6. Правописание суффиксов. Морфология. .Обособленные члены предложения. Простое осложнённое предложение. Практическая работа № 7

Тема 2.7. Правописание Н-НН в разных частях речи. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения. Практическая работа № 8

Тема 2.8. Гласные после шипящих. Ь после шипящих. Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложном предложении. Типы придаточных предложений. Практическая работа № 9

Тема 2.8. Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Типы соподчинения. Практическая работа № 10

Тема 2.9. Сложные слова. Слитные, раздельные, дефисные написания. Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Практическая работа № 11

Тема 2.10. Правописание производных предлогов. Правописание союзов. Правописание частиц. Частицы НЕ-НИ. Способы оформления чужой речи (прямая речь, косвенная речь, диалог, цитаты). Практическая работа № 12

Тема 2.11. Сложные предложения с разными видами связи. Средства речевой выразительности.

Основные вопросы по разделу 2:

  1. Анализ информации исходного текста.

  2. Лексическое значение слова в тексте.

  3. Средства художественной изобразительности.

  4. Синонимы.

  5. Антонимы.

  6. Омонимы.

  7. Орфограммы в корне слова.

  8. Орфограммы в приставках.

  9. Орфограммы в суффиксах.

  10. Орфограммы в окончаниях.

  11. Словосочетание. Виды подчинительной связи в словосочетании.

  12. Грамматическая основа предложения.

  13. Простое осложненное предложение.

  14. Знаки препинания в простом осложненном предложении.

  15. Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

  16. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

  17. Синтаксический анализ сложного предложения с разными видами связи.

Требования к знаниям и умениям:

- знать определения средств художественной изобразительности;

- знать правила правописания безударных гласных в корне слова;

- знать правила правописания безударных гласных в суффиксах различных частей речи;

- знать правила правописания безударных гласных в окончаниях слов различных частей речи;

- знать отличительные признаки видов подчинительной связи;

- знать способы выражения подлежащего и сказуемого в двусоставном предложении;

- знать особенности построения односоставных предложений;

- знать способы выражения второстепенных членов предложения;

- знать правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, с обособленными членами, с вводными словами;

- знать правила постановки знаков препинания в сложносочиненных предложениях;

- знать правила постановки знаков препинания в сложноподчиненных предложениях;

- знать правила постановки знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях;

-знать правила постановки знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи;

- уметь определять лексическое значение слова в тексте;

- уметь подбирать синонимы к слову или словосочетанию;

- уметь находить антонимы в тексте;

- уметь различать омонимы.

- уметь различать виды орфограмм;

- уметь определять вид подчинительной связи и подбирать синонимичное словосочетание с другим видом связи;

- уметь анализировать структуру простого осложненного предложения;

- уметь определять вид сложного предложения, границы простого предложения в составе сложного и виды придаточного в СПП;

-уметь обосновать выбор знака в простом и сложном предложении.

Раздел 3. Совершенствование навыков письменной речи

Тема 3.1. Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста.

Практическая работа № 13

Тема 3.2. Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов.

Практическая работа № 14

Тема 3.3. Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения.

Практическая работа № 15

Тема 3.4. Анализ и корректировка сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок.

Основные вопросы по разделу 3:

1. Структура сочинения на лингвистическую тему.

2. Критерии оценки задания.

3. Тезис сочинения на лингвистическую тему.

4. Аргументы в сочинении на лингвистическую тему.

5. Заключение в сочинении на лингвистическую тему.

6. Структура сочинения-рассуждения по тексту.

8. Тезис сочинения-рассуждения.

9. Аргументы в сочинении-рассуждении.

10. Заключение в сочинении-рассуждении.

Требования к знаниям и умениям:

- уметь правильно понимать информацию письменного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);

- уметь точно и обоснованно отвечать на поставленный вопрос;

- понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме;

- интерпретировать информацию прочитанного текста;

- уметь формулировать тезис, который предстоит доказать;

- уметь видеть логическую связь между тезисами и аргументами;

- использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте, в качестве аргумента;

- различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

- определять функционально-смысловой тип речи;

- определять лексическое значение слова и фразеологического оборот;

- создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи;

- последовательно излагать собственные мысли;

- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;

- использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;

- оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

№ п/п

Дата

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

Кол-во

часов

Раздел 1. Способы фиксации прочитанной и прослушанной информации

1

Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их определения и формулирования. Практическая работа.

1

2

Композиция, логическая, грамматическая структура текста

1

3

Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке.

1

4

Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические. Практическая работа.

1

5-6

Написание сжатого изложения

2

Раздел 2. Совершенствование навыков речевой деятельности

7

Лексика. Лексическое значение слова. Лексика русского языка с точки зрения происхождения и употребления. Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы. Практическая работа.

1

8

Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. Практическая работа.

1

9

Правописание корней. Практическая работа.

1

10

Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. Практическая работа.

1

11

Правописание приставок. Второстепенные члены предложе-ния. Однородные члены предложения.

Знаки препинания при однородных членах предложения.

Простое осложнённое предложение. Практическая работа.

1

12-13

Правописание суффиксов.

Морфология. Обособленные члены предложения. Простое осложнённое предложение. Практическая работа.

2

14-15

Правописание Н-НН в разных частях речи. Практическая работа.

Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения.

2

16-17

Гласные после шипящих. Ь после шипящих. Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложном предложении. Типы придаточных предложений. Практическая работа.

2

18-19

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Типы соподчинения. Практическая работа.

2

20-21

Сложные слова. Слитные, раздельные, дефисные написания.

Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Практическая работа.

2

22-23

Правописание производных предлогов. Правописание союзов. Правописание частиц. Частицы НИ-НИ.

Практическая работа.

Способы оформления чужой речи (прямая речь, косвенная речь, диалог, цитаты).

2

24-25

Сложные предложения с разными видами связи. Средства речевой выразительности.

2

Раздел 3. Совершенствование навыков письменной речи

26-27

Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения.

Тема, идея, проблема текста. Практическая работа.

2

28-29

Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов. Практическая работа.

2

30-31

Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения. Практическая работа.

2

32

Анализ сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок. Коррекция ошибок.

1

ИТОГО:

32





Список литературы

  1. Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык. Справочные материалы. М., "Просвещение", 1987.

  2. Богданова Г.А., Кириченко Г.И. Материалы для подготовки к экзаменам по русскому языку. 9 класс. Пособие для учащихся. М., "Мнемозина", 1997.

  3. Бондаренко СМ., Борисенко Н.А. Ваши старые знакомые: ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ. // Русский язык и литература для школьников. 2003. №4, с. 27-31.

  4. Бондаренко СМ., Борисенко Н.А. Масло масляное, или сочетания ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН. // Русский язык и литература для школьников. 2003. №3, с. 21-25.

  5. Вишневская Л.Л., Старикова И.В. Схемы и таблицы по орфографии и пунктуации. // Русский язык и литература для школьников. 2003. №2, с. 27-32; 2003. №3, с. 37-40. 11 .

  6. Волгина Н. С, Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. М, "Просвещение", 1993.

  7. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. - М., 1993.

  8. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Книга о хорошей речи. - М.,1997.

  9. Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. - М., 1995.

  10. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. - М.,1989.

  11. Государственная итоговая аттестация: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / ФИПИ, авт.сост.: И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. М.: "Астрель".

  12. Гусарова И.В. Тренинг грамотного письма. // Русский язык и литература для школьников. 2002. №1, с. 50-54.

  13. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. М., 1982.

  14. Ипполитова Н.А. Упражнения по грамматической стилистике при изучении частей речи. - М., 1980.

  15. Материалы сайта ФИПИ fipi.ru.

  16. Опыты анализа художественного текста / Сост. Н.А. Шапиро. М.: МЦНМО, 2008.

  17. Скобликова Г.П. Обобщающая работа по орфографии. М., 2001.

  18. Сорокина Н.Г., Юрьева М.Г. Русский язык. Экспресс-курс практической грамотности. // Русский язык и литература для школьников. 2002. №2, с. 28-37; 2003. №1, с. 14-26.

  19. Хлебникова А.В., Плотникова Е.Ф. Сборник текстов для закрепления навыков правописания. Пособие для учителей. М., "Просвещение", 1976.

  20. Штильман С.Л Как избавиться от безграмотности. // Русский язык и литература для школьников. 2002. №1, с.41-49; 2002. №2, с.21-27; 2003. №2, с.17-26; 2003. №3, с. 25-36.

Словари и справочники

1.Александрова З.С. Словарь синонимов русского языка. - М., 1998.

2.Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова: Литературные цитаты. Образные выражения. - М., 1988.

3.Зимин В.И. и др. Русские пословицы и поговорки: Учебный словарь. - М., 1994.

4.Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы/Под ред. Р.И.Аванесова. - М., 1989.

5.Панов Б.Г., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. - М., 1991.

6.Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М., 1998.

7.Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание). - М.,1984.

8.Энциклопедический словарь юного литературоведа. - М., 1988.









© 2010-2022