Снег идет

I. Краткая информация о тех фактах жизни и творчества Б.Пастернака, которыенашли отражение в стихотворении.               II. Первое чтение стихотворения учителем и установка на определенные темы.              III. Беседа по содержанию стихотворения, выяснение того, как дети определяли тему стихотворения.              IV. Лингвистический анализ поэтического текста. Коллективная работа класса под руководством учителя.               V.Еще раз о теме стихотворения. Выразительное чтение стихотворени...               VI. Вспомним стихи из цикла «Край ты мой, родимый край …»
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Снег идет.

Логическое ударение. Как читать?

(интонация)

/ /

Снег идет, снег идет. Негромко,

/

К белым звездочкам в буране спокойно,

Тянутся цветы герани напевно.

За оконный переплет.

/

Снег идет и все в смятеньи,

Тревога.

Все пускается в полет, -

/

Черной лестницы ступени,

/

Перекрестка поворот.

/ /

Снег идет, снег идет. Быстро,

Словно падают не хлопья, торжественно,

А в заплатанном салопе загадочно.

Сходит наземь небосвод.

Словно с видом чудака,

/

С верхней лестничной площадки, Сказочность,

/ /

Крадучись, играя в прятки, таинственность.

/

Сходит небо с чердака.

/

Потому что жизнь не ждет.

Не оглянешься - и святки. Размышляя,

Только промежуток краткий, думая.

/

Смотришь, там и новый год.

Снег идет, густой - густой.

/

В ногу с ним, стопами теми, Задумчиво,

/ /

В том же темпе, с ленью той неторопливо,

/

Или с той же быстротой, убыстрить сомнения.

/

Может быть, проходит время?

Может быть, за годом год

Следует, как снег, идет

Или слова в поэме?

Снег идет, снег идет

Снег идет и все в смятеньи:

Убеленный пешеход,

Удивленные растенья,

Перекрестка поворот.

( 1957 г.)







Борис Леонидович Пастернак

(1890 - 1960 г.)

Стихотворение «Снег идет» (1957г.)

Снег идетСнег идет

Снег идетСнег идетСнег идетСнег идетСнег идетЛучший Пастернак - самый «зимний» из русских поэтов. Лучший

рисунок ( По подсчетам ученых ) рисунок

ученика ученика

Снег идетСнег идетСнег идетСнег идетСнег идет

Портрет

Б.Л.Пастернака.

Снег идет

Пастернак всегда стремился к философскому осмыслению жизненных явлений.

( Ученые литературоведы)

Любимые пастернаковские образы - мелкие, дробные части природы: капли, льдинки, снежные хлопья - все это сыплется, брызжет, катится, воплощая кипение жизни.

Эпштейн М.Н.

Наглядность: картины, рисунки учащихся, портрет писателя.

Цели:

1. Через одно стихотворение дать начальное представление о судьбе и

творчестве, особенностях стиля Бориса Пастернака.

2. Показать, как надо читать и анализировать стихотворение с использованием

элементов лингвистического анализа поэтического текста:

а) выявить тему природы и философских размышлений;

б) пояснить лексическое значение ключевых слов;

в) разъяснить роль тропов и фигур ( повторов, сравнений и олицетворений) в раскрытии

художественных образов, темы и идеи стихотворения;

3. Обучить выразительному чтению.

4. Подготовить к сочинению.

Ход урока.

Этапы:

I. Краткая информация о тех фактах жизни и творчества Б.Пастернака, которые

нашли отражение в стихотворении.

II. Первое чтение стихотворения учителем и установка на определенные темы.

III. Беседа по содержанию стихотворения, выяснение того, как дети определяли

тему стихотворения.

IV. Лингвистический анализ поэтического текста. Коллективная работа класса под руководством учителя.

V.Еще раз о теме стихотворения. Выразительное чтение стихотворения учениками.

VI. Вспомним стихи из цикла «Край ты мой, родимый край …»

VII. Домашнее задание: написание сочинения - миниатюры на любую из

предложенных тем.

I.

- Сообщает цель урока. Д/з будет сочинение - миниатюра по этому стихотворению.

( Готовили сообщения: Берсенев Ж., Муранова Н., Федоровцев С., Каменских Д.,

Субботин Н. по биографии Б.Л.Пастернака.)

- Вы обратили внимание, сколько языков изучил Пастернак с детства?

Правильно, три. Знал их хорошо, читал и переводил с английского, немецкого и

Французского.

II.

- Вслушайтесь в стихотворение и подумайте : о чем оно?

(Дети воспринимают стихотворение только на слух).

III.

- Итак, о чем же это стихотворение?

( О зиме, о снеге и снегопаде, о жизни.)

- А сейчас прочитаем стихотворение вместе. Внимательно вглядитесь

в каждое слово, вдумайтесь в его лексическое и грамматическое значение, «вслушайтесь»

в каждый звук. Иногда слово имеет два, три и более значений. Мы будем рассматривать

и их. Это поможет нам поглубже почувствовать мысль автора. И потом каждый проверит себя:

верно ли была определена тема стихотворения при первом чтении?

IV.

- Первые слова, с которыми автор обращается к вам, - это название.

Часто оно дает ключ к пониманию стихотворения. Название может быть, а может и

отсутствовать. Это стихотворение имеет название. Это важно. Почему?

( Автор сам «подсказывает» нам тему, наводит на мысль о снеге.)

- Это стихотворение входит в последнюю книгу Пастернака, написанную в

1956 - 1959 годах, « Когда разгуляется ».

Разгуляется - здесь просторечное слово, как вы его понимаете?

(Так говорят обычно о погоде, она станет теплее, тучи уйдут.)

- Да, синоним к разгуляется - распогодится. Это значит пройдет непогода, настанут

ясные дни. Случайно ли это? Только ли явление природы имеет в виду автор?

( Нет, это не только о природе. Здесь и желание автора дождаться погоды, ясности в судьбе,

в жизни.)

- Наряду со стихотворением «Снег идет» в конце есть еще «Первый снег», «Следы на снегу». Подумайте, случайно ли это?

( Нет. Снег и зима нравились поэту.)

- Да, на особенность творчества Пастернака обратили внимание исследователи.

По подсчетам ученых, Пастернак - самый «зимний» из русских поэтов. А снег - это, конечно,

главная стихия русской зимы.

Вдумайтесь в название «Снег идет». Что представляет собой название? Слово, словосочетание или предложение?

( Это предложение, оно передает законченную мысль.)

- Какое по цели высказывания?

( Повествовательное.)

- Какое по количеству грамматических основ?

( Простое.)

- А какой главный член стоит на 1-ом месте? Почему?

( Подлежащее. Это существительное, обозначает предмет, который нельзя измерить.)

- Какое количество снега мы представляем сразу?

( Его много, он бесконечен.)

- Какие цветовые впечатления вызывает у вас снег?

( Белый - белый цвет.)

- На втором месте сказуемое. Оно обозначает, что делает предмет? Что с ним

происходит? В словаре 26 значений этого глагола. А здесь какое значение?

( Идет - значит « сыплется, падает» - об осадках.)

- Значит, снег, которого бесконечно много, падает и падает, не кончается. Время

глагола - настоящее. Значит действие происходит в момент речи, поэтому оно как бы

бесконечно, ведь это явление природы.

Почему тогда не подошло слово снегопад? Может быть, оно точнее выразило смысл?

Почему поэт предпочел снег идет?

( Автор считал важным передать действие, движение. А в слове снегопад было бы только

название предмета.)

- Читаем I строфу. Готовимся ответить на вопрос: Какие слова привлекают к себе внимание?

Снег идет, снег идет

К белым звездочкам в буране Негромко,

Тянутся цветы герани спокойно,

За оконный переплет напевно.

Снег идет повторяется трижды ( с названием), что усиливает впечатление бесконечности

движения снега.

К белым звездочкам - так названы снежинки. Поэт перенес название 1-го предмета на

другой по сходству.

Что общего между снежинкой и звездочкой?

( Их красота, блеск, форма, каждую хочется рассмотреть. В слове «звездочка» - ласковое

название.)

- В буране. Буран - это снежная буря, метель. Давайте подберем синонимы.

( Вьюга, метель, вихрь, ураган, пурга. То есть это сильное движение снега с ветром. Это

стихия.)

- Можно ли в буране разглядеть каждую снежинку?

( Нет, ведь слишком сильно движение ветра со снегом! Так мог написать человек, который

нежно относится к снежинкам, любит их разглядывать.)

- Действительно, ученые языковеды заметили, что «любимые пастернаковские образы -

- мелкие, дробные части природы : … капли, льдинки, звезды, градинки, снежные хлопья -

-все, что сыплется, брызжет, катится, воплощая кипение жизни».

- Глагол тянуться означает «вытягиваясь, поворачиваться, направляться, стремиться к

чему-нибудь».

Цветок тянется к солнцу. Но этот глагол имеет и дополнительный эмоциональный оттенок.

О ком мы обычно говорим: «Тянется к кому-то?».

( О маленьком ребенке. О таком человеке, который нуждается в ласке, любви, в защите.)

- Цвет герани. Какое это растение?

( Домашнее, растет в горшке, имеет длинный стебель, некрупные яркие цветы, собранные

в соцветия.)


- Вы видите герань в современной квартире, где богатая мебель?

( НЕТ)

- Обычно этот цветок украшает небогатое жилище. Но раз есть цветок, значит в доме тепло,

уютно.

Как вы думаете, с какой интонацией нужно читать эту строфу?

( Спокойно, напевно, передавая последовательность событий, стараясь описать уютную

комнату. Негромко.)

- Прочитайте выразительно I-ую строфу.

- Читаем II строфу. Какие слова, по вашему мнению, требуют пояснения?

Снег идет и все в смятеньи, тревога

Все пускается в полет, -

Черной лестницы ступени,

Перекрестка поворот. Быстро

Смятенье, смятение. Что означает это слово?

( Сильное волнение, возбуждение, тревогу, вызванную борьбой противоречивых чувств.)

- Скажите, а от какого слова образовалось смятение?

( От глагола смять.)

-А что значит смять?

( Сжимать, лишать гладкости, ровности.)

-Снег идет Смять смятение.

В смятеньи - устаревшая форма.

Что находится в смятеньи?

( Все )

- Какой частю речи является это слово? Что означает?

( Местоимение )

- Не называет предметы, явления, а указывает на них

Что подразумевает поэт под словом все?

( Природу, душу человека. Мысли перепутались. Тревожное настроение.)

- Полет - существительное со значением «передвижение по воздуху». С каким словом

перекликается это значение?

( Идет, буран, смятенье )

Правильно, мы чувствуем сильное движение повсюду; не только в природе, но и в

мыслях, в думах, в душе человека.

- Черной лестницы ступени.

Почему поэт на 1-е место поставил прилагательное со значением цвета?

- В словах снег (4 раза) и белые звездочки мы видели много - много белого цвета,

цвета чистоты. А теперь рядом - черный. Это противоположные цвета.

Как называется этот прием? (противопоставление).

Такими же разными могут быть чувства в человеческой душе. Но есть и другое значение

слова черная лестница

- читает ученик отрывок из произведения Шмелева «Лето господне».

В православной традиции святки - 12 святых дней. Праздник конца декабря и начала

января. Это время зимнего солнцестояния и нарастания силы солнца, это обновление мира.

Солнце начинает свой очередной годичный путь, когда начинается новый год в природе,

а, значит, и в жизни человека.

Святки проводились весело, в любви и согласии с родными.

Задумывались, что принесет новый год природе и человеку.

Лестницы ступени - в этих словах поэт обозначает направление движения: сверху вниз!

Значит, ближе к зиме, к реальности!

Перекрестка поворот - что такое перекресток?

( Место, где скрещиваются, пересекаются дороги.)

КСнег идетрест Перекресток

В поэзии это слово означает «важный момент в судьбе», где есть возможность

выбора: поворот направо или налево.

Прочитайте выразительно II строфу.

Передайте голосом ощущение тревоги, усиление движения. Убыстрите темы, выделите

4-ю строфу.

Прочитаем III строфу.

О чем она? Какие слова здесь вам показались необычными, не совсем понятными?

Снег идет, снег идет, торжественно

Словно падают не хлопья, загадочно

А в загадочном салопе

Сходит наземь небосвод. настроение приподнятости

-«салоп», «наземь», «небосвод»

Вы представляете, что такое «салоп»?

Салоп - это верхняя женская одежда в виде длинной накидки с прорезями для рук или

с короткими рукавами, часто на подкладке , на вате». (вышло из активного употребления

в конце XIX века).

А перед этим существительным стоит прилагательное заплатанный. Как вы понимаете

это слово?

( Покрытый заплатами, заштопанный, починенный.)

-Какие люди носят ветхую, старую одежду обычно?

( Пожилые, старые, много прожившие и пережившие.)

- Как вы понимаете значение слова небосвод?

( В нем слышится какое-то торжество.)

- Да, потому что это слово высокого стиля. Оно придает картине настроение приподнятости.

А что значит наземь?

( На землю.)

- Это слово тоже высокого стиля.

Снег идет так удивительно красиво, что, кажется, будто за кружащимися снежинками

выступает силуэт, очертание фигуры очень старого человека в ветхой одежде,

неторопливо, осторожно спускающегося с высоких небес на землю.

Поэтому 3-ю строфу прочитаем торжественно, загадочно.

Читаем IV строфу.

Попытайтесь «дорисовать» в своем воображении эту сказочную картину.

Словно с видом чудака, сказочность

С верхней лестничной площадки,

Крадучись, играя в прятки, таинственность

Сходит небо с чердака.

Как, по вашему, про кого обычно говорят «с видом чудака, …

крадучись, играя в прятки …»?

О пожилых? Да. Иногда про старых говорят: « В детство впадает. Значит, он ведет себя

иногда как ребенок.

Небосвод, небо у Пастернака - в образе старого, много пережившего человека, иногда

ведущего себя как чудак: ему хочется по-детски играть в прятки, прокрасться неслышно.

Он одет в старинную одежду, заштопанную. Его немножко жаль.

Как называется прием, когда автор присваивает неживому предмету черты живого

существа.

Это олицетворение.

Оно и создает атмосферу сказки, тайны.

Можно предположить, что Пастернак за основу своего большого сравнения в 3-й и

4-й строфах взял народное поверье. Один раз в год Небо сходит на Землю. И в результате

этой встречи Земли и Неба рождается новый год на Земле. Для людей Земли это было

событие, которого ждали.

- Прочитайте 3-ю и 4-ю строфы.

Постарайтесь интонацией, тембром голоса передать ощущение таинственности,

сказочности.

- Слушайте 5-ю строфу.

Обратите внимание, как необычно она начинается. К какой части речи относится

первое слово?

Потому что жизнь не ждет. Размышляя,

Не оглянешься - и святки. думая

Только промежуток краткий,

Смотришь, там и новый год.

Потому что - это союз, служебная часть речи, которая ничего не обозначает, а только

связывает однородные члены или простые предложения в составе сложного.

В какой ситуации мы обычно начинаем говорить со слов потому что?

( Когда нас о чем-то спрашивают, а мы отвечаем.)

А здесь есть вопрос?

( Нет)

Вы нашли еще какое-нибудь слово, которое нужно объяснить?

( Святки )

В православной традиции «Святки - 12 святых дней. Праздник конца декабря и начала

января. Это время зимнего солнцестояния и нарастания силы солнца, это обновление

мира. Солнце начинает свой очередной годичный путь, когда начинается новый год в

природе, а значит и в жизни человека.

Святки проводились весело, в любви и согласии с родными. Задумывались, что принесет

новый год природе и человеку.

Какая интонация нужна для 5-й строфы?

(размышляющая, думающая. Человек сам с собой мысленно разговаривает.)

Прочитайте 5-ю строфу выразительно.

Слушайте и читайте 6-ю строфу.

Найдите два ее отличия от двух предыдущих.

Снег идет густой, густой задумчиво,

В ногу с ним, стопами теми неторопливо,

В том же темпе, с ленью той

Или той же быстротой убыстрить сомнения

Может быть, проходит время?

( Она длинней, в ней 5 строк. Здесь есть вопрос.)

- Да, вот мы и нашли вопрос, на который автор хочет найти ответ.

С каких слов начинается 5-я строфа?

( Может быть.)

- Что они означают?

( Передают сомнения, неуверенность: быстро или медленно идет время?)

- Откуда эта неуверенность?

( Для маленьких время идет медленно, а для старых оно мчится. Ощущение времени у

каждого человека свое.)

Прочитайте эту строфу задумчиво, неторопливо. 4-ю строчку убыстрить.

7-я строфа - продолжение этого вопроса. Чем она выделяется зрительно?

(только 3 строчки )

- Какое сравнение обращает на себя внимание?

(« …за годом год следует … как слова в поэме».)

Я думаю, что Пастернак хотел подчеркнуть, что у художника особое чувство времени,

ведь только Мастер Слова знает, как трудно порой найти слово, его место.

- Прочитайте 6-ю и 7-ю строфы.

Передайте интонацией сложный жизненный вопрос и сомнения поэта.

Послушайте заключительную строфу. В чем ее особенность?

Снег идет, снег идет

Снег идет, и все в смятеньи:

Убеленный пешеход,

Удивленные растенья,

Перекрестка поворот.

- Снег идет - 3 раза повторяется. Мысль о бесконечности движения снега усиливается.

- появляются важные слова «все в смятеньи».

Что означает двоеточие?

( После него идет объяснение Что и Кто испытывает чувство смятения. Ответ в 3-х

последних строчках:)

Убеленный пешеход,

Удивленные растенья,

Перекрестка поворот.

Пешеход - человек, идущий пешком. У Пастернака « идущий по жизни, размышляющий

о ней, себя мыслит «пешеходом».

Снег идетУбеленный от глагола убелить. Убелить убеленный.

Что значит убеленный? Здесь оба значения: покрыт снегом и сединой.

Убеленный - кто много пережил, имеет седину, «умудренный опытом»

Кого можно назвать такими словами?

( Самого автора. Пастернака.)

Пешеход - все люди, идущие и размышляющие с автором о времени.

Удивленные растенья.

Какой смысл в 4-й строке??

(Это цветы герани. Они удивлены, не видели такого снегопада.)

Вся природа у Пастернака тоже «осмысливает ход времени, его движение, так она

мудра.

Поэт заканчивает стихотворение важными словами: перекрестка поворот. Почему?

Перекресток - место, которое мы не минуем, не пробежим быстро, мы там остановимся,

Оглянемся, чтобы выбрать верное направление: налево или направо?

Поэт предлагает каждому выбрать свое направление в жизненном движении.

V этап.

- Уточним тему стихотворения.

( Тема природы и философских размышлений о жизни, о судьбе.)

Прочитать стихотворение выразительно. Соблюдать интонацию, паузы, логическое

ударение.

VI.этап.

Учитель: Этим стихотворением мы заканчиваем изучать стихи из цикла на тему «Край ты мой, родимый край».

Прочитайте любимые вами стихи.

У многих художников зима была любимым временем года.

Вы сами рисовали на тему «снег идет», где каждый по - своему отразил это явление

природы.

К стихотворению «Снег идет» ученики нарисовали иллюстрации.

Сергей Никитин поет свою песню на Стихи «Снег идет».

VII. этап. Домашнее задание.


  1. Научиться читать выразительно.

  2. Сочинение - миниатюра.

  • Какое настроение выразил Б.Пастернак стихотворением «Снег идет»?

  • Какое настроение вызвало у меня стихотворение Б. Пастернака «Снег идет»?



© 2010-2022