Нормы согласования, управления и примыкания

Тема: Нормы согласования, управления и примыкания. Цель:  определить основные нормы подчинительной связи в словосочетаниях. Задачи: 1.      обучающие: - изучить особенности словосочетаний, нормы подчинительной связи (согласования, управления, примыкания); - сформировать умение пересказывать научный текст; различать понятия; - формирование орфографической зоркости; 2.  развивающие: - создать условия для развития УУД: сравнивать, сопоставлять, делать выводы; - продолжить развитие творческих спосо...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Класс _______________

Предмет_________________

Дата:

Тема: Нормы согласования, управления и примыкания.

Цель: определить основные нормы подчинительной связи в словосочетаниях.

Задачи:

  1. обучающие:

- изучить особенности словосочетаний, нормы подчинительной связи (согласования, управления, примыкания);

- сформировать умение пересказывать научный текст; различать понятия;

- формирование орфографической зоркости;

2. развивающие:

- создать условия для развития УУД: сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

- продолжить развитие творческих способностей;

- формирование орфографической зоркости;

3. воспитательные:

- воспитывать у учащихся познавательный интерес, информационную культуру, культуру речевого общения.

Оборудование: учебник, раздаточный материал.

Методы работы: устная, письменная.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.


Ход урока

  1. Организационный момент.

Проверить готовность учащихся к началу урока.



  1. Актуализация знаний.

Что такое словосочетание?

Как связаны слова в словосочетании?

На какие две группы делятся слова в словосочетании?

По своей структуре словосочетания делятся?

По главному слову словосочетания делятся? Дайте характеристику, приведите примеры.

Назовите способы подчинительной связи в словосочетаниях. Дайте им характеристику. Приведите примеры.



  1. Проверка домашнего задания.

Работа в группах: каждой группе предлагается один список слов с заданием:

Укажите варианты, в которых отсутствуют словосочетания. Свой ответ аргументируйте.

1. а) на письменном столе

2. а) постучать в дверь

б) корабль отплыл

б) жить по-новому

в) прыгнули с моста

в) вследствие опоздания

г) громко засмеялся

г) в первых рядах

3. а) платье в клетку

4. а) будем работать

б) проснуться утром

б) сидел молча

в) пропущенный урок

в) сомневаться в сказанном

г) бить баклуши

г) за интересной книгой

Вывод (записываем в тетради для подготовки к экзаменам): Поскольку в подчинительном словосочетании обязательно есть главное и зависимое слово, не всякое соединение слов служит строительным материалом для предложения; не являются словосочетаниями:

1) подлежащее и сказуемое, поскольку здесь налицо предикативные отношения, возникающие только в предложении: Пришла пора;

2) сочетание самостоятельного слова со служебным: около подъезда, перед снегопадом, мимо клумбы, в течение урока, во время каникул, пусть говорят, давайте запишем и т.п.;

3) сочетания слов в составе фразеологизмов, поскольку в устойчивых выражениях каждое слово утратило самостоятельное значение: нести околесицу, с гулькин нос, притча во языцех, разделать под орех, шарашкина контора, на кудыкину гору и т.п.;

4) составные словоформы: более светлый, менее трудно, будет ходить, лучше всех, важнее всего.

Упражнение 1. Укажите с помощью условных значков главные и зависимые слова в данных словосочетаниях. Запишите по образцу.

Нормы согласования, управления и примыкания.

Зелёные деревья, сад весной, каждый из друзей, придуманный кем-то, красный от холода, макароны по-флотски, освещённые лучами, очень смешно, жить припеваючи, из поездки возвратившись, известный немногим, довольно весело, живущий рядом, сотая доля, просить запомнить, попавшие на конкурс, нужно увидеть, задержавшись допоздна, что-то большое, храбро сражающийся, гонимый ветром, двадцать карандашей, возбуждающий интерес, восемьдесят лет, радостно улыбнувшись.

Самостоятельная работа 1.

Выполните тестовые задания. Укажите варианты, в которых отсутствуют словосочетания.

1. а) к голубому вагончику

2. а) заглянуть в окно

б) состав прибыл

б) сделать по-старому

в) наблюдали с балкона

в) будут цвести

г) низко нагнулся

г) на ярких лепестках

3. а) дом с колоннами

4. а) вопреки предсказаниям

б) молча переглянуться

б) сидел сгорбившись

в) выполненное задание

в) во всём сомневаться

г) все обрадовались

г) с обаятельной соседкой.

5. а) падающий снег

6. а) снежинка на рукаве

б) лететь в окна

б) самый глубокий

в) несмотря на запрет

в) узорчатый край

г) поднять высоко

г) совсем холодная

Самостоятельная работа 2.

1. В каком ряду во всех словосочетаниях главным словом является имя существительное?

а) Гонимый ветром, трепещущая рыба, клеящий обои;

б) сваренный картофель, оберегающий детей, храбро сражающийся;

в) поющие птицы, возбуждающий интерес, унесённый ветром;

г) поставленные вопросы, хранимые рукописи, дремлющий лев.

2. В каком ряду во всех словосочетаниях главным словом является причастие?

а) Рассказывающий о книге, сеющие в мае, скакал на коне;

б) тяжело дышащие, любимый детьми, хранимый в сарае;

в) проникающий вглубь, нарисованный фломастером, хлопочущая хозяйка;

г) бегающий по комнате, подготовленный к использованию, утрачивая значение.

3. В каком ряду во всех словосочетаниях главным словом является деепричастие?

а) Пробежав по полю, позаботившись о родителях, прекрасно понимая;

б) кокетничая с приятелем, прослушав лекции, смотрю в окна;

в) простояв на ветру, неожиданно заболеть, стелющийся понизу;

г) сдерживая раздражение, пройтись пешком, показавшись вдали.

4. В каком ряду во всех словосочетаниях главным словом является имя прилагательное?

а) С радостным восторгом, подогретый на сковороде, взлелеянный любовью;

б) интересный для окружающих, красный от мороза, вялый из-за болезни;

в) добрый по натуре, дружеские отношения, выращенный в теплице;

г) похожий на родителей, пятый с краю, сваренный в кастрюле.



  1. Изучение нового материала.

Способы подчинительной связи между словами. Существует три главных способа подчинительной связи между компонентами словосочетания: согласование, управление, примыкание.

Согласование - такой способ подчинительной связи слов, при котором зависимое слово уподобляется главному в формах рода, числа и падежа: молодая березка, в кипящую воду, о нашем друге, первому снегу и т.п.

Главное слово: существительное.

Зависимое слово (всегда изменяется по родам, числам и падежам): прилагательное, причастие, местоимение, порядковое числительное.

При склонении изменяется как главное, так и зависимое слово: морской берег, морского берега, морскому берегу и т.д.

Управление - такой способ подчинительной связи, при котором главное слово требует от зависимого постановки в определенном падеже с предлогом или без предлога: рубить (что?) дрова; веря (во что?) в дружбу; дружба (с кем?) с одноклассниками; доволен (кем?) тобой; связанный (из чего?) из шерсти; двое (из кого?) из них, троим (из кого? из скольких?) из пяти и т.п.

Главное слово: глагол и его формы (причастие, деепричастие), существительное, прилагательное, числительное.

Зависимое слово (всегда изменяется по числам и падежам): существительное, местоимение, числительное.

При изменении формы главного слова зависимое не изменяется, стоит в определённой форме: помогать отцу, помогал отцу, помогал бы отцу, поможем отцу и т.д.

Примечание.

1. В сочетании слов типа три дерева (с неодушевленным существительным) числительное в им. и вин. падежах управляет существительным, а в остальных падежах согласуется с ним. То есть, в словосочетании три дуба способ связи - управление, в словосочетаниях трёх дубов, трём дубам, тремя дубами (о) трёх дубах - согласование.

2. В сочетаниях типа три дочери (с одушевленным существительным) управление наблюдается только в им. падеже, а в остальных падежах - согласование. То есть, в словосочетании три девочки способ связи - управление, в словосочетаниях трёх девочек, трём девочкам, тремя девочками, (о) трёх девочках - согласование.

Примыкание - такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово связано с главным только по смыслу и интонационно: внимательно слушать; собираться уехать; идти не оглядываясь; яйца всмятку; желание учиться; цвета беж; юбка мини и т.п.

Главное слово: глагол, деепричастие, причастие, наречие, прилагательное, существительное.

Зависимое слово: любое неизменяемое знаменательное слово (наречие, деепричастие, инфинитив, сравнительная форма, неизменяемое прилагательное, притяжательное местоимение).

Примечание.

1. Притяжательные местоимения его, ее, их не изменяются и являются зависимыми словами в словосочетаниях с примыканием: его книга, ее слова, их дети. Притяжательные местоимения отвечают на вопросы чей? чья? чьё? чьи? и обозначают принадлежность.

2. Их следует отличать от личных местоимений его, её, их (обозначают объект, стоят в форме В.п.),которые являются зависимыми словами в словосочетаниях с управлением: вижу (кого?) его, окликнул (кого?) ее, вызвал (кого?) их.

Подсказки для тех, кому трудно:

1) чтобы найти словосочетание с согласованием, надо выделить в предложении слово адъективной структуры (отвечающее на вопрос какой?), а затем найти слово, от которого оно зависит;

2) поиск словосочетания с управлением - это поиск слова (с предлогом или без), отвечающего на падежный вопрос (кого? чего? кому? чему? и т.д.), а затем установление главного слова, чаще всего глагола или существительного;

3) найти словосочетание с примыканием можно, отыскав неизменяемое слово, а затем установив слово, от которого оно зависит.

Компоненты словосочетания могут быть отделены друг от друга. В этом случае объединить слова в словосочетание помогает вопрос. Например, в предложении

И голос у [мамы] был нежный и бархатный, как будто нарочно созданный для таких чудесных песен (Л.Чарская) находим словосочетание с управлением - созданный (для чего?) для песен.



  1. Закрепление.

Укажите неправильный вариант ответа.

1. Согласование

4. Согласование

а) думать о будущем

а) в сиреневом облаке

б) решающий ученик

б) с огромным букетом

в) к следующему понедельнику

в) цветущую сирень

г) от дурных мыслей

г) растущие в саду

2. Управление

5. Управление

а) праздник весны

а) пусть светит

б) солнечным утром

б) работа над ошибками

в) виться над головой

в) смеясь над собой

г) заглянувший в парк

г) рассказанная на уроке

3. Примыкание

6. Примыкание

а) очень приятно

а) обижаться по-прежнему

б) разговаривать сидя

б) крикнуть громко

в) прищурив глаза

в) пришёл заранее

г) решил прогуляться

г) уехал на отдых

Из предложений выпишите словосочетания с указанным видом связи.

1. Никогда, бывало, отец его, направляясь в лес, не забудет этого компаса. (Согласование.)

2. Кто не пробовал в жизни своей осеннюю клюкву и сразу бы хватил весенней, у него бы дух захватило от кислоты. (Примыкание.)

3. Митраша сразу успокоился, и друзья пошли по дороге. (Управление.)

4. Болотная сырость, казалось, проникла сквозь тело к костям и студила их. (Согласование.)

5. К этому вою давно уже прислушивался волк Серый помещик: (Управление.)

6. И Травка в ответ на слова человека тихонечко поползла. (Примыкание.)

7. Собака, начав делать свой круг по елани, с чем-то там встретилась. (Согласование.)

8. Совсем недалеко стояла и смотрела на неё большая рыжая собака. (Управление.)

9. Когда вода начинает спадать, плодородный ил нашего чернозёма садится на старую траву, и весь луг на необозримом пространстве становится чёрно-бархатным. (Примыкание.)

10. После родителей всё их хозяйство досталось детям: изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, безыменные овцы, куры, золотой петух Петя и поросёнок Хрен. (Примыкание.)

Как избежать ошибок, наиболее распространённых в речи современного человека

Зная правила построения словосочетаний, легче избегать наиболее распространённых в речи современного человека ошибок. В конструкциях с управлением часто встречаются следующие ошибки:

1) употребление предложного сочетания вместо беспредложной конструкции: *установить о причинах аварии (правильно: установить причины); *не касаться к этим вопросам (правильно: не касаться этих вопросов); *оплатить за проезд (правильно: оплатить проезд);

2) беспредложная конструкция вместо предложного сочетания: *характерная им особенность (правильно: характерная для них особенность);

3) неправильный выбор предлога: *партнер в игре в гольф (правильно: партнер по игре в гольф);

4) смешивается управление в словосочетаниях с близкими по смыслу словами:

  • вера во что-либо - уверенность в чём-либо;

  • заслуживать чего-либо - заслужить что-либо;

  • идентичный чему-либо - сходный с чем-либо;

  • обидеться на что (кого-) -либо - обижен чем (кем-) -либо;

  • обрадоваться чему-либо - обрадован чем-либо;

  • обращать внимание на что-либо - уделять внимание чему-либо;

  • опираться на что-либо - базироваться на чём-либо;

  • отзыв о чём-нибудь - рецензия на что-либо - аннотация на что-либо;

  • превосходство над чем-либо (кем-либо) - преимущество перед чем-либо (кем-либо);

  • предостеречь от чего-либо - предупредить о чем-либо;

  • препятствовать чему-либо - тормозить что-либо;

  • различать что и что - отличать что от чего;

  • рассердиться на что (кого-) -либо - рассержен чем (кем-)-либо;

  • свойственный чему-либо - характерный для чего-либо;

  • удивлён чем-либо - удивляться чему-либо;

  • упрекать в чём-либо - осуждать за что-либо;

  • уплатить за что-либо - оплатить что-либо.

  1. Подведение итогов.

Что вы сегодня узнали?

Какие нормы подчинительной связи вам стали известны?



  1. Домашнее задание.

_______________

_______________









Р.р.































































































***



















***


© 2010-2022