Конспект урока русского языка Разносклоняемые существительные (6 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Гремячевская средняя общеобразовательная школа



















План урока русского языка по теме:

«Разносклоняемые существительные»

6 класс





















Мухина Е.М.

учитель русского языка и литературы

2013 год

Тема урока: разносклоняемые существительные

Тип урока: урок изучения нового материала

Цели урока:

Обучающие: знакомство учащихся с разносклоняемыми существительными, научить их склонять, обосновывая выбор гласных в окончаниях; совершенствовать навыки правописания падежных окончаний существительных.

Развивающие: развитие умений детей самостоятельно получать знания; развитие мыслительных операций, внимания, памяти, логического мышления; развитие познавательных и творческих способностей через разнообразные виды деятельности.

Воспитательные: воспитание интереса к урокам русского языка, воспитание коммуникативных отношений.

Задачи урока:

Обучающая: закрепить и обобщить полученные знания, закрепить умение самостоятельного конструирования новых знаний.

Развивающая: способствовать овладению культурой ведения дискуссий, умению высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения, формирование навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности

Воспитательная: воспитывать навыки самостоятельной деятельности.

Методы обучения: коммуникативно-ситуативные, объяснительно-иллюстративные, практические.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения: тетради, учебники, компьютер, слайдовая презентация

УМК:

1. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 класс. Авторы: Т.А.Ладыжеская, И.М.Шанский, Л.А.Тростенцова, А.Д.Дейкина., - 12-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2011.

2. Русский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/[ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; науч. Ред.Н.М.Шанский].- М.: Просвещение, 2010.

3. Беляева О.В., Даценко О.А. Поурочные разработки по русскому языку:6 класс. - М.: ВАКО, 2009.

4. Русский язык. Дидактические материалы. 6 класс/ Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, М.М.Стракевич. - М.: Просвещение, 2010.

5. Русский язык. 6 класс. Практикум по орфографии и пунктуации. Готовимся к ГИА: [учебное пособие] / С.В.Драбкина, Д.И.Субботин. - М.: Интеллект-Центр, 2012.

План-конспект урока

Этап учебного занятия, время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые электронные образовательные ресурсы

1 Оргмомент

1 мин

Создание комфортных условий для проведения урока. Проверка готовности учебных принадлежностей, приветствие учащихся.

Подготовка к уроку. Здороваются с педагогом, садятся, записывают дату проведения урока в тетрадь.

Презентация, слайд №1

Конспект урока русского языка Разносклоняемые существительные (6 класс)

2 Проверка домашнего задания

5 мин

Проверка домашнего задания, фронтальный опрос учащихся:

- Дать определение имени существительного.
- Назвать морфологические признаки этой части речи.
- Изменяются ли существительные по родам?
- Какие существительные называются собственными, а какие - нарицательными?
- Как различить одушевленные и неодушевленные существительные?
- Что называется склонением имен существительных?

-А правда, что у существительных 3 склонения: мужское, женское и среднее? А какие? Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению? А может существительное относиться к разным склонениям?

-На что мы должны обратить внимание при склонении существительных? Где мы можем сделать ошибку?

3 ученика склоняют у доски существительные аллея, иней, тетрадь.

Остальные отвечают на вопросы учителя.

3 Определение темы и целей урока

2 мин

Учитель сообщает тему и помогает четко сформулировать цель урока.

Какое слово в ней вас насторожило, заставило задуматься?

- Как вы думаете, почему существительные называются разносклоняемыми, в чем особенность их склонения?

Цель нашего урока - познакомиться с такими существительными и научиться их склонять

-Внимательно посмотрите на тему урока, запишите дату и тему в тетрадь.

Запись темы урока. Дети видят на слайде тему урока и делают вывод, что на уроке они должны узнать о разносклоняемых существительных

Презентация, слайд №2,

Конспект урока русского языка Разносклоняемые существительные (6 класс)

4 Знакомство с новым материалом

4 мин

Предлагает материал для наблюдений и анализа.

Прочитайте предложение: Нет тяжелее бремени, чем безделье

  • Определите род имен существительных, поставив их в начальную форму. Что заметили?

Попробуйте определить их склонение. Что получилось? Что не получилось? Почему?

А что бы ответить на эти вопросы, давайте попробуем просклонять слово бремя

Какой вывод можно сделать?

Анализируют материал. Определяют род существительных, ставя их в начальную форму, определяют склонение, склоняют слово бремя и делают выводы

  1. Окончание «и» в родительном, дательном и предложном падежах имеют существительные 3-го склонения;

  2. Окончание «ем» в творительном падеже имеют существительные 2-го склонения.

  3. Существительное на -мя разносклоняемое, потому что имеет окончания разных склонений (третьего и второго)

Презентация, слайд №3,4

Конспект урока русского языка Разносклоняемые существительные (6 класс)

Конспект урока русского языка Разносклоняемые существительные (6 класс)

5 Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

4 мин

Учитель читает стихотворение А.Хайта

В стародавнее древнее …
В шалашах без окон и дверей
Жило - было лохматое …
Первобытных людей-дикарей.
Они не знали, для чего корове …,
Как написать свою фамилию и …,
Зачем на лошадь надевали седло и … -
Необразованное было это … .
Трудно было им жить в эти годы,
Угнетало их … забот.
И страдали они от погоды
Без плащей, без зонтов и без бот.
Никто не знал, как развевает ветер …,
Что кислород всегда поддерживает… .
Над тем, как в булку превратить простое …,
С утра до вечера они чесали … .

Затем учитель задает вопрос

- Что вы можете сказать о разносклоняемых именах существительных?

Дети слушают стихотворение и дополняют его подходящими по смыслу словами, проговаривая их.

Затем дети определяют род разносклоняемых существительных

Презентация, слайд №5

Конспект урока русского языка Разносклоняемые существительные (6 класс)

6 Работа с толковым словарем

4 мин

Учитель спрашивает, значения каких слов не совсем понятны ученикам, и предлагает определить эти значения по толковому словарю.

Дети работают с толковым словарем, определяют значения слов стремя, темя

7 Тренировочные упражнения

7 мин

Учитель предлагает вставить пропущенные буквы, выделить орфограммы, указать падежи разносклоняемых существительных.

Ученики вставляют пропущенные буквы, выделяют орфограммы, указывают падежи разносклоняемых существительных.

Презентация, слайд №6

Конспект урока русского языка Разносклоняемые существительные (6 класс)

8 Самостоятельная работа учащихся

7 мин

Учитель предлагает составить 3 словосочетания с разносклоняемыми существительными и одно простое распространенное предложение

Ученики составляют словосочетания и предложения и зачитывают их.

Слайд №7

Конспект урока русского языка Разносклоняемые существительные (6 класс)

9 Работа над правильным употреблением слова время в речи

4 мин

Учитель проводит работу по развитию правильной речи

Дети находят ошибку в употреблении формы слова, ведут дискуссию, высказывают и аргументируют свою точку зрения.

Слайд №8

Конспект урока русского языка Разносклоняемые существительные (6 класс)

10 Дифференцированное домашнее задание

3 мин

Учитель распределяет детей на группы и каждой задает свое домашнее задание.

Дети получают карточки с домашним заданием

Слайд № 9,10,11

Конспект урока русского языка Разносклоняемые существительные (6 класс)

Конспект урока русского языка Разносклоняемые существительные (6 класс)

Конспект урока русского языка Разносклоняемые существительные (6 класс)

11 Итоги урока

4 мин

Подводя итоги урока, учитель задает детям загадку

БВВЗИПППССТ

- Какое отношение, по вашему мнению, этот шифр имеет к теме урока?

Учитель оценивает работу детей на уроке.

Дети, разгадывая шифр, вспоминают все разносклоняемые существительные, получают отметки за урок.

Слайд №12,13

Конспект урока русского языка Разносклоняемые существительные (6 класс)

Конспект урока русского языка Разносклоняемые существительные (6 класс)




© 2010-2022