- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока русского языка Разносклоняемые существительные (6 класс)
Конспект урока русского языка Разносклоняемые существительные (6 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Мухина Е.М. |
Дата | 01.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Гремячевская средняя общеобразовательная школа
План урока русского языка по теме:
«Разносклоняемые существительные»
6 класс
Мухина Е.М.
учитель русского языка и литературы
2013 год
Тема урока: разносклоняемые существительные
Тип урока: урок изучения нового материала
Цели урока:
Обучающие: знакомство учащихся с разносклоняемыми существительными, научить их склонять, обосновывая выбор гласных в окончаниях; совершенствовать навыки правописания падежных окончаний существительных.
Развивающие: развитие умений детей самостоятельно получать знания; развитие мыслительных операций, внимания, памяти, логического мышления; развитие познавательных и творческих способностей через разнообразные виды деятельности.
Воспитательные: воспитание интереса к урокам русского языка, воспитание коммуникативных отношений.
Задачи урока:
Обучающая: закрепить и обобщить полученные знания, закрепить умение самостоятельного конструирования новых знаний.
Развивающая: способствовать овладению культурой ведения дискуссий, умению высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения, формирование навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности
Воспитательная: воспитывать навыки самостоятельной деятельности.
Методы обучения: коммуникативно-ситуативные, объяснительно-иллюстративные, практические.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Средства обучения: тетради, учебники, компьютер, слайдовая презентация
УМК:
1. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 класс. Авторы: Т.А.Ладыжеская, И.М.Шанский, Л.А.Тростенцова, А.Д.Дейкина., - 12-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2011.
2. Русский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/[ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; науч. Ред.Н.М.Шанский].- М.: Просвещение, 2010.
3. Беляева О.В., Даценко О.А. Поурочные разработки по русскому языку:6 класс. - М.: ВАКО, 2009.
4. Русский язык. Дидактические материалы. 6 класс/ Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, М.М.Стракевич. - М.: Просвещение, 2010.
5. Русский язык. 6 класс. Практикум по орфографии и пунктуации. Готовимся к ГИА: [учебное пособие] / С.В.Драбкина, Д.И.Субботин. - М.: Интеллект-Центр, 2012.
План-конспект урока
Этап учебного занятия, время
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Используемые электронные образовательные ресурсы
1 Оргмомент
1 мин
Создание комфортных условий для проведения урока. Проверка готовности учебных принадлежностей, приветствие учащихся.
Подготовка к уроку. Здороваются с педагогом, садятся, записывают дату проведения урока в тетрадь.
Презентация, слайд №1
2 Проверка домашнего задания
5 мин
Проверка домашнего задания, фронтальный опрос учащихся:
- Дать определение имени существительного.
- Назвать морфологические признаки этой части речи.
- Изменяются ли существительные по родам?
- Какие существительные называются собственными, а какие - нарицательными?
- Как различить одушевленные и неодушевленные существительные?
- Что называется склонением имен существительных?
-А правда, что у существительных 3 склонения: мужское, женское и среднее? А какие? Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению? А может существительное относиться к разным склонениям?
-На что мы должны обратить внимание при склонении существительных? Где мы можем сделать ошибку?
3 ученика склоняют у доски существительные аллея, иней, тетрадь.
Остальные отвечают на вопросы учителя.
3 Определение темы и целей урока
2 мин
Учитель сообщает тему и помогает четко сформулировать цель урока.
Какое слово в ней вас насторожило, заставило задуматься?
- Как вы думаете, почему существительные называются разносклоняемыми, в чем особенность их склонения?
Цель нашего урока - познакомиться с такими существительными и научиться их склонять
-Внимательно посмотрите на тему урока, запишите дату и тему в тетрадь.
Запись темы урока. Дети видят на слайде тему урока и делают вывод, что на уроке они должны узнать о разносклоняемых существительных
Презентация, слайд №2,
4 Знакомство с новым материалом
4 мин
Предлагает материал для наблюдений и анализа.
Прочитайте предложение: Нет тяжелее бремени, чем безделье
-
Определите род имен существительных, поставив их в начальную форму. Что заметили?
Попробуйте определить их склонение. Что получилось? Что не получилось? Почему?
А что бы ответить на эти вопросы, давайте попробуем просклонять слово бремя
Какой вывод можно сделать?
Анализируют материал. Определяют род существительных, ставя их в начальную форму, определяют склонение, склоняют слово бремя и делают выводы
-
Окончание «и» в родительном, дательном и предложном падежах имеют существительные 3-го склонения;
-
Окончание «ем» в творительном падеже имеют существительные 2-го склонения.
-
Существительное на -мя разносклоняемое, потому что имеет окончания разных склонений (третьего и второго)
Презентация, слайд №3,4
5 Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
4 мин
Учитель читает стихотворение А.Хайта
В стародавнее древнее …
В шалашах без окон и дверей
Жило - было лохматое …
Первобытных людей-дикарей.
Они не знали, для чего корове …,
Как написать свою фамилию и …,
Зачем на лошадь надевали седло и … -
Необразованное было это … .
Трудно было им жить в эти годы,
Угнетало их … забот.
И страдали они от погоды
Без плащей, без зонтов и без бот.
Никто не знал, как развевает ветер …,
Что кислород всегда поддерживает… .
Над тем, как в булку превратить простое …,
С утра до вечера они чесали … .
Затем учитель задает вопрос
- Что вы можете сказать о разносклоняемых именах существительных?
Дети слушают стихотворение и дополняют его подходящими по смыслу словами, проговаривая их.
Затем дети определяют род разносклоняемых существительных
Презентация, слайд №5
6 Работа с толковым словарем
4 мин
Учитель спрашивает, значения каких слов не совсем понятны ученикам, и предлагает определить эти значения по толковому словарю.
Дети работают с толковым словарем, определяют значения слов стремя, темя
7 Тренировочные упражнения
7 мин
Учитель предлагает вставить пропущенные буквы, выделить орфограммы, указать падежи разносклоняемых существительных.
Ученики вставляют пропущенные буквы, выделяют орфограммы, указывают падежи разносклоняемых существительных.
Презентация, слайд №6
8 Самостоятельная работа учащихся
7 мин
Учитель предлагает составить 3 словосочетания с разносклоняемыми существительными и одно простое распространенное предложение
Ученики составляют словосочетания и предложения и зачитывают их.
Слайд №7
9 Работа над правильным употреблением слова время в речи
4 мин
Учитель проводит работу по развитию правильной речи
Дети находят ошибку в употреблении формы слова, ведут дискуссию, высказывают и аргументируют свою точку зрения.
Слайд №8
10 Дифференцированное домашнее задание
3 мин
Учитель распределяет детей на группы и каждой задает свое домашнее задание.
Дети получают карточки с домашним заданием
Слайд № 9,10,11
11 Итоги урока
4 мин
Подводя итоги урока, учитель задает детям загадку
БВВЗИПППССТ
- Какое отношение, по вашему мнению, этот шифр имеет к теме урока?
Учитель оценивает работу детей на уроке.
Дети, разгадывая шифр, вспоминают все разносклоняемые существительные, получают отметки за урок.
Слайд №12,13