Контрольная работа по русскому языку для 11 класса

Котрольная работа по русскому языку для 11 класса преполагает проверку знаний обучающихся по стилистике. Прелагаются следующие задания:  I.Каковы отличительные признаки публицистического стиля? II. Привести пример текста объёмом 150-200 слов; прокомментировать характер языковых средств, использованных в тексте; определить функцию, тип речи, жанр текста, отнесённость текста к какому-либо функциональному типу. III. Охарактеризовать одну из лексем в данном тексте. IV.Охарактеризовать словосочетани...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Задания


I. 1. Что такое литературная норма и каковы способы её фиксирования?

2.Каковы функциональные типы текстов современного русского литературного языка?

3.Каковы отличительные признаки публицистического стиля?

II. Привести пример текста объёмом 150-200 слов; прокомментировать характер языковых средств, использованных в тексте; определить функцию, тип речи, жанр текста, отнесённость текста к какому-либо функциональному типу.

III. Охарактеризовать одну из лексем в данном тексте.

IV.Охарактеризовать словосочетания различных типов.

V. Найти в тексте предложения различных типов и произвести их синтаксический разбор.

VI. Определить характер смысловых связей в тексте, его композиции, охарактеризовать текст.

I. 1. Что такое литературная норма и каковы способы её фиксирования?

Литературная норма - это исторически сложившиеся образцы и правила, которым подчиняется произношение, выбор слов, употребление грамматических форм, построение словосочетаний и предложений, единообразная передача на письме звучащей речи.

Способы фиксирования: устная и письменная речь, произношение, грамматика, лексика, правописание.

2.Каковы функциональные типы текстов современного русского литературного языка?

В зависимости от целей использования и сферы общественного применения современный русский литературный язык имеет несколько стилей, характеризующихся определённым составом языковых средств.

Богатство стилистических ресурсов русского литературного языка позволяет говорящему (пишущему) наиболее точно и выразительно передавать мысли. Однако неумелое пользование средствами, закрепившимися в определённом стиле и неоправданно перенесёнными в другой, воспринимается носителями языка как нарушение нормы, и даже как явная ошибка. Например, писатель К.И.Чуковский рассказывает: «Молодой человек, проходя мимо сада, увидел у калитки пятилетнюю девочку, которая стояла и плакала. Он ласково наклонился над ней: «Ты по какому вопросу плачешь?» Чувства у юноши были самые нежные, а слова казённые, чиновничьи», - заканчивает описание этой сценки Чуковский.

В данном случае писатель имеет в виду неоправданное включение в обычную, повседневную разговорную речь слов, характерных для деловой, официальной речи.

Общелитературные, или межстилевые, стилистически нейтральные средства языка, употребляющиеся во всех стилях, создают единство литературного языка как высшей формы языка национального. Такими стилистически нейтральными, общеупотребительными языковыми средствами являются, например, слова: земля, сеять, чистить, год, свет, большой, новый, один, я, очень, и, в и т.д., подавляющее большинство форм склонения существительных, прилагательных, спряжения глаголов. В области синтаксиса к стилистически нейтральным относятся, в частности, многие двусоставные предложения с простым согласованным глагольным сказуемым и прямым порядком главных членов.

Наряду с межстилевыми, стилистически нейтральными языковыми средствами выделяются и языковые средства, стилистически окрашенные, более ограниченные по своему употреблению, присущие тому или иному стилю. Например, слово жалоба - межстилевое, стилистически нейтральное; слово апелляция - стилистически ограниченное, книжное; слово сестра - межстилевое, стилистически нейтральное; сестрица, сестрёнка - стилистически ограниченные, разговорные, имеющие дополнительный оттенок ласки; слово идти - межстилевое, стилистически нейтральное; слово плестись - стилистически ограниченное, разговорное, имеющее дополнительный оттенок неодобрения. Формы именительного падежа множественного числа существительных инструкторы, прожекторы - стилистически нейтральные, общеупотребительные, формы этих же слов на -а (инструктора, прожектора) - стилистически ограниченные, разговорные.

В зависимости от своего назначения, функции (общение с кем-либо, сообщение кому-либо, воздействие на кого-либо) и соответствующего отбора языковых средств стили делятся на разговорный и книжные - официально-деловой, научный, публицистический. Особое место среди стилей занимает стиль художественной литературы.


3. Отличительные признаки публицистического стиля:

План характеристики стиля

Основные признаки публицистического стиля

Цель высказывания

Информировать об общественных событиях, воздействовать на читателя (слушателя) с целью пробудить у него определённые мысли и чувства, побудить к общественно значимым действиям

Сфера применения

Журнальные или газетные статьи, заметки, очерки, выступления на митингах, по радио, телевидению и т.д.

Стилевые особенности

Эмоциональность, страстность, образность, убедительность, доступность

Характерные языковые средства:

- фонетические

Орфоэпические нормы литературного языка

- лексические и фразеологические

Общественно-политическая лексика, употребление слов в переносном значении, фразеологизмы, профессиональная и специальная лексика (в зависимости от темы); оценочно-экспрессивные слова

- морфологические

Все морфологические средства языка

- синтаксические

Восклицательные, побудительные предложения, риторические вопросы; синтаксис разговорного и книжного стилей (в зависимости от темы)

- изобразительно-выразительные

Эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, гиперболы и другие тропы.

II.Текст

Богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей - для меня вся жизнь заключается только в Вас. Я теперь чувствую, что каким-то неудобным клином врезался в Вашу жизнь. Если можете, то простите меня за это.

Восемь лет назад я увидел Вас в цирке, в ложе, и тогда же в первую секунду я сказал себе: я её люблю потому, что на свете нет ничего похожего на неё, нет ничего лучше, нет ни зверя, ни растения, ни звезды, ни человека прекраснее Вас и нежнее. В Вас как будто воплотилась вся красота жизни.

Мы любили друг друга только одно мгновение, но навеки. Это - штамп на всю жизнь.

От глубины души благодарю Вас за то, что Вы были моей единственной радостью в жизни, единственным утешением. Дай Бог Вам счастья, и пусть ничто временное и житейское не тревожит Вашу прекрасную душу.

Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя твоё»

(по Куприну).

Функция текста - воздействие на читателя посредством художественных образов.

Тип речи - повествование с элементами рассуждения.

Жанр текста - эпистолярный (письмо).

Стиль - художественный.

III. Характеристика лексемы


Любовь.

Слово многозначное: имеет два лексических значения:

  • чувство самоотверженной, сердечной привязанности (любовь к Родине, материнская любовь, горячая любовь, взаимная любовь, он - моя первая любовь (перенос., о человеке);

  • склонность, пристрастие к чему-нибудь (любовь к музыке, любовь к искусству).

Синонимичный ряд: любовь - привязанность - пристрастие - страсть - симпатия.

Антоним: любовь - ненависть.

IV. Типы словосочетаний:

Согласование: громадное счастье.

Управление: увидел Вас.

Примыкание: теперь чувствую.


V. Характеристики предложений:


  1. Повествовательное, невосклицательное, простое, односоставное, безличное, распространённое, осложнено сравнительным оборотом.


  1. Повествовательное, невосклицательное, сложное с различными видами связей: а)главное, односоставное, безличное, распространённое, неосложнённое; б)придаточное образа действия, односоставное, безличное, распространённое, осложнено однородными членами с обобщающим словом; в)главное с бессоюзной связью, односоставное, безличное, распространённое, неосложнённое.


  1. Повествовательное, невосклицательное, сложноподчинённое: а)главное, двусоставное, распространённое, неосложнённое; б)придаточное изъяснительное, односоставное, определённо-личное, распространённое, неосложнённое.


  1. Повествовательное, невосклицательное, сложное с различными видами связей: а)главное, двусоставное, распространённое, осложнено уточнением; б)главное с сочинительной связью, двусоставное, распространённое, неосложнённое; в)главное с бессоюзной связью, двусоставное, распространённое, неосложнённое; г)придаточное причины, односоставное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми.


  1. Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, осложнено дефисом между подлежащим и сказуемым.

VI. Характеристика текста

В данном тексте используется параллельная и цепная связь. Параллельная композиционно организует весь текст в целом, так как все предложения, начиная со второго, и по смыслу, и грамматически связаны с первым. Они развёртывают, конкретизируют его смысл. В рамках же одного абзаца может присутствовать цепная связь. Например:

Мы любили друг друга только одно мгновение, но навеки. Это - штамп на всю жизнь.



© 2010-2022