Конспект урока литературы «Путешествие длиною в жизнь» (по повести Дины Рубиной «Двойная фамилия») (9 класс)

  Художественные тексты XIX, XX и XXI веков имеют много общего. В любое время читателей будут интересовать темы любви и дружбы, взаимоотношений между людьми, и мы не можем не считаться с литературными традициями.      Наши писатели-современники обращаются  к «универсальным», общечеловеческим проблемам: «отцы и дети», «любовь и ненависть», «война и мир», «грех и расплата», «добро и зло».      Думаю, что, знакомя старшеклассников с прозой Дины Рубиной, у учителя множество возможностей говорить...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока литературы

«Путешествие длиною в жизнь» (по повести Дины Рубиной «Двойная фамилия»)

Предмет: Русская литература
Класс: 9 класс

Тип урока: урок «открытия» нового писателя

Формируемые УУД:

Личностные: анализ характеров и поступков героев, высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией, выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей

Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя, следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные учебные действия, оценивать выполнение своего задания по следующим параметрам: легко или трудно выполнять, в чём сложность выполнения

Познавательные: деление текста на части, вычленение главной мысли текста, воссоздание картины событий и поступков персонажей, установление логической причинно-следственной последовательности событий и действий героев произведения, поисковое чтение, пересказ содержания текста самостоятельно, классификация книг по темам, жанрам, персонажам, прогнозирование содержания текста по заголовку и иллюстрации к нему, наблюдать и самостоятельно делать простые выводы, выполнять задание по аналогии

Коммуникативные: оформление своих мыслей в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций ,

Применяемые формы работы:

Анкетирование, работа в парах, анализ текста, написание отзыва на прочитанное произведение.

Задания для учащихся

В процессе работы над повестью Д.Рубиной, учитель предлагает ряд заданий, которые выполняются индивидуально, попарно или группами, некоторые задания выполняются в классе на уроке, другие - в качестве домашнего задания. Важно, что задания учат старшеклассников идти к идейному содержанию произведения, к авторскому замыслу через наблюдения над языком, над художественно-языковой формой.

  • Сообщить биографические сведения об авторе.

  • Определить место произведения в творчестве автора или литературном процессе в целом.

  • Определить тему, идею произведения.

  • Проанализировать, сколько событий отражено в повести, быстро или медленно развивается сюжет, как организовано время и пространство в тексте.

  • Рассказать о главном герое повести.

  • Проследить динамику внутреннего состояния героя. Подтвердить примерами из текста.

  • Найти художественные приёмы, которые использует автор в повести (рамочная композиция, внутренний монолог и др.). Определить их роль в повествовании.

  • Определить, как пейзаж, описание обстановки, художественные детали соотносятся с характеристикой героев.

  • Найти в тексте слова, словосочетания, передающие зрительные, осязательные ощущения, запахи. Определить их роль в повести.

  • Найти фразу-рефрен. Выяснить, что она означает.

  • Найти кульминацию в повествовании. Прокомментировать свой выбор.

  • Какие ещё герои и почему привлекли ваше внимание?

  • В чём смысл и цель существования человека по повести Д.Рубиной?

  • Подобрать эпиграф к произведению.

  • Написать творческую работу (сочинение, отзыв, рассуждение, рецензию).

Методы обучения на уроке: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

Организационные формы урока: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оснащение урока:

- презентации «Биография писательницы» и «Темы и проблемы повести Дины Рубиной «Двойная фамилия»»,

- рабочие тетради по литературе,

- карточки для устной рефлексии («Мне было интересно, когда…», «Мне понравилось…», «Мне было трудно, когда…»).

Цель урока:

- познакомить учащихся с произведениями современной русской литературы, вызвав интерес к постмодернистской литературе, личности и творчеству Д. Рубиной;

- формировать умение ориентироваться в книжных новинках, выбирать из них художественно состоятельные;

- совершенствовать навыки аналитического разбора произведений малой эпической жанровой формы;

- развивать мышление, умение интерпретировать текст, навык использования мультимедийных средств представления информации, корректировать устную и письменную речь.

- развивать представление о характерах главных героев, о динамике их отношений (осмысление актуальной информации, выявление авторского замысла, проникновение в смысл при помощи анализа текста и выполнения продуктивного задания).

Обеспечение: моноблок и проектор, при подготовке - образовательные ресурсы Интернет.

Используемая технология: технология развития критического мышления (ТРКМ).

Эпиграф:

Прозаик прозу долго пишет.
Он разговоры наши слышит,
Он распивает с нами чай.
При этом льет такие пули!
При этом, как бы невзначай,
Глядит, как ты сидишь на стуле...
Александр Кушнер

Ход урока

  1. Организационный этап. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Настрой обучающихся на работу. Объявление темы урока.

2. Создание мотивации для обсуждения художественного произведения. Вопросы для беседы с классом.

1. Названия произведений Дины Рубиной часто необычны. Неожиданным ли для вас оказалось содержание, как оно соотнесено с названием?

2. Что из ваших предположений совпало с текстом, а что поразило, вызвало недоумение, потребовало обсуждения?

3. На какие вопросы в процессе чтения вам хотелось бы получить ответы?

Рассказ об основных этапах биографии Дины Рубиной, её личностных установках.

  1. Слово учителя: Дина Рубина - современный прозаик. Ее книги встречены читателями с большим интересом. Вот как об этом пишет критик Аркадий Хаенко : "Книга читается залпом - в метро, на диване, на лекции - словом, из тех, которую листаешь, проверяя, сколько страниц осталось - в надежде "на большее". Дина Рубина - самый издаваемый израильский автор, пишущий по - русски.

  2. - Кто же она, Дина Рубина?

«Литературная визитка» (отчёт групп - представление презентаций)

  1. Слово учителя: Художественные тексты 19,20 и 21 веков имеют много общего. В любое время читателей будут интересовать темы любви и дружбы, взаимоотношений между людьми, и мы не можем не считаться с литературными традициями.

Писатели - наши современники обращаются к «универсальным», общечеловеческим проблемам: «отцы и дети», «любовь и ненависть», «война и мир», «грех и расплата», «добро и зло». Их рассказы, повести, романы зачастую различны по тематике, контрастны по стилю. Но более значимым представляется то, что их объединяет: гуманистическая направленность и обращение к проблемам, всегда занимавшим русскую литературу. Что же должно служитьориентиром в мире современной литературы для конкретного читателя? Часто, стоя перед книжными полками в магазине или в библиотеке, мы, глядя на разнообразие имён писателей и пестроту обложек, не можем сделать выбор. Поэтому наш урок и называется «Открытие имени».

Моё знакомство с творчеством Дины Рубинной началось с сочинения, в котором я почитала: «Если вы возьмёте книгу Дины Рубиной, то вам посчастливится читать прекрасную русскую прозу иногда с легчайшим налётом старомодности».

И, действительно, чтение её произведений дало возможность испытать где-то чувство светлой грусти, где-то удивиться неповторимой авторской индивидуальности.

Повесть Дины Рубиной «Двойная фамилия» предлагает весь набор человеческих переживаний: нечаянная любовь, безудержная ревность, неизбежная смерть. Повесть предназначена для серьёзного осмысления.

Все учащиеся познакомились с произведением писательницы. Необходимо представить прочитанное произведение, используя следующие вопросы для анализа:

Проблемные вопросы для аналитической беседы:

Актуализация проблем:

Ты мой сынок, моя надежда.
Как обо всем тебе сказать?
Как жаль, что уж нельзя, как прежде,
Тебя на ручках подержать..
Ты стал большим и очень взрослым,
И независимым совсем.
Решаешь сложные вопросы,
Справляясь с ворохом проблем.
Но для меня ты - прежний мальчик,
Такой, как много лет назад.
И улыбаешься, как раньше,
И смотрят ласково глаза.
Олег Бундур

Каков смысл названия повести?

Кто такой отец? - ответы детей и (интернет-мнение: «Отношение мужчин к ребенку, к женщине формируется с точки зрения вложений в человека: чем больше вложил, тем и роднее. Поэтому, если мужчина начинает плотно заниматься воспитанием малыша, то будет воспринимать его как родного, даже если рядом не стоял во время зачатия. Если же заботу проявлять не пришлось, даже родной ребенок может оказаться чужим для отца».

«Умные люди, испытывающие страстное желание иметь детей, вообще живут по правилу: чей бы бык не скакал, а теленок у меня во дворе растет. Дураки, следуя заветам дедов, бегают по генетическим экспертизам, портя отношения с женой, выясняя степень родства с собственным ребенком. Будьте проще. Вы получили шанс вырастить ребенка, научить его, и что-то вложить хорошее в его душу, частицу своего мировоззрения. Это же здорово. А продолжение рода будет в другом ребенке, который родится обязательно, но попозже)»

Какие проблемы поднимает автор текста?

В первую очередь, кого считать настоящим отцом: того, кто родил, или того, кто воспитал?

Затем в процессе чтения постепенно проступают философские проблемы: проблема свободы и несвободы, привязанности и безразличия, любви и ненависти, смысла жизни, благородства и жертвенности, человечности и жестокости, «надо» и «хочу», , веры в людей и безверия, способности к состраданию и чёрствости, права и бесправия, силы и беспомощности, предательства и прощения, отношение к женщине-матери,

В чём заключается дикость ситуации?

Почему Воздвиженский обращается во внутреннем монологе к сыну «мужик»?

Счастье ожидания сына!!! В чём оно?

Почему не ушёл?

Кто виноват? В чём виноват биологический отец?

Легче жить одному или в семье? - в семье больнее, труднее, сложнее. между людьми встают порой непредвиденные обстоятельства, которые проверяют человека на зрелость. порой обиды, столкновение интересов, непонимание, нежелание идти на компромисс…

Можно организовать работу с таблицей «Подлинные и мнимые ценности жизни в повести Д. Рубиной «Двойная фамилия».

ПАПЕ

У меня уехал папа
далеко.
Мне без папы, если честно,
нелегко.
Папа, если хочет,
может песню спеть,
Если холодно,
теплом своим согреть.
Папа может
сказку прочитать,
Мне без папы
трудно засыпать.
Поднимусь, и тихо
встану у дверей,
Милый папа,
возвращайся поскорей.

Почему Воздвиженского волнует двойная фамилия?

Сообщение учащегося: Среди качеств, которые дети ценят в своих отцах, на первом месте идут такие, как рассудительность, ум, умение решать проблемы и ответственность отца за всю семью. Для ребенка очень важно отца именно уважать. Это большая ответственность. Если мать ребенок обычно любит «безусловно», то отца он всегда оценивает как личность. Например, большинству детей интересно знать о делах и успехах своего отца, важно гордиться ими.

В чём смысл и цель существования человека в произведениях писательницы?

Можно ли назвать героев книг Дины Рубиной современными? Почему?

В произведении Рубина предоставляет своим героям выбор? Если, да, то какой?

Прочитав повесть или рассказ, вам хотелось бы продолжить знакомство с творчеством писательницы и почему?

Кому бы вы рекомендовали прочитать то или иное произведение Дины Рубиной?

Ответы учащихся можно обобщить таким образом:

Конфликт с окружающими людьми, с собой... Он возник не в самом начале повести, когда герой узнал об измене жены. Поначалу интрига сохраняется: откуда у мальчика двойная фамилия? Какая история скрывается под ней? Мучительный выбор сначала предстоит Воздвиженскому, а затем мы почти к финалу повести узнаём, что страдали все, кто знает правду… Все, кроме мальчика Филиппа. Поэтому финал открыт… Как поведёт себя подросток, узнав правду?

Стадия рефлексии. Беседа по вопросам:
Изменились ли в финале произведения нравственные ценности главного героя?
Какова позиция автора в повести?
Побуждение к свободным высказываниям.

Отец - сыну

Я до этого дня не знал,

Где приют мой, куда спешить,

И ответ на вопрос не искал:

«Для чего, для кого мне жить?»

Я не верил в судьбу и снам,

Жизнь сжигал, не щадя года.

Сотни раз что-то строил сам,

А потом все неслось в никуда.

А теперь сын растет у меня!

Мой родной, моя плоть и душа!

И не смыслю ни ночи, ни дня,

Как смогу без него дышать.

Да, бывает, порой в душу грусть

Заползет и заляжет на дне,

Только ты, даже если сержусь,

Тянешь ручки, смеясь, ко мне.

И не помня усталость, бегу

К колыбели скорей твоей.

Знаю, верю, я все смогу!!!

Сделал ты меня, сын мой, сильней.

Ты похож на меня, так похож,

Жизни свет и души отражение.

И от силы такой даже дрожь

Ты меня, мой сынок, продолжение!

Главный герой очень одинок в своём горе, но , по иронии судьбы, счастье настоящего отцовства доступно тоже только ему одному. Может, потому, что он один способен пожалеть женщину-мать в силу внутреннего благородства. Он пережил многое: чувство бесполезности и ненужности этому чуждому миру. Чувство безграничной любви к маленькому человеку пересиливает ненависть к жене, жалость к себе, эгоизм. Контраст (сильная - слабая, необходимая - ненужная, красивая - сухая, жизнь - смерть) помогает читателям понять внутренний конфликт Воздвиженского…

Работа с толковым словарем и выяснение лексических значений ключевых слов

Отец, разг. папа, "папочка", "папуля", батя, "батёк" - мужчина-родитель по отношению к своим детям.

Согласно некоторым антропологам, человек, осознающий, как правило, своё отцовство, отличается этим от животных (тем более высших приматов). Утверждения, согласно которым некоторые племена (в частности, это утверждалось об австралийских аборигенах реки Талли) не представляют, «откуда берутся дети» и/или не осознают отцовства конкретного лица (часто это связывали с предполагаемым институтом группового брака), современной наукой не подтверждаются.

ПАПЕ

У меня уехал папа
далеко.
Мне без папы, если честно,
нелегко.
Папа, если хочет,
может песню спеть,
Если холодно,
теплом своим согреть.
Папа может
сказку прочитать,
Мне без папы
трудно засыпать.
Поднимусь, и тихо
встану у дверей,
Милый папа,
возвращайся поскорей.

На сегодняшний день авторитет современного прозаика Дины Рубиной не вызывает сомнения. Ее книги издаются и переиздаются с завидным постоянством как в России, так и за рубежом. Каждое новое произведение писательницы становится объектом пристального внимания читателей и исследователей. Художественный мир произведений Дины Рубиной захватывает своим неповторимым колоритом, оригинальностью и яркостью образов.

В центре современных споров литературоведов и критиков стоит вопрос о статусе Дины Рубиной и ее творчества в литературном процессе. Одни говорят о постмодернистском характере ее прозы, другие называют Рубину в ряду русскоязычных авторов Израиля, третьи склоняются к тому мнению, что произведения писательницы не лишены черт так называемой "женской прозы". Единственное, что не вызывает споров - это то, что Дина Рубина - действительно выдающийся прозаик, создающий неповторимые и оригинальные произведения, сформировавший свой узнаваемый стиль и характер повествования. Ее произведения, как это часто бывает с вещами, созданными талантливым художником, не остаются в условных рамках того или иного явления, а всегда существуют на границе разных жанров, направлений и традиций.

Осмысление содержания: какова идея произведения?

Творческая работа, предполагающая отсеет на вопрос: «Чему вас научила повесть «Двойная фамилия» Дины Рубиной? О чем заставила задуматься?»

Варианты тем

1. Только что прочитано...

2. Что открыла мне повесть Д.Рубиной.

3. Самая яркая страница...

4. Искусство контраста в повести Д.Рубиной.

5. Художественные детали в повести Д.Рубиной.

Закончить урок можно словами Дины Рубиной. В интервью писательница сказала: «…каждый читает только то, что ему помогает жить и дышать»



© 2010-2022