Статья. Подготовка выпускников к написанию сочинения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Система работы по подготовке выпускников к написанию сочинения.

Успех написания сочинения-рассуждения, на мой взгляд, зависит от многих факторов:

- какой подбор класса у учителя

- системная работа Учитель-Ученик; Учитель-Родитель; Родитель-Ученик даёт положительные результаты

- успех написания сочинения зависит от знания критериев

Поэтому я свою работу начинаю со знакомства, затем заучивания критериев.

Затем мы работаем над планом написания сочинения. Строить работу лучше всего в соответствии с теми критериями, по которым ее будут проверять. Это получается своеобразное клише.

Потом работаем с каждым пунктом плана. Записываем, возможные варианты вступления:

1) Должно быть коротким(2-3) предложения.

- Если знаете что-либо об авторе, можно написать несколько слов о нем или о своём знакомстве с его книгами (если автор вам известен). Но здесь главное не перепутать Гоголя с Гончаровым, Достоевского с Тургеневым…

- Написать о впечатлении, которое произвел текст (но без пафоса и лжи). Если впечатление отрицательное, лучше об этом умолчать и не писать.

- Можно обрисовать типичную ситуацию (аналогичную изображенной в тексте). ( Часто бывает так, что…)

- Можно поразмышлять над теми философскими категориями, о которых говорится в тексте (любовь, счастье, книги…)

2) Как обозначить проблему?

Во-первых, проблема должна быть взята более крупно, чем просто частный случай, описанный автором (проблема милосердия, нравственного выбора, одиночества, социальной справедливости, роли ( книг, музыки, природы) в жизни человека.

Слово «проблема» (или «вопрос») обязательно должны прозвучать в тексте.

Проблема формулируется либо как вопрос, либо сочетанием слова «проблема» с существительным в род. падеже.

Если ребятам сложно обозначить проблему, то попробуйте идти от обратного. Нужно прочитать текст внимательно и подумать, ради какой идеи, мысли, концепции написан данный текст?


  1. Самое сложное - комментарий.

Проще всего поразмышлять над некоторыми вопросами, связанными с прочитанным текстом:

- Кому адресован текст

-Можно оценить степень актуальности поднимаемой проблемы и объяснить, в чем ее актуальность?

- Как автор текста подходит к решению этой проблемы? На какие факты, детали автор обращает внимание? Какое это производит впечатление на читателя?

- С каким настроением пишет автор? (грустная ирония, сарказм, печаль, грусть, радость…) Нужно указать, в чем это проявляется.

- Что автор подчеркивает? Что из этого следует? К каким выводам он подводит читателя?

4)Авторская позиция

В этом пункте нужно упомянуть имя автора или слово «автор», и показать его чувства к поднятой проблеме.

Высказывая собственное мнение, недостаточно только выразить согласие или несогласие с автором. Мы ведь не о причине своего согласия/несогласия с автором пишем, а аргументы в защиту/против авторской позиции подбираем. А аргументы должны что-то доказывать. Формула должна быть примерно такая: «Я согласен/не согласен с автором, потому что… и считаю…»

Аргументы

- Факты, события.

- Примеры из художественной литературы.

- Статистические данные.

- Ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов и произведений.

- Пословицы и поговорки, отражающие народную мудрость, опыт народов.

- Общественное мнение, отражающее общественные нормы.


© 2010-2022