- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Статья. Подготовка выпускников к написанию сочинения
Статья. Подготовка выпускников к написанию сочинения
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Глумова С.А. |
Дата | 26.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Система работы по подготовке выпускников к написанию сочинения.
Успех написания сочинения-рассуждения, на мой взгляд, зависит от многих факторов:
- какой подбор класса у учителя
- системная работа Учитель-Ученик; Учитель-Родитель; Родитель-Ученик даёт положительные результаты
- успех написания сочинения зависит от знания критериев
Поэтому я свою работу начинаю со знакомства, затем заучивания критериев.
Затем мы работаем над планом написания сочинения. Строить работу лучше всего в соответствии с теми критериями, по которым ее будут проверять. Это получается своеобразное клише.
Потом работаем с каждым пунктом плана. Записываем, возможные варианты вступления:
1) Должно быть коротким(2-3) предложения.
- Если знаете что-либо об авторе, можно написать несколько слов о нем или о своём знакомстве с его книгами (если автор вам известен). Но здесь главное не перепутать Гоголя с Гончаровым, Достоевского с Тургеневым…
- Написать о впечатлении, которое произвел текст (но без пафоса и лжи). Если впечатление отрицательное, лучше об этом умолчать и не писать.
- Можно обрисовать типичную ситуацию (аналогичную изображенной в тексте). ( Часто бывает так, что…)
- Можно поразмышлять над теми философскими категориями, о которых говорится в тексте (любовь, счастье, книги…)
2) Как обозначить проблему?
Во-первых, проблема должна быть взята более крупно, чем просто частный случай, описанный автором (проблема милосердия, нравственного выбора, одиночества, социальной справедливости, роли ( книг, музыки, природы) в жизни человека.
Слово «проблема» (или «вопрос») обязательно должны прозвучать в тексте.
Проблема формулируется либо как вопрос, либо сочетанием слова «проблема» с существительным в род. падеже.
Если ребятам сложно обозначить проблему, то попробуйте идти от обратного. Нужно прочитать текст внимательно и подумать, ради какой идеи, мысли, концепции написан данный текст?
-
Самое сложное - комментарий.
Проще всего поразмышлять над некоторыми вопросами, связанными с прочитанным текстом:
- Кому адресован текст
-Можно оценить степень актуальности поднимаемой проблемы и объяснить, в чем ее актуальность?
- Как автор текста подходит к решению этой проблемы? На какие факты, детали автор обращает внимание? Какое это производит впечатление на читателя?
- С каким настроением пишет автор? (грустная ирония, сарказм, печаль, грусть, радость…) Нужно указать, в чем это проявляется.
- Что автор подчеркивает? Что из этого следует? К каким выводам он подводит читателя?
4)Авторская позиция
В этом пункте нужно упомянуть имя автора или слово «автор», и показать его чувства к поднятой проблеме.
Высказывая собственное мнение, недостаточно только выразить согласие или несогласие с автором. Мы ведь не о причине своего согласия/несогласия с автором пишем, а аргументы в защиту/против авторской позиции подбираем. А аргументы должны что-то доказывать. Формула должна быть примерно такая: «Я согласен/не согласен с автором, потому что… и считаю…»
Аргументы
- Факты, события.
- Примеры из художественной литературы.
- Статистические данные.
- Ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов и произведений.
- Пословицы и поговорки, отражающие народную мудрость, опыт народов.
- Общественное мнение, отражающее общественные нормы.