- Преподавателю
- Русский язык и литература
- «Звонкие и глухие согласные»
«Звонкие и глухие согласные»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Сайфуллина Г.Р. |
Дата | 01.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МБОУ «Суксинская средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района РТ»
Тема: «Звонкие и глухие согласные» в 5 классе
Сайфуллина Гульнар Рафкатовна
89050242881
(8843)65- 61-812
Цель деятельности учителя
На основе прежних знаний о глухих и звонких согласных подвести пятиклассников к новому для них понятию о том, что большинство звонких и глухих согласных образуют пары; совершенствование навыков произношения слов со звуками ц, ч, ш, со стечением согласных; развитие продуктивной речи учащихся.
Тип урока
Урок систематизации ЗУН
Планируемые образовательные результаты
Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): знать особенности образования глухих и звонких согласных (участие голоса и шума), парные согласные по глухости-звонкости, а также непарные согласные, смыслоразличительную роль согласных звуков; уметь различать согласные по глухости-звонкости; называть пары согласных по глухости-звонкости, а также непарные согласные, различать в словах глухие и звонкие согласные; позиционные чередования согласных в словах.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования
Методы и формы обучения
Наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая,
Оборудование
Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор
Наглядно-демонстрационный материал
Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем
Основные понятия
Парные и непарные звонкие и глухие согласные
Организационная структура урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Осуществляемая деятельность учащихся
Формируемые умения (универсальные учебные действия)
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Здравствуйте, ребята! Выберите и поднимите тот смайлик , который соответствует вашему настроению на уроке. Я рада, что у вас хорошее настроение, надеюсь, что урок принесет всем радость от общения друг с другом.
Удачи!
Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение. Создается атмосфера доброжелательности и творческой активности..
П: осознают учебно-познавательную задачу.
Р: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия,
2. Актуализация прежних знаний
В огороде вырастаю,
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут и так едят
Задания к тексту:
1.Назвать звуки в словах из меня, варят.
2.Указать слова, в которых имеются парные по твёрдости-мягкости согласные звуки (во всех, кроме слова щи)
-
Назвать звонкие и глухие согласные и составить соотносительные пары согласных по звонкости-глухости
Учащиеся читают загадку, отгадывают её.
Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнёра высказывания
П: осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Р: принимают и сохраняют учебную задачу.
К: отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли.
3. Выявление места и причины затруднения
При выполнении последнего задания ребята не смогут подобрать глухих пар к согласным звукам [р], [р*], [м], [м*], н (в словах вырастаю, созреваю, из меня, томат)
-
Давайте, ребята, подумаем, в чём дело. Почему к согласным [р], [р*], [м], [м*], н вы не смогли подобрать глухих пар, а к согласному [ш*] - не смогли подобрать звонкой пары?
- Назовите все согласные, которые не имеют глухих или звонких пар.
- Какие согласные звуки не имеют парных звонких или глухих?
Устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями, отвечают на вопросы
Л: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке действий, поступков.
П: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы
4.Поисковая деятельность учащихся и решение учебной проблемы.
-
Каким образом можно решить эту проблему?
-
В чём нужно разобраться сначала?
-
Как научиться различать звонкие и глухие согласные на практике?
Отвечают на вопросы, под руководством учителя: нужно хорошо знать различие между глухими и звонкими согласными звуками.
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
Для этого нужно воспользоваться довольно простым способом.
Предлагаю прослушать текст о «научном открытии» учащихся.
«Сегодня мы сделаем с вами «научное» открытие, - сказала Зинаида Ивановна,- и сверим его с вашим учебником. Возьмите ручки и напишите в тетрадях:
Звонкие согласные. Глухие согласные.
-А теперь я буду произносить звуки, а вы определяйте, какие они, звонкие или глухие, - сказала учительница и произнесла звук б.
Ученики не могли ответить. Одни говорили, что звук б звонкий, другие-глухой. Зинаида Ивановна успокоила ребят и объяснила:
-Зажмите уши и произнесите звук б, а потом п.
Ученики сделали, и все подняли руки.
-Звук б звонкий, а п -глухой.
_Почему ты так думаешь? - спросила учительница Толика.
- Когда я говорил б, то в голове у меня звенело, а когда п говорил, то звука не было. Шум был, - объяснил Толик.
- Правильно, - ответили учащиеся»
Таким же образом поступают и учащиеся. Результаты «эксперимента» представляют в виде таблицы:
[б], [б*], [в],[в*],[г], [г*], [д], [д*],[ж], [з],[з*].
[п], [п*], [ф],[ф*],[к], [к*],[т], [т*],[ш], [с], [с*].
- каких согласных звуков нет в нашей таблице?-спрашивает школьников учитель?
[х], [х*], [ц], [ч*],[ш*],[л], [л*], [м], [м*], [н], [н*], [р], [р*], [й*]
- Чем это объяснить ребята?
Работа в парах. Рассказывают правило друг другу, поднимают соединённые руки.
Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Работают с заданием. Отвечают на вопросы, под руководством учителя работают с текстом
Подумав учащиеся отвечают, что согласные звуки х, х, ц, ш* не имеют в русском языке звонких пар. Звонкие согласные [л], [л*], [м], [м*], [н], [н*], [р], [р*], [й*] , наобарот, не имеют парных глухих.
Учащиеся ответят, что в составленной таблице нет согласных звуков.
Записывают в таблицу глухие и звонкие согласные.
П: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя.
Р:
планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану.
К: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы
5. Физминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покружились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем
Дружно до пяти считаем,
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
6. Первичное закрепление с комментированием
1. Выразительно прочитайте пословицы.
Кто много читает, тот много знает.
Без учения нет уменья.
Знание-сила.
Ученье-свет, неученье -тьма.
Назовите слова, в которых имеется не меньше двух звонких согласных, не имеющих глухих пар.
2. Представьте, что мы попали на планету Звучная. Жители её используют в своей речи только звонкие согласные. "Переведите" на язык инопланетян следующие пословицы:
1) Азбука - наука, а ребятам - мука. 2) Красно поле пшеном, а беседа умом. 3) Сама скажет сорока, где гнездо свила.
3. В словосочетании замените прилагательное противоположным по значению словом. Укажите в словах парные согласные по звонкости-глухости.
Холодный чай - : (горячий) чай,
редкий гость - : (частый) гость,
лёгкий портфель - : (тяжёлый) портфель,
маленький рисунок - : (большой) рисунок,
весёлый человек - : (печальный) человек. [2]
- С какими парными согласными не встретились слова? ([в], [ф], [к], [д], [з]) Приведите примеры слов с этими парными согласными звуками.
- Какие вы молодцы, ребята! Сколько мы нового узнали сегодня. Теперь мы с вами сможем дать характеристику любого согласного звука. Что это значит? Рассказать о звуке, всё, что знаете! Сейчас выполним упражнение 285, где будем учиться характеризовать согласные звуки.
Работают с заданиями. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Ответ учащихся : много, уменья, знанья, неученье
Л: осваивают новые виды деятельности.
П: выполняют учебно-познавательные действия; делают обобщения, выводы.
Р: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.
К: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
- А теперь, дети, покажите, чему вы научились, побывав в гостях у согласных .Они передали вам карточки с заданиями разного уровня сложности. Посмотрите и выберите для себя задания того уровня, с которым, как вы считаете, справитесь.
1 уровень Изменив в слове 1 букву, образуйте новое, использовав парные звонкие и глухие согласные:
Бочка - ….., гора - …., пруд - …. .
2 уровень Отгадай метаграмму:
Со звуком [с] я не вкусна, но в пище каждому нужна.(С.. )
Со звуком [м] я съем и шубу, и пальто. (М… )
3 уровень Составьте слово из звуков:
Глухая пара [з] -
Глухая пара [д] -
Гласный [о] под ударением -
Звонкая пара [к] -
- Кто уже готов? Называйте № задания, по которому работал, объясни, как выполнил.
Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями, самостоятельно выполняют упражнения
Л: положительно относятся к учению, познавательной деятельности.
П: приобретают умения использовать знания в практической деятельности.
Р: исправляют и объясняют ошибки, оценивают свою работу.
К: умеют задавать вопросы для уточнения
8. Повторение
- Что мы сегодня узнали на уроке?
- Из чего состоят звонкие согласные? Глухие?
- Почему нам важно это знать?
Оценка работы.
Домашнее задание.
-
П.56, упр. 284
Отвечают на вопросы. Оценивают работу товарищей и свою. Записывают домашнее задание
П: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Р: оценивают свою работу и объясняют ошибки
9.Рефлексия (итог урока)
- Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?
- Как вы их преодолевали?
- Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?
- Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился - улыбающийся смайлик, нет - грустный.
Определяют своё эмоциональное состояние на уроке
П: устанавливает взаимосвязь между объёмом приобретённых на уроке знаний, умений, навыков. Р: оценивают свою работу.
К: строят небольшие монологические высказывания