«Звонкие и глухие согласные»

Тема   урока:     «Звонкие и глухие согласные» в 5 классе.Цель :На основе прежних знаний о глухих и звонких согласных подвести пятиклассников к новому для них понятию о том, что большинство звонких и глухих согласных образуют пары; совершенствование навыков произношения слов со звуками ц, ч, ш, со стечением согласных; развитие продуктивной речи учащихся. Для урока выбраны разноуровневые задания для систематизации ЗУН.  По данным заданиям учащиеся решают учебную проблему. Они учатся различать зво...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Суксинская средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района РТ»



Тема: «Звонкие и глухие согласные» в 5 классе

Сайфуллина Гульнар Рафкатовна

89050242881

(8843)65- 61-812



Цель деятельности учителя

На основе прежних знаний о глухих и звонких согласных подвести пятиклассников к новому для них понятию о том, что большинство звонких и глухих согласных образуют пары; совершенствование навыков произношения слов со звуками ц, ч, ш, со стечением согласных; развитие продуктивной речи учащихся.

Тип урока

Урок систематизации ЗУН

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): знать особенности образования глухих и звонких согласных (участие голоса и шума), парные согласные по глухости-звонкости, а также непарные согласные, смыслоразличительную роль согласных звуков; уметь различать согласные по глухости-звонкости; называть пары согласных по глухости-звонкости, а также непарные согласные, различать в словах глухие и звонкие согласные; позиционные чередования согласных в словах.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая,

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем

Основные понятия

Парные и непарные звонкие и глухие согласные

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя


Осуществляемая деятельность учащихся

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята! Выберите и поднимите тот смайлик , который соответствует вашему настроению на уроке. Я рада, что у вас хорошее настроение, надеюсь, что урок принесет всем радость от общения друг с другом.

Удачи!

Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение. Создается атмосфера доброжелательности и творческой активности..

П: осознают учебно-познавательную задачу.

Р: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия,

2. Актуализация прежних знаний

В огороде вырастаю,

А когда я созреваю,

Варят из меня томат,

В щи кладут и так едят

Задания к тексту:

1.Назвать звуки в словах из меня, варят.

2.Указать слова, в которых имеются парные по твёрдости-мягкости согласные звуки (во всех, кроме слова щи)

  1. Назвать звонкие и глухие согласные и составить соотносительные пары согласных по звонкости-глухости

Учащиеся читают загадку, отгадывают её.

Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнёра высказывания

П: осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Р: принимают и сохраняют учебную задачу.

К: отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли.

3. Выявление места и причины затруднения

При выполнении последнего задания ребята не смогут подобрать глухих пар к согласным звукам [р], [р*], [м], [м*], н (в словах вырастаю, созреваю, из меня, томат)

  • Давайте, ребята, подумаем, в чём дело. Почему к согласным [р], [р*], [м], [м*], н вы не смогли подобрать глухих пар, а к согласному [ш*] - не смогли подобрать звонкой пары?

- Назовите все согласные, которые не имеют глухих или звонких пар.

- Какие согласные звуки не имеют парных звонких или глухих?

Устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями, отвечают на вопросы

Л: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке действий, поступков.

П: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы

4.Поисковая деятельность учащихся и решение учебной проблемы.

  • Каким образом можно решить эту проблему?

  • В чём нужно разобраться сначала?

  • Как научиться различать звонкие и глухие согласные на практике?

Отвечают на вопросы, под руководством учителя: нужно хорошо знать различие между глухими и звонкими согласными звуками.

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Для этого нужно воспользоваться довольно простым способом.

Предлагаю прослушать текст о «научном открытии» учащихся.

«Сегодня мы сделаем с вами «научное» открытие, - сказала Зинаида Ивановна,- и сверим его с вашим учебником. Возьмите ручки и напишите в тетрадях:

Звонкие согласные. Глухие согласные.

-А теперь я буду произносить звуки, а вы определяйте, какие они, звонкие или глухие, - сказала учительница и произнесла звук б.

Ученики не могли ответить. Одни говорили, что звук б звонкий, другие-глухой. Зинаида Ивановна успокоила ребят и объяснила:

-Зажмите уши и произнесите звук б, а потом п.

Ученики сделали, и все подняли руки.

-Звук б звонкий, а п -глухой.

_Почему ты так думаешь? - спросила учительница Толика.

- Когда я говорил б, то в голове у меня звенело, а когда п говорил, то звука не было. Шум был, - объяснил Толик.

- Правильно, - ответили учащиеся»

Таким же образом поступают и учащиеся. Результаты «эксперимента» представляют в виде таблицы:

[б], [б*], [в],[в*],[г], [г*], [д], [д*],[ж], [з],[з*].

[п], [п*], [ф],[ф*],[к], [к*],[т], [т*],[ш], [с], [с*].

- каких согласных звуков нет в нашей таблице?-спрашивает школьников учитель?

[х], [х*], [ц], [ч*],[ш*],[л], [л*], [м], [м*], [н], [н*], [р], [р*], [й*]

- Чем это объяснить ребята?

Работа в парах. Рассказывают правило друг другу, поднимают соединённые руки.


Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Работают с заданием. Отвечают на вопросы, под руководством учителя работают с текстом


Подумав учащиеся отвечают, что согласные звуки х, х, ц, ш* не имеют в русском языке звонких пар. Звонкие согласные [л], [л*], [м], [м*], [н], [н*], [р], [р*], [й*] , наобарот, не имеют парных глухих.

Учащиеся ответят, что в составленной таблице нет согласных звуков.

Записывают в таблицу глухие и звонкие согласные.

П: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя.

Р:

планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану.

К: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

5. Физминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покружились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем

Дружно до пяти считаем,

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

6. Первичное закрепление с комментированием

1. Выразительно прочитайте пословицы.

Кто много читает, тот много знает.

Без учения нет уменья.

Знание-сила.

Ученье-свет, неученье -тьма.

Назовите слова, в которых имеется не меньше двух звонких согласных, не имеющих глухих пар.

2. Представьте, что мы попали на планету Звучная. Жители её используют в своей речи только звонкие согласные. "Переведите" на язык инопланетян следующие пословицы:

1) Азбука - наука, а ребятам - мука. 2) Красно поле пшеном, а беседа умом. 3) Сама скажет сорока, где гнездо свила.

3. В словосочетании замените прилагательное противоположным по значению словом. Укажите в словах парные согласные по звонкости-глухости.

Холодный чай - : (горячий) чай,

редкий гость - : (частый) гость,

лёгкий портфель - : (тяжёлый) портфель,

маленький рисунок - : (большой) рисунок,

весёлый человек - : (печальный) человек. [2]

- С какими парными согласными не встретились слова? ([в], [ф], [к], [д], [з]) Приведите примеры слов с этими парными согласными звуками.

- Какие вы молодцы, ребята! Сколько мы нового узнали сегодня. Теперь мы с вами сможем дать характеристику любого согласного звука. Что это значит? Рассказать о звуке, всё, что знаете! Сейчас выполним упражнение 285, где будем учиться характеризовать согласные звуки.

Работают с заданиями. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Ответ учащихся : много, уменья, знанья, неученье

Л: осваивают новые виды деятельности.

П: выполняют учебно-познавательные действия; делают обобщения, выводы.

Р: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

К: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- А теперь, дети, покажите, чему вы научились, побывав в гостях у согласных .Они передали вам карточки с заданиями разного уровня сложности. Посмотрите и выберите для себя задания того уровня, с которым, как вы считаете, справитесь.

1 уровень Изменив в слове 1 букву, образуйте новое, использовав парные звонкие и глухие согласные:

Бочка - ….., гора - …., пруд - …. .

2 уровень Отгадай метаграмму:

Со звуком [с] я не вкусна, но в пище каждому нужна.(С.. )

Со звуком [м] я съем и шубу, и пальто. (М… )

3 уровень Составьте слово из звуков:

Глухая пара [з] -

Глухая пара [д] -

Гласный [о] под ударением -

Звонкая пара [к] -

- Кто уже готов? Называйте № задания, по которому работал, объясни, как выполнил.

Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями, самостоятельно выполняют упражнения

Л: положительно относятся к учению, познавательной деятельности.

П: приобретают умения использовать знания в практической деятельности.

Р: исправляют и объясняют ошибки, оценивают свою работу.

К: умеют задавать вопросы для уточнения

8. Повторение

- Что мы сегодня узнали на уроке?

- Из чего состоят звонкие согласные? Глухие?

- Почему нам важно это знать?

Оценка работы.

Домашнее задание.

  • П.56, упр. 284

Отвечают на вопросы. Оценивают работу товарищей и свою. Записывают домашнее задание

П: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Р: оценивают свою работу и объясняют ошибки

9.Рефлексия (итог урока)

- Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?

- Как вы их преодолевали?

- Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

- Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился - улыбающийся смайлик, нет - грустный.

Определяют своё эмоциональное состояние на уроке

П: устанавливает взаимосвязь между объёмом приобретённых на уроке знаний, умений, навыков. Р: оценивают свою работу.

К: строят небольшие монологические высказывания


© 2010-2022