Игровые технологии на уроках

Тема: «Знаешь ли ты русский язык?» Цель: Пробуждение интереса к русскому языку;            Углубление знаний учащихся о языке;            Повышение речевой культуры школьников.   Форма:Игра «Счастливый случай». 1-й гейм: «Разминка» 2-й гейм: « Кто быстрее и точнее» 3-й гейм: «Домашнее задание» 4-й гейм: «Ты - мне, я - тебе».       5-й гейм: « Занимательные игры».  Мощь и величие русского языка является неоспоримым свидетельством великих жизненных сил русского народа, его оригинальной и высокой ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Знаешь ли ты русский язык?»

Цель: Пробуждение интереса к русскому языку;

Углубление знаний учащихся о языке;

Повышение речевой культуры школьников.

Форма: Игра «Счастливый случай».

Эпиграф: «Берегите наш язык, наш прекрасный язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками»

/ И.С.Тургенев/

1-й гейм: «Разминка»

2-й гейм: « Кто быстрее и точнее»

3-й гейм: «Домашнее задание»

4-й гейм: «Ты - мне, я - тебе».

5-й гейм: « Занимательные игры».

Ведущий. Мощь и величие русского языка является неоспоримым свидетельством великих жизненных сил русского народа, его оригинальной и высокой национальной культуры и славной исторической судьбы. Его значение среди народов всего мира растет с каждым днем.

В игре встречаются две команды. Команда: «Словесники» и «Языковеды».

Объявляется 1-й гейм игры, гейм называется «Разминка».

На первый гейм, вот шутка.

Дана одна минутка.

Поспеши - ка, не зевай,

Правильный ответ давай.

/Задаются командам поочередно по 10 вопросов, которые они должны ответить за 1 минуту./

Вопросы 1-й команде:

1.Сколько букв в русском алфавите?

2. Звонкая пара т ?

3 .Какого рода путь?

4. Автор Толкового словаря живого великорусского языка?

5. Слово - синоним к выражению «кот наплакал» ?

6. Какого рода слово неряха ?

7. На какой слог падает ударение в слове свекла ?

8. Каким одним и тем же словом называется материал для письма и документа?

9.Что посреди Волги стоит?

10.Закончите пословицу: «Ветер горы разрушает, слово...»?

Вопросы 2-й команде:

1.Глухая пара - г ?

2.На какой слог падает ударение в слове километр?

3.Сколько слов в словаре В.И.Даля?

4.Какого рода слово кофе ?

5.Каким одним и тем же словом называется литературное произведение иносказательного содержания и выдумка, пустой разговор?

6.Слово - синоним к выражению « держать язык за зубами»?

7.Чего нет в России, найдется в Москве. Нет в Петербурге, а видно в Неве?

8.Закончите пословиц: « Умные речи приятно и...»?

9. Какого рода слово соня ?

10.Как пишется не в слове негодовать?

Ведущий. Русский язык бесконечно богат, певуч, красив. Сколько гимнов пропето о силе его! Сколько стихотворений, высказываний писателей, поэтов и государственных деятелей посвящено великому русскому языку. Ребята, вам мои помощники зачитают слова известных людей о русском языке, ваша задача определить автора слов.

2-й гейм называется «Кто быстрее и точнее».

1-йученик. Этот поэт, восхищаясь достоинствами русского языка говорил: «Как материал словесности язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими». /А.С.Пушкин./

2-й ученик. В своем прекрасном стихотворении в прозе он писал: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что свершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» /И.С.Тургенев/

3-йученик. В начале 30-х годов замечательный писатель, восторгаясь богатством языка, утверждал: «Настанет время (и оно не за горами), когда русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара» /А.Н. Толстой./

4-й ученик. « С русскими в веках мы породнились,

Словарем, языком обменялись.

Одни песни у нас родились.

И события одни воспевались» /Габдулла Тукай./

5-й ученик. «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками».

/И.С.Тургенев./

6-й ученик. «Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое». / К.Д.Ушинский/

3- гейм. «Домашнее задание».

Ведущий. Все команды не скучали

И заданья получали:

Путешествие свершить

Нас рассказом удивить.

Ребята, вы дома должны были собрать пословицы о слове и языке. Поочередно прочитайте свои пословицы и победит та команда, которая больше назовет, но также объяснит смысл одной пословицы точно и правильно.

Возможно это пословицы:

  • Язык мой - враг мой.

  • Язык мой - друг мой.

  • Шила и мыла, гладила и катала, пряла и лощила, а все языком.

  • Язык и хлебом кормит, и дело портит.

  • Лучше запнуться ногою, чем языком.

  • Язык губит, язык и голубит.

  • На языке мед, а под языком лед.

  • К старости зубы тупее, а язык острее.

  • Умные речи приятно и слушать.

  • Слово не воробей: вылетит - не поймаешь.

  • Ветер горы разрушает, слово народы поднимает. и т.д.

4-й гейм: « Ты - мне, я - тебе»

Команды должны были подготовить занимательные задания: метаграммы, анаграммы, шарады, ребусы. Такие как:

С б мучительно бывает,

С м одежду пожирает,

С р актеру я нужна,

С с для повара важна. /Боль - моль -роль -соль/

С ч летаю над волною,

С л не дам волкам покою,

С м рубашка - безрукавка,

С з скачу в лесу по травке,

С г меня крепи к детали

Из железа или стали. / Чайка - лайка - майка - зайка - гайка./

5-й гейм: « Занимательные игры».

Игра называется « Ответь пословицей или поговоркой».

  1. Лиля сказала по секрету своей подруге, что мама купит ей новые коньки, и просила ее об этом никому не говорить. Подруга рассказала другой, та - третьей. И до дня рождения весь класс об этом узнал. Какая поговорка есть на этот счет? /По секрету всему свету./

  2. На уроке литературы учитель сказал о том, что желающих приглашает в музей Х.Туфана в Киреметь. «Когда? Скорей бы!» - зашумели ребята. «Не торопитесь, ребята! - сказал Олег Николаевич. - Придет время - и мы поедем». И назвал одну пословицу. Как вы думаете, какую? /Всему свое время./

Игра: «Исправь ошибку».

1. К вам зашла соседка и обратилась к вашей маме:

- Нина, не хочешь поехать в Казань на предпраздничный рынок?

Какую неточность допустила ваша соседка? Помогите ей исправить речевую неточность.

/Слова рынок и базар - синонимы, однако у слов базар и рынок существуют различия и по значению, и по употреблению. Так, в экономической терминологии употребляется только слово рынок, например: Мировой рынок, внешний рынок. В значении «предпраздничный или сезонный торг» употребляется только слово базар: новогодний базар, книжный базар...

2. Приближается праздник. Вы хотите поздравить своих учителей. Купили открытку и сели писать поздравление. Начали так: «Наши дорогие преподаватели!» Потом задумались... Как же правильнее, точнее обратиться к своим учителям?

/В смысловом содержании и в употреблении слов - синонимов учитель и преподаватель имеются определенные различия. Учитель - это лицо, преподающее какой - либо учебный предмет в средней школе. Преподаватель - сотрудник высших или специальных средних учебных заведений./

Жюри: Подведение итогов. Награждение победителей.

Ведущий. Мощь и величие русского языка является неоспоримым свидетельством великих жизненных сил русского народа, его высокой национальной культуры и славной исторической судьбы. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!


© 2010-2022