Обогащение словарного запаса учащихся классов VIII вида прилагательными, как один из побудительных мотивов к общению

 Обогащая словарь учащихся вспомогательной школы прилагательными, делающими речь более образной, точной и полной, тем самым усиливаются побудительные мотивы речи у учащихся, те внутренние устремления, которые заставляют их поддерживать общение, вызывают желание поделиться своими впечатлениями, что ведёт в свою очередь к формированию полноценной речи ребёнка.   Полноценная речь ребёнка — это также средство повышения уровня коммуникабельности, путь к развитию его как личности, а в конечном итоге ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обогащение словарного запаса учащихся классов VIII вида прилагательными, как один из побудительных мотивов к общению.



Работа по обогащению словарного запаса учащихся коррекционных классов является неотъемлемой частью обучения русскому языку во вспомогательной школе. Важность этой проблемы объясняется крайне бедным словарным запасом учащихся. Они не знают многих слов, являющихся названиями предметов, явлений действительности и служащих для выражения отношения к высказываемой мысли. Лексическая бедность, однообразие в построении фраз не позволяют учащимся с проблемами в развитии выразительно описывать явления, предметы, ограничивают возможность логически связно и последовательно излагать свои мысли. Многие отвлечённые понятия они употребляют в конкретном значении или даже совсем ими не пользуются, стараются подобрать слова более простые и понятные. Обогащение словарного запаса значительно облегчает усвоение грамматики.

Одной из задач по развитию речи является обогащение словаря учащихся коррекционных классов именами прилагательными, делающих речь более точной и образной, а предложение более полным.

Как в устной, так и в письменной речи учащиеся с проблемами в развитии используют лишь небольшую группу прилагательных в основном обозначающие цвет, величину предмета и употребляют их, как правило, только в именительном и винительном падеже. Многие прилагательные они употребляют неправильно, не понимая их значения.

Учащиеся коррекционных классов, даже описывая хорошо знакомые предметы, выделяют в них очень мало свойств, не могут им дать точную характеристику. Так, например, у них нет достаточного запаса прилагательных для характеристики цвета: вместо слов оранжевый, розовый, малиновый ученики говорят красный. Они не могут правильно определить форму, величину предмета.

У учащихся вспомогательных классов отсутствует точное понимание значений прилагательных, употребляющихся в разговоре в переносном смысле, обозначающих форму предмета, пространственные и временные отношения. Ученикам коррекционных классов свойственно неточное, нечёткое понимание противоположного и близкого признака. Они совершенно не употребляют прилагательные, характеризующие душевное, эмоциональное состояние людей.

Чтобы активизировать словарь учащихся с проблемами в развитии, пополнить его прилагательными, стараюсь на уроках как можно чаще практиковать работу над синонимами, антонимами, над прилагательными, употребляемыми в прямом и переносном значении и т. п.





Работа над синонимами

Речь учащихся вспомогательных классов бедна, тавтологична. Повторение одних и тех же слов как в устной, так и в письменной речи связано с малым запасом близких по значению слов, которым располагают учащиеся. С малым запасом слов-синонимов связан и другой недостаток речи учащихся вспомогательных классов - неумение из имеющегося словарного запаса выбрать нужное, подходящее для точного выражения своей мысли слово. Для того, чтобы выработать у данных учащихся более гибкую, красочную и эмоциональную речь использую следующие упражнения:

  • к данному прилагательному подобрать слова-синонимы:

ненастная

Слова для справок: холодная, пасмурная, ветреная, солнечная, морозная, дождливая, осенняя;


  • выписать прилагательные-синонимы парами:

робкий, дорогой, дождливый, ненастный, ценный, трусливый;


  • расположить слова по степени нарастания:

тёплый, прохладный, горячий, холодный, огненный;


  • к данным прилагательным-синонимам написать подходящие по смыслу существительные: клейкий …; вязкий …; тягучий … (лист, ил, вар ).

На уроке при работе над синонимами учащиеся не только подбирают синонимы, но и, с моей помощью, пытаются объяснить разницу в их значениях.

Работа с антонимами


Работа над антонимами приучает к сопоставлению предметов и явлений, к выбору противоположных понятий и признаков. Смысл многих слов уточняется благодаря сравнению со словами противоположного значения.

При работе с антонимами учащиеся коррекционных классов допускают самые разнообразные ошибки, которые обусловлены приблизительным пониманием значения слова:

  1. неточное понимание слова, особенно при обозначении пространственных отношений ( глубокий - «низкий»);

  2. смешение слов близкого и противоположного значения;

  3. выражение антонима через то же прилагательное с частицей не

(добрый - недобрый).

Упражнения для работы над антонимами использую самые разнообразные в зависимости от цели, которую ставлю на данном уроке:

  • списать предложения. Подчеркнуть прилагательные-антонимы.

Охотник отправился на охоту ранним утром, а вернулся поздним вечером.


  • к прилагательным подобрать антонимы:

воздух влажный - … (сухой)

газета старая - … (свежая);


  • в данном предложении заменить выделенные слова прилагательными-антонимами:

На город опустился зимний вечер. (летний)

Так же на уроках практикую такие упражнения, как упражнения по восстановлению прилагательных, преднамеренно опущенных учителем. По окончании работы учащиеся могут сопоставить свой выбор с выбором автора.

Обогащение словаря учащихся коррекционных классов прлагательными, делающими речь более образной, точной и полной, тем самым усиливает побудительные мотивы речи у учащихся, вызывает желание поделиться своими впечатлениями, что ведёт в свою очередь к формированию полноценной речи ребёнка.

© 2010-2022