- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по русскому языку на тему Ключевые слова текста (10 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему Ключевые слова текста (10 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Гатиятуллина А.Х. |
Дата | 30.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема урока. Ключевые слова
Цели урока:
формировать умение формулировать собственное мнение и связно, последовательно его излагать;
образовательные аспект: учить анализировать содержание исходного, подготовить к написанию домашнего сочинения;
развивающий аспект: формировать умение определять основную проблему текста, формулировать авторскую позицию; умение создавать систему аргументов, подтверждающих справедливость выводов этих; стимулировать мыслительную деятельности, творческие способности учащихся;
воспитательный аспект: формирование гражданской позиции по общественно важным проблемам современности; воспитание внутренней культуры
Оборудование: раздаточный материал, учебники, оформление доски, портрет Д.С.Лихачева
Ход урока.
1.Оргмомент.
-Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем работу над темой текст. Запишите тему сегодняшнего урока и определите цели урока.
2.Вступительное слово учителя. Мотивация деятельности. Вызов интереса
Орфоэпическая разминка
В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
Вариант 1
1. бАнты
2. прИбыла
3. тортАми
4. дозировАть
Вариант 2
1. мозАичный
2. сирОты
3. согнУтый
4. свЕрлит
Вариант 3
1. кОрмящий
2. сливОвый
3. кремЕнь
4. окрУжит
Вариант 4
1. звАла
2. мОлящий
3. отрОчество
4. шАрфы
Вариант 5
1. укрЕпит
2. чЕрпать
3. углУбить
4. стОляр
Вариант 6
1. цепОчка
2. послалА
3. пАртер
4. обОдрить
Вариант 7
1. Оптовый
2. откупОрил
3. крАлась
4. дОкрасна
Вариант 8
1. бухгалтерОв
2. включИшь
3. ворвАлась
4. диспАнсер
Вариант 9
1. жИлось
2. кровотОчащий
3. местностЕй
4. нАчатый
Вариант 10
1. навралА
2. одОлжит
3. плодонОсить
4. сОрит
В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
Вариант 1
1. кАучук
2. жалюзИ
3. духовнИк
4. блокИровать
Вариант 2
1. облегчИть
2. принУдить
3. завИдно
4. позвОнит
Вариант 3
1. знАхарство
2. избАлованный
3. повторИт
4. корЫсть
Вариант 4
1. мышлЕние
2. красивЕе
3. срЕдства
4. слИвовый
Вариант 5
1. принУдить
2. лУбочный
3. премировАть
4. свекОльный
Вариант 6
1. нанЯл
2. началсЯ
3. придАное
4. припорошИть
Вариант 7
1. облегчИть
2. исковОй
3. раскупОрить
4. подведенА
Вариант 8
1. квартАльный
2. заклЕить
3. мусоропровОд
4. кухОнный
Вариант 9
1. щавЕль
2. шассИ
3. катАлог
4. жалюзИ
Вариант 10
1. гримИровать
2. дозИровать
3. оперИровать
4. минИровать
1. В каком слове пишется З?
1) и...рыхлить
2) и...пуганный
3) не...гораемый
4) ...двинуть
2. В каком слове пишется З?
1) чере...чур
2) ...гореть
3) и...тратить
4) и...гнание
3. В каком слове пишется С?
1) во...делывать
2) бе...злобный
3) бе...вкусно
4) не...давленный
4. В каком слове пишется буква С?
1) не...доровится
2) и...чезнуть
3) в...дремнуть
4) во...любить
5. В каком слове пишется буква С?
1) и...ношенный
2) и...черпать
3) бе...участный
4) ра...бежаться
6. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется З?
1) не...группированный, бе...думный
2) ра...цветить, бе...конечный
3) бе...брежный, и...бежать
4) и...гнать, ра...толочь
7. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется С?
1) и...толкование, во...требовать
2) и...синя-чёрный, в...лететь
3) и...мучить, и...порченный
4) во...хождение, и...ведать
8. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется одна и та же буква?
1) во...рождение, ...делать
2) и...числять и...пользовать
3) во...становить, во...раст
4) ...дание, ...дача
9. В каком ряду в словах на месте пропуска пишется не одна и та же буква?
1) ...дернуть, не...деланный
2) и...полнение, бе...покойный
3) ни...вергать, и...царапать
4) бе...вестный, и...жарить
10. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется одна и та же буква?
1) ...горяча, ...дравствуйте
2) во...клицательный, ра...жигающий;
3) во...местить, ра...щелина
4) ра...пробовать, ра...смешить
Ребята, часть С самая сложная. Она проверяет навыки вдумчивого, осмысленного чтения, зрелость ваших суждений при истолковании текста. Написание сочинения сложная задача для большинства выпускников. Пусть этот урок будет еще одним важным шагом на пути усвоения технологии выполнения задания части С.
3. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, актуализация знаний. Определение темы урока
«Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным», - сказал когда-то римский философ Сенека. Поэтому я хотела бы узнать, а «вы знаете куда держите путь?
Давайте вспомним задание части С?
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения - не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
4. Формулирование цели урока.
Тема урока обозначена и мне хотелось бы, чтобы вы сами сформулировали его цель. (Цель урока - вспомнить термин «ключевые слова», научиться правильно понимать исходный текст, научиться «вычитывать» нужную для сочинения информацию.
Сегодня мы будем работать с текстом Лихачева Дмитрия Сергеевича. Откройте учебники на стр. 194, упр70
Дми́трий Серге́евич Лихачёв (28 ноября 1906 года, Санкт-Петербург, Российская империя - 30 сентября 1999 года, Санкт-Петербург, Российская Федерация) - советский и российский филолог, искусствовед, сценарист, академик РАН (до 1991 - АН СССР).
Автор фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры. Автор работ (в том числе более сорока книг) по широкому кругу проблем теории и истории древнерусской литературы, многие из которых переведены на разные языки. Автор 500 научных и около 600 публицистических трудов. Лихачёв внёс значительный вклад в развитие изучения древнерусской литературы и искусства. Круг научных интересов Лихачёва весьма обширен: от изучения иконописи до анализа тюремного быта заключённых.
На протяжении всех лет своей деятельности являлся активным защитником культуры, пропагандистом нравственности и духовности.
6.Чтение текста Упражнение 70
7. Работа с текстом. Отработка умений и навыков работы с исходным текстом. Усвоение способов деятельности путем воспроизведения информации и выполнения упражнений.
1. Повторение теоретических знаний о тексте
Перед тем, как разбираться в прочитанном, вспомним основные признаки текста
(Текст (от лат. textus - ткань; связь, соединение) - это слова, предложения, абзацы и более крупные части, связанные в целое темой и основной мыслью, образующие высказывание, речевое произведение.
Основные признаки текста: тематическое и композиционное единство всех его частей; наличие смысловой и грамматической связи между частями; смысловая цельность, относительная законченность. Текст может состоять из одного абзаца, а может быть статьей, докладом, книгой.)
-Заметьте; один из важных признаков текста- информативность. Любой текст содержит информацию:1) каком-либо факте, событии, человеке;2) цели его создания ; 3)об авторе (его отношении к поднятым проблемам) Если вы сумеете научится «вычитывать» эту информацию, то правильно поймете текст.
- Ключевые слова
-Давайте снова обратимся к тексту.
Итак, 1 абзац. Какие слова являются ключевыми? (Образованность и интеллигентность)
2 абзац - «Интеллектуальные ценности, эстетическое чутье»
- О чем же этот текст? (текст - размышления автора о внутренней культуре человека, об образованности и интеллигентности
2.Формулировка проблемы
-Итак, мы определили тему текста и выделили наиболее значимую для понимания текста информацию. Теперь нам необходимо отобрать информацию необходимую для написания сочинения и первый наш шаг «Формулирование одной из проблем, поставленных автором текста».
-Для начала давайте вспомним, что такое проблема? Справка:
(Проблема текста - это предмет обсуждения, вопрос, над которым рассуждает автор.
Выявление и формулирование проблемы - важнейший этап работы над сочинением, поскольку по всем остальным критериям вы будете работать только с этой проблемой: именно эту, заявленную вами, проблему вы должны будете прокомментировать, выразить отношение автора именно к этой проблеме, высказать своё мнение о позиции автора и аргументировать свою точку зрения.
Типы проблем
Характер проблемы определяется той сферой деятельности человека, которой касается автор текста.
Чаще всего в тексте поднимается несколько проблем. Чтобы их определить, задайте себе вопрос: над какими вопросами размышляет автор? Обратимся снова к тексту?
-Так какую же проблему поднимает автор? Сформулируйте ее, используя шаблоны
(1 способ: Лихачев поднимает проблему интеллигентности.
2 способ: «Если он проявит уважение к культуре прошлого, навыки воспитанного человека, ответственность в решении нравственных вопросов, богатство и точность своего языка - вот это и будет интеллигентный человек.» Именно эти вопросы волнуют известного академика Д.С.Лихачева)
-Сформулируйте проблему, используя один из предложенных вариантов. Запишите ответ в тетрадях. Вот мы и сделали еще один шаг к успеху - сформулировали проблему.
3.Составление комментария проблемы.
Давайте вспомним, что такое комментарий?
Комментарий - это пояснение, толкование в данном случае выбранной вами проблемы исходного текста. Сразу напоминаю, что в тексте может быть несколько проблем, но комментировать нужно только ту, которую вы записали в начале вашего сочинения. Успешное комментирование проблемы невозможно без понимания текста и чёткой формулировки проблемы.
Следует проследить за мыслью автора. Как он идёт к проблеме?
Комментировать можно двумя способами: концептуально (объяснять проблему, её актуальность, различные мнения о ней), текстуально(пояснять текст, авторский замысел и проблему). В первом случае вы будете всё писать своими словами. Во втором случае могут быть ссылки на текст.
Довольно часто комментируется не заявленная проблема. А также не забудьте, что нужно прокомментировать всю проблему, а не часть её. Хорошенько разберитесь с содержанием текста, иначе у вас будут фактические ошибки. Избегайте излишнего цитирования, недопустимо заменять комментарий цитированием. Бывает, что вместо комментария ученик пересказывает сюжет текста или перечисляет все проблемы.
Справка
Комментарий обязательно должен опираться на текст. Чтобы прокомментировать проблему, нужно ответить на ряд вопросов.
-К какой категории относится проблема? (нравственная, философская)
-Актуальная ли эта проблема в наши дни? Что делает ее актуальной? (Несомненно, человек должен быть интеллигентен, даже если это будет казаться неуместным в той среде, где вращается человек. Но какова основа интеллигентности, столь необходимой нам для жизни? Вот какие вопросы волнуют автора)
-Почему эта проблема привлекла внимание автора?
-Кого особенно интересует эта проблема? (Всех)
- На каком материале автор рассматривает проблему? (Лихачев рассматривает материал на рассуждении над интеллигентностью)
-Для чего он это делает? (Чтобы призвать новое поколение быть интеллигентными и образованными )
-Каково авторское отношение к проблеме? Как выражено отношение автора к проблеме? (Если человеку свойственны чуткость и отзывчивость, то его можно назвать интеллигентным, даже если этот человек позабудет «все на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические события».)
-Все! Мы проблему прокомментировали достаточно подробно и можем получить про К2 - 2 балла! И делаем следующий шаг.
4. Формулировка авторской позиции
Давайте вспомним, что такое позиция автора?
Справка Позиция автора - это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы
Итак, в начале сочинения мы сформулировали одну из проблем, над которой размышлял автор текста. Затем в комментарии мы показали, как именно раскрывается эта проблема в исходном тексте. Следующий этап - выявление позиции автора.
Авторская позиция - это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста.
Помните, что если проблема текста - это некоторый вопрос, то позиция автора - это ответ на вопрос, поставленный в тексте, то, в чём автор видит решение проблемы.
Таким образом, проблема и позиция автора теснейшим образом связаны:
проблема и позиция автора
должны соотноситься как
вопросно-ответное единство.
Если этого не происходит, логика изложения мысли в сочинении нарушена.
Справка «Как может быть выражена авторская позиция»
-Какие способы используются в нашем тексте? (риторические вопросы, оценочная лексика)
-Какова же авторская позиция? (Д. С. Лихачёв убеждён, что сама интеллигентность зависит отнюдь не от высокого образования или знания культуры и языков, а от особого эстетического чутья, восприимчивости ко всему прекрасному, а главное - от чуткости и отзывчивости.)
-В каком предложении авторская точка зрения звучит отчетливо? (Авторская точка зрения, как мне кажется, выражена довольно чётко в предложении: Если он проявит уважение к культуре прошлого, навыки воспитанного человека, ответственность в решении нравственных вопросов, богатство и точность своего языка - вот это и будет интеллигентный человек»)
-Согласны ли вы с мнением автора?
-Итак, мы выполнили еще одно требование к сочинению - сформулировали авторскую позиции. И выразили вое мнение по проблеме? И получаем по К3-1 балл
5. Аргументация собственного мнения.
Это, действительно, самая трудная часть работы. На этом этапе написания сочинения ваша задача состоит в следующем: одобрить позицию автора, выразить солидарность, понимание, принятие позиции и сформулировать собственную позицию, подобрав 2 аргумента, доказывающих справедливость мнения автора и вашего мнения.
Давайте вспомним, что такое аргументы, какие аргументы можно считать жизненным опытом, а какие - читательским?
Справка.
- Какие аргументы в подтверждении позиции автора вы можете использовать? (реальные факты)
Виды аргументов
Существуют различные классификации аргументов. Например, различают логические аргументы - это доводы, апеллирующие к человеческому рассудку, к разуму (научные аксиомы, законы природы, статистические данные, примеры из жизни и литературы), и психологические аргументы - доводы, которые вызывают у адресата определённые чувства, эмоции и формируют определённое отношение к описываемому человеку, предмету, явлению (эмоциональная убеждённость пишущего, апелляция к общечеловеческим ценностям и др.).
Главное, что должен знать пишущий сочинение: используемые вами аргументы «имеют различный вес», то есть оцениваются различными баллами.
Одни аргументы оцениваются одним баллом, а другие - двумя.
Обратите внимание на то, что аргументы, оцениваемые двумя баллами, всегда предполагают ссылку на автора и название произведения.
- Какие факты можно привести в доказательство справедливости позиции автора и вашей позиции?
(Сама жизнь Д.С. Лихачёва тому подтверждение. Пройдя сталинские лагеря, находясь рядом с ворами, уголовниками, он остался верен себе. Образ Марьи Болконской в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» Марья Болконская - пример, достойный подражания, пример для тех, кто ищет свой путь в жизни.
8.Поведение итого урока
Вот мы и закончили работу над сочинением. Я думаю, что наш сегодняшний разговор поможет вам в написании сочинения.
9. Рефлексия
11.Заключительное слово
А закончить сегодняшний урок мне хотелось бы словами древнегреческого комедиографа Менандра: «Язык, который умудрен знаниями, не будет запинаться ». Я думаю, что сегодняшний наш стал еще одним этапом в освоении вами секретов написания сочинения. И мне очень хотелось бы, чтобы эксперт, проверяющий вашу работу, увидел вас как человека эрудированного, мыслящего, умеющего вступить в диалог с автором, владеющего владеть речью, и поставил вам высокую оценку, которая может стать входным билетом в вуз.
12. Д/з: написать сочинение-рассуждение
Проблема интеллигентности.
Несомненно, человек должен быть интеллигентен, даже если это будет казаться неуместным в той среде, где вращается человек. Но какова основа интеллигентности, столь необходимой нам для жизни? Д. С. Лихачёв убеждён, что сама интеллигентность зависит отнюдь не от высокого образования или знания культуры и языков, а от особого эстетического чутья, восприимчивости ко всему прекрасному, а главное - от чуткости и отзывчивости. Если человеку это свойственно, то его можно назвать интеллигентным, даже если этот человек позабудет «все на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические события».
Я разделяю точку зрения автора. Действительно, интеллигентность невозможна без особой нравственной основы, непременно прочной, чтобы не дать человеку уйти в сторону, перепутать дурное с хорошим. Для этого надо не допустить проникновения в душу зла, зависти, равнодушия, злобы, чтобы сохранить способность понять другого человека и оценить его по его достоинству. Сама жизнь Д.С. Лихачёва тому подтверждение. Пройдя сталинские лагеря, находясь рядом с ворами, уголовниками, он остался верен себе.
Нравственная основа не появляется в человеке просто так. Она закладывается в нем с детства, приобретается путем долгих размышлений, подчас мучительных и раздирающих душу. Но если эта основа есть, то человек может твердо стоять на ногах. Родители, классическая литература помогают детям понять, «что такое хорошо и что такое плохо». Человеку следует воспитывать в себе не только ум, но и душу, взращивать в себе самые лучшие качества, относиться к окружающим с терпением и пониманием, а к себе - с требовательностью.
В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
Вариант 1
1. бАнты
2. прИбыла
3. тортАми
4. дозировАть
Вариант 2
1. мозАичный
2. сирОты
3. согнУтый
4. свЕрлит
Вариант 3
1. кОрмящий
2. сливОвый
3. кремЕнь
4. окрУжит
Вариант 4
1. звАла
2. мОлящий
3. отрОчество
4. шАрфы
Вариант 5
1. укрЕпит
2. чЕрпать
3. углУбить
4. стОляр
Вариант 6
1. цепОчка
2. послалА
3. пАртер
4. обОдрить
Вариант 7
1. Оптовый
2. откупОрил
3. крАлась
4. дОкрасна
Вариант 8
1. бухгалтерОв
2. включИшь
3. ворвАлась
4. диспАнсер
Вариант 9
1. жИлось
2. кровотОчащий
3. местностЕй
4. нАчатый
Вариант 10
1. навралА
2. одОлжит
3. плодонОсить
4. сОрит
В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
Вариант 1
1. кАучук
2. жалюзИ
3. духовнИк
4. блокИровать
Вариант 2
1. облегчИть
2. принУдить
3. завИдно
4. позвОнит
Вариант 3
1. знАхарство
2. избАлованный
3. повторИт
4. корЫсть
Вариант 4
1. мышлЕние
2. красивЕе
3. срЕдства
4. слИвовый
Вариант 5
1. принУдить
2. лУбочный
3. премировАть
4. свекОльный
Вариант 6
1. нанЯл
2. началсЯ
3. придАное
4. припорошИть
Вариант 7
1. облегчИть
2. исковОй
3. раскупОрить
4. подведенА
Вариант 8
1. квартАльный
2. заклЕить
3. мусоропровОд
4. кухОнный
Вариант 9
1. щавЕль
2. шассИ
3. катАлог
4. жалюзИ
Вариант 10
1. гримИровать
2. дозИровать
3. оперИровать
4. минИровать
1. В каком слове пишется З?
1) и...рыхлить
2) и...пуганный
3) не...гораемый
4) ...двинуть
2. В каком слове пишется З?
1) чере...чур
2) ...гореть
3) и...тратить
4) и...гнание
3. В каком слове пишется С?
1) во...делывать
2) бе...злобный
3) бе...вкусно
4) не...давленный
4. В каком слове пишется буква С?
1) не...доровится
2) и...чезнуть
3) в...дремнуть
4) во...любить
5. В каком слове пишется буква С?
1) и...ношенный
2) и...черпать
3) бе...участный
4) ра...бежаться
6. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется З?
1) не...группированный, бе...думный
2) ра...цветить, бе...конечный
3) бе...брежный, и...бежать
4) и...гнать, ра...толочь
7. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется С?
1) и...толкование, во...требовать
2) и...синя-чёрный, в...лететь
3) и...мучить, и...порченный
4) во...хождение, и...ведать
8. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется одна и та же буква?
1) во...рождение, ...делать
2) и...числять и...пользовать
3) во...становить, во...раст
4) ...дание, ...дача
9. В каком ряду в словах на месте пропуска пишется не одна и та же буква?
1) ...дернуть, не...деланный
2) и...полнение, бе...покойный
3) ни...вергать, и...царапать
4) бе...вестный, и...жарить
10. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется одна и та же буква?
1) ...горяча, ...дравствуйте
2)во...клицательный, ра...жигающий;
3) во...местить, ра...щелина
4) ра...пробовать, ра...смешить
Работа с текстом.
1. Тема текста
2.Формулировка проблемы
3.Составление комментария проблемы.
4. Формулировка авторской позиции
5. Аргументация собственного мнения.
Памятка для написания сочинения-рассуждения