Систематическая работа над развитием речи

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Исакова Шолпан Сабыровна,

учитель русского языка и литературы,высшая категория

ГУ «Аманкарагайская СШ №2 отдела

образования акимата Аулиекольского района,Костанайской области»



Письменная работа по личным наблюдениям ученика

Программа предусматривает изучение изобразительно -выразительных средств в теоретическом и практическом плане , отводит специальные уроки для письменных работ по личным наблюдениям, создает реальные возможности для обучения сочинениям. Как рационально воспользоваться ими? Чем может быть гарантирован успех работы? Непосредственным общением с природой- только оно может дать описанию оригинальное содержание. Систематической работой над развитием речи - только она обеспечит эмоциональное и точное изложение.

Следовательно, гарантию успеха следует искать в органическом слиянии классных и внеклассных занятий.Как организовать этот процесс? Есть разные пути.

Я использую один из них -подготовку к сочинению веду по этапам: изучение художественных произведений и изобразительно - выразительных средств в них, экскурсия или поход и сочинение. Знаю, что многие идут от наблюдений к чтению художественных произведений о природе и потом к сочинениям. Но мне представляется возможным и мой путь. Расскажу о нем.

Воспользуюсь примером из опыта работы по старой программе, проследив процесс подготовки к письменной работе по конкретной теме «Зимний лес», например в 6 классе . Приступая к работе, напоминаем раннее изученные на уроках литературы изобразительные средства: эпитеты, сравнения, олицетворения ; выразительно читаем отрывки из прозы и читаем , скажем Тютчева «Чародейкою -зимою», останавливаемся на образных средствах .

Следующее звено в цепи работы - запись в тетради образных выражений, рисующих зимний лес : на пушистых ветках , в сонной тишине ,в золотом огне , прозрачный лес , принакрылась снегом ,точно серебром, снежинки … улеглись постелью гладкой ,а заря , лениво обходя кругом , осыпает ветки новым серебром , чародейкою - зимою околдован лес стоит. Представление об изобразительно - выразительных средствах у учеников 5-7 классов довольно отвлеченное , такого рода письменная работа значительно обогащает его .

Таков первый этап работы - теоретическая,если можно так выразиться . подготовка к сочинению .Если после нее предложить учащимся написать сочинение, они добросовестнейшим образом перепишут заученное наизусть, оставшиеся в памяти картины природы . Но это не будет в полном смысле слова сочинение - акт самостоятельного творчества . Чтобы создать свое, необходимы личные наблюдения, а их -то либо недостаёт, либо ,за редким исключением , почти нет у младших подростков : они не умеют видеть .

На помощь приходят прогулки. Экскурсии, туристические походы. Проводить их, с моей точки зрения ,лучше после изучение программного материала, бесед по внеклассному чтению и конкурса, пока ещё свежи в памяти результаты подготовительной работы. Прогулки, походы- это экскурсии в мир природы ,в мир поэзии с целью пробудить в подростке художника . Предлагаю ученикам устно описать общий вид леса ,лесные поляны, потом отдельные деревья и т.д. Перед ними живая картина, в памяти -богатый арсенал поэтических образов, но, несмотря на это, описания получаются бледные: покрытый снегом лес, высокая хвойное дерево, покрытая снегом поляна . Картина родной природы, образные выражения, которыми они не так давно восторгались. Остались мертвым грузом.

- А теперь вновь попытаемся описать общий вид леса , полян , отдельных деревьев … как с помощью сравнений можно описать лес ? Сначала робко, а потом живее ребята рисуют картину :

-Березы в снегу, как в белых платьях …Верхушки сосен , как снежные шлемы … Сосны ,как седые великаны … Сосны -великаны … Когда ученики выскажутся , предлагаю каждому записать в тетрадь его наблюдения и сравнения ;

-Какими олицетворениями, своими олицетворениями , можно описать лес ?

-Лес заснул . Нет ,лес спит . Дремлет лес под сказку сна …

И сразу возмущенный хор ребячьих голосов :

-Это же у Есенина .

-Верно нельзя заимствовать . Пишите каждый по -своему . Продолжаем

-Зима накрыла его пушистым белым одеялом … Зима накрыла его серебряным одеялом . Зима -хозяйка покрыла землю белым покрывалом … Суровые стражники - сосны стоят на вахте … Лес глядится в тонкий лед реки, словно в зеркало … После беседы все записывают в тетради найденные олицетворения . Слагается эта запись в ее окончательном виде не сразу, не на одном месте - на обратном пути , после вторичного осмотра избранных мест и по свежим впечатлениям от только что прочитанного произведения и картин зимнего леса . Ребята готовы к генеральному сражению .

Результаты зависят от способностей, от общего развития учеников и далеко не всегда радуют учителя … Не такое,видимо,это простое дело для ученика ,даже после только что проведенной работы ,- написать оригинальное сочинение о природе . Вот отрывки из работ по нашей теме .

В лесу торжественная тишина . Он очарован волшебным сном. Волшебница -зима одела кусты в пушистые полушубки, березки нарядила в серебряные платья с белоснежной каймой. На ярком солнце лес блестит и переливается ослепительной красой.


© 2010-2022