- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока в 5 классе по темеГрамматическая основа предложения
Конспект урока в 5 классе по темеГрамматическая основа предложения
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Приходько Ж.Ж. |
Дата | 06.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Методическая разработка урока
для 5 класса
Русский язык
Тема :
Грамматическая основа предложения
Подготовила и провела
Учитель 1 категории
Русского языка и литературы
Приходько Ж.Ж.
Форма проведения: Урок-путешествие
Цели: *отработать алгоритм нахождения сказуемого и подлежащего в предложении
*Формировать умения графически обозначать главные члены предложения, навыки постановки вопросов к главным членам предложения, вырабатывать грамотное письмо
*развивать творчество учащихся, развивать мышление
*прививать любовь к русскому языку, воспитывать толерантное отношение друг к другу.
Оборудование: презентация к уроку, интерактивная доска, ноутбук, текст физминутки.
Ход урока
-
Организационный момент .
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться : «Доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам!»
Улыбнемся солнышку, дадим друг другу руку-
Поднимем настроение себе и другу!
( Подайте руку соседу и пустите по кругу искорку настроения)
-
Актуализация знаний учащихся.
Вступительное слово учителя .
Ребята, сегодня у нас необычный урок. У нас урок-путешествие. И будет оно проходить по сказочному государству СИНТАКСИС.
А что изучает синтаксис? Итак, в этом государстве - два королевства- СЛОВОСОЧЕТАНИЕ и ПРЕДЛОЖЕНИЕ. На прошлом уроке мы знакомились со слосочетанием, а на этом уроке мы будем говорить о предложениях.
Отправимся мы в путешествие на ковре-самолете. Наш волшебный ковер-самолет отправляется в путь.
Первая остановка- у МУДРОЙ СОВЫ, которая прислала нам конверт
С вопросиками для умников. И чтобы ответить на эти вопросы, нам необходимо вспомнить, что такое СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.
Какое слово в словосочетании называется главным, а какое -зависимым?
Как связываются слова в словосочетаниях?
На доске- два слова ОСЕННИЙ и ЛЕС. Это словосочетание? Почему?
Обратите внимание, что слово ЛЕС записано красным цветом, потому что оно- главное, а слово ОСЕННИЙ- синим, потому что оно- зависимое.
ЗАДАНИЕ. Работа в группах.
Выпишите на листочки красного цвета главные слова из словосочетаний, а на синие листочки- зависимые слова.
СЛОВОСОЧЕТАНИЯ: Пушистый снег
Писать красиво
Гулять по лесу
Очень хорошо (Слайд на доске)
Слайд «Проверь себя»
-
Изучение нового материала.
Работа в тетрадях.
Записываем дату и тему урока. Мы продолжаем путешествие по государству СИНТАКСИС. И второе королевство- ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
Пока мы летим в сказочное королевство, я расскажу вам сказку.
Жили-были Король Подлежащее и Королева Сказуемое. Они не могли жить друг без друга и очень редко расставались. Вот занятия у них были разные: Король отвечал на вопросы КТО? ЧТО? А Королева была ужасной болтушкой и отвечала сразу на несколько вопросов ЧТО ДЕЛАЕТ? КАКОЙ? КАКОВ? КТО ТАКОЙ ПРЕДМЕТ? ЧТО ТАКОЕ ПРЕДМЕТ? И одевались они тоже по-разному. Король любил камзол из существительного и местоимения, а Королева чаще надевала платье из прилагательного или существительного.
Вопросы. Кто главные герои сказки?
Что у них общего?
Что различного?
О каких нарядах идет речь?
Следующая наша остановка - «Портняжкин дом»
В этом доме шьют наряды для Кроля и Королевы. Вам предстоит интересное дело- помочь храбрым портняжкам сшить наряды для правителей государства.
На партах у вас лежат листы с текстами. Вы должны правильно ь недостающий член предложения, графически его обозначить и указать, какой частью речи выражены главные члены предложения.
Петя… морем меняется на глазах каждый час. Штормовой… гонит крупную зыбь. От этой зыби на воде образовываются пенные … . То оно … барашками.
(Слова для справок: залюбовался, оно, играет, цепочки, ветер)
Наше путешествие продолжается. И вот добрались до королевского Дома Книги. В этом Доме огромное количество книг и учебников. Есть и тот, по которому мы с вами занимаемся. Заглянем в Дом Книги , найдем на книжной полке учебник русского языка для 5 класса. Откройте стр. 27. Давайте прочитаем теоретический материал о подлежащем и сказуемом.
ФИЗМИНУТКА. Упражнения для шеи.
Королевский игровой зал.
Задание по группам. (каждой группе раздаются таблички со словами. Из них нужно составить предложения и определить главные члены предложения. Когда группы будут готовы, вы должны выстроиться в предложения).
Вопросы:
-
Что изучает синтаксис?
-
Что такое предложения?
-
Что входит в грамматическую основу предложения?
-
Какими частями речи выражаются главные члены предложения?
-
Может ли существовать предложение без ГО?
Вывод. Ковер-самолет мы починили, теперь можно возвращаться в страну ШКОНЛЯНДИЮ. Урок наш закончился, но не закончилось путешествие в сказочно королевство ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Мы его продолжим на следующих уроках.
А сегодня мы должны назвать самых активных учеников и вручить им медали «Знатоков русского языка».
Домашнее задание : выучить правила на стр. 27, выполнить упр. 42.
5