Конспект урока в 5 классе по темеГрамматическая основа предложения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока

для 5 класса

Русский язык

Тема :

Грамматическая основа предложения

Подготовила и провела

Учитель 1 категории

Русского языка и литературы

Приходько Ж.Ж.

Форма проведения: Урок-путешествие

Цели: *отработать алгоритм нахождения сказуемого и подлежащего в предложении

*Формировать умения графически обозначать главные члены предложения, навыки постановки вопросов к главным членам предложения, вырабатывать грамотное письмо

*развивать творчество учащихся, развивать мышление

*прививать любовь к русскому языку, воспитывать толерантное отношение друг к другу.

Оборудование: презентация к уроку, интерактивная доска, ноутбук, текст физминутки.

Ход урока

  1. Организационный момент .

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться : «Доброе утро!

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам!»

Улыбнемся солнышку, дадим друг другу руку-

Поднимем настроение себе и другу!

( Подайте руку соседу и пустите по кругу искорку настроения)



  1. Актуализация знаний учащихся.

Вступительное слово учителя .

Ребята, сегодня у нас необычный урок. У нас урок-путешествие. И будет оно проходить по сказочному государству СИНТАКСИС.

А что изучает синтаксис? Итак, в этом государстве - два королевства- СЛОВОСОЧЕТАНИЕ и ПРЕДЛОЖЕНИЕ. На прошлом уроке мы знакомились со слосочетанием, а на этом уроке мы будем говорить о предложениях.

Отправимся мы в путешествие на ковре-самолете. Наш волшебный ковер-самолет отправляется в путь.

Первая остановка- у МУДРОЙ СОВЫ, которая прислала нам конверт

С вопросиками для умников. И чтобы ответить на эти вопросы, нам необходимо вспомнить, что такое СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.

Какое слово в словосочетании называется главным, а какое -зависимым?

Как связываются слова в словосочетаниях?

На доске- два слова ОСЕННИЙ и ЛЕС. Это словосочетание? Почему?

Обратите внимание, что слово ЛЕС записано красным цветом, потому что оно- главное, а слово ОСЕННИЙ- синим, потому что оно- зависимое.

ЗАДАНИЕ. Работа в группах.

Выпишите на листочки красного цвета главные слова из словосочетаний, а на синие листочки- зависимые слова.

СЛОВОСОЧЕТАНИЯ: Пушистый снег

Писать красиво

Гулять по лесу

Очень хорошо (Слайд на доске)

Слайд «Проверь себя»

  1. Изучение нового материала.

Работа в тетрадях.

Записываем дату и тему урока. Мы продолжаем путешествие по государству СИНТАКСИС. И второе королевство- ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Пока мы летим в сказочное королевство, я расскажу вам сказку.

Жили-были Король Подлежащее и Королева Сказуемое. Они не могли жить друг без друга и очень редко расставались. Вот занятия у них были разные: Король отвечал на вопросы КТО? ЧТО? А Королева была ужасной болтушкой и отвечала сразу на несколько вопросов ЧТО ДЕЛАЕТ? КАКОЙ? КАКОВ? КТО ТАКОЙ ПРЕДМЕТ? ЧТО ТАКОЕ ПРЕДМЕТ? И одевались они тоже по-разному. Король любил камзол из существительного и местоимения, а Королева чаще надевала платье из прилагательного или существительного.

Вопросы. Кто главные герои сказки?

Что у них общего?

Что различного?

О каких нарядах идет речь?

Следующая наша остановка - «Портняжкин дом»

В этом доме шьют наряды для Кроля и Королевы. Вам предстоит интересное дело- помочь храбрым портняжкам сшить наряды для правителей государства.

На партах у вас лежат листы с текстами. Вы должны правильно ь недостающий член предложения, графически его обозначить и указать, какой частью речи выражены главные члены предложения.

Петя… морем меняется на глазах каждый час. Штормовой… гонит крупную зыбь. От этой зыби на воде образовываются пенные … . То оно … барашками.

(Слова для справок: залюбовался, оно, играет, цепочки, ветер)

Наше путешествие продолжается. И вот добрались до королевского Дома Книги. В этом Доме огромное количество книг и учебников. Есть и тот, по которому мы с вами занимаемся. Заглянем в Дом Книги , найдем на книжной полке учебник русского языка для 5 класса. Откройте стр. 27. Давайте прочитаем теоретический материал о подлежащем и сказуемом.

ФИЗМИНУТКА. Упражнения для шеи.

Королевский игровой зал.

Задание по группам. (каждой группе раздаются таблички со словами. Из них нужно составить предложения и определить главные члены предложения. Когда группы будут готовы, вы должны выстроиться в предложения).

Вопросы:



  1. Что изучает синтаксис?

  2. Что такое предложения?

  3. Что входит в грамматическую основу предложения?

  4. Какими частями речи выражаются главные члены предложения?

  5. Может ли существовать предложение без ГО?

Вывод. Ковер-самолет мы починили, теперь можно возвращаться в страну ШКОНЛЯНДИЮ. Урок наш закончился, но не закончилось путешествие в сказочно королевство ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Мы его продолжим на следующих уроках.

А сегодня мы должны назвать самых активных учеников и вручить им медали «Знатоков русского языка».

Домашнее задание : выучить правила на стр. 27, выполнить упр. 42.

5


© 2010-2022