- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Буквы О\Е после шипящих в корне слова
Буквы О\Е после шипящих в корне слова
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Алиева Г.Д. |
Дата | 25.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Конспект урока по русскому языку в 5 классе
Программа: на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын). Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой.
Алиева Гульсем Джевдетовна- учитель русского языка и литературы
МБОУ «Старокрымская ош №2»
Тема: Буквы О, Ё после шипящих в корне слова
Тип урока. Урок изучения нового материала.
Цели:
-
анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.);
-
находить орфограмму - букву О, Ё после шипящих под ударением в корне слова, правильно писать слова с изученной орфограммой, различать виды орфограмм с общим опознавательным признаком - наличием шипящего: букв А, У, И после букв шипящих, букв О, Ё под ударением после букв шипящих в корне, непроверяемой буквы безударного гласного в корне, буквы Ь после букв шипящих в конце имён существительных, графически обозначать опознавательный признак орфограмм и условия их выбора.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание
I. Оргмомент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
II. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.
Используется презентация на этапах актуализации, постановки проблемы и открытия новых знаний
1. - Запишите слова группами в зависимости от орфограммы (слова представлены на слайде с помощью компьютера):
Ночь, чаща, круча, дрожь, роскошь, луч, ключ, жизнь, шило, пустошь, щавель, чудо.
Слова должны быть записаны в два столбика с орфограммой «Буква Ь после шипящих в конце имён существительных» и «Буквы И, У, А после шипящих». (Это материал, изученный в начальных классах.)
2. Проверка проводится с помощью следующего слайда:
ночь чаща
дрожь круча
роскошь жизнь
луч шило
ключ щавель
пустошь чудо
- Какие группы у вас получились? Сравните их с группами слов на слайде. Озаглавьте каждую группу по виду орфограммы. Подчеркните названные орфограммы.
- Что объединяет эти слова? (Общий опознавательный признак орфограмм - наличие буквы шипящего.)
- Обозначьте в словах этот опознавательный признак.
- Назовите условия выбора орфограмм.
- На основе графических обозначений сформулируйте правила.
3. - Назовите слово, при произнесении которого нужно знать орфоэпическую норму. (Щавель.)
- С какой особенностью произношения связана эта норма? (С ударением.)
- Опираясь на подобранный дома материал, проведите самопроверку домашнего задания.
Несколько человек записывают на доске по 3-4 слова из своих личных орфоэпических минисловариков, не делая никаких дополнительных обозначений (это слова, в которых возможны ошибки в произношении или ударении). Остальные учащиеся читают их вслух, при необходимости объясняются орфоэпические особенности данных слов.
Познавательные УУД
Владеть приёмами анализа и систематизации материала.
Коммуникативные УУД
Соблюдать в практике речевого общения орфоэпические нормы.
III. Постановка проблемы (основного вопроса урока).
Проблемная ситуация.
Ученики читают материал и выполняют задания под рубрикой «Определяем основной вопрос урока». (Этот материал представлен в презентации, в этом случае работа проводится при закрытых учебниках.)
При подходе к проблеме важно зафиксировать ещё раз опознавательный признак орфограммы - наличие буквы шипящего, а также новый вид орфограммы, так как есть возможность выбора буквы гласного О или Ё под ударением. Это и служит основой постановки проблемного вопроса: какую букву - О или Ё - нужно писать под ударением после буквы шипящего? Проблемный вопрос можно записать на доске, а после этого сравнить с формулировкой в учебнике.
Регулятивные УУД
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать проблему урока.
3. Искать пути решения проблемы.
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
IV. Изучение нового материала.
1. На слайде с помощью компьютера предлагается материал для наблюдения (два столбика слов из упр. 59), используются вопросы и задания перед упр. 59.
2. Далее учащиеся самостоятельно (можно в парах) по заданию после текста упр. 59 подбирают и записывают в тетрадях однокоренные слова к словам 1го столбика, устанавливают закономерность замены буквы Ё на Е в корнях однокоренных слов:
жёлтый - желтеть,
шёпот - шептать,
чёрный - чернеть
и существительные щёлка - щель.
Затем устанавливают невозможность подобной замены при подборе однокоренных слов во 2м столбике, делают вывод о написании буквы Ё или О после букв шипящих в корне и сравнивают с формулировкой в учебнике.
Отдельно проводится работа с графическими моделями орфограммы.
Познавательные УУД
Перерабатывать и преобразовывать информацию (текст, схема, модель).
V. Развитие учебноязыковых, речевых умений и правописания.
1. Выполнение упражнений для первичного развития умений.
Упр. 60 - развивается умение объяснять условия выбора орфограммы - буквы Ё, О после букв шипящих в корне слова, ориентируясь на мнемоническое правило (заучивание словисключений), а также подбор (устно) однокоренных слов с Е.
Выборочное списывание с графическим обозначением условий выбора орфограммы.
Упр. 61 - развивается умение писать букву О или Ё в корне слова после букв шипящих, а также слова с ранее изученными орфограммами - буквами гласных, согласных, Ь.
Можно провести как предупредительный диктант.
Упр. 62 - развивается «обратное» умение - подбирать и писать слова с орфограммой -буквой Ё после буквы шипящего в корне на основе приведённых однокоренных слов с Е в корне.
Упр. 63 - развивается лексическое умение - соотносить слово с изученной орфограммой и его лексическое значение, совершенствуются орфографические умения - писать слова с орфограммой - буквой О или Ё после буквы шипящего в корне, а также устно и графически обозначать условия выбора этой орфограммы.
Первую часть задания ученики выполняют коллективно устно (к слову подбирается толкование и наоборот - сначала читается толкование, потом ученики называют слово).
На слайде с помощью компьютера или на доске записаны два предложения:
Мальчик нечаянно ожёг руку. К счастью, ожог был несильный.
Вопросы и задания к ним:
- Назовите два одинаково звучащих слова. ([ажок].)
- Сравните их написание. Что необычного заметили?
- Как связаны эти слова с темой урока? (После букв шипящих под ударением гласные звуки обозначаются разными буквами.)
П. - Как называются такие слова? (Омофоны - имеют только одинаковое звучание, а пишутся поразному.) Предположите, почему слова пишутся поразному. В чём их различие? (Разная часть речи, член предложения.)
- Сравните свои предположения со справкой в рамке «Запомни и различай!».
Предложения записываются с доски, делаются графические обозначения (см. в рамке).
- Какой частью речи является слово ожог со значением «обожжённое место на ткани организма» в упр. 63?
- Какую букву после буквы шипящего вы напишете?
б) Самостоятельное осложнённое списывание слов из упр. 63 с графическим обозначением условий выбора изученной орфограммы. Взаимопроверка.
2. Развитие умений не смешивать изученную орфограмму с орфограммой - буквой безударного гласного после буквы шипящего в корне слова.
На доске записаны слова: ш_ссе, ш_колад, Ш_тландия, ш_фёр, ж_нглёр.
- Какой опознавательный признак объединяет эти слова? (Наличие шипящего перед гласным.)
- Можно ли сказать, что перед нами слова с орфограммой - буквой О/Ё после буквы шипящего в корне слова? Почему?
- Чем отличаются эти слова от слов с изученной орфограммой из упр. 60-63? (Выбор написания - О или А (а не Ё), безударное положение гласного.)
- Какие бы буквы вы вставили в эти слова? Почему?
- Проверим себя. Прочитайте правило на с. 48 (после упр. 63), а также слова под рубрикой «Запомни».
- Как называется эта орфограмма? (Непроверяемые буквы гласных в корне слова.)
Следует обратить внимание учащихся на графическое обозначение - знак ударения в словах.
- Как вы думаете, почему это правило включено в §6? (Здесь есть два сходных условия выбора с орфограммой О/Ё - это написание после букв шипящих в корне слова.)
Осложнённое списывание слов с доски с графическим обозначением условий выбора орфограммы - непроверяемой буквы безударного гласного в корне слова.
Познавательные УУД
1. Анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.).
2. Строить логические рассуждения.
3. Производить анализ, синтез, сравнение.
VI. Итог урока.
- Назовите ключевые слова (сочетания слов) урока. (Шипящий, корень, буквы Ё, О, звук под ударением, непроверяемая буква безударного гласного О.)
- Подберите и сгруппируйте примеры так, чтобы они отражали ключевые слова урока.
1) шёлк, шов (искл.);
2) ожог (сущ.), ожёг (гл.);
3) шоссе, жонглёр.
VII. Домашнее задание.
1. Составить схемы правил §6, выучить словаисключения.
2. Упр. 64.Составить лингвистическую сказку по пройденной теме (индивидуально).
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8