Конспект урока русского языка Знаки препинания в ССП

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:











План - конспект

урока русского языка

в 11 классе

«Знаки препинания

в сложносочиненном

предложении».













Учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №1 с. Чечен - Аул»

Косумова З.З.








Русский язык 11 класс


Тема: Знаки препинания в сложносочиненном предложении (Слайд №1)

Цель: повторить и систематизировать знания по теме «Знаки препинания в сложносочиненном предложении»

Задачи:

  1. Учащиеся должны знать, какое предложение является сложносочиненным, средства связи в ССП, правила постановки запятой или её отсутствия в ССП.

  1. Учащиеся должны уметь отличать ССП от простого осложненного, правильно расставлять знаки препинания.

Оборудование: презентация, карточки, учебник


Ход урока

  1. Организационный момент.

Объявление темы урока, постановка цели и задач на урок


  1. Орфоэпическая разминка (Слайд №2)


Индивидуальное задание:

Составить связный рассказ на тему «Виды сложных предложений», записать примеры ССП, СПП, БСП.

3. Работа в парах по определению типа предложения.

- Для совершенствования умения определять тип предложения я предлагаю вам поработать в парах. Ваша задача - выписать ССП, СПП, БСП (по одному предложению) . Как определили?

1. Он никогда не плакал зато по временам находило на него дикое упрямство. 2. Через окно я увидел как большая черная птица села на ветку клена в саду. 3. Ему казалось будто все вокруг радовались его счастью. 4. Прыгают чирикают воробьи урчат медовыми голосами голуби. 5. Скоро весь сад согретый солнцем обласканный ожил и капли росы как алмазы засверкали на листьях. 6. Еще заря не встала над селом, еще лежат в саду десятки теней, еще блистает лунным серебром замерзший мир деревьев и растений.



4. Проверка работы


  1. Повторение «Виды сложных предложений» - проверка индивидуального задания. Дайте определение ССП


  1. Повторение сочинительных союзов «Союзный дождь» (Слайд № 3)


Учащиеся выписывают только сочинительные союзы, распределяя их на группы



1) соединительные 2) противительные 3) разделительные

Как…так и но или

И зато либо

Да (=и) да (=но) то…то

Тоже а не то…не то

Не только…но и однако то ли…то ли

Также

Ни…ни


7. Проверка (Слайды №4,5,6)

- Какую роль выполняют сочинительные союзы?

- Как отличить простое предложение от сложного?

- Правильно ли я составила схему?

Взошел молодой месяц и все кругом потонуло в фантастическом, колебавшемся свете. ==== ---------- и --------- ====

7. Работа с учебником - стр 310-311

«Синтаксический разбор ССП»


8. Физкультминутка.

Слайд №7


А теперь, ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.


9. Постановка знаков препинания в ССП (слайды № 8,9,10,11)

Одновременно анализируем предложения (на карточках у каждого ученика)


К слайду №9

1. На небе сверкали звезды и светился изредка застилаемый дымом молодой месяц.

2. Возможно, дождь скоро кончится и мы снова отправимся в путь.

3. Когда мы вышли из автобуса, шёл неприятный косой дождь и было холодно.


К слайду №10

1. Где вы провели вчера день и в каком музее вы хотели бы побывать завтра?

2. Как вкусно пахнет в пекарне и такой чудесный хлеб пекут там!

3. Мерный стук колес и редкие встречные огоньки.


10. Тренировочные задания в формате ЕГЭ

Класс делится на 2 группы.

1 группа анализирует предложения по карточкам.

Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложениях.

  1. В начале апреля уже шумели скворцы ( ) и летали желтые бабочки.

  1. На углу недавно поставили новый киоск ( ) и теперь там продают газеты.

  1. Громадные тюки и бочки под оглушительный шум и лязг цепей и лебедок подавались на берег ( ) и укладывались правильными рядами.

  1. Темнеет ( ) и странная тишина царит в селе.

2 группа определяет на слух вид предложения и записывает ответы цифрами (предложения читаются учителем)

  1. Мосты разрушены ( ) и мы переезжаем реку вброд.

  1. Дорога вилась среди ореховых и дубовых кустов опушки ( ) и терялась в тенистой чаще леса.

  1. Берег постепенно исчезал за кормой ( ) и на востоке росла стена темноты.

  1. За рекой играла гармонь ( ) и пели девчата.

  1. Отдохни ( ) и мы пойдем дальше.

  1. Откуда приехали ваши друзья ( ) и куда они держат свой путь?

  1. Морозная ночь ( ) и заунывный волчий вой.

  1. Водяная пыль ( ) и капли покрупнее окутали лес.

  1. Стало свежо ( ) и резко пропали все запахи.

  1. По улицам бродили только куры ( ) да изредка показывались собаки.


Варианты ответов (слайд №12)

  1. Сложносочиненное предложение, перед союзом и нужна запятая.

  1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом и нужна запятая.

  1. Сложносочиненное предложение, перед союзом и не нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и не нужна запятая

11.Проверка (слайд №13)

12. Обобщение .

- Что мы узнали о ССП?

13. Итоги урока. Рефлексия.

-Понравился вам урок?

-Что нового вы узнали?

- Какие знания, полученные на уроке, понадобятся вам в будущем?

-Какой этап урока вы бы опустили, вычеркнули? Почему?


14. Дом. задание: §95, упр. 438 (6 предл.). Подготовка к ЕГЭ.






© 2010-2022