- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока русского языка Знаки препинания в ССП
Конспект урока русского языка Знаки препинания в ССП
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Косумова З.З. |
Дата | 30.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
План - конспект
урока русского языка
в 11 классе
«Знаки препинания
в сложносочиненном
предложении».
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №1 с. Чечен - Аул»
Косумова З.З.
Русский язык 11 класс
Тема: Знаки препинания в сложносочиненном предложении (Слайд №1)
Цель: повторить и систематизировать знания по теме «Знаки препинания в сложносочиненном предложении»
Задачи:
-
Учащиеся должны знать, какое предложение является сложносочиненным, средства связи в ССП, правила постановки запятой или её отсутствия в ССП.
-
Учащиеся должны уметь отличать ССП от простого осложненного, правильно расставлять знаки препинания.
Оборудование: презентация, карточки, учебник
Ход урока
-
Организационный момент.
Объявление темы урока, постановка цели и задач на урок
-
Орфоэпическая разминка (Слайд №2)
Индивидуальное задание:
Составить связный рассказ на тему «Виды сложных предложений», записать примеры ССП, СПП, БСП.
3. Работа в парах по определению типа предложения.
- Для совершенствования умения определять тип предложения я предлагаю вам поработать в парах. Ваша задача - выписать ССП, СПП, БСП (по одному предложению) . Как определили?
1. Он никогда не плакал зато по временам находило на него дикое упрямство. 2. Через окно я увидел как большая черная птица села на ветку клена в саду. 3. Ему казалось будто все вокруг радовались его счастью. 4. Прыгают чирикают воробьи урчат медовыми голосами голуби. 5. Скоро весь сад согретый солнцем обласканный ожил и капли росы как алмазы засверкали на листьях. 6. Еще заря не встала над селом, еще лежат в саду десятки теней, еще блистает лунным серебром замерзший мир деревьев и растений.
4. Проверка работы
-
Повторение «Виды сложных предложений» - проверка индивидуального задания. Дайте определение ССП
-
Повторение сочинительных союзов «Союзный дождь» (Слайд № 3)
Учащиеся выписывают только сочинительные союзы, распределяя их на группы
1) соединительные 2) противительные 3) разделительные
Как…так и но или
И зато либо
Да (=и) да (=но) то…то
Тоже а не то…не то
Не только…но и однако то ли…то ли
Также
Ни…ни
7. Проверка (Слайды №4,5,6)
- Какую роль выполняют сочинительные союзы?
- Как отличить простое предложение от сложного?
- Правильно ли я составила схему?
Взошел молодой месяц и все кругом потонуло в фантастическом, колебавшемся свете. ==== ---------- и --------- ====
7. Работа с учебником - стр 310-311
«Синтаксический разбор ССП»
8. Физкультминутка.
Слайд №7
А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
9. Постановка знаков препинания в ССП (слайды № 8,9,10,11)
Одновременно анализируем предложения (на карточках у каждого ученика)
К слайду №9
1. На небе сверкали звезды и светился изредка застилаемый дымом молодой месяц.
2. Возможно, дождь скоро кончится и мы снова отправимся в путь.
3. Когда мы вышли из автобуса, шёл неприятный косой дождь и было холодно.
К слайду №10
1. Где вы провели вчера день и в каком музее вы хотели бы побывать завтра?
2. Как вкусно пахнет в пекарне и такой чудесный хлеб пекут там!
3. Мерный стук колес и редкие встречные огоньки.
10. Тренировочные задания в формате ЕГЭ
Класс делится на 2 группы.
1 группа анализирует предложения по карточкам.
Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложениях.
-
В начале апреля уже шумели скворцы ( ) и летали желтые бабочки.
-
На углу недавно поставили новый киоск ( ) и теперь там продают газеты.
-
Громадные тюки и бочки под оглушительный шум и лязг цепей и лебедок подавались на берег ( ) и укладывались правильными рядами.
-
Темнеет ( ) и странная тишина царит в селе.
2 группа определяет на слух вид предложения и записывает ответы цифрами (предложения читаются учителем)
-
Мосты разрушены ( ) и мы переезжаем реку вброд.
-
Дорога вилась среди ореховых и дубовых кустов опушки ( ) и терялась в тенистой чаще леса.
-
Берег постепенно исчезал за кормой ( ) и на востоке росла стена темноты.
-
За рекой играла гармонь ( ) и пели девчата.
-
Отдохни ( ) и мы пойдем дальше.
-
Откуда приехали ваши друзья ( ) и куда они держат свой путь?
-
Морозная ночь ( ) и заунывный волчий вой.
-
Водяная пыль ( ) и капли покрупнее окутали лес.
-
Стало свежо ( ) и резко пропали все запахи.
-
По улицам бродили только куры ( ) да изредка показывались собаки.
Варианты ответов (слайд №12)
-
Сложносочиненное предложение, перед союзом и нужна запятая.
-
Простое предложение с однородными членами, перед союзом и нужна запятая.
-
Сложносочиненное предложение, перед союзом и не нужна запятая.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и не нужна запятая
11.Проверка (слайд №13)
12. Обобщение .
- Что мы узнали о ССП?
13. Итоги урока. Рефлексия.
-Понравился вам урок?
-Что нового вы узнали?
- Какие знания, полученные на уроке, понадобятся вам в будущем?
-Какой этап урока вы бы опустили, вычеркнули? Почему?
14. Дом. задание: §95, упр. 438 (6 предл.). Подготовка к ЕГЭ.