Конспект урока по русскому языку для учащихся 8 класса С (к) ОУ VIII вида «Изменение глаголов по лицам и числам - спряжение»

"Описание материала: Конспект урока по русскому языку для учащихся 8-ого класса предназначен для учителей, работающих в С(к)ОУ VIII вида по учебнику Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская «Русский язык. 8 класс», Москва.Это первый урок по теме «Спряжение», организация урока позволяет использовать каждый этап на изучение нового материала. Задания все доступны, что избегает ситуации неуспеха для каждого учащегося. В течение всего занятия идёт работа по развитию речи, что главное в обучении детей с инте...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Овчинникова Елена Владимировна, учитель русского языка и чтения МБС(к)ОУ

«С(к)О школа № 54 VIII вида» г. Перми

Урок русского языка, 8 класс.

Тема урока: «Изменение глаголов по лицам и числам - спряжение»

Цель урока: Знакомство с понятием СПРЯЖЕНИЕ глаголов, формирование навыков дифференцировать глаголы по спряжению.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

Формировать умения определять спряжение глаголов по личным окончаниям

2. Коррекционно-развивающие:

Развивать способности учащихся к запоминанию, автоматизации и воспроизведению; практическое использование языковых категорий.

Совершенствовать произносительную сторону речи, речевую активность, уточнение и обогащение словаря учащихся.

Корректировать мыслительную деятельность, умения применять полученные знания при выполнении заданий.

3. Коррекционно-воспитательные:

Формировать мировоззрение учащихся (совокупность взглядов и убеждений) через пословицы.

Ход урока.


1. Организационный момент.

2.Разминка, повторение знаний учащихся о глаголе.

Задание «Найди лишнее слово»

ГРАМОТА

УЧЕНЬЕ

НАУКА

ЗНАТЬ

ШКОЛА

Лишнее слово - ЗНАТЬ. Почему?

-Что мы знаем о глаголе?

- А теперь, скажите, какое общее слово можно подобрать к этим словам в задании?

(Процесс и результат усвоения знаний, умений и навыков - ОБРАЗОВАНИЕ)

3. Словарная работа.

З Ш

Н К

ОБРАЗОВАНИЕ (ЧТО?) - СУЩ.

Т Л

Ь А

Родственные слова: ОБРАЗОВАННЫЙ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ, ОБРАЗОВАТЬ (ИСТ. - ДАТЬ ОБРАЗОВАНИЕ), САМООБРАЗОВАНИЕ.

Издавна люди стремились к знаниям и всегда отмечали образованный человек или нет. Подмеченные факты складывались в пословицы и поговорки. Например: УЧЕНЬЕ ЛУЧШЕ БОГАТСТВА. Другие пословицы об учении, образовании и т.д. мы рассмотрим, выполняя следующее задание.

4. Упражнение-переход к теме урока.

Нам даны пословицы, прочитаем их. Все ли пословицы на тему «Образование и наука»? Лишняя - Как потрудимся, так и поедим.

- На какую тему эта пословица? (Тема - ТРУД). Но без труда мы тоже не осилим все науки Есть пословица «БЕЗ МУКИ НЕТ И НАУКИ»

- А теперь найдите и подчеркнитеь все имеющиеся в них глаголы:

С книгой жить - век не тужить.

Не пером пишут, а умом.

Если грамота дается, то на ней далеко уедешь.

Как потрудимся, так и поедим.

Одна книга тысячи людей учит.

Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

Не говори, чему учился, а говори, что узнал.

- Среди найденных глаголов найдите глаголы, стоящие в неопределенной форме.

ЖИТЬ, ТУЖИТЬ, ЗНАТЬ, СПАТЬ.

- Возьмем два из перечисленных глаголов и изменим их по лицам и числам:

ЖИТЬ СПАТЬ

я живу, мы живём я сплю, мы спим

ты живёшь, вы живёте ты спишь, вы спите

он (она, оно) живёт, они живут он (она, оно) спит, они спят

Выделим личные окончания глаголов.

-Что мы с вами делали? Изменяли глаголы по лицам и числам. Изменение глаголов по лицам и числам называется СПРЯЖЕНИЕМ. Спрягаются глаголы только в настоящем и будущем времени.

Два глагола ЗНАТЬ И ТУЖИТЬ - представлены учителем.

ЗНАТЬ ТУЖИТЬ

Я знаю, мы знаем я тужу, мы тужим

Ты знаешь, вы знаете ты тужишь, вы тужите

Он(она, оно) знает, они знают он (она, оно)тужит, они тужат

- Посмотрим, у всех ли глаголов при спряжении одинаковые окончания?

Не все глаголы спрягаются одинаково. В зависимости от окончаний глаголов различаются два спряжения - ПЕРВОЕ и ВТОРОЕ.

К 1 спряжению относятся глаголы с окнчаниями: -у(-ю), -ешь (-ёшь), -ет (-ёт), -ете (-ёте), -ут(-ют).

Ко 2 спряжению относятся глаголы с окончаниями -у(-ю), -ишь, -ит, -ите, -ат(-ят).

Эти окончания сохраняются в глаголах перед -ся (-сь).

(мнемотехнический прием, помогающий запомнить спряжения - в Е одна вертикальная полоса, как в цифре 1, в И - две вертикальные полосы, как в цифре 2)

5. Физкультпауза.

Дети стоят, учитель на карточках показывает личные окончания глаголов. Если окончание, относится к 1 спр., то дети поднимают одну руку, если ко 2-ому, то - две руки.

6. Упражнение по теме урока.

Нам даны словосочетания с глаголами, нужно записать их в две колонки, распределяя их по принадлежности глаголов к 1-ому или ко 2-ому спряжению. Окончания выделяем.

Сдаешь работу, стучишь молотком, живём дружно, следим за порядком, идёт е в школу, стоите у доски, жгут листья, дают слово, молчат леса, летят птицы, гордишься наградой, расстаёшься с товарищем, соберёмся быстро, стремимся к цели, смеётесь от души, решитесь на поездку, плетутся в хвосте, вьются вокруг.

Проверяем написанное друг у друга. Зачитываем глаголы.

- Давайте повторим, что такое СПРЯЖЕНИЕ?

- Сколько в русском языке различают спряжений?

7. Домашнее задание. Стр. 172, упр. 237.

Текс про библиотеку. Нужно найти в тексте глаголы, выделить в них окончания и указать спряжение.

8. Итоги урока. Что нового мы узнали на уроке? Чему научились?











© 2010-2022