- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок русской литературы по теме: Образы главных героев в повести Н. Гоголя Тарас Бульба (8 класс)
Урок русской литературы по теме: Образы главных героев в повести Н. Гоголя Тарас Бульба (8 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 8 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Каймалакова Н.У. |
Дата | 19.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Краткосрочный план
Предмет: русская литература
дата:
Класс: 8 с казахским языком обучения
Тема урока
Н.В.Гоголь. Образы главных героев в повести Н.Гоголя «Тарас Бульба»
Цели урока
-
рассмотреть образы главных героев повести; показать причину предательства Андрия, показать глубину самоотверженного героизма Остапа, Тараса Бульбы, их верность Родине;
-
развитие умений работать с текстом, развитие творческих способностей и коммуникативной компетенции учащихся; развитие умений работать в группе;
-
воспитание глубокого чувства патриотизма, мужества, долга, чести.
Ожидаемый результат
Ученики научатся работать с текстом, работать по плану, давать характеристики героям повести, научатся работать в группе, самооцениванию и взаимооцениванию.
Тип урока
Урок закрепления
Методы обучения
Поисковый, беседа, групповая, индивидуальная работа, стратегия 6 шляп, тонкие и толстые вопросы.
Ресурсы
Маркеры, постеры, оценочные листы, презентация
Ход урока:
Этапы урока
Время
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Психологический настрой на урок.
1 мин.
- Добрый день, ребята! Пусть оно действительно будет для нас сегодня добрым.
- Какое у вас настроение? Ваше настроение я предлагаю вам выразить при помощи фишек разного цвета, которые лежат у вас на парте. Красная фишка настроение отличное, зелёная хорошее, жёлтая так себе.
Ученики оценивают своё настроение.
Пробуждение интереса
Актуализация опорных знаний
3 мин.
3 мин.
- Я тоже покажу вам своё настроение.
- Ребята, я вижу, не у всех настроение в начале урока отличное, но давайте проведём наш урок так, чтобы в конце урока у всех ребят нашего класса настроение было прекрасное.
Спасибо! Вот с таким хорошим настроем мы начнём урок.
А сейчас ребята, вы рассадились по 4 группам. Как называется ваша группа, вы должны определить по иллюстрациям. Кто изображён на иллюстрации? Какой эпизод из жизни героев?
1 группа - Казнь Тараса
2 группа - Тарас Бульба
3 группа - Остап Бульба
4 группа - Андрий Бульба. Сегодня на уроке мы будем работать в 4 группах. Для работы в группе вы должны выбрать спикера, таймкипера. Вы получили оценочные листы. Свою работу будете оценивать сами по следующим критериям: «5» - на уроке был активен, выполнил все виды работы, материал урока усвоил. «4» - материал в основном усвоил, был активен, но не на всех этапах урока.
«3» - работал не активно, материал усвоил частично. Также спикер будет оценивать вашу работу в группе.
1 группа. - Где проходит действие повести?
- О каком персонаже в повести идет речь в данном отрывке?
« О! да этот будет со временем добрый полковник! …ей-ей, будет добрый полковник, да ещё такой, что и батька за пояс заткнёт.
2 группа. Объясните значение данных слов:
а) бурса б) басурман в) берите в зубы люльки.
О каком персонаже в повести идет речь в данном отрывке?«…считался всегда одним из лучших товарищей… никогда, ни в коем случае не выдавал своих товарищей. Никакие плети и розги не могли заставить его это сделать».
3 группа. Что насмешило Тараса Бульбу во внешнем виде сыновей во время их первой встречи? О каком персонаже в повести идет речь в данном отрывке?« Он также кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна и другим чувствам…он был очень хорош собою».
4 группа. Что такое повесть?
Дополните фразу «Стой и не шевелись! Я тебя ……., я тебя и убью!- сказал Тарас…»
Ученики отвечают, кто изображён на иллюстрации, говорят название своей группы.
Действие повести происходит на Украине.
Повесть - эпическое произведение в прозе, в котором изображается не одно, а целый ряд событий, много действующих лиц, шире и подробнее показана жизнь.
Работа по теме урока
1.Групповая работа
2.Защита постеров
3.Взаимооценивание
4. Обобщение учителя
8 мин.
5 мин.
2 мин.
1 мин.
Работа в группах.
Учащиеся в группах (в каждой группе по 5 учеников) знакомятся с содержанием экспертных листов. В группе - оформление постера 8 мин.
Группа №1
Казнь Тараса
Ответьте на вопросы:
1. С кем можно сравнить Тараса в его последней битве?
2.По какой причине был схвачен Тарас?
3.О ком думает Тарас в последние минуты своей жизни?
4.Заполните постер.
Группа №2 (Тарас). Группа №3 (Остап). Группа №4 (Андрий)
1. Дайте характеристику герою, опираясь на схему (Приложение №1). Выберите только те отрывки повести, которые касаются вашего героя. 2.Объедините их так, чтобы получилась цельная характеристика.
3.Заполните постер.
Взаимооценивание по следующим критериям:
А) содержание
б) творческий подход к передаче своих мыслей
в) умение выступать и защищать свой проект.
Мы постарались совместными усилиями создать характеристику главных героев, проведя интересную и важную работу, заполнили постеры. Теперь я бы попросила вас оценить работу своих одноклассников.
Поменяться постерами по часовой стрелке и написать своё мнение на презентациях друзей по образцу 2 звезды, одно пожелание.
Работа над оценочным листом. Подвести рейтинг участия.
Ученики работают индивидуально, в паре, в группе, выступление спикеров групп. Выслушать ответы (5 мин).
Работа над текстом
Словарная работа
Речь о товариществе
Крылатые выражения
Характерные черты Тараса
Подведение итогов
Метод 6 шляп
Рефлексия
Домашнее задание:
5 мин
2 мин.
2 мин.
2 мин.
2 мин.
5 мин.
1 мин.
1 мин.
А теперь, ребята, поработаем над двумя эпизодами «Казнь Остапа» и «Убийство Андрия».
1 группа: Прочитайте последние минуты жизни Остапа выразительно.
Ответьте на вопросы: Как выносил страдания при пытках Остап?
Как вёл себя Тарас на казни своего сына?
2 группа: Выразите своё мнение о казни Остапа. Как погиб Остап? Как автор относится к его казни?
3 группа:
Прочитайте выразительно выделенный отрывок «Смерть Андрия». Найдите ключевые слова в этом отрывке.
Ответьте на вопрос:
Почему отец убивает своего сына?
4 группа: Выразите своё мнение: Прав ли Тарас, убивший своего сына?
Ребята, Тарас убивает своего сына, потому что долг перед Родиной для Тараса важнее и святее отцовского долга. Он считает, что «Нет уз святее товарищества»
В речи Тараса Бульбы встречаются слова «Товарищество, товарищ». А образ Остапа и Тараса связан с такими понятиями, как героизм, патриотизм. Как вы понимаете эти слова?
Чтение слов о товариществе.
- В какой фразе заключена основная мысль Тараса Бульбы?
- Почему перед боем он произносит эти слова?
Какие ещё слова, фразы повторяет вовремя боя Тарас Бульба? «Есть ли ещё порох в пороховницах? Крепка ли ещё казацкая сила? Не гнутся ли ещё казаки?»
В повести есть крылатые выражения:
«Есть ли ещё порох в пороховницах?»
«Терпи, казак, атаманом будешь.»
«Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»
«Нет уз святее товарищества»
Каждая группа раскрывает значение или комментирует выражение.
Какие черты являются характерными для Тараса Бульбы? Чему учит нас эта повесть? В начале урока мы говорили о том, что эта повесть героическая и поэмой олюбви к Родине. Согласны ли вы с этим утверждением?
Подведём итоги повести методом 6 шляп.
Белая шляпа - Что я узнал из повести?
Красная шляпа - Какие чувства у меня возникали при чтении повести?
Чёрная шляпа - Что мне не понравилось в повести?
Жёлтая шляпа - Что я считаю важным в повести?
Зелёная шляпа - Насколько я/мы были креативными при чтении повести?
Синяя щляпа - Основные выводы по повести.
Чему учит нас эта повесть? В начале урока мы говорили о том, что эта повесть героическая и поэмой олюбви к Родине. Согласны ли вы с этим утверждением?
Оценка настроения. Оценка работы в группе. Оценка учителя.
Товарищество - близость, основанная на отношениях преданности, уважения.
Товарищ - человек, близкий по взглядам, деятельности, условиям жизни.
Героизм - отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке.
Патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.
Чтение учеником речи о товариществе.
(«Нет уз святее товарищества»)
Единение с народом, общность, «братство» Тарас произносит речь перед боем не только потому, что знал, что объединяет и подбадривает людей, говоря метко и вовремя, но и потому, что ему хотелось высказать все, что было у него на сердце в этот напряженный и трудный момент. Речь Тараса свидетельствует о его мудрости, патриотических чувствах, гордости, мужестве, об огромном жизненном опыте и страстной убежденности в правоте своего дела. Он выступает в этот момент как выразитель взглядов и патриотических чувств запорожских казаков.
Запись в тетрадь характерных черт Тараса Бульбы.
1. Любовь к родине и ненависть к врагам;
2. Непреклонность, сила духа, беззаветная храбрость;
3. Прямота и суровость нрава;
4. Замечательные черты его как полководца;
5. Высоко развитое чувство товарищества.