Урок русской литературы по теме: Образы главных героев в повести Н. Гоголя Тарас Бульба (8 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Краткосрочный план

Предмет: русская литература

дата:

Класс: 8 с казахским языком обучения

Тема урока

Н.В.Гоголь. Образы главных героев в повести Н.Гоголя «Тарас Бульба»

Цели урока

  • рассмотреть образы главных героев повести; показать причину предательства Андрия, показать глубину самоотверженного героизма Остапа, Тараса Бульбы, их верность Родине;

  • развитие умений работать с текстом, развитие творческих способностей и коммуникативной компетенции учащихся; развитие умений работать в группе;

  • воспитание глубокого чувства патриотизма, мужества, долга, чести.

Ожидаемый результат

Ученики научатся работать с текстом, работать по плану, давать характеристики героям повести, научатся работать в группе, самооцениванию и взаимооцениванию.

Тип урока

Урок закрепления

Методы обучения

Поисковый, беседа, групповая, индивидуальная работа, стратегия 6 шляп, тонкие и толстые вопросы.

Ресурсы

Маркеры, постеры, оценочные листы, презентация

Ход урока:

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Психологический настрой на урок.

1 мин.

- Добрый день, ребята! Пусть оно действительно будет для нас сегодня добрым.
- Какое у вас настроение? Ваше настроение я предлагаю вам выразить при помощи фишек разного цвета, которые лежат у вас на парте. Красная фишка настроение отличное, зелёная хорошее, жёлтая так себе.

Ученики оценивают своё настроение.



Пробуждение интереса



Актуализация опорных знаний





3 мин.



3 мин.

- Я тоже покажу вам своё настроение.
- Ребята, я вижу, не у всех настроение в начале урока отличное, но давайте проведём наш урок так, чтобы в конце урока у всех ребят нашего класса настроение было прекрасное.
Спасибо! Вот с таким хорошим настроем мы начнём урок.

А сейчас ребята, вы рассадились по 4 группам. Как называется ваша группа, вы должны определить по иллюстрациям. Кто изображён на иллюстрации? Какой эпизод из жизни героев?

1 группа - Казнь Тараса

2 группа - Тарас Бульба

3 группа - Остап Бульба

4 группа - Андрий Бульба. Сегодня на уроке мы будем работать в 4 группах. Для работы в группе вы должны выбрать спикера, таймкипера. Вы получили оценочные листы. Свою работу будете оценивать сами по следующим критериям: «5» - на уроке был активен, выполнил все виды работы, материал урока усвоил. «4» - материал в основном усвоил, был активен, но не на всех этапах урока.

«3» - работал не активно, материал усвоил частично. Также спикер будет оценивать вашу работу в группе.

1 группа. - Где проходит действие повести?

- О каком персонаже в повести идет речь в данном отрывке?

« О! да этот будет со временем добрый полковник! …ей-ей, будет добрый полковник, да ещё такой, что и батька за пояс заткнёт.

2 группа. Объясните значение данных слов:

а) бурса б) басурман в) берите в зубы люльки.

О каком персонаже в повести идет речь в данном отрывке?«…считался всегда одним из лучших товарищей… никогда, ни в коем случае не выдавал своих товарищей. Никакие плети и розги не могли заставить его это сделать».

3 группа. Что насмешило Тараса Бульбу во внешнем виде сыновей во время их первой встречи? О каком персонаже в повести идет речь в данном отрывке?« Он также кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна и другим чувствам…он был очень хорош собою».

4 группа. Что такое повесть?

Дополните фразу «Стой и не шевелись! Я тебя ……., я тебя и убью!- сказал Тарас…»



Ученики отвечают, кто изображён на иллюстрации, говорят название своей группы.





Действие повести происходит на Украине.



Повесть - эпическое произведение в прозе, в котором изображается не одно, а целый ряд событий, много действующих лиц, шире и подробнее показана жизнь.

Работа по теме урока

1.Групповая работа

2.Защита постеров

3.Взаимооценивание

4. Обобщение учителя

8 мин.

5 мин.

2 мин.

1 мин.

Работа в группах.

Учащиеся в группах (в каждой группе по 5 учеников) знакомятся с содержанием экспертных листов. В группе - оформление постера 8 мин.

Группа №1

Казнь Тараса

Ответьте на вопросы:

1. С кем можно сравнить Тараса в его последней битве?

2.По какой причине был схвачен Тарас?

3.О ком думает Тарас в последние минуты своей жизни?

4.Заполните постер.

Группа №2 (Тарас). Группа №3 (Остап). Группа №4 (Андрий)

1. Дайте характеристику герою, опираясь на схему (Приложение №1). Выберите только те отрывки повести, которые касаются вашего героя. 2.Объедините их так, чтобы получилась цельная характеристика.

3.Заполните постер.

Взаимооценивание по следующим критериям:

А) содержание

б) творческий подход к передаче своих мыслей

в) умение выступать и защищать свой проект.

Мы постарались совместными усилиями создать характеристику главных героев, проведя интересную и важную работу, заполнили постеры. Теперь я бы попросила вас оценить работу своих одноклассников.

Поменяться постерами по часовой стрелке и написать своё мнение на презентациях друзей по образцу 2 звезды, одно пожелание.

Работа над оценочным листом. Подвести рейтинг участия.

Ученики работают индивидуально, в паре, в группе, выступление спикеров групп. Выслушать ответы (5 мин).

Работа над текстом





Словарная работа

Речь о товариществе

Крылатые выражения

Характерные черты Тараса

Подведение итогов

Метод 6 шляп



Рефлексия

Домашнее задание:

5 мин





2 мин.

2 мин.

2 мин.

2 мин.

5 мин.



1 мин.

1 мин.

А теперь, ребята, поработаем над двумя эпизодами «Казнь Остапа» и «Убийство Андрия».

1 группа: Прочитайте последние минуты жизни Остапа выразительно.

Ответьте на вопросы: Как выносил страдания при пытках Остап?

Как вёл себя Тарас на казни своего сына?

2 группа: Выразите своё мнение о казни Остапа. Как погиб Остап? Как автор относится к его казни?

3 группа:

Прочитайте выразительно выделенный отрывок «Смерть Андрия». Найдите ключевые слова в этом отрывке.

Ответьте на вопрос:

Почему отец убивает своего сына?

4 группа: Выразите своё мнение: Прав ли Тарас, убивший своего сына?

Ребята, Тарас убивает своего сына, потому что долг перед Родиной для Тараса важнее и святее отцовского долга. Он считает, что «Нет уз святее товарищества»

В речи Тараса Бульбы встречаются слова «Товарищество, товарищ». А образ Остапа и Тараса связан с такими понятиями, как героизм, патриотизм. Как вы понимаете эти слова?

Чтение слов о товариществе.

- В какой фразе заключена основная мысль Тараса Бульбы?

- Почему перед боем он произносит эти слова?

Какие ещё слова, фразы повторяет вовремя боя Тарас Бульба? «Есть ли ещё порох в пороховницах? Крепка ли ещё казацкая сила? Не гнутся ли ещё казаки?»

В повести есть крылатые выражения:

«Есть ли ещё порох в пороховницах?»

«Терпи, казак, атаманом будешь.»

«Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»

«Нет уз святее товарищества»

Каждая группа раскрывает значение или комментирует выражение.

Какие черты являются характерными для Тараса Бульбы? Чему учит нас эта повесть? В начале урока мы говорили о том, что эта повесть героическая и поэмой олюбви к Родине. Согласны ли вы с этим утверждением?

Подведём итоги повести методом 6 шляп.

Белая шляпа - Что я узнал из повести?

Красная шляпа - Какие чувства у меня возникали при чтении повести?

Чёрная шляпа - Что мне не понравилось в повести?

Жёлтая шляпа - Что я считаю важным в повести?

Зелёная шляпа - Насколько я/мы были креативными при чтении повести?

Синяя щляпа - Основные выводы по повести.

Чему учит нас эта повесть? В начале урока мы говорили о том, что эта повесть героическая и поэмой олюбви к Родине. Согласны ли вы с этим утверждением?

Оценка настроения. Оценка работы в группе. Оценка учителя.

Товарищество - близость, основанная на отношениях преданности, уважения.

Товарищ - человек, близкий по взглядам, деятельности, условиям жизни.

Героизм - отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке.

Патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

Чтение учеником речи о товариществе.

(«Нет уз святее товарищества»)

Единение с народом, общность, «братство» Тарас произносит речь перед боем не только потому, что знал, что объединяет и подбадривает людей, говоря метко и вовремя, но и потому, что ему хотелось высказать все, что было у него на сердце в этот напряженный и трудный момент. Речь Тараса свидетельствует о его мудрости, патриотических чувствах, гордости, мужестве, об огромном жизненном опыте и страстной убежденности в правоте своего дела. Он выступает в этот момент как выразитель взглядов и патриотических чувств запорожских казаков.

Запись в тетрадь характерных черт Тараса Бульбы.

1. Любовь к родине и ненависть к врагам;

2. Непреклонность, сила духа, беззаветная храбрость;

3. Прямота и суровость нрава;

4. Замечательные черты его как полководца;

5. Высоко развитое чувство товарищества.



© 2010-2022