- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по русскому языку Изменение имён прилагательных по падежам
Конспект урока по русскому языку Изменение имён прилагательных по падежам
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Олейник Е.А. |
Дата | 12.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок по русскому языку в 4 классе
Тема: «Изменение имен прилагательных по падежам»
Тип: урок закрепления знаний.
Цели:
1. Закреплять знания учащихся об изменении прилагательных по падежам, особенности склонения этой части речи; повторение различных разделов языкознания.
2. Совершенствовать знания о прилагательном как части речи.
3. Развивать творческое и логическое мышление; память; внимание.
4. Воспитывать любовь к родине, природе, чувство патриотизма.
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
Предметные результаты: уметь согласовывать имя прилагательное с именем существительным; изменять прилагательные по родам, числам и падежам; применять алгоритм при разборе слова по составу, при частичном фонетическом разборе; закреплять знания о разделах языкознания.
Умение: определять род, число, падеж имён прилагательных и находить имя прилагательное с заданными грамматическими признаками.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок.
Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, выделять необходимую информацию; использовать знаково-символические средства для решения учебных задач; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, учиться анализировать свою деятельность, находить общее решение в совместной деятельности.
Личностные результаты: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке.
Оборудование: Учебник «Русский язык» 4 класс, часть 2 В.П.Канакина, В.Г.Городецкий; раздаточный материал; наглядный материал.
Ход урока:
-
Мотивация учебных действий.
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
- Покажите ваши добрые глазки, ровные спинки.
- Ребята, давайте вспомним правила готовности к уроку.
Быть должны у нас в порядке - (ручки, книжки и тетрадки).
Каждой вещи - (свое место).
- Ребята, представьте, что во время вдоха вы поглощаете в себя свет, наполняясь добрыми чувствами, а, выдыхая, освобождаетесь от беспокойства. Представьте, что в сердце лежит цветок. Вот он раскрывается, лепесток за лепестком… Это центр покоя и любви. Давайте прочитаем девиз урока.
Делай добро, и ты растворишь зло.
- Как вы понимаете эти слова?
2. Минутка чистописания.
- Ребята, давайте сделаем массаж пальчиков.
Без пальто гулял глупышка
И замёрз он, как ледышка.
Чтобы пальчик отогреть,
Будем мы его тереть.
- Откройте тетради и запишите «число, классная работа».
- А теперь поупражняемся в нижнем соединении букв.
Ая яя ый ий ой ее ое ые ие
3.Работа по повторению разделов языкознания.
- А теперь орфоэпическая разминка. Я буду показывать карточки, а вы должны правильно произносить слова, выбирая ударный гласный.
Красивее, звонит, цепочка, жалюзи, хвоя, оптовый, средства, банты, баловать, пуловер.
- А теперь придумайте предложение с одним из слов.
- Вспомним ещё один раздел языкознания - фразеологию. Я показываю иллюстрацию, а вы отгадываете фразеологизм и даёте ему толкование.
4. Проверка домашнего задания.
Чтобы время зря не терять,
О том, как потрудились дома,
Поспешите друзьям рассказать.
- Что было задано на дом? (Провести исследование со словом «герой»).
Г Е Р О Й
ТОЛКОВАНИЕ
-
Выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги.
-
Главное действующее лицо литературного произведения.
ЭТИМОЛОГИЯ
Происходит это слово от греческого ГЕРОС - богатырь. ГЕГОЙ - ГЕРОС = «богатырь»
ОДНОКОРЕННЫЕ
СЛОВА
Героиня героический
Героизм геройский
Геройство героика
СИНОНИМЫ
Богатырь, витязь, полубог, победитель.
АНТОНИМЫ
Трус, слабак.
ПОСЛОВИЦЫ И
ПОГОВОРКИ
1. Герой за славой не гонится. 2. Герой никогда не умрёт - он вечно живёт. 3. За каждого героя Родина стоит горою. 4. Герой воюет, а трус горюет. 5. Герой умирает раз, а трус - тысячу раз. 6. Тот герой, кто за Родину горой. 7. В труде рождаются герои.
1. Каково лексическое значение слова?
2. Какова этимология слова?
3. Назовите однокоренные слова.
4. Какие синонимы, антонимы подобрали?
5. А какие нашли пословицы и поговорки?
6. Какими словарями вы пользовались дома для своего исследования?
- Давайте затранскрибируем слово герой.
- А теперь выполним частичный фонетический разбор. Охарактеризуйте звук Й.
- Ребята, скажите, а в наше время есть герои? Кто они?
- Над каким проектом работает наша школа? («Горение души»)
5. Словарная работа.
- Послушайте строчки из стихотворения Сергея Острового.
Ты, Россия моя,
Золотые края,
Ты, Россия, родная, заветная,
За твою широту,
За твою красоту
Я люблю тебя,
Родина светлая!
- Приготовьте свои орфографические линейки. Вы должны будете отгадать значение слова, показать с помощью линейки орфограмму в нём и записать определение в тетрадь. (Проверка)
1. Синоним к слову люди. (народ)
2. Главный город нашей страны. (Москва)
3. Родная земля. (Родина)
4. Главный город любого государства. (столица)
5. Название нашего языка. (русский)
6. Название нашего государства. (Россия)
Физминутка
- Встаньте, ребята. Проговорим все вместе слова:
Мир, мир, мир везде.
Мир в тебе, мир во мне!
Свет, свет, свет везде.
Свет в тебе, свет во мне!
Любовь, любовь, любовь везде
Любовь в тебе, любовь во мне!
(Говоря «в тебе», возьмите друг друга за руки, а произнося «во мне», укажите на себя)
- У каждого из вас внутри маленькое солнышко. Это солнце - доброта. Она нужна и вам, и близким вам людям. Доброта, любовь и помощь согревают нас всегда.
6. Актуализация знаний.
- Чему мы учились на прошлом уроке? (определять падеж прилагательных)
- Давайте поиграем в снежки и вспомним, какие падежи существуют в русском языке. Я кидаю вам снежок и называю вопросы, а вы называете падеж и наоборот.
- Какова цель нашего урока? Давайте сформулируем задачи.
- А теперь вспомним алгоритм определения падежа имён прилагательных.
1. Найти существительное, к которому относится прилагательное.
2. Определить падеж и род существительного.
3. По падежу существительного определить падеж и род прилагательного.
7. Работа по закреплению.
- Работа по учебнику (стр. 12, упр. 20). Работа по заданию.
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
- Взаимопроверка.
- Ребята, а как вы понимаете значение слова «риза»? (Платье, одежда, одеяние священника).
- Комментированное письмо с указанием падежа прилагательных.
Великолепен вид зимней (Т.п.) природы. Кусты, деревья опушились блестящим (Т.п.) инеем.
- Работа в парах. Вставьте пропущенные буквы, укажите части речи, подчеркните главные члены предложения, определите падеж имён прилагательных.
Х…лодный д…кабрьский вет…р см…тал сне… с крыш… .
- Устная работа.
-А теперь внимание - новое задание. Приготовьте карточки с падежами. Я читаю предложения, а вы показываете падеж имён прилагательных.
1. Добрый человек не помнит зла. (И.п.)
2. Худо тому месту, где нет доброго человека. (Р.п.)
3. Поклонитесь в пояс доброму человеку. (Д.п.)
4. Вспоминай чаще о добром человеке. (П.п.)
5. Хорошо иметь дело с добрым человеком. (Т.п.)
6. Учись доброму делу - дурное на ум не пойдёт (Д.п.)
7. Про доброе дело говори смело. (В.п.)
8. Худо жить без доброго дела. (Р.п.)
9. Доброе слово лучше мягкого пирога. (И.п.)
Физминутка.
- Звучит песня «Дорогою добра», под которую ребята выполняют движение.
- Во всех странах мира Россия ассоциируется со стройной и белоствольной берёзкой, яркой и доброй матрёшкой. Почему?
- Сейчас послушайте стихотворение С.Есенина «Берёза». У вас на столах также лежит это распечатанное стихотворение.
Береза
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
- Какую берёзку представили вы?
- Выпишите из стихотворения имена прилагательные вместе с именами существительными, от которого они зависят. (Проверка)
- Тест.
1. На какие вопросы отвечают имена прилагательные?
А. КТО? ЧТО?
Б. КАКОЙ? КАКАЯ? КАКИЕ?
В. ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ?
2. Что такое имя прилагательное?
А. Часть слова;
Б. Член предложения;
В. Часть речи.
3. Выбери верное утверждение.
А. Имя прилагательное стоит в том же роде, числе и падеже, что и имя существительное;
Б. Имя прилагательное стоит в том же роде и падеже, что и имя существительное;
В. Имя прилагательное стоит в том же числе и падеже, что и имя существительное.
4. Имя прилагательное обозначает:
А. Действие предмета;
Б. Предмет;
В. Признак предмета.
5. Имя прилагательное в предложении является:
А. Подлежащим;
Б. Сказуемым;
В. Определением.
- Проверка теста.
8. Итог урока.
- На уроке все работали с душой, с усердием, с умом. А великая награда - это ваши знания.
- Ребята, что нового вы узнали на уроке? Чему научились?
- Кому урок показался сложным? Над чем нужно ещё работать?
- Кто и за что может себя похвалить?
- Достигли ли мы поставленной цели?
- Выставление и комментирование оценок за урок.
9. Домашнее задание. Составить и записать небольшой текст на тему «Зимние забавы», используя имена прилагательные. Определить их падеж.