- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок литературы в 9 классе на тему А. П. Чехов Хамелеон
Урок литературы в 9 классе на тему А. П. Чехов Хамелеон
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Хусаинова К.А. |
Дата | 23.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок литературы по теме "А.П. Чехов. Рассказ «Хамелеон»
Цели:
-
Образовательная: дать понятие "хамелеонства"; продолжить обучать анализу художественного текста, находить в нем художественные детали; составлять словесные характеристики персонажей на основе их поведения и речевой характеристики; проанализировать средства создания комического.
-
Развивающая: развитие образного и ассоциативного мышления, навыков выразительного чтения.
-
Воспитательная: формирование четких нравственных критериев, жизненных позиций, неприятие "хамелеонства".
Ход урока
I. Организационный момент
II. Постановка цели урока
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством А. П. Чехова, с его юмористическими рассказами. На занятии мы проанализируем рассказ "Хамелеон", выведем понятие "хамелеонства" и выясним при помощи каких средств писатель заставляет нас смеяться над рассказом, т. е. проанализируем средства создания комического. (Слайд 1, см. Приложение 1)
Запись темы урока в тетради
III. Первичное восприятие текста
- Чехов всегда стремился и себя, и мир вокруг сделать лучше, добрее, нравственнее. Один из персонажей его пьесы говорит: "В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли". Эти слова можно считать и убеждением самого А. П. Чехова. А повлиять на людей, их поведение, сознание он мог только через творчество.
Название рассказа давно стало нарицательным, понятие "хамелеонство" прочно вошло в русский язык.
- А каково ваше впечатление от прочитанного рассказа?
- Для чего мы читаем с вами сатирические рассказы? (Отдохнуть, посмеяться, смех помогает нам наказать зло. Смех учит, воспитывает, показывает, как не нужно поступать в той или иной ситуации, делает нас духовно богаче.)
- Как вы думаете, ради чего Чехов написал этот рассказ?
- Тема нашего урока звучит так: "Рассказ "Хамелеон" - живая картина нравов общества". А что такое нравы? (Слайд 2)
Нравы - обычай, уклад общественной жизни.
- Изменяются ли нравы по мере развития общества, или это незыблемое понятие? (Да, меняются.)
- Вот и проанализируем, какие же общественные нормы были общеприняты во времена Чехова и которые вызывали недовольство писателя.
IV. Анализ рассказа
- Назовите действующих лиц рассказа.
- С кем мы знакомимся вначале? Зачитать (1-й абзац) (Слайд 3)
- Какие детали в описании Очумелова и городового бросаются в глаза? (Новая шинель - символ чина; узелок и решето с крыжовником - свойство их деятельности.)
- Почему на площади никого нет, даже нищих? (Боятся новых поборов; все замерли в ожидании.)
- Какие-либо звуки мы слышим в этом эпизоде? (Нет.)
- Что является завязкой рассказа? (Крики Хрюкина.) (Слайд 4)
- Завязка звуковая. Кто же является виновником столь душераздирающих криков? Описание зачитать.
- А кто же "пострадавший"? Зачитать.
- Что вам кажется смешным в описании Хрюкина? (Окровавленный палец, поднятый вверх, который "имеет вид знамения победы".)
- Как ведет себя в этой ситуации Очумелов?
- Охарактеризуйте его речь. (Речь внушительна и начальственна.)
- Как дальше разворачиваются действия?
- Сколько раз Очумелов меняет свое решение относительно собаки? В связи с чем это происходит? (Шесть раз, в зависимости от того, кого называют хозяином собаки.)
- Как при этом меняется интонация полицейского надзирателя? (От начальственно-повелительной до рабски-трусливой.)
- Зачитаем первое решение Очумелова. Что в нем звучит? (Категоричное, законное решение: уничтожить собаку и наказать хозяина. Приговор этот он произносит в тоне распекания и команды, что для него являетсяпривычным.) (Слайд 5)
- А для чего в своей речи он использует угрозы и брань? (Для острастки; это его истинное лицо.)
- Должны ли употребляться такие выражения в речи высокого должностного лица?
- Но вот кто-то предположил, что это генеральская собака. Как это отражается на поведении Очумелова? (Он берет собаку под свою защиту, а виновным оказывается Хрюкин.)
- Зачитайте рассуждения Очумелова.
- С какой целью он вслух озвучивает такое пространное рассуждение? (чтобы не уронить своего достоинства.)
- А почему ему вдруг стало жарко, что он попросил Елдырина снять с него шинель? (Его бросило в жар от мысли, что он мог наказать собаку генерала.)
- Когда он снова надевает шинель? (Когда в 4-ый раз меняет свое решение, его начинает знобить из-за того, что он не может определиться с хозяином собаки.)
- Как ведет себя Хрюкин после того, как Очумелов изменил свое решение? (Сначала он пытается подступиться к Очумелову с лестью: "Их благородие умный господин и понимают…". А когда это не действует, переходит к скрытым угрозам: "У меня у самого брат в жандармах…".)
- Новые сомнения городового - новый сдвиг в настроении Очумелова: вновь он требует "истребить" собаку, вновь Хрюкин оказывается пострадавшим. И так до появления Прохора, который расставляет все точки над и.
- Понаблюдаем за тем, как изменяется в репликах Очумелова и в изображении самого автора образ собаки. (От несчастного существа со слезящимися глазами до "цуцика этакого" в финальной сцене, щенок удостаивается чести оказаться на руках у самого полицейского надзирателя.) (Слайд 6)
- Как меняется лицо и речь надзирателя, когда наконец-то выясняется, чья это собака? ("Всё лицо заливается улыбкой умиления…", речь становится слащавой льстивой.) Зачитать.
- Как он уже относится к укусу собаки? (Укус вызывает восхищение.)
- Почему Чехов не дает ответа на вопрос: виновата ли собака? (Ее участь от этого не зависит.)
- А от чего зависит ее участь? (От того, кем окажется ее хозяин.)
- То есть о соблюдении законности здесь речи нет. Посмотрите, встречаются ли хоть раз в речи Очумелова и Елдырина слова с корнем -закон-? (Ни разу.)
- А в чьей речи мы слышим слова с этим корнем? (В речи Хрюкина два раза.)
- О чем это говорит? (О соблюдении законности здесь не может быть и речи.)
- Как ведет себя толпа? (Мнение толпы идет вслед за мнением Очумелова: сначала сочувствует мастеровому, а потом смеется над ним.)
- Слова "хамелеон" нет в рассказе. Почему же возник такой заголовок? В прямом или переносном значении употреблено это слово? (Слайд 7)
- В чем смысл названия рассказа? Кого в нем можно назвать "хамелеоном"? (И Очумелова, и Елдырина, и Хрюкина, и толпу.)
- Какова же идея рассказа? (Нельзя моментально, в угоду обстоятельствам, менять свои взгляды на прямопротивоположные; нельзя не иметь своего мнения.)
- Как бы вы определили, что такое "хамелеонство"? (Это моментальное изменение своих взглядов на прямопротивоположные в угоду обстоятельств.)
Записать определение в тетрадь
- А есть ли "хамелеонство в наши дни? (Слайд 8)
V. Работа в группах
Группа «Литературоведы»
-
Выявить проблемы рассказа
-
Определить основной конфликт произведения
-
Проанализировать особенности композиции
Группа «Биографы»
-
Проанализировать монографические работы, посвященные творчеству и жизни писателя.
-
Отразить следующие моменты жизни И.С.Тургенева: детство; начало литературной деятельности
-
Провести синтез и анализ изученных материалов, сделать вывод и оформить результаты в виде публикации
Группа «Актеры»
-
Распределить роли наиболее понравившихся эпизодов рассказа.
-
Продумать костюм, мимику и жесты героя, а также очередность выступления
-
Создать самостоятельно монологи и диалоги персонажей, опираясь на текст рассказа, пытаясь сохранить особенности речи героев.
-
Подготовить инсценировку эпизодов
Приемы создания комического в рассказе:
1) Художественные детали (пример).
2) "Говорящие" фамилии (пример).
3) Речевая характеристика персонажей.
4) Особенности композиции.
IV. Стадия осмысления.
-
Чтение по ролям рассказа подготовленными учениками.
-
Приём «Фишбоун» (рыбий скелет» : в голове помещаем основной вопрос рассказа «Чья собака?». На верхних «косточках» скелета мнения героев произведения по данному вопросу, на нижних - решение Очумелова. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть. Это мини-исследовательская работа по тексту.
Вывод
Чья собака?
В процессе работы обучающиеся отмечают шесть мнений-ответов на центральный вопрос («Чья собака?»), зафиксированный «в голове», и столько же решений Очумелова (например, 1 : «Я покажу вам, как собак распускать!» - «…истребить надо! Немедля!» - и так далее). Вследствие чего они легко приходят к выводу, что главный герой рассказа - человек лицемерный, так как он менял своё мнение много раз, и угодливый, потому что менял его в зависимости от чина хозяина собаки.
V. Смысл названия рассказа «Хамелеон».
- Как вы считаете, почему так назван рассказ? (высказывания учащихся)
VI. Стадия рефлексии.
1. Приём «До - После» (заполняется колонка «После», ученики сравнивают свои ответы «До» и «После», делают вывод).
2. Приём «Хайку». Цель этого приёма - осмыслить свою деятельность на уроке и дать личностную оценку.
1. «Я был» кем-то или чем-то / «Я видел» кого-то или что-то
2. Где и что делал (место и действие)
3. Как мне было? (образное определение моих чувств, ощущений)
VI. Рефлексия
-
Перед вами дерево совести. Запишите на стикере те качества которые должны быть с вами всегда.
-
Пусть это дерево станет для вас своеобразным кодексом нравственности.
И подпитывайте дерево новыми хорошими душевными качествами.
VIII. Домашнее задание:
Написать свой Чеховский рассказ