Урок литературы в 9 классе на тему А. П. Чехов Хамелеон

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы по теме "А.П. Чехов. Рассказ «Хамелеон»



Цели:

  • Образовательная: дать понятие "хамелеонства"; продолжить обучать анализу художественного текста, находить в нем художественные детали; составлять словесные характеристики персонажей на основе их поведения и речевой характеристики; проанализировать средства создания комического.

  • Развивающая: развитие образного и ассоциативного мышления, навыков выразительного чтения.

  • Воспитательная: формирование четких нравственных критериев, жизненных позиций, неприятие "хамелеонства".

Ход урока

I. Организационный момент

II. Постановка цели урока

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством А. П. Чехова, с его юмористическими рассказами. На занятии мы проанализируем рассказ "Хамелеон", выведем понятие "хамелеонства" и выясним при помощи каких средств писатель заставляет нас смеяться над рассказом, т. е. проанализируем средства создания комического. (Слайд 1, см. Приложение 1)

Запись темы урока в тетради

III. Первичное восприятие текста

- Чехов всегда стремился и себя, и мир вокруг сделать лучше, добрее, нравственнее. Один из персонажей его пьесы говорит: "В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли". Эти слова можно считать и убеждением самого А. П. Чехова. А повлиять на людей, их поведение, сознание он мог только через творчество.

Название рассказа давно стало нарицательным, понятие "хамелеонство" прочно вошло в русский язык.

- А каково ваше впечатление от прочитанного рассказа?

- Для чего мы читаем с вами сатирические рассказы? (Отдохнуть, посмеяться, смех помогает нам наказать зло. Смех учит, воспитывает, показывает, как не нужно поступать в той или иной ситуации, делает нас духовно богаче.)

- Как вы думаете, ради чего Чехов написал этот рассказ?

- Тема нашего урока звучит так: "Рассказ "Хамелеон" - живая картина нравов общества". А что такое нравы? (Слайд 2)

Нравы - обычай, уклад общественной жизни.

- Изменяются ли нравы по мере развития общества, или это незыблемое понятие? (Да, меняются.)

- Вот и проанализируем, какие же общественные нормы были общеприняты во времена Чехова и которые вызывали недовольство писателя.

IV. Анализ рассказа

- Назовите действующих лиц рассказа.

- С кем мы знакомимся вначале? Зачитать (1-й абзац) (Слайд 3)

- Какие детали в описании Очумелова и городового бросаются в глаза? (Новая шинель - символ чина; узелок и решето с крыжовником - свойство их деятельности.)

- Почему на площади никого нет, даже нищих? (Боятся новых поборов; все замерли в ожидании.)

- Какие-либо звуки мы слышим в этом эпизоде? (Нет.)

- Что является завязкой рассказа? (Крики Хрюкина.) (Слайд 4)

- Завязка звуковая. Кто же является виновником столь душераздирающих криков? Описание зачитать.

- А кто же "пострадавший"? Зачитать.

- Что вам кажется смешным в описании Хрюкина? (Окровавленный палец, поднятый вверх, который "имеет вид знамения победы".)

- Как ведет себя в этой ситуации Очумелов?

- Охарактеризуйте его речь. (Речь внушительна и начальственна.)

- Как дальше разворачиваются действия?

- Сколько раз Очумелов меняет свое решение относительно собаки? В связи с чем это происходит? (Шесть раз, в зависимости от того, кого называют хозяином собаки.)

- Как при этом меняется интонация полицейского надзирателя? (От начальственно-повелительной до рабски-трусливой.)

- Зачитаем первое решение Очумелова. Что в нем звучит? (Категоричное, законное решение: уничтожить собаку и наказать хозяина. Приговор этот он произносит в тоне распекания и команды, что для него являетсяпривычным.) (Слайд 5)

- А для чего в своей речи он использует угрозы и брань? (Для острастки; это его истинное лицо.)

- Должны ли употребляться такие выражения в речи высокого должностного лица?

- Но вот кто-то предположил, что это генеральская собака. Как это отражается на поведении Очумелова? (Он берет собаку под свою защиту, а виновным оказывается Хрюкин.)

- Зачитайте рассуждения Очумелова.

- С какой целью он вслух озвучивает такое пространное рассуждение? (чтобы не уронить своего достоинства.)

- А почему ему вдруг стало жарко, что он попросил Елдырина снять с него шинель? (Его бросило в жар от мысли, что он мог наказать собаку генерала.)

- Когда он снова надевает шинель? (Когда в 4-ый раз меняет свое решение, его начинает знобить из-за того, что он не может определиться с хозяином собаки.)

- Как ведет себя Хрюкин после того, как Очумелов изменил свое решение? (Сначала он пытается подступиться к Очумелову с лестью: "Их благородие умный господин и понимают…". А когда это не действует, переходит к скрытым угрозам: "У меня у самого брат в жандармах…".)

- Новые сомнения городового - новый сдвиг в настроении Очумелова: вновь он требует "истребить" собаку, вновь Хрюкин оказывается пострадавшим. И так до появления Прохора, который расставляет все точки над и.

- Понаблюдаем за тем, как изменяется в репликах Очумелова и в изображении самого автора образ собаки. (От несчастного существа со слезящимися глазами до "цуцика этакого" в финальной сцене, щенок удостаивается чести оказаться на руках у самого полицейского надзирателя.) (Слайд 6)

- Как меняется лицо и речь надзирателя, когда наконец-то выясняется, чья это собака? ("Всё лицо заливается улыбкой умиления…", речь становится слащавой льстивой.) Зачитать.

- Как он уже относится к укусу собаки? (Укус вызывает восхищение.)

- Почему Чехов не дает ответа на вопрос: виновата ли собака? (Ее участь от этого не зависит.)

- А от чего зависит ее участь? (От того, кем окажется ее хозяин.)

- То есть о соблюдении законности здесь речи нет. Посмотрите, встречаются ли хоть раз в речи Очумелова и Елдырина слова с корнем -закон-? (Ни разу.)

- А в чьей речи мы слышим слова с этим корнем? (В речи Хрюкина два раза.)

- О чем это говорит? (О соблюдении законности здесь не может быть и речи.)

- Как ведет себя толпа? (Мнение толпы идет вслед за мнением Очумелова: сначала сочувствует мастеровому, а потом смеется над ним.)

- Слова "хамелеон" нет в рассказе. Почему же возник такой заголовок? В прямом или переносном значении употреблено это слово? (Слайд 7)

- В чем смысл названия рассказа? Кого в нем можно назвать "хамелеоном"? (И Очумелова, и Елдырина, и Хрюкина, и толпу.)

- Какова же идея рассказа? (Нельзя моментально, в угоду обстоятельствам, менять свои взгляды на прямопротивоположные; нельзя не иметь своего мнения.)

- Как бы вы определили, что такое "хамелеонство"? (Это моментальное изменение своих взглядов на прямопротивоположные в угоду обстоятельств.)

Записать определение в тетрадь

- А есть ли "хамелеонство в наши дни? (Слайд 8)

V. Работа в группах

Группа «Литературоведы»

  1. Выявить проблемы рассказа

  2. Определить основной конфликт произведения

  3. Проанализировать особенности композиции

Группа «Биографы»

  1. Проанализировать монографические работы, посвященные творчеству и жизни писателя.

  2. Отразить следующие моменты жизни И.С.Тургенева: детство; начало литературной деятельности

  3. Провести синтез и анализ изученных материалов, сделать вывод и оформить результаты в виде публикации

Группа «Актеры»

  1. Распределить роли наиболее понравившихся эпизодов рассказа.

  2. Продумать костюм, мимику и жесты героя, а также очередность выступления

  3. Создать самостоятельно монологи и диалоги персонажей, опираясь на текст рассказа, пытаясь сохранить особенности речи героев.

  4. Подготовить инсценировку эпизодов

Приемы создания комического в рассказе:

1) Художественные детали (пример).
2) "Говорящие" фамилии (пример).
3) Речевая характеристика персонажей.
4) Особенности композиции.

IV. Стадия осмысления.

  1. Чтение по ролям рассказа подготовленными учениками.

  2. Приём «Фишбоун» (рыбий скелет» : в голове помещаем основной вопрос рассказа «Чья собака?». На верхних «косточках» скелета мнения героев произведения по данному вопросу, на нижних - решение Очумелова. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть. Это мини-исследовательская работа по тексту.

Вывод

Чья собака?

В процессе работы обучающиеся отмечают шесть мнений-ответов на центральный вопрос («Чья собака?»), зафиксированный «в голове», и столько же решений Очумелова (например, 1 : «Я покажу вам, как собак распускать!» - «…истребить надо! Немедля!» - и так далее). Вследствие чего они легко приходят к выводу, что главный герой рассказа - человек лицемерный, так как он менял своё мнение много раз, и угодливый, потому что менял его в зависимости от чина хозяина собаки.

V. Смысл названия рассказа «Хамелеон».

- Как вы считаете, почему так назван рассказ? (высказывания учащихся)

VI. Стадия рефлексии.

1. Приём «До - После» (заполняется колонка «После», ученики сравнивают свои ответы «До» и «После», делают вывод).

2. Приём «Хайку». Цель этого приёма - осмыслить свою деятельность на уроке и дать личностную оценку.

1. «Я был» кем-то или чем-то / «Я видел» кого-то или что-то

2. Где и что делал (место и действие)

3. Как мне было? (образное определение моих чувств, ощущений)

VI. Рефлексия

  • Перед вами дерево совести. Запишите на стикере те качества которые должны быть с вами всегда.

  • Пусть это дерево станет для вас своеобразным кодексом нравственности.

И подпитывайте дерево новыми хорошими душевными качествами.

VIII. Домашнее задание:

Написать свой Чеховский рассказ






Урок литературы в 9 классе на тему А. П . Чехов ХамелеонУрок литературы в 9 классе на тему А. П . Чехов Хамелеон

Урок литературы в 9 классе на тему А. П . Чехов Хамелеон

Урок литературы в 9 классе на тему А. П . Чехов Хамелеон

Урок литературы в 9 классе на тему А. П . Чехов Хамелеон

Урок литературы в 9 классе на тему А. П . Чехов Хамелеон


Урок литературы в 9 классе на тему А. П . Чехов Хамелеон

© 2010-2022