Программа по литературному чтению

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая учебная программа по литературному чтению

Пояснительная записка

Андреева И.Н.

2- а класс

3 урока в неделю

104 урока в год (с учетом государственных праздников и годового календарного плана на 2015 - 2016 учебный год )

Рабочая программа предмета «Литературное чтение» для 2 класса на 2012 - 2013 учебный год составлена на основе стандарта начального общего образования по литературному чтению, программы начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецким, М. В. Головановой «Литературное чтение. 1 - 4 классы» (2011)

Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:

для учащихся:

  • Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина. Литературное чтение. 2 класс. - М.: Просвещение, 2013 г.

для учителя:

  • Сборник рабочих программ «Школа России».- М., Просвещение, 2013.

  • С.В.Кутявина. Поурочные разработки по литературному чтению. 2 класс. М.: ВАКО, 2013 г.

  • И.В.Рябушкина, Н.А.Стефаненко. Аудиоприложение к учебнику Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В., Виноградской Л.А., Стефаненко Н.А.

  • Государственные образовательные стандарты начального общего,основного общего,среднего полного общего образования в Чувашской Республике. Национально-региональный компонент.-Чебоксары: Чувашский республиканский институт образования, 2007.

Курс призван продолжить обучение чтению в мир художественной литературы и помочь осмыслить образность словесного искусства.

Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений. Оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность.

Цели обучения

Изучение литературного чтения в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:

• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

• овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

• воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге , потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.

Задачи:

- развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное,

- учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление,

- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление,

- развивать поэтический слух,

- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей,

- обогащать чувственный опыт ребёнка,

- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни,

- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров,

- обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.

Изучение национально-регионального компонента по литературному чтению на ступенях начального образования направлено на достижение следующих целей:

-формирование любви к своему краю, чувства гордости за него;

-формирование общих представлений о литературном наследии Чувашской Республики;

-воспитание интереса к творчеству писателей и поэтов Чувашской Республики;

-развитие нравственных чувств, уважение к литературному творчеству народов, проживающих на территории Чувашской Республики


Актуализация обучения младших школьников:

  • Углублять читательский опыт детей.

  • Создание условий для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «Читательскую самостоятельность».

Развитие речевых умений и навыков при работе с текстом:

1. Развитие навыков чтения:

- развитие навыка осознанного и правильного чтения,

- выработка плавного чтения целыми словами,

- проведение речевых гимнастик для овладения нормативным способом чтения 3-4 мин,

- проводить соревнования и конкурсы на лучшего чтеца,

- развитие темпового чтения.

2.Развитие выразительности чтения и речи:

-чтение вслух и чтение про себя,

- развивать чёткую дикцию, тренировать речевой аппарат, отрабатывать и закреплять правильную артикуляцию гласных и согласных,

- произносить скороговорки и чистоговорки,

- обучение орфоэпическому чтению,

- обучение чтению по ролям.

3.Требования к уровню сформированности навыка чтения:

Уметь:

  • Сознательно, правильно и выразительно читать целыми словами в темпе - не менее 50 слов/мин

  • Пересказывать небольшие по объёму тексты с опорой на картинный план или вопросы

  • Орфоэпически правильно произносить слова в тексте для чтения.

4.Выработка умений работать с текстом:

Уметь:

  • Подробно и выборочно пересказывать прочитанное с использованием приёмов устного рисования и иллюстраций,

  • Устанавливать последовательность действия в произведении и осмысливать в нём события, подкрепляя правильность ответа выборочным чтением,

  • Делить текст на части, озаглавливать их, выявлять основную мысль,

  • Пользоваться вопросами и заданиями в учебнике,

  • Различать тексты.

Обогащение опыта творческой деятельности:

1.Обогащение опыта эстетического восприятия:

- формировать способность воспринимать красоту природы, человека и предметного мира,

- развивать способности радоваться и удивляться в процессе общения с природой, людьми, замечать красивое в окружающем мире,

- формировать умение передавать впечатления от общения с природой в устной речи.

2. Развитие умения выразить свои впечатления:

- проводить игры со словами,

- коллективно сочинять различные истории,

- составлять рассказы на свободные темы.

3.Развитие воображения, образного восприятия окружающего мира с помощью упражнений:

- рисование красками,

- словесными описаниями,

- рассказ по собственному рисунку,

- придумывание своей концовки.

4.Обогащение опыта эстетического восприятия произведений художественной литературы:

- приобщать к миру поэзии,

- развивать поэтический вкус.

5.Активизация способности полноценно воспринимать художественное произведение:

Знать:

средства художественной выразительности (эпитеты, сравнение),

жанры литературных произведений (сказка, рассказ, стихотворение),

знать жанры фольклора (загадка, пословица, небылица, считалка)





Содержание.

Разделы

Количество часов

Самое великое чудо на свете

1 ч

Устное народное творчество

13ч

Люблю природу русскую. Осень

Русские писатели

12 ч

О братьях наших меньших

Из детских журналов

6 ч

Люблю природу русскую. Зима

7 ч

Писатели - детям

15 ч

Я и мои друзья

10 ч

Люблю природу русскую. Весна

5 ч

И в шутку и всерьез

9 ч

Литература зарубежных стран

13ч


Тематическое планирование по литературному чтению

№п/п

Раздел и темы

Дата

Кол-во часов

Тип урока

ТСО,ИКТ, ЦОР

Планируемые результаты

Характеристика деятельности

учащихся



Приме

чания, коррективы


Личностные

Метапредметные

Предметные




Самое великое чудо на свете (1 ч)

1

Инструктаж по ТБ. Самое великое чудо на свете.

3.09

1

К


Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина».

Проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей.


Ориентироваться в учебнике; вступать в диалог, отвечать на вопросы;

организовывать рабочее место.

Учиться предполагать содержание изучаемого раздела.










Устное творчество русского народа (1 3 ч)

2

Русские и чувашские народные песни, потешки.

4.09

1

К


Принимать образ «хорошего ученика».

Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.


Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.


Научиться пересказывать текст с опорой на картинку; владеть понятием «действующее лицо».

Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух художественное произведение.

Называть особенности сказок - несказок; придумывать свои собственные сказки - несказки; находить сказки - несказки, в книгах.

Характеризовать героя художественного текста на основе поступков.


































































































































3

Скороговорки, приговорки, считалки, небылицы.

5.09

1

К

АЗ

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

Научиться инсценировать художественное произведение, подбирать пословицу для доводов в споре.

Выполнять словесное рисование картин природы; читать осознанно текст художественного произведения;

читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

приводить примеры произведений фольклора (считалки, небылицы);

различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация)


4

Загадки, пословицы и поговорки.

10.09

1

К


Осознанно читать доступные по объему и жанру произведения, воспринимать на слух и понимать художественные произведения разных жанров, сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках, участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Знать народные загадки.

Уметь:

отгадывать загадки;

различать загадки народные и авторские;

участвовать в диалоге при обсуждении темы урока


5

Сравнение и сопоставление малых жанров фольклора.

11.09

1

ТР


Осознавать значимость чтения для своего дальней­шего развития и успешного обучения; формировать потреб­ность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя.

Применять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения и построения суждений.

Учиться пересказывать текст с опорой на картинку; будет владеть понятием «действующее лицо».


6

Ю. Мориц «Сказка по лесу идёт».

12.09

1

К

АЗ


7

Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко».

17.09

1

К

АЗ

Развитие этических чувств, доброжелательности и понимания и сопереживания чувствам других.

Освоить приёмы поиска нужной информа­ции.

Учиться пересказывать текст с опорой на картинку; владеть понятием «действующее лицо».


8

Русская народная сказка «У страха глаза велики».

18.09

1

К

АЗ

Развитие этических чувств, доброжелательности и понимания и сопереживания чувствам других.

Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы).

Знать народную сказку, героев произведений, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного произведения.


9

Русская народная сказка «Лиса и тетерев».

19.09

1

К

АЗ

Осваивать приёмы поиска нужной информа­ции.

Учиться находить заглавие текста, называть автора произведения; различать в практическом плане сказку, стихотворение.


10

Русская народная сказка «Лиса и журавль».

24.09

1

К

АЗ

Осознавать значимость чтения для своего дальней­шего развития и успешного обучения; формировать потреб­ности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя.

Уметь пересказывать текст с опорой на картинку; владеть понятием «действующее лицо».


11

Русская народная сказка «Каша из топора».

25.09

1

К

АЗ

Уметь работать в паре, договариваться друг с другом, проявлять внимание.

Уметь выразительно читать произведение, понимать содержание прочитанного; отвечать на вопросы по содержанию.


12

Русская народная сказка «Гуси-лебеди».

26.09

1

К

АЗ

Уметь высказывать и пояснять свою точку зрения.

Уметь характеризовать героев сказки, находить заглавие текста, называть автора произведения, различать сказку, стихотворение.


13

Русская народная сказка «Гуси-лебеди».

1.10

1

К


Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

Различать малые фольклорные жанры, народные сказки, героев произведения.

Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Уметь ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.


14

Русские и чувашские народные сказки. Обобщение.

2.10

1

УРР




Люблю природу русскую. Осень. (6 ч)

15

Стихотворения Ф.И. Тютчева об осени.

3.10

1

К

портрет Ф.И.Тютчева, АЗ

Уметь слушать звуки осени, переданные в лирическом тексте, сравнивать звуки, описанные в художественном произведении, с музыкальным произведением, положительно относиться к школе; чувствовать необходимость учения.

Освоить приёмы поиска нужной информа­ции; овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (де­ление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), умением высказывать и пояснять свою точку зрения; освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром.

Уметь работать с поэтическим текстом, уметь создавать, свою иллюстрацию к произведению.

Прогнозировать содержание раздела.

Воспринимать на слух художественное произведение.

Читать произведение с выражением.

Различать художественный и прозаический тексты.

Оценивать свой ответ в соответствии с образцом.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения


16

Стихотворения об осени. К.Бальмонт, А.Плещеев.

8.10

1

К

АЗ


17

Осенние листья. А.Толстой

9.10

1

К

АЗ


18

В.Д. Берестов «Хитрые грибы».

10.10

1

К

портрет В.Берестова


19

М.М. Пришвин «Осеннее утро».

15.10

1

К

портрет М.Пришвина

Осознанно читать произведение, пересказывать текст. Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного произведения.


20

Обобщение к разделу «Люблю природу русскую. Осень».

16.10

1

УРР


Осознавать свои возможности в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик».


Осознанно читать доступные по объему и жанру произведения. Составлять небольшие письменных ответы на поставленные вопросы по прочитанному (прослушанному) произведению.




Русские писатели. (12 ч)

21

А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…»

17.10

1

К

портрет А.С.Пушкина, АЗ

Осознавать свои возможности в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик».


На практическом уровне осознавать значимость работы в группе и принимать правила групповой работы, сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках, уметь оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Осознавать связь произведений литературы с другими видами искусств,
уметь читать наизусть стихотворные произведения.

Прогнозировать содержание раздела.

Воспринимать на слух художественное произведение.

Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом; использовать речевой этикет, проявлять внимание друг к другу.

Читать произведение с выражением.

Определять действия, которые помогают представлять неживые предметы как живые.

Характеризовать героя художественного текста на основе поступков.

Рассказывать содержание текста с опорой на иллюстрации.

Оценивать свой ответ в соответствии с образцом.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.









































22

Стихотворения А.С. Пушкина о зиме.

22.10

1

К


Быть эмоциональ­но отзывчивым на прочитанное; высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника.



23

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

23.10

1

К

АЗ

Осознанное и выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.
Умение отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.
Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний.



24

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

24.10

1

К



25

Обобщение по теме «Сказки А.С.Пушкина»

29.10

1

К


Постановка вопросов по содержанию прочитанного, ответы на них.

Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников.


26

И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак».

30.10

1

К

портрет И.А.Крылова, АЗ

Для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания своего задания. Обращается внимание на развивающую ценность любого задания

Басня. Ответы на вопросы по содержанию. Мораль.

Выразительное чтение,
использование интонаций,

соответствующих


27

И.А. Крылов «Стрекоза и муравей».

31.10

1

К


Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях).


28

Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек».

12.11

1

К

портрет Л.Н.толстого

Басня. Произведения о взаимоотношениях людей. Пересказ текста.

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения.


29

Л.Н. Толстой «Филиппок».

13.11

1

К

АЗ

Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик».

Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.


Ответы на вопросы по содержанию прочитанного.

Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях).


30

Л.Н. Толстой «Филиппок».

14.11

1

К



31

Л.Н. Толстой «Правда всего дороже», «Котёнок».

19.11

1

К


Установление связи между учением и будущей профессиональной деятельности.

Научно-популярные произведения.
Выразительное чтение,
использование интонаций, соответствующих смыслу текста.


32

Обобщение к разделу «Русские писатели». Чувашские детские писатели

20.11

1

УРР


Для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания своего задания. Обращается внимание на развивающую ценность любого задания.

Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.

Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях).



О братьях наших меньших. (7 ч)

33

«О братьях наших меньших». Стихи.

21.11

1

К


Уметь видеть красоту природы, изображённую в художественных произведениях

восприятие литературного произведения как особого вида искусства, эмоциональная отзывчивость на прочитанное, высказывание своей точки зрения и уважения мнения собеседника.

Обнаруживать противоречивость или недостаточность знаний, вместе с учителем определять цель урока.

Уметь высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника.


Осознанно правильно читать целыми словами. Выразительно читать, использовать интонации, соответствующие смыслу текста.

Прогнозировать содержание раздела.

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

Определять последовательность событий.

Характеризовать героя художественного текста на основе поступков.

Оценивать свой ответ

Рассказывать истории из жизни братьев наших меньших, выражать своё мнение при обсуждении проблемных ситуаций.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения






























34

М.М. Пришвин «Ребята и утята».

26.11

1

К

портрет М.М.Пришвина

Слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания.

Устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения и описания.


35

Е.И. Чарушин «Страшный рассказ».

27.11

1

К

портрет Е.И.Чарушина

Формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях).

Пересказ текста.

Постановка вопросов по содержанию прочитанного, ответы на них.


36

Б.С. Житков «Храбрый утёнок».

28.11

1

К

портрет Б.С.Житкова

Уметь пересказывать текст,

выразительно читать,
использовать интонации, соответствующие смыслу текста,

составлять устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения и описания.


37

В.В. Бианки «Музыкант».

3.12

1

К

портрет В.В.Бианки, АЗ

Осознавать роль языка и речи в жизни людей;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; восприятие литературного произведения как особого вида искусства, эмоциональная отзывчивость на прочитанное, высказывание своей точки зрения и уважения мнения собеседника.



38

В.В. Бианки «Сова».

4.12

1

К



39

Обобщение к разделу «О братьях наших меньших».

5.12

1

К


Уметь выразительно читать,
использовать интонации, соответствующие смыслу текста.

Устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения и описания.



Из детских журналов. (6 ч)

40

Даниил Хармс (Даниил Ювачёв)

10.12

1

К

портрет Д.Хармса

Осознавать значимость чтения для своего дальнейшего развития, формировать потребность в систематическом чтении как средстве познания самого себя , знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями, восприятие литературного произведения как особого вида искусства, эмоциональная отзывчивость на прочитанное, высказывание своей точки зрения и уважения мнения собеседника.

Уметь составлять(писать) свои стихи для детского журнала, работать в паре и в группе, умение рисовать иллюстрации для собственного журнала.

Уметь находить нужную информацию по заданной теме, умение воспринимать на слух прочитанное.

Уметь читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, уметь отличать журнал от книги, ориентироваться в журнале.

Прогнозировать содержание раздела.

Воспринимать на слух художественное произведение.

Продумывать свои вопросы по содержанию, сравнивать их с необычными вопросами из детских журналов.

Отличать журнал от книги.

Ориентироваться в журнале.

Сравнивать художественный и научно-популярный текст.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения



41

Д. Хармс «Вы знаете?..».

11.12

1

К

АЗ


42

Д. Хармс «Пирог», «Весёлые Чижи».

12.12

1

К



43

Ю.Д. Владимиров «Чудаки», «Что это было?», «Очень-очень вкусный пирог».

17.12

1

К



44

А.И. Введенский «Учёный Петя», «Лошадка».

18.12

1

К



45

Обобщение по разделу.

19.12

1

УРР




Люблю природу русскую. Зима.(7 ч)

46

И.А. Бунин, К.Д. Бальмонт, Я.Л. Аким. Стихотворения о первом снеге.

24.12

1

К

КартиНы с изображением зимней природы

Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей.


Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

уметь слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова.


Работать над устным сочинением повествовательного характера с элементами рассуждения и описания.

Прогнозировать содержание раздела.

Воспринимать на слух художественное произведение.

Читать произведение с выражением, отражая настроение стихотворения.

Рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения






















































47

Ф.И. Тютчев «Чародейкою Зимою…»

25.12

1

К

АЗ

Уметь читать выразительно, отражая настроение стихотворения, умение наблюдать за жизнью слов в художественном тексте Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений.


48

С.А. Есенин «Поёт зима-аукает…», «Берёза».

26.12

1

К

АЗ

Развивать самостоятельность и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.


Овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Уметь работать с разными видами текстов, находить ха­рактерные особенности научно-познавательных, учебных и ху­дожественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование - созда­ние текста по аналогии, рассуждение - письменный ответ на вопрос, описание - характеристика героев).


49

Русская народная сказка «Два Мороза»

14.01

1

К

АЗ


50

С.В. Михалков «Новогодняя быль».

15.01

1

К

портрет С.В.Михалкова

Сформировывать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития, формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания самого себя , знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями, восприятие литературного произведения как особого вида искусства, эмоциональная отзывчивость на прочитанное, высказывание своей точки зрения и уважения мнения собеседника.


Активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.

Использовать разные виды чтения (изучающее (смысло­вое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, уча­ствовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.



51

А.Л. Барто «Дело было в январе».

16.01

1

К

портрет А.Л.Барто


52

Чувашские поэты о природе. Обобщение к разделу «Люблю природу русскую. Зима».

21.01

1

УРР


Уметь работать с иллюстрациями, музыкальными произведениями и содержанием стихотворения в комплексе; выявление связи произведений литературы с другими видами искусств.

Создание устного сочинения повествовательного характера с элементами рассуждения и описания.

Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу поэтического текста.



Писатели - детям. (15 ч)

53

К.И. Чуковский «Путаница», «Радость».

22.01

1

К

портрет К.И.Чуковского

Воспитать художественно-эстетического вкуса, эстетиче­ских потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слу­шания и заучивания наизусть произведений художественной литературы.

Формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эф­фективные способы достижения результата.


Уметь самостоятельно выбирать интересующую литера­туру, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самосто­ятельно краткую аннотацию.

Прогнозировать содержание раздела.

Читать произведение с выражением.

Сравнивать художественный и научно-популярный текст.

Определять основные особенности художественного текста и основные особенности научно-популярного текста (с помощью учителя).

Характеризовать героя художественного текста на основе поступков.

Рассказывать содержание текста с опорой на иллюстрации.

Оценивать свой ответ в соответствии с образцом.

Рассказывать истории из жизни братьев наших меньших, выражать своё мнение при обсуждении проблемных ситуаций.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения










































































54

К.И. Чуковский «Федорино горе».

23.01

1

К

АЗ

Развивать е навыков сотрудничества со взрослыми и сверст­никами в разных социальных ситуациях, умения избегать кон­фликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения срав­нивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.


Формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.


Понимать литературы как явления национальной и ми­ровой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.



55

К.И. Чуковский «Федорино горе».

28.01

1

К



56

С.Я. Маршак Стихотворения и загадки для детей.

29.01

1

К

портрет С.Я.Маршака, АЗ

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей.


Готовность слушать собеседника и вести диалог, при­знавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.


Выразительное чтение,
использование интонаций,

соответствующих смыслу текста

использование, разных видов чтения (изучающее (смысло­вое),

уча­ствовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.


57

С.В. Михалков «Мой секрет».

30.01

1

К



58

С.В. Михалков «Мой щенок», «Сила воли».

4.02

1

К

АЗ

Уметь срав­нивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.


Уметь договариваться о распределении ролей в совмест­ной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совмест­ной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмыс­ливать собственное поведение и поведение окружающих.


Знакомство с произведениями о животных. Выявление отношения автора к животным; комментирование прочитанного; выражение личного отношения к прочитанному


59

А.Л. Барто «Верёвочка».

5.02

1

К

АЗ


60

А.Л. Барто «Мы не заметили жука», «В школу».

6.02

1

К


Воспитать художественно-эстетического вкуса, эстетиче­ских потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слу­шания и заучивания наизусть произведений художественной литературы.

Уметь выразительно читать,
использование интонаций,

соответствующих смыслу текста.



61

А.Л. Барто «Вовка - добрая душа».

11.02

1

К

АЗ


62

Н.Н.Носов «Затейники».

12.02

1

К

портрет Н.Носова

Развивать самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.


Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого разви­тия, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературо­ведческих понятий.



63

Н.Н. Носов «Живая шляпа».

13.02

1

К

АЗ

Формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

умение договариваться о распределении ролей в совмест­ной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совмест­ной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмыс­ливать собственное поведение и поведение окружающих.


Развивать навыки чтения по

ролям, умение воспринимать

информацию на слух.


64

Н.Н. Носов «Живая шляпа».

18.02

1

К



65

Н.Н. Носов «На горке».

19.02

1

К


Уметь срав­нивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.


Уметь договариваться о распределении ролей в совмест­ной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совмест­ной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмыс­ливать собственное поведение и поведение окружающих.


Уметьставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения.



66

Н.Н. Носов «На горке».

20.02

1

К



67

Электронная библиотека «Писатели Чувашии-детям». Обобщение по разделу «Писатели - детям».

25.02

1

УРР


Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверст­никами в разных социальных ситуациях, умения избегать кон­фликтов и находить выходы из спорных ситуаций.



Я и мои друзья (10 ч)

68

Стихи В.Д. Берестова, Э.Э. Мошковской, В.В. Лунина.

26.02

1

К


Развивать навыков сотрудничества со взрослыми и сверст­никами в разных социальных ситуациях, умения избегать кон­фликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Уметь договариваться о распределении ролей в совмест­ной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совмест­ной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмыс­ливать собственное поведение и поведение окружающих.


Произведения о взаимоотношениях людей.

Участие в диалоге при обсуждении произведения

Произведения о взаимоотношениях детей.

Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения.

Прогнозировать содержание раздела.

Воспринимать на слух художественное произведение.

Читать произведение с выражением.

Придумывать продолжение рассказа.

Характеризовать героя художественного текста на основе поступков.

Оценивать свой ответ в соответствии с образцом.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

















































69

В.В. Лунин «Я и Вовка».

27.02

1

К



70

Н. Булгаков «Анна, не грусти!»

4.03

1

К


Использовать знаково-символических средства представ­ления информации о книгах.



71

Ю. Ермолаев «Два пирожных».

5.03

1

К



72

В.А. Осеева «Волшебное слово».

6.03

1

К

портрет В.А.Осеевой, АЗ

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на людей; анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других.


Готовность слушать собеседника и вести диалог, при­знавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.


Произведения классиков детской литературы.

Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений.

Осмысление цели чтения.



73

В.А. Осеева «Волшебное слово».

11.03

1

К



74

В.А. Осеева «Хорошее».

12.03

1

К


Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; знание основных моральных норм.


75

В.А. Осеева «Почему?»

13.03

1

К

АЗ

Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение. Развитие этических норм стыда, вины, совести, как регуляторов морального поведения.

Формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.


Прогнозировать жанр произведения;

определять мотив поведения героев путем выбора правильного ответа из текста;

читать осознанно текст художественного произведения;

определять тему и главную мысль произведения;

оценивать события, героев произведения;

создавать небольшой устный текст на заданную тему.


76

В.А. Осеева «Почему?»

18.03

1

К



77

Творчество чувашских писателей:Е Лисиной,М.Карягиной. Обобщение по разделу «Я и мои друзья».

19.03

1

УРР




Люблю природу русскую. Весна. (5 ч)

78

Люблю природу русскую. Стихотворения Ф.И. Тютчева о весне.

20.03

1

К

картины с изображением весенней природы

Формировать мотивацию к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формиро­вание установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Формировать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.


Уметь отгадывать загадки и соотносить отгадки с загадками, умение составлять короткий рассказ на предложенную тему.

Прогнозировать содержание раздела.

Воспринимать на слух художественное произведение.

Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом; использовать речевой этикет, проявлять внимание друг к другу.

Читать произведение с выражением.

Оценивать свой ответ в соответствии с образцом.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Рассказывать истории из жизни братьев наших меньших, выражать своё мнение при обсуждении проблемных ситуаций.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения


79

Стихотворения о весне А.Н. Плещеева, А.А. Блока, С.Я. Маршака.

1.04

1

К

АЗ


80

Женский день. Стихотворения.

2.04

1

К



81

Е.А. Благинина «Посидим в тишине». Э.Э. Мошковская «Я маму мою обидел…»

3.04

1

К

АЗ


82

Сопоставление произведений русских и чувашских поэтов о природе. Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна».

8.04

1

УРР




И в шутку, и всерьёз. (9 ч)

83

Б.В. Заходер «Что красивей всего?», «Товарищам детям».

9.04

1

К

АЗ

Формировать мотивацию к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формиро­вание установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

Использовать различных способов поиска учебной ин­формации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интер­претации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.


Выразительное чтение,
использование интонаций,

соответствующих смыслу текста.


Прогнозировать содержание раздела.

Воспринимать на слух художественное произведение.

Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом; использовать речевой этикет, проявлять внимание друг к другу.

Читать произведение с выражением.

Характеризовать героя художественного текста на основе поступков.

Рассказывать содержание текста с опорой на иллюстрации.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

Понимать особенности юмористического произведения.

Анализировать заголовок произведения.

Восстанавливать последовательность событий на основе вопросов.
































































84

Б. В. Заходер. Песенки Винни-Пуха.

10.04

1

К

АЗ


85

Э.Н. Успенский «Чебурашка».

15.04

1

К

портрет Э.Н.Успенского, АЗ

Формировать средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов.

Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции.

Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях). Пересказ текста. Уметь понимать особенности юмористического произведения, анализировать заголовок произведения.


86

Стихи Э.Н. Успенского.

16.04

1

К



87

Стихи В.Д. Берестова.

17.04

1

К

АЗ

Использовать различных способов поиска учебной ин­формации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интер­претации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.


Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях).


88

Стихотворения И.П. Токмаковой.

22.04

1

К

АЗ

Развивать этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей.


Произведения о взаимоотношениях людей.

Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений.


89

Г.Б. Остер «Будем знакомы».

23.04

1

К


Произведения о взаимоотношениях людей. Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения.


90

В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным».

24.04

1

К

АЗ

Содержание литературного произведения, тема, главная мысль.

Пересказ текста: последовательное воспроизведение содержания рассказа.


91

Обзор журнала «Тетте».

Обобщение по разделу.

29.04

1

УРР


Овладевать навыками смыслового чтения текстов в соот­ветствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и со­ставления текстов в устной и письменной формах.

Участие в диалоге при обсуждении прочитанных произведений.

Выразительное чтение,
использование интонаций, соответствующих смыслу текста.



Литература зарубежных стран. (14 ч)

92

Фольклор народов зарубежных стран.

30.04

1

К


Развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей.


Использовать знаково-символических средств представ­ления информации о книгах.


Произведения зарубежной литературы. Правильность чтения: чтение незнакомого текста с соблюдением

норм литературного произношения.

Прогнозировать содержание раздела.

Воспринимать на слух художественное произведение.

Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом; использовать речевой этикет, проявлять внимание друг к другу.

Читать произведение с выражением.

Сравнивать героев зарубежных сказок с гкроями русских сказок.

Сравнивать сюжеты русских и зарубежных сказок.

Называть особенности сказок - несказок; придумывать свои собственные сказки - несказки; находить сказки - несказки, в книгах.

Характеризовать героя художественного текста на основе поступков.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения












































93

Фольклор народов зарубежных стран.

6.05

1

К


Знать малые фольклорные жанры. Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведения.

Участие в диалоге при обсуждении произведения.

Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.


94

Ш. Перро «Кот в сапогах».

7.05

1

К

АЗ, выставка книг Ш.Перро

Овладение навыками смыслового чтения текстов в соот­ветствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и со­ставления текстов в устной и письменной формах.

Устное изложение по плану. Устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения и описания.


95

Ш. Перро «Кот в сапогах».

8.05

1

К


Овладение навыками смыслового чтения текстов в соот­ветствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и со­ставления текстов в устной и письменной формах.

Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний.


96

Ш. Перро «Красная Шапочка».

13.05

1

К


Формировать уважительное отношение к иному мне­нию, истории и культуре других народов, выработка умения тер­пимо относиться к людям иной национальной принадлежности.


Знать содержание литературного произведения, тема, главная мысль. Уметь выразительное читать,
использование интонаций, соответствующих смыслу текста.


97

Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине».

14.05

1

К



98

Эни Хогарт «Мафин и паук».

15.05

1

К

АЗ

Овладение навыками смыслового чтения текстов в соот­ветствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и со­ставления текстов в устной и письменной формах;

Готовность конструктивно разрешать конфликты посред­ством учёта интересов сторон и сотрудничества.


Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения.

Выразительное чтение,
использование интонаций,

соответствующих смыслу текста.


99

Эни Хогарт «Мафин и паук».

20.05

1

К



100

Обобщение к разделу «Зарубежная литература».

21.05

1

УРР


Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст.

Установка на постепенное увеличение скорости чтения. Участие в диалоге при обсуждении прочитанных произведений.


101

Урок-игра «Цветик-семицветик».

22.05

1

ТР


Наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формиро­вание установки на безопасный, здоровый образ жизни.


Умение оценивать свои достижения.


























102

Итоговая комплексная работа.

27.05

1

УК



103

Обобщение изученного за учебный год

28.05

1

К



104

Обобщение изученного за учебный год

29.05

1

К





К - комбинированный

УРР - урок развития речи

ТР - творческая работа

АЗ -аудиозапись



Ожидаемые результаты

В результате изучения литературного чтения учащийся должен

знать/понимать

• названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

уметь

• читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости); определять тему и главную мысль произведения;

• пересказывать текст;

• делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

• составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;

• читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

• создавать небольшой устный текст на заданную тему;

• приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);

• различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;

• различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• самостоятельного чтения книг;

• высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);

• самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

• работы с разными источниками информации (словарями, справочниками).




36

© 2010-2022