Положение о проверке техники чтения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рассмотрено на заседании педагогического совета

Протокол №

от «____ _»_____________20 года



Утверждаю:

Директор

МБОУ СОШ №10

_______ М.Ю. Моршинина

«____» ______20 г


Положение

о проверке техники чтения в 1-7 классах

МБОУ СОШ № 10 г. Воронежа


  1. Общие положения

1.1. Положение о проверке техники чтения в 1-7 классах разработано в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации», Уставом школы.

1.2. Настоящее Положение определяет содержание, цели, задачи, порядок проведения проверки техники чтения в 1-7 классах МБОУ СОШ № 10 г. Воронежа, обеспечивая единые требования по проверке техники чтения в школе.

1.3 Настоящее положение регламентирует контроль и оценку результатов развития читательских навыков.

1.4 Положение о проверке техники чтения утверждается директором школы.

2. Цели и задачи


2.1. Проверка техники чтения организуется с целью получения объективной и достоверной информации о состоянии образования в школе для контроля уровня сформированности читательских навыков, отслеживания степени продвижения ученика в овладении техникой чтения.

2.2. Задачами проверки техники чтения являются выявление у обучающихся умений и навыков, связанных с читательской деятельностью:

- темп чтения, при котором осознается текст;

- навык осознанного чтения в определенном темпе;

- чтение без ошибок.

2.3 Проведение проверки техники чтения проходит в рамках внутришкольного контроля три раза в год:

- в начале года (вводный контроль);

- в декабре (текущий контроль);

- в конце года (итоговый контроль).


3. Требования к уровню сформированности навыка чтения


  • Способ чтения - чтение целыми словами;

  • Правильность чтения - чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;

  • Скорость чтения - установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;

  • Установка на постепенное увеличение скорости чтения.

4. Классификация ошибок, влияющих на снижение отметки:

Ошибки:

  • искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);

  • неправильная постановка ударений (более двух);

  • чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

  • непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;

  • неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

  • неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;

  • нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;

  • монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

  • не более двух неправильных ударений;

  • отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения

  • слов при чтении вслух;

  • осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;

  • неточности при формулировке основной мысли произведения;

  • нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

5.Нормы оценивания уровня сформированности навыка чтения в 1-7 классах.

Класс

на начало года

на конец I полугодия

на конец II полугодия

1 кл.

не менее 10 - 15 (20 - 25) слов в минуту

на 2 - менее 15слов
на 3 - менее 15-19слов
на 4 - менее 20-24 слова
на 5 - от 25 слов

2 кл.

на 2 - менее 15слов
на 3 - менее 15-19слов
на 4 - менее 20-24 слова
на 5 - от 25 слов

на 2 - менее 25 слов
на 3 - 25-29 слов
на 4 - 30-34 слова
на 5 - от 35 слов

на 2 - менее 40 слов
на 3 - 40-44 слова
на 4 - 45-49 слов
на 5 - от 50 слов

3 кл.

на 2 - менее 40 слов
на 3 - 40-44 слова
на 4 - 45-49 слов
на 5 - от 50 слов

на 2 - менее 40 слов
на 3 - 40-49 слов
на 4 - 50-59 слов
на 5 - от 60 слов

на 2 - менее 65 слов
на 3 - 65-69 слов
на 4 - 70-74 слова
на 5 - от 75 слов

4 кл.

на 2 - менее 65 слов
на 3 - 65-69 слов
на 4 - 70-74 слова
на 5 - от 75 слов

на 2 - менее 65слов

на 3 - 65-74 слова
на 4 - 75-84 слова
на 5 - от 85 слов

на «2» - менее 85
на «3» - 85-89
на «4» - 90-100

на «5» - 100 и более

5 кл.

на «2» - менее 85
на «3» - 85-89
на «4» - 90-100

на «5» - 100 и более

На «2»- менее 90

На «3» - 90-100

На «4»-101-111

На «3»-112-117

на «2» - менее 95
на «3» - 96- 101
на «4» - 102-114

на «5» - 115 и более

6 кл.

на «2» - менее 95
на «3» - 96- 101
на «4» - 102-114

на «5» - 115 и более

На «2»-менее 100

На «3»- 101-112

На «4»-113-119

На «5»-120-125

на «2» - менее 105
на «3» - 106-112
на «4» - 113-120

на «5» - 121 и более

7 кл.

на «2» - менее 105
на «3» - 106-112
на «4» - 113-120

на «5» - 121 и более

На «2»- менее 113

На «3»-113-117

На «4»-118-122

На «5»-122-129

на 2 - менее 115
на 3 - 115-121
на 4 - 122-129

на 5 - 130 и более

1 класс: оценка не ставится, ученик «справился» или «не справился». В I полугодии техника чтения в 1классе может не проверяться.

При проверке техники чтения начале года, показатель скорости чтения должен соответствовать показателю норм чтения прошлого года.


6. Порядок проведения процедуры проверки техники чтения

6.1. Проверка сформированности техники чтения у обучающихся проводится в течение одного дня.

6.2. В кабинете, где проводится процедура проверки техники чтения, должны находиться два учителя, один - на которого возлагаются обязанности экзаменатора, и другой - учитель, не преподающий в данном классе и выступающий в ходе проверки техники чтения в роли ассистента.

6.3. Ассистент обеспечивает дисциплину в классе, наблюдает за порядком проведения мониторинга.

6.4. Зкзаменатор предоставляет обучающемуся необходимый материал на отдельном листе без пометок и подсчета количества слов, второй экземпляр текста находится у экзаменатора (именно по нему ведется подсчет количества прочитанных за минуту слов и отслеживаются ошибки и недочеты в чтении учащегося).

6.5. Обучающимся, участвующим в проверке, не разрешается заранее читать текст, по которому будет проведена проверка.

6.6. Текст, предлагаемый для чтения, обучающийся читает полностью (до конца текста). Учитель не останавливает чтение по истечении 1 минуты.

6.7. Учитель-экзаменатор перед чтением текста засекает время и дает обучающемуся разрешение на чтение текста. Во время чтения обучающегося он делает соответствующие пометки в соответствии с параметрами проверки (приложение №1, приложение №2). По истечении 1 минуты с начала чтения текста учитель-экзаменатор помечает в своём бланке последнее слово, на чтении которого истекло контрольное время (1 минута).

6.8. После прочтения обучающимся всего текста учитель-экзаменатор задаёт вопросы по содержанию текста для проверки уровня осмысленности прочитанной информации. При проведении беседы по содержанию прочитанного текста учитель-экзаменатор может задавать наводящие вопросы или другие, сформулированные им вопросы, помогающие выяснить степень освоения прочитанной информации.

6.9. По окончании беседы по содержанию прочитанного текста учитель-экзаменатор производит подсчет количества слов, прочитанных данным учащимся за 1 минуту, и заполняет таблицу для фиксирования результатов проверки техники чтения, следуя рекомендациям по оцениванию техники чтения учащихся.

7. Рекомендации по оцениванию техники чтения

7.1. В ходе данного мониторинга сформированности техники чтения обучающихся ведутся замеры по нескольким параметрам, отражённым в таблице результатов проверки техники чтения (приложение №1, приложение №2), которая заполняется сразу после каждого обучающегося, читавшего текст.

7.2. Параметры:

  • Способ чтения (определяется во время чтения) у учащихся начальной школы.

  • Темп чтения (определяется по истечении 1 минуты чтения текста).

  • Правильность чтения (определяется во время чтения).

  • Выразительность чтения (определяется во время чтения).

  • Осмысленность чтения (определяется в ходе беседы по содержанию прочитанного текста).

7.3. В ходе проверки техники чтения в таблице (приложение №1, приложение №2) необходимо поставить отметку (+-), чтобы отметить способ чтения каждого учащегося. Отметка итоговая ставится исходя из вышеперечисленных критериев оценки техники чтения.

7.4. Темп чтения определяется количеством слов, прочитанных за 1 минуту. Правильность чтения - это чтение без искажений, т.е. без ошибок, влияющих на осмысление читаемого.

7.5. Группы типичных ошибок:

  • искажение звукобуквенного состава:

  • пропуски букв, слогов, слов и даже строчек;

  • перестановка единиц чтения (букв, слогов, слов);

  • вставка произвольных элементов в единицы чтения;

  • замена одних единиц чтения другими;

  • наличие повторов (слогов и слов);

  • нарушение норм литературного произношения:

  • орфоэпические ошибки (неправильное ударение), которые связаны с незнанием норм произношения или с незнанием лексического значения слов, которые читаются;

  • ошибки, связанные с так называемым «орфографическим чтением», когда единицы чтения озвучиваются в строгом соответствии с написанием, а не с произношением, а также ошибки в произношении окончаний слов.

7.6. Оценка правильности чтения также отмечается в таблице для записи результатов: если есть указанные в таблице ошибки, то в таблице их наличие отмечается знаками (+-).

7.7. Под выразительным чтением понимают правильное, осмысленное и эмоциональное (в нужных случаях) чтение текста. Именно такое чтение значительно содействует пониманию, осмыслению текстового материала.

7.8. Вывод экзаменатора о том, что для данного обучающегося характерно неосмысленное (механическое) чтение делается на основе анализа ответов учащихся, если обнаруживается:

  • непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;

  • неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

  • неумение выделить основную мысль прочитанного;

  • неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;

  • нарушение при пересказе последовательности событий в тексте.

8. Работа учителя


На основании приложений №1 и №2 учитель анализирует результативность техники чтения класса в целом, выявляет учащихся, не владеющих навыком беглого осознанного чтения, формулирует задачи и составляет план работы по улучшению показателей техники чтения. Краткий самоанализ работы помещается учителем в приложение №3 (выводы о том, произошло ли повышение/понижение % качества и % выполнения данной работы по сравнению с предыдущей проверкой и какие объективные причины этому предшествовали).


© 2010-2022