Комплект поурочных планов по теме Изложение

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Комплект поурочных планов

для 5-9 классов школы VIII вида

по теме «Изложение»


в соответствии с программами специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией

В. В. Воронковой.








Из опыта работы учителя

ГБОУ НСО «СКОШИ»

Петровой Р.В.







Тема урока

Изложение по предложенному учителем плану «Осень».

Цель урока

Формировать умение передавать содержание текста в письменной форме по готовому плану.

Задачи урока

Образовательные: учить детей последовательно, в соответствии с планом воспроизводить текст, точно употреблять слова в речи, избегать повторов одних и тех же слов.

Коррекционно-развивающие: развивать умение анализировать происходящие в природе изменения, обогащать словарный запас, развивать орфографическую зоркость.

Воспитательные: воспитывать у детей интерес, любовь, бережное отношение к природе; способствовать развитию наблюдательности.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Предварительная беседа.

(На доску вывешивается картина «Золотая осень»).

Комплект поурочных планов по теме Изложение





- Пришла без краски и без кисти

И перекрасила все листья.

Кто это? (Осень).

- Какое сейчас время года?

- Назовите осенние месяцы.

- По каким изменениям в природе мы определяем, что наступила осень?

(При помощи картины).

3.Сообщение темы, задач урока.

4.Чтение текста изложения учителем.

Осень.

Наступила дождливая осень. Стоит ненастная погода. Подул резкий осенний ветер.

Закружились в воздухе и полетели разноцветные листья. Начался листопад.

Ночь теперь длинная, а день короткий.

Улетают на юг последние птицы.

В деревне убирают урожай картофеля, капусты, яблок.

5.Словарная работа: резкий ветер, листопад, урожай.

6.Беседа по содержанию текста.

- Какие осенние изменения в природе описаны в тексте?

- Что такое листопад?

- Какие осенью день и ночь?

- Куда улетают птицы осенью?

- Чем заняты люди в деревне осенью?

7. Знакомство с планом изложения. (План записан на доске).

План.

1).Изменения в природе осенью.

2).Листопад.

3).День и ночь осенью.

4).Отлет птиц.

5).Сбор урожая.

8.Чтение текста учителем по частям с последующим пересказом учащимися каждой части по плану. (Учитель помогает в выборе слов, построении предложений; из нескольких вариантов, предложенных учащимися, выбирается лучший вариант).

9. Чтение текста учителем.

10.Орфографическая подготовка: ненастная, резкий, осенний, листопад, длинная, картофель, капуста.

11. Физкультминутка.

12.Письменное изложение текста обучающимися по плану. (Для I уровня).

Задание для обучающихся II уровня: записать ответы на вопросы.

- Какое время года наступило?

- Какая стоит погода?

- Что происходит с листьями на деревьях?

- Какие осенью день и ночь?

- Что делают птицы осенью?

-Чем заняты крестьяне осенью?

Задание для обучающихся III уровня: дополнить предложения пропущенными словами и записать.

Наступила (какая?) … осень. Стоит (какая?) … погода. Закружились и полетели с деревьев (что?) … . Начался (что?) … . Ночь теперь (какая?) … . День (какой?) … . Крестьяне убирают (что?) … .

13.Итоги урока.

Зачитывание и анализ 2-3 работ обучающихся.

Тема урока

Изложение по коллективно составленному плану «Длиннохвостые разбойники».

Цель урока

Формировать умение писать изложение по коллективно составленному плану.

Задачи урока

Образовательные: учить анализировать содержание текста, выделять главное и второстепенное, делить текст на смысловые части, озаглавливать их, составлять план, передавать содержание текста в соответствии с планом.

Коррекционно-развивающие: развивать умение анализировать текст, устанавливать причинно-следственные связи, обогащать словарный запас, развивать орфографическую зоркость.

Воспитательные: воспитывать интерес, любовь, сострадание к живому миру природы, способствовать развитию наблюдательности.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Предварительная беседа.

Эта хищница болтлива,

Воровата, суетлива.

Стрекотунья, белобока,

А зовут ее … ( сорока).

- Что говорится в загадке о сороке?

- Что вы знаете о сороке? (Длиннохвостая).

- Кто всех пугается, под кустом спасается? (Заяц).

- Что говорится в загадке о зайце?

- Что вы знаете о зайце?

Словарная работа: хищница, болтлива, воровата, суетлива, стрекотунья, белобока, длиннохвостая, разбойники.

3.Сообщение темы, задач урока.

4.Чтение текста изложения учителем.

Длиннохвостые разбойники.

Это было весной. Мы шли по тропинке. Вдруг впереди нас тревожно застрекотали сороки.

Вышли мы на лужайку. Смотрим, на лугу мечется зайчиха, а около нее две сороки. Они то взлетят, то сядут. Зайчиха на них так и наскакивает. Заметила она нас и поскакала в лес. Сороки тоже улетели.

Видим, лежит в ямке маленький зайчик. Так вот, кого защищала зайчиха! Отнесли мы зайчонка в кусты. Мать там его быстро найдёт.

Словарная работа: тревожно застрекотали, мечется, наскакивает.

5.Беседа по содержанию текста.

- За кого вы переживали, когда слушали текст?

- Почему зайчиха подралась с сороками?

- Как зайчиха защищала зайчонка?

- Для чего зайчонка отнесли в кусты?

6.Чтение текста учителем по частям, составление плана.

Учитель читает текст по частям, обучающиеся выделяют главное в каждой части, озаглавливают каждую часть, лучший вариант записывается на доске пунктом плана.

Примерный план.

1).Вдруг застрекотали сороки.

2).Битва зайчихи с сороками.

3).Спасение зайчонка.

7.Чтение текста учителем по частям с последующим пересказом каждой части обучающимися.

8.Устное изложение текста обучающимися по плану.

9.Орфографическая подготовка: весной, по тропинке, впереди, зайчиха, застрекотали сороки, взлетят, поскакала, улетели, отнесли, защищала, крошечный.

Физкультминутка.

10.Чтение текста учителем.

11.Письменное изложение текста обучающимися. (Для I уровня).

Задание для обучающихся II уровня: запиши ответы на вопросы.

- Куда пошли гулять дети?

- Кого увидели ребята на лугу ?

- Кого защищала зайчиха от сорок?

- Куда дети отнесли бедного зайчонка?

- Кто его там найдет?

Задание для обучающихся III уровня: дополни предложения пропущенными словами и запиши.

Дети гуляли (где?) … . Вдруг на лужайке они увидели (кого?) … с (кем?) … . Зайчиха защищала от сорок (кого?) … . Дети отнесли зайчонка (куда?) … .Там его быстро найдёт (кто?) … .

12.Итоги урока.

Чтение 2-3 работ обучающихся, их анализ.

Тема урока

Изложение рассказа по коллективно составленному плану «Доброе дело».

Цель урока

Формировать умение писать изложение по коллективно составленному плану.

Задачи урока

Образовательные: учить детей анализировать содержание текста, делить текст на смысловые отрезки, устанавливать между ними связь, составлять план, излагать текст в соответствии с планом.

Коррекционно-развивающие: развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, логически последовательно излагать события, обогащать словарный запас.

Воспитательные: воспитывать интерес, любовь, сострадание к живому миру природы.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы, задач урока.

  3. Предварительная беседа.

- Какая опасность грозит птицам зимой? (Холод, голод).

- Чем мы можем помочь пернатым друзьям в зимний холод?

- От чего птицы могут погибнуть в летнюю жару?

(Учитель поясняет, что летом птицы могут погибнуть от палящих лучей солнца, жажды).

- Чем мы можем помочь погибающей от жары птичке? (Отнести в тень, дать воды).

4. Сообщение темы, задач урока.

5. Чтение текста изложения учителем.

Доброе дело.

Сережа и Юра шли в соседнюю деревню на праздник.

Был полдень. Стояла сильная жара. Мальчики шагали по сухой пыльной дороге. Иногда по краям дороги показывались деревья. Листья на них завяли от зноя.

Вдруг Сережа увидел двух птичек. Птички были почти мертвые от палящих лучей солнца. Они лежали на обочине дороги.

Мальчики бережно взяли птичек и отнесли в тень. Может, птички не выживут, но мальчики сделали доброе дело. Они настоящие друзья природы.

Словарная работа: полдень, пыльная дорога, зной, на обочине дороги, соседняя деревня.

6. Беседа по содержанию текста.

- В какое время года произошло событие?

- Какая стояла погода?

- Кого увидели мальчики на обочине дороги?

- Что они сделали?

7. Составление плана текста.

Учитель читает первый абзац и предлагает учащимся озаглавить его. Учащиеся предлагают свои варианты, выбирается лучший вариант, он записывается на доске.

Учитель читает второй абзац, предлагает учащимся выделить главную мысль и озаглавить эту часть текса. Лучший вариант записывается на доске.

(Такая же работа проводится с третьей и четвертой частью текста).

Примерный план.

1). Ребята отправились в деревню.

2).Стояла сильная жара.

3). Птички на обочине дороги.

4). Мальчики сделали доброе дело.

8. Повторное чтение рассказа по плану с последующим анализом текста.

- Куда шли мальчики?

- В какое время дня это было?

- Какая стояла погода?

- По какой дороге они шли?

- Почему птички были почти мертвые?

- Как помогли мальчики птичкам?

- Можно сказать, что они сделали доброе дело?

- Можно назвать мальчиков настоящими друзьями природы?

9. Устное изложение текста учащимися по плану.

10. Орфографическая подготовка: на праздник, полдень, по обочине дороги, отнесли в тень, может, не выживут.

Физкультминутка.

11.Чтение текста учителем.

12.Письменное изложение текста обучающимися. (Для I уровня).

Задание для обучающихся II уровня: записать ответы на вопросы.

- Какое было время года?

- Какая стояла погода?

- Кого нашли мальчики на обочине дороге?

- Куда отнесли мальчики больных птичек?

- Можно этих мальчиков назвать друзьями природы?

Задание для учащихся III уровня: закончить предложения.

Стояла жаркая, летняя … . Мальчики шли по лесной … . На обочине дороги они увидели двух … . Они были почти мертвые от … . Ребята отнесли птичек … . Они настоящие … .

12. Итоги урока.

Чтение и анализ 2-3 работ обучающихся.

Тема урока

Изложение по рассказу с оценкой описываемых событий «Пичугин мост».

Цель урока

Формировать умение писать изложение по рассказу с оценкой описываемых событий.

Задачи урока

Образовательные: учить анализировать содержание текста, выделять главное и второстепенное, делить текст на смысловые отрезки, устанавливать между ними связь, давать оценку описываемых событий.

Коррекционно-развивающие: развивать логическое мышление учащихся, активизировать пассивный словарь, обогащать словарный запас, способствовать развитию орфографической зоркости.

Воспитательные: воспитывать стремление совершать добрые поступки в повседневной жизни.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Предварительная беседа.

- Попробуйте объяснить значение слова ,,подвиг".

- Как называют людей, которые совершают подвиги? (Герои).

- Как относятся люди к героям? (Уважают, гордятся, помнят).

- Где можно совершить подвиг и стать героем? (На войне, в космосе).

- Кого из героев вы знаете? (Гагарин, Александр Матросов).

- А как вы думаете, можно ли стать героем в обычной жизни?

Словарная работа: подвиг, герой, обычная жизнь.

3. Сообщение темы, задач урока.

4. Чтение текста изложения учителем.

Пичугин мост.

По пути в школу ребята любили разговаривать о подвигах. Они мечтали отличиться во время пожара, слетать на Луну. Только Саша Пичугин ничего не говорил. Он рос тихим и молчаливым.

Вместе с ребятами Саша любил ходить в школу короткой дорогой через речку Быстрянку. Это маленькая речка, но через нее надо перепрыгивать. Ребятам запретили ходить короткой дорогой.

Вот и задумал Саша старую березу срубить и перекинуть с одного берега на другой. Топор у него хороший. Дедушка наточил. Стал он березу рубить. Трудным оказалось это дело. Только на второй день рухнуло дерево и легло через речку. Саша приладил перила. Дед помог. Хороший получился мост. Не только ребята, но и все жители стали ходить по мосту. А мост назвали Пичугиным по фамилии Саши.

Вскоре через реку возвели большой мост. Такому мосту можно дать громкое название, а его все по-старому называли Пичугиным мостом.

.Словарная работа: рухнуло, приладил перила, громкое название.

5. Беседа по содержанию текста.

- О чем ребята любили говорить по дороге в школу?

- Почему детям запретили ходить короткой дорогой?

- Что решил сделать Саша Пичугин?

- Легко было сделать мост?

- Как люди назвали мост?

- С годами люди забыли про поступок Саши?

- Можно Сашу назвать героем? Почему?

6. Чтение текста учителем по частям, составление плана.

(Учитель читает текст по частям, учащиеся выделяют главное в каждой части, озаглавливают каждую часть, на доске записывают в виде плана).

Примерный план.

1). Разговоры о подвигах по дороге в школу.

2). Ребятам запретили ходить через речку.

3). Решение Саши Пичугина сделать мост.

4). Трудное дело.

5). Мост назвали Пичугиным мостом.

6). Люди помнят поступок Саши.

7. Составление учащимися собственной оценки описываемых событий.

- Саша Пичугин участвовал в разговорах ребят о подвигах?

- Можно назвать поступок Саши геройским?

- Каким его можно назвать? (Добрым).

- Как люди оценили поступок Саши?

- Как вы оцениваете его поступок? Чем Саша отличается от других ребят?

- Можно ли стать героем, не совершая геройских поступков?

(В план вписывается пункт «Моя оценка поступка Саши Пичугина»).

8. Чтение текста учителем.

9. Пересказ текста изложения обучающимися по плану с собственной оценкой поступка героя.

10.Орфографическая подготовка: подвиг, отличиться, слетать, ничего, молчаливым, речка Быстрянка, запретили, приладил перила, Пичугин, по-старому.

Физкультминутка.

11.Чтение текста учителем.

12. Написание текста изложения обучающимися. (Для I уровня).

Задание для обучающихся II уровня: напиши изложение по следующим пунктам плана.

План.

1). Решение Саши Пичугина сделать мост через речку.

2). Трудное дело.

3). Люди помнят поступок Саши.

4).Какой поступок совершил Саша Пичугин.

Задание для обучающихся III уровня: запиши ответы на вопросы.

- Как Саша Пичугин решил помочь ребятам переходить речку?

- Легко было сделать мост?

- Какой получился мост?

- Люди запомнили поступок Саши?

- Как называют мост сейчас?

- Каким можно назвать поступок Саши?

14. Итоги урока.

Зачитывание и анализ 2-3 работ обучающихся.

Тема урока

Изложение с изменением лица «Раненые деревья».

Цель урока

Формировать умение излагать содержание текста от другого лица.

Задачи урока

Образовательные: закрепить знания обучающихся о личных местоимениях, учить анализировать текст, выделять главное в каждом смыслом отрезке, озаглавливать части текста, составлять план, следовать пунктам плана при изложении текста.

Коррекционно-развивающие: развивать мышление учащихся, активизировать пассивный словарь, обогащать словарный запас, способствовать развитию орфографической зоркости.

Воспитательные: воспитывать любовь, бережное отношение к природе.

(Урок проводится в марте).

  1. Организационный момент.

  2. Предварительная беседа.

- Какое сейчас время года? (Весна).

- Что происходит с природой весной? (Просыпается после зимнего сна).

- Что происходит с деревьями с наступлением весны? (Оживают, начинается сокодвижение, набухают почки).

Словарная работа: начинается, сокодвижение.

  1. Сообщение темы, задач урока.

  2. Знакомство с текстом изложения.

(Текст читает учитель).

Раненые деревья.

Приходит весна. В эту пору оживает каждое дерево. Где-то глубоко в земле корни уже вбирают в себя влагу оттаявшей почвы. Весенние соки могучим потоком поднимаются вверх по стволу к сучьям, наполняют собой почки, а они надуваются, разбухают, готовые лопнуть и развернуть первую зелень листвы.

В один такой день бродил Костя по лесу. Вдруг послышался вдали стук топора. Но он неожиданно прекратился. Костя вышел к опушке, но там уже никого не было.

Оглянувшись, мальчик заметил возле дороги развесистую березу. На ее стволе виднелись следы топора. Костя подошел к дереву и осмотрел глубокую зарубку. Ее заливал прозрачный сок. Большой струей стекал он по стволу. Мальчик поглядел на густые ветви, усыпанные лиловыми почками, и подумал, что они уже никогда не распустятся. Дерево скоро зачахнет и погибнет.

Словарная работа: могучим потоком, развесистая береза, зарубка, струей, лиловые почки, зачахнет, раненые.

  1. Беседа по содержанию текста.

- В какое время года происходят события? (весной).

- Куда отправился Костя на прогулку? (В весенний лес).

- Что неожиданно услышал мальчик? (Стук топора).

- Что он увидел, когда вышел на опушку? (Раненую березу).

- Что случится с березой? (Зачахнет и погибнет).

- Что вы думаете о поступке людей, погубивших березу?

6. Коллективное составление плана изложения учащимися.

Учитель читает текст по частям, анализируется содержание каждой части, выделяется главное, озаглавливается каждая часть, записывается в виде пункта плана.

Примерный план.

1). Приходит весна.

2). Стук топора в лесу.

3). Раненая береза.

4) Дерево засохнет и погибнет.

7. Актуализация знаний о личных местоимениях.

Учитель сообщает учащимся, что излагать текст необходимо от первого лица единственного числа.

- Что такое личное местоимение?

- Какого лица бывают личные местоимения?

- Назовите личные местоимения первого лица.

- Какого числа бывают личные местоимения?

- Назовите личное местоимение первого лица единственного числа.

8. Чтение текста учителем.

9. Устное изложение текста учащимися от первого лица единственного числа по плану.

10.Орфографическая подготовка: приходит, где-то, оттаявшей почвы, могучим потоком, прекратился, опушка, никого, оглядевшись, развесистую березу, зарубка, заливал, стекал, поглядел, лиловыми почками.

11. Физкультминутка.

12.Письменное изложение текста обучающимися от первого лица единственного числа. (Для обучающихся I уровня).

Задание для обучающихся II уровня: составь и запиши по опорным словосочетаниям предложения от первого лица единственного числа.

Бродил по лесу, вышел к опушке, заметил возле дороги, осмотрел глубокую зарубку, поглядел и подумал,что… .

Задание для обучающихся III уровня: вставь пропущенные местоимения первого лица единственного числа.

В один такой день бродил … по лесу. … заметил возле дороги развесистую березу. Подойдя к дереву, … осмотрел глубокую зарубку. … подумал, что дерево зачахнет и погибнет.

13. Итог урока.

Зачитывание и анализ нескольких работ обучающихся.

Тема урока

Изложение с изменением времени «Смелый поступок».

Цель урока

Формировать умение излагать текст с изменением времени.

Задачи урока

Образовательные: закрепить знания об изменении глаголов по временам, учить анализировать текст, выделять главное в каждом смысловом отрезке, следовать пунктам плана при изложении текста.

Коррекционно-развивающие: развивать мышление, внимание; обогащать словарный запас, активизировать пассивный словарь, способствовать развитию орфографической зоркости.

Воспитательные: воспитывать смелость, готовность прийти на помощь попавшему в беду человеку.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Предварительная беседа.

- Какого человека называют смелым? (Человека, который ничего не боится).

- Как вы понимаете выражение ,,смелый поступок"? (Поступок, для совершения которого нужна смелость).

- Придумайте слова, близкие по значению слову ,,смелый". (Отважный, бесстрашный, храбрый).

- Какой поступок можно назвать смелым? (Спасение людей на пожаре, на воде).

3. Сообщение темы, задач урока.

4. Чтение текста изложения учителем.

Смелый поступок.

Трехлетний Коля Макеев играет на улице села. Он залезает на крышку колодца и прыгает с нее. Внезапно крышка переворачивается, и мальчик стремительно летит в воду.

Его крик слышит молодой рабочий Виктор Карев. Он подбегает к колодцу и заглядывает туда. Ребенок беспомощно барахтается в темной воде. Куртка вздувается пузырем и пока еще держит мальчика на поверхности.

Виктор быстро спускается вниз, крепко хватает мальчика и начинает трудный подъем по скользким стенкам сруба. Три раза он срывается в воду, но держит Колю в руках. Юноша рискует своей жизнью, но думает в минуты опасности не о себе, а о беспомощном малыше.

С трудом Виктор выбирается из колодца и передает мальчика подбежавшим людям. Родители Коли горячо благодарят юношу за спасение их сына.

Словарная работа: стремительно, барахтается, вздувается пузырем, сруб.

5.Беседа по содержанию текста.

(Имена и фамилии малыша и юноши записаны на доске).

- Какая беда неожиданно происходит с трехлетним Колей Макеевым на улице села?

- Кто слышит крик малыша?

- Что делает Виктор Карев, чтобы спасти мальчика?

- Почему так трудно выбраться из колодца?

- Удается ли Виктору спасти ребенка?

- Каким можно назвать поступок Виктора Карева?

6. Коллективное составление плана изложения.

Учитель читает текст изложения по частям, анализируется содержание каждой части, выделяется главное, озаглавливается каждая часть и записывается пунктом плана.

Примерный план.

1). Неожиданная беда.

2). Трудное спасение мальчика.

3). Благодарность родителей.

7. Актуализация знаний об изменении глаголов по временам.

Учитель сообщает, что писать изложение нужно в прошедшем времени.

- В каком времени могут употребляться глаголы?

- На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени? Будущего времени?

- Когда происходит действие глаголов прошедшего времени?

8. Чтение текста изложения учителем.

9. Устное изложение текста обучающимися с изменением времени по плану.

10. Орфографическая подготовка: на улице, на крышку колодца, внезапно, стремительно, молодой рабочий, подбежал, заглянул, ребенок, беспомощно барахтался, вниз, подъем, по скользким, рисковал, благодарили.

Физкультминутка.

11.Чтение текста учителем.

12. Письменное изложение текста обучающимися в прошедшем времени.(Для I уровня).

Задание для обучающихся II уровня: составь и запиши предложения по опорным словосочетаниям, поставив глаголы в форму прошедшего времени.

Трехлетний Коля Макеев играет, его крик слышит, подбегает к колодцу, спускается вниз, хватает мальчика, начинает трудный подъем, с трудом выбирается, благодарят за спасение их сына.

Задание для обучающихся III уровня: вставь пропущенные глаголы прошедшего времени.

Коля Макеев (что делал?) … на улице села. Неожиданно крышка перевернулась и мальчик (что сделал?) … в воду. На крик (что сделал?) … Виктор Карев. Он (что сделал?) … в колодец и … мальчика. Родители (что делали?) … Виктора за спасение их сына.

13.Итог урока.

Зачитываются и анализируются несколько работ обучающихся.

Тема урока

Выборочное изложение по рассказу И.С.Тургенева «Муму».

Характеристика Герасима.

Цель урока

Формировать умение выборочного изложения содержания литературного произведения.

Задачи урока

Образовательные: учить детей отбирать материал, нужный для раскрытия темы, из текста литературного произведения; последовательно излагать его в соответствии с планом, передавать текст художественного произведения своими словами.

Коррекционно-развивающие: развивать умение анализировать текст литературного произведения, обогащать словарный запас учащихся, развивать орфографическую зоркость.

Воспитательные: воспитывать любовь к художественной литературе, интерес к образному выражению, литературной речи.

Ход урока

(Предварительно на уроке внеклассного чтения обучающиеся перечитывают рассказ И.С.Тургенева «Муму»).

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы, задач урока.

  3. Беседа по содержанию рассказа.

- В какое время происходят события, описываемые в рассказе? (Во времена крепостного права).

- Назовите главного героя рассказа. (Герасим).

- Каким был Герасим?

- Расскажите кратко историю, которая случилась с Герасимом.

- Можно ли назвать рассказ «Муму» обличением крепостного права?

Словарная работа: обличение.

  1. Знакомство с планом изложения.

(План записан на доске).

План.

1). Внешний вид Герасима.

2). Характер.

3). Физическая сила.

4). Усердие в работе.

5). Отношение к окружающим.

Словарная работа: усердие.

  1. Работа по отбору материала, нужного для раскрытия темы.

Учащиеся перечитывают содержание главы первой рассказа и коллективно отбирают отрывки, в которых рассказывается о Герасиме, в соответствии с планом. На доску записываются опорные слова и словосочетания по каждому пункту плана.

При описании внешности Герасима используется иллюстрация учебника.

Комплект поурочных планов по теме Изложение




Сложен богатырем, с длинной бородой, в новом кафтане.

Нрава строгого и серьезного, любил во всем порядок.

Гигант, одаренный необычайной силой.

Работал за четверых, дело спорилось в его руках.

В отношениях коротких, считал за своих, побаивались.

Словарная работа: богатырь, кафтан, нрав, гигант, дело спорилось, в отношениях коротких, считал за своих, побаивались.

  1. Составление характеристики Герасима обучающимися по плану и опорным словам.

Заслушивается несколько вариантов по каждому пункту плана, выбирается лучший.

  1. Устное изложение характеристики Герасима обучающимися по плану.

  2. Орфографическая подготовка: богатырь, с длинной бородой, кафтан, считал.

  3. Физкультминутка.

  4. Написание изложения обучающимися. (Для I уровня).

Задание для обучающихся II уровня: напиши характеристику Герасима по плану.

План.

1). Внешность Герасима.

2). Характер.

3). Физическая сила.

Задание для обучающихся III уровня: закончи предложения.

Герасим был сложен … . У него была … … . Одет Герасим в новый … .

Герасим был нрава … и … . Любил во всем … .

Герасим был одарен … … .

  1. Итог урока.

Зачитываются и анализируются несколько работ обучающихся.

Тема урока

Изложение с дополнением текста пересказом последующих событий по рассказу К.Паустовского «Заячьи лапы».

Цель урока

Формировать умение писать изложение, дополняя текст пересказом последующих событий по прочитанному литературному произведению.

Задачи урока

Образовательные: учить передавать содержание текста, составлять план, следовать пунктам плана, дополнять содержание пересказом последующих событий в логической связи с текстом изложения.

Коррекционно-развивающие: развивать логическое мышление, умение анализировать текст, обогащать словарный запас, способствовать развитию орфографической зоркости.

Воспитательные: воспитывать любовь к художественной литературе, интерес к образному выражению литературной речи.

(Предварительно учащиеся перечитывают рассказ К.Паустовского «Заячьи лапы»).

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы, задач урока.

  3. Беседа по содержанию рассказа К Паустовского «Заячьи лапы».

- Зачем отправился дед к лесному озеру? (На охоту).

- Какая беда случилась с дедом в лесу? (Начался пожар, огонь шел прямо на него).

- Почему дед обрадовался встрече с зайцем на пожаре? (Звери лучше людей спасаются от огня).

- В чем провинился дед перед зайцем? (Пытался его убить).

- Как дед Ларион искупил свою вину? (Подобрал своего спасителя, вылечил и оставил жить у себя).

4. Знакомство с текстом изложения «Заячьи лапы». (Чтение учителем).

Заячьи лапы.

Пришел август, наступила пора охоты. Дед надел лапти, взял старенькое ружье и пошел к лесному озеру.

В лесу он неожиданно встретил зайчишку с рваным левым ухом. Обрадовался охотник, вскинул ружье и выстрелил. Пуля пролетела мимо, заяц убежал. Дед пошел дальше.

Вдруг он почувствовал запах дыма. Это горел лес. Через несколько минут ветер усилился, и огонь с большой скоростью стал приближаться. Испугался охотник, поспешил прочь от беды. Он бежал, спотыкался, падал. Едкий дым застилал ему глаза. Огонь подступал все ближе. Куда бежать? Где найти спасение?

В это время из-за деревьев выскочил знакомый заяц. Он бежал медленно и с трудом волочил обгорелые задние ноги. Дед обрадовался зайцу, догадался, что тот чует дорогу к безопасному месту.

Охотник побежал за зверьком и не ошибся. Заяц вывел его к озеру. На берегу они оба упали без сил.

Словарная работа: лапти, вскинул, застилал глаза, подступал, волочил, чует дорогу.

5. Беседа по содержанию текста.

- Куда и зачем отправился дед, когда наступила пора охоты? (К лесному озеру, на охоту).

- Кого он встретил в лесу? (Зайчишку с рваным левым ухом).

- Почему дед не убил зайца? (Пуля пролетела мимо).

- Какая беда пришла в лес? (Начался пожар).

- Почему дед обрадовался встрече с зайцем на пожаре? (Звери чуют дорогу к безопасному месту).

- Помог заяц деду спастись от огня? Куда он вывел охотника? (К озеру).

6. Коллективное составление плана текста изложения.

Учитель читает текст по частям, обучающиеся озаглавливают каждую часть и записывают пунктами плана.

Примерный план.

1). Наступила пора охоты.

2). Первая встреча с зайцем.

3). Пожар в лесу.

4). Встреча со знакомым зайцем.

5). Спасение от огня.

7. Чтение текста учителем.

8. Дополнение текста изложения пересказом последующих событий.

По ходу беседы на доску записываются опорные слова и словосочетания.

- Как отблагодарил дед Ларион зайца за спасение от гибели? (Принес домой, показал доктору, вылечил, оставил жить у себя).

- Почему трудно было вылечить зайца? (Ветеринар отказался лечить, пришлось обращаться к доктору).

- Что ответил дед на предложение продать зайца? (Заяц непродажный).

- Можно сказать, что дед искупил свою вину перед зайцем?

Опорные слова и словосочетания: принес домой, вылечил, оставил жить, ветеринар отказался, предложение профессора, непродажный.

9. Орфографическая подготовка: почувствовал, прочь, застилал, медленно, не ошибся.

10. Физкультминутка.

11. Написание изложения с пересказом последующих событий.

(Для I уровня).

Задание для обучающихся II уровня: напиши рассказ по плану.

План.

1). Пожар в лесу.

2). Встреча деда с зайцем на пожаре.

3). Спасение от огня.

4). Благодарность деда.

Задание для обучающихся III уровня: запиши ответы на вопросы.

1). В чем провинился дед перед зайцем?

2). Как заяц спас деда от гибели?

3). Как искупил дед свою вину перед зайцем?

12. Итог урока.

Зачитывание и анализ нескольких работ обучающихся.




© 2010-2022