Педагогическая мастерская по литературе Чти отца и матерь твою. .. (И. С. Тургенев Отцы и дети)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Чти отца твоего и матерь твою…»

(по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)

Мастерская ценностных ориентаций

Цель:

Осмысление сущности взаимоотношений Евгения Базарова с его родителями; формирование атмосферы благоприятной для проявления личностного отношения к чувствам героев; воспитание культуры общения; осознание ценности семьи и почитания родителей.

Оборудование:

  1. Толковые словари (под редакциями разных авторов), Этимологический словарь, словарь синонимов, словарь антонимов.

  2. Тексты романа «Отцы и дети».

  3. Рабочие листы для студентов.

  4. Памятка «Правила работы в группе».

  5. Карточки с вопросами и заданиями.

  6. Цветные карандаши, фломастеры.

  7. Стикеры.

  8. Фрагмент к/ф «Отцы и дети», 2008 г.

  9. Музыкальное сопровождение:

Ход мастерской

  1. Рефлексивный момент. Охарактеризуйте свое настроение («Лестница состояния»).

  2. Индуктор.

Мастер начинает мастерскую с просмотра фрагмента к/ф «Отцы и дети», 2008г.

Люди, не испытывающие любви и не знающие чувства долга по отношению к своим родителям, именуются бездушными.

- Прослушайте притчу и попробуйте ответить на вопрос, что значит «бездушный человек»?

«Один человек пришел к старцу и сказал:

- Отче, родители мои все плачутся да бормочут, жить спокойно не дают. Видно, от старости у них ум за разум зашел. Не могу я больше этого выносить! Не отправить ли их в дом для стариков?

- Понимаю, трудно тебе, - покачал головой старец, - но подумай, когда ты был в люльке, ведь тоже небось день и ночь хныкал, да и большим умом не отличался. А отец с матерью брали тебя на руки и ласкали нежно, с любовью. Они скорее с жизнью бы расстались, нежели с тобой. И чем же ты теперь хочешь им отплатить?»

- Как вы понимаете слова заповеди: «Люби ближнего твоего, как самого себя»… Возможно ли это?

- Исходя из притчи, о какой любви сегодня пойдет речь?

- Обратите внимание на тему нашей встречи .

«Чти отца твоего и матерь твою…» Слайд 2.

3. Самоконструкция. Запишите на своих рабочих листах цель сегодняшнего занятия для себя.

4. Социализация

5. Слово мастера

Конечно, было бы безответственно с нашей стороны доказывать, что Базаров не любил своих родителей. Это противоречило бы духу романа. На вопрос Аркадия: «Ты их любишь, Евгений?» - базаров отвечает: «Люблю, Аркадий». Да и перед смертью он просит Одинцову: «И мать приласкайте. Ведь таких людей, как они в вашем большом свете днем с огнем не сыскать». Но речь не о том, ценит ли Евгений Васильевич своих родителей, понимает ли их и испытывает к ним неподдельные сыновьи чувства. Мы задались целью выяснить, ПОЧИТАЕТ ли?

6. Социоконструкция «Портрет слова». Слайд 3.

1 группа. Выяснить этимологию слова «чтить». Историю происхождения.

2 группа. Выяснить лексическое значение слова «чтить» по толковым словарям в разной редакции.

3 группа. Выстроить синонимичный ряд со словом «Чтить». ( Русский словарь синонимов).

4 группа. Выстроить антонимичный ряд со словом «Чтить». ( Русский словарь антонимов).

5 группа. Что такое «Почет»? Составьте формулу этого слова.

7. Социализация (выступления от групп).

8. Самоконстукция. Сформулировать собственное определение, создать формулу понятию «чтить» (чтить = уважение + любовь). Чтить, конечно, это уважать, но неформально, внешне, а душою - это сочетание любви с уважением. Слайд 4.

9. Социализация

Желающие дополняют свои записи понравившимися высказываниями.

10. Социоконструкция. Ребята, а почитал ли своих родителей и родителей других Евгений Базаров? Давайте приведем доказательства. Работа с текстом. Слайд 5

1 группа. Пронаблюдать отношения Базарова с отцом. (Каково отношение Василия Ивановича к науке, к современности? Удается ли, ему сблизится в чем-нибудь с сыном? Каким образом, при всей гуманности, Василий Иванович стремится к прогрессу, и положительные личные качества показывают, что это тоже человек «отставной». Но Тургенев рисует Василия Ивановича с симпатией, хотя и некоторой иронией.) (Начало 20 главы)

2 группа. Пронаблюдать отношения Базарова с матерью. (Как вы думаете, могла ли быть ближе к сыну Арина Васильевна? (конец гл. 20). Арина Васильевна - человек иного образа жизни, чем ее сын, но в романе показана, как беспредельно любящая мать. (Глава 21).

3 группа. Собрать высказывания героя о своих и чужих предках. (Анализируем разговор Базарова с Аркадием о родителях и об отъезде (Глава 20). Можем ли мы говорить о бесчувственности Базарова? )

4 группа. Поразмышляйте над вопросом «Какую роль играют родители в воспитании сына» (Глава 21 - разговор Аркадия и Василия Ивановича,).

5 группа. Меняется ли отношение родителей к Базарову и его отношение к ним в конце романа (Глава 27,28)

11. Социализация.

Вывод группы предлагается для всей аудитории.

  1. Самоконструкция.

Слово мастера. Мы можем на занятии говорить правильные слова о чуткости к родителям, но на практике совсем необязательно, считают многие, ее проявлять.

Литературное произведение не поучение, не инструкция к поведению. Оно помогает человеку выработать свой собственный идеал. Под влиянием образов, созданных писателем, в душах пробуждается представление о прекрасном человеке и стремление к прекрасному. Писатель раскрывает человеку его собственные возможности, показывает, каким совершенным может и должен быть человек, и тем самым помогает его очеловечиванию, развитию его родовых свойств, избавлению от всего мелкого, узкого, низменного. И достигает он этого, правдиво показывая жизнь во всем ее многообразии и освещая изображаемое светом идеала.

Каковы ваши отношения с родителями, родными людьми? Изобразите в виде символа.

  1. Социализация (по желанию).

  2. Самоконструкция. Работа с высказываниями. Слайд 6

- Какое из высказываний больше всего, на ваш взгляд, подходит к семейным отношениям?

  1. Редко бывают подобны отцам сыновья: все большею частью хуже отцов и немногие лучше. (Гомер)

  2. Чем поддержал ты своих родителей - такой поддержки жди от детей. (Фалес)

  3. Сделайся достойным своих родителей. (Периандр)

  4. Родители всегда правы. (Салон)

  5. Да, слаще нет, дитя, и нет больней. (Еврипид)

  6. Не огорчай отца и знай: кто более нас любит, тот на нас и легче сердится. (Менандр)

А возможно кто-то из вас может прочесть нам стихотворения о семейных отношениях.

15. Социализация.

16. Самоконструкция. Слово мастера.

«А семья - это всё»

А семья - это дом,
Это двое и третий,
И, быть может, четвёртый,
И пятый потом.
Это тёплые строки
В желанном конверте,
Если машет разлука
Печальным крылом.

А семья - это свет,
Что незримо и щедро
Озаряет всю жизнь
И сопутствует нам.
Это - творчество,
Где ни последних, ни первых,
Где и радость, и горе -
Всегда пополам.

А семья - это всё.
Без неё холодеет
Одинокая мысль,
Одинокая жизнь.
Ничего не бывает
На свете роднее,
Ничего, как ни думай
И как ни храбрись… (И. Яворовская)

Запишите на цветных листах Рецепт доверительных и уважительных отношений Отцов и детей. Пока вы пишите, думаете, размышляете, для вас звучит песня «Гимн семьи», может быть она вам подскажет нужные, важные слова. Слайд 7.

17. Социализация «Ковер идей» (студенты на стикерах записывают свои мысли, а затем прикрепляют на доску, озвучивая)

18. Рефлексия «Продолжи фразу». Слайд 8.

19. Социализация.

Филатова Марина Петровна_______________________________________

Рубан Елена Александровна_______________________________________

Нечаева Ольга Владимировна______________________________________


© 2010-2022