Основные способы образования слов в русском языке

Класс: 6 УМК «Русский язык» под ред. М.Разумовской. Тема: «Основные способы образования слов в русском языке».   Ход урока: 1. Орг. момент 2. Объяснение нового материала – На одном из прошлых уроков мы  с вами повторяли, какие части входят в состав слова. Назовите эти части. (Морфемы).  – Какие из них служат для образования новых слов? (Приставка, суффикс.) Работа со схемой   – Давайте попробуем от глагола лететь образовать слово  с помощью приставки.  Учитель записывает на доске глагол лететь.  – Что у нас получилось? Полететь, правильно. Теперь запишите, что если новое слово образуется путем присоединения приставки к исходному слову, то такой способ словообразования называется приставочным.  – А теперь давайте от слова береза образуем новое слово при помощи суффикса (слово также записывается на доске). Что  у нас получилось?  – Березовый, верно.  Запишите в тетрадь, что если новое слово образуется путем присоединения суффикса к исходному слову, то такой способ словообразования называется суффиксальным.  – А теперь посмотрите на слово подлесок. Как вы думаете, какие  морфемы участвовали в образовании этого слова? (Приставка под- и суффикс -ок-.)                 – Тогда как может называться такой способ образования слов?  – Верно, приставочно-суффиксальным. Приставочный способ, суффиксальный и приставочно-суффиксальный вместе называются морфемными способами словообразования. Но кроме этих способов есть и другие. Например, сложение. Далее учитель записывает на доске слово пылесос.   – Найдите корень в этом слове. (В этом слове два корня: -пыл- и -сос-).  – А буква, которая соединяет эти два корня, называется соединительной гласной.Существуют и другие способы образования слов. Откройте учебник на страницу 49 и прочтите, какие еще они бывают. Запишите в свои тетрадки для правил.   3. Закрепление изученного материала 1) Выполнение упражнения 126. Доску делят на две части. В один столбик выписывают слова, образованные приставочно- суффиксальным способом, в другой – остальными способами. Ученики по цепочке выходят к доске и   по одному слову записывают в нужный столбик, обозначая в записанных словах части, с помощью которых они образованы. 2) Выполнение упражнения 127. Учащиеся самостоятельно выполняют упражнение, потом учитель осуществляет проверку. 3) Построение словообразовательных цепочек. – Для того чтобы построить словообразовательную цепочку, нужно определить, от какого слова образовано исходное слово.  Например: слово подберезовик. Сначала мы определяем, что оно образовано от слова береза (гриб, который растет под березой), затем видим, что слово подберезовик образовано путем присоединения к слову приставки под- и суффиксов -ов- и -ик-. Словообразовательная цепочка оформляется следующим образом: подберезовик
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Класс: 6

УМК «Русский язык» под ред. М.Разумовской.

Тема: «Основные способы образования слов в русском языке».

Ход урока:

1. Орг. момент

2. Объяснение нового материала

- На одном из прошлых уроков мы с вами повторяли, какие части входят в состав слова. Назовите эти части. (Морфемы).

- Какие из них служат для образования новых слов? (Приставка, суффикс.)

Работа со схемой

Основные способы образования слов в русском языке

- Давайте попробуем от глагола лететь образовать слово с помощью приставки.

Учитель записывает на доске глагол лететь.

- Что у нас получилось? Полететь, правильно. Теперь запишите, что если новое слово образуется путем присоединения приставки к исходному слову, то такой способ словообразования называется приставочным.

- А теперь давайте от слова береза образуем новое слово при помощи суффикса (слово также записывается на доске). Что у нас получилось?

- Березовый, верно. Запишите в тетрадь, что если новое слово образуется путем присоединения суффикса к исходному слову, то такой способ словообразования называется суффиксальным.

- А теперь посмотрите на слово подлесок. Как вы думаете, какие морфемы участвовали в образовании этого слова? (Приставка под- и суффикс -ок-.)

- Тогда как может называться такой способ образования слов?

- Верно, приставочно-суффиксальным. Приставочный способ, суффиксальный и приставочно-суффиксальный вместе называются морфемными способами словообразования. Но кроме этих способов есть и другие. Например, сложение.

Далее учитель записывает на доске слово пылесос.

- Найдите корень в этом слове. (В этом слове два корня: -пыл- и -сос-).

- А буква, которая соединяет эти два корня, называется соединительной гласной.Существуют и другие способы образования слов. Откройте учебник на страницу 49 и прочтите, какие еще они бывают. Запишите в свои тетрадки для правил.

3. Закрепление изученного материала

1) Выполнение упражнения 126.

Доску делят на две части. В один столбик выписывают слова, образованные приставочно- суффиксальным способом, в другой - остальными способами. Ученики по цепочке выходят к доске и по одному слову записывают в нужный столбик, обозначая в записанных словах части, с помощью которых они образованы.

2) Выполнение упражнения 127.

Учащиеся самостоятельно выполняют упражнение, потом учитель осуществляет проверку.

3) Построение словообразовательных цепочек.

- Для того чтобы построить словообразовательную цепочку, нужно определить, от какого слова образовано исходное слово.

Например: слово подберезовик. Сначала мы определяем, что оно образовано от слова береза (гриб, который растет под березой), затем видим, что слово подберезовик образовано путем присоединения к слову приставки под- и суффиксов -ов- и -ик-. Словообразовательная цепочка оформляется следующим образом:

подберезовик <-- береза

- Разберем еще один пример: слово наломанный.

наломанный <-- наломать <-- ломать

наломанный <-- ломанный <-- ломать

- Вы видите, что к слову наломанный можно построить две словообразовательные цепочки.

4) Работа с таблицей.

На доске чертится или проецируется таблица. Учитель дает задание - заполнить пропуски, где это возможно (там, где слово образовать нельзя, ставится пропуск).

4. Подведение итогов урока

Учитель диктует слова: гулять, идти, красивый, ехать, учить.

Учащиеся письменно должны образовать от них новые слова всеми возможными способами. Например: гулять - погулять, выгулять, прогуляться; идти - прийти, уйти, пройтись; красивый - красивейший; ехать - подъехать, заехать, уехать, приехать; учить - выучить, подучить, заучить, учиться.

Домашнее задание параграф 13, упражнение 131.




© 2010-2022