Конспект урока по литературе Малые жанры фольклора (5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБОУ СОШ им. Н.С. Доровского с. Подбельск





Урок по литературе

Тема: «Малые жанры фольклора»

в 5 «Б» классе

Учитель: Костина С. В.





















Цели урока:

  1. Знакомство учащихся с понятием фольклор, с малыми жанрами фольклора.

  2. Пробуждение интереса к устному народному творчеству.

  3. Развитие речи учащихся и привитие любви к чтению книг.

Задачи урока:

  1. Научить учащихся различать разные жанры фольклора.

  2. Привить любовь к богатству народного творчества.

  3. Развивать читательские способности детей.

  4. Отрабатывать навыки работы в группах.

Форма урока: нестандартный.

Тип урока: объяснение нового материала.

Оборудование: плакат с высказыванием А. С. Пушкина «Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», выставка книг по теме «Малые жанры фольк­лора», уголок с выставкой предметов крестьянского быта, иллюстрации к русским народным сказкам, загадкам, пословицам, аудио за­пись «В мире много сказок» (В. Шаинский - Ю. Энтин).

Ход урока (урок проводится в библиотеке).

1. Организационный момент.

Звучит музыка «В мире много сказок» В. Шаинский - Ю. Энтин.

2. Работа над новой темой.

Вступительное слово учителя.

С искусством народа мы знакомимся в первой услышанной в детстве песне, сказке, в узнанной первой игре. Искусство следует за нами и во взрослую жизнь. Нет человека, который не знал хотя бы несколько пословиц и не помнил напева ка­кой-нибудь песни. Искусство народа, или фольклор (от английского слова «народ­ное знание», «народная мудрость»), глубоко жизненно и бесконечно прекрасно.

Сегодня мы поговорим о малых жанрах фольклора: пестушках, потешках, закличках, прибаутках, считалках, приговорках, скороговорках, загадках, частушках, сказках, песнях, дразнилках, докучных сказках.

Дети сидят по группам согласно подготовленной теме «Малые жанры фолькло­ра».

Слово библиотекарю.

Здесь и красные девицы... Добры молодцы кругом. Все уселись за столом.

Будет всем вам здесь приятно побывать в гостях у нас,

Песни русские попеть, в русский пляс с душой пуститься,

Пирогов отведать вкусных, и чайку напиться всласть. Все мы рады видеть вас!

А где же пироги? Ведь изба красна не углами, а пирогами.

Будут вам и пироги. А сейчас посидим рядком да поговорим ладком.

Вечером, когда окончены работы в поле и по дому, собираются девушки и парни в какой-нибудь крестьянской избе - и снова работа: кто прядёт, кто вышива­ет, кто ткёт...

Но какая работа без песни? Без частушки? А там и до пляски недалеко.

Слово детям (первая группа). Исполняет русскую народную песню «Русские сапожки».

Учитель.

Колыбельные песни - непременный элемент традиционного быта и русского народа. В каждой русской избе к потолку обязательно приделывался железный крюк, к которому затем крепилась колыбель - люлька, качка, зыбка, как называли её в разных местах России.

Колыбельную песню, иными словами - «байку», напевала мать или бабушка, мерно покачивая люльку ногой. Она успевала одновременно прясть. Монотонно и однообразно звучала мелодия, в такт качанию люльки. Ребёнок слушал ласковый родной голос и засыпал.

Колыбельные песни проникнуты любовью к ребёнку, в них выражается забота о нём. Вслушиваясь в первые музыкальные звуки в своей жизни, ребёнок учиться отличать обычную разговорную интонацию от музыкальной, он с пелёнок впитывает колорит национального певческого языка.

***

Баю-бай, баю-бай,

Спать укладываю,

Спать укладываю,

Приговариваю:

«Усни, Машенька, усни,

Сладкий сон тебя возьми!»


***

Киса, кисонька, коток,

Киса - серенький хвосток,

Приди, киса, ночевать,

Приди Васеньку качать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу -

Дам кусок пирога

И кувшин молока.

Ешь ты, котя, не кроши,

Котя, больше не проси.

(Показ иллюстрации к колыбельным песенкам)

Слово детям (вторая группа). Исполнение частушек.

Ой, топни, нога, Выйду, выйду я плясать Кабы, кабы да кабы

Не жалей сапога, В новеньких ботинках, На носу росли грибы,

Тятька новые сошьёт Все ребята говорят, Сами бы варилися

Или эти подошьёт. Что я как картинка! Да и в рот катилися.


Учитель.

Частушки - небольшие лирические песни, обычно имеющие форму четырёхстрочного рифмованного куплета (наряду с двух-, шести- и восьмистрочными).

Несмотря на небольшую величину, частушки отличаются законченностью формы и содержания.

Частушки - поздний жанр народного поэтического творчества. Первые упоминания о них относятся к 60-м годам 19 в.

Вопрос о происхождении частушек породил целую научную дискуссию. Одни собиратели и исследователи утверждали, что частушки зародились в городе, другие утверждали, что частушки сначала появились в деревне.

Исполнялись частушки под гармонику во время пляски.

«Трясогузки», «вертушки», «припевочки», «сбирушки», «причудки», « прибаутки», «присказёнки».

Библиотекарь.

А ещё с давних времён народ создавал не только сказки, пел песни, частушки, но и другие произведения. Какие?

Есть в русском фольклоре особые стишки и приговоры, которые сказывает мать, бабушка, когда нянчит, пестует ребёнка. Потому и называют их пестушками. Они помогают сделать занятия с ребёнком весёлыми, интересными.

Слово детям (третья группа). Дети исполняют пестушки с движениями.

Водичка, водичка,

Умой моё личко,

Чтоб глазоньки блестели,

Чтоб щёчки горели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.


Девочке расчёсывают волосы и заплетают косу. Можно сказать стишок;


Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса!

Все волосёнки в ряд,

Расти, коса, не путайся,

Маму, дочка, слушайся!


Ребёнок расплакался. Прочитайте ему стишок:

Уж ты, Катенька, не плачь,

Я куплю тебе калач,

На шею повешу,

А потом утешу.


Слово детям (четвертая группа). Выставка книг (потешки)

Учитель. Стишками-потешками забавляют, потешают ребёнка, когда держат его на руках. Некоторые потешки связаны с игрой. Ребёнок всегда играет с удовольствием, легко включается в игру.

(Дети читают потешки)

Сидит белка на тележке, Галки, вороны,

Продаёт она орешки: Все ли вы здоровы?

Лисичке-сестричке, Одна галка не здорова:

Мишке толстопятому, Она ножку наколола.

Заиньке усатому. Побежала к доктору.

Кому - в платок, Доктор едет на бычке

Кому - в зобок, С балалаечкой в руке.

Кому - в лапочки.

Библиотекарь.

Как только ребёнок немного подрос, стал свободно говорить, он сам без под­сказки уже начинает пользоваться народными поэтическими произведениями. Связ­ные повествовательные тексты, например сказки, ему ещё не под силу. А вот корот­кие стишки, складные проговорки он легко запоминает и может применить при слу­чае.

Таковы заклички - обращение к природе, животным с просьбой или требова­нием. Когда-то давно заклички были магическими формулами, своего рода загово­рами, которыми древний земледелец заклинал солнце, дождь и др. дать нужные зем­ле тепло, влагу. Потом заклички стали детскими игровыми стишками.

Заклички дают возможность ребёнку в поэтической форме выразить своё эмо­циональное отношение к природе.

Дождик, дождик, пуще, Радуга-дуга!

Я прибавлю гущи, Унеси меня в луга!

Ещё хлеба каравай - Не тем концом -

Ты пошибче поливай! Золотым кольцом!

Солнышко, солнышко, Радуга-дуга,

Выгляни на брёвнышко. Принеси нам дождя.

Там тепло,

Здесь холодно!

Слово детям (пятая группа). Читают загадки, показывают книги с загадками.

1. Что быстрее всего на свете? (мысль)

2. Сидит в ложке, свесив ножки, (лапша)

3. Сапожник - не сапожник, портной - не потртной, во рту щетина, в руках ножницы. (Рак)

4. Пришли гости - и под лавку. (Ноги)

Учитель.

Термин «загадка» очень древний. Он происходит от слова «гадати», что значит - думать, рассуждать; отсюда «гадание» - -мнение, умозаключение, раскрытие чего-то скрытого, затемнённого, и «загадка» - слово со скрытым смыслом.

Загадка представляет собой иносказательное изображение какого-нибудь предмета или явления на основание черт сходства между скрытым предметом и тем, который его заменяет в загадке.

Предметом народной загадки является многообразный мир окружающих человека предметов и явлений. Загадка отмечает все детали предмета, все его видовые, частные признаки; определяет как внешние качества и свойства предметов, так и их функцию, происхождение.

Обычная форма загадки - это краткое описание или сжатый рассказ. Каждая загадка заключает в себе скрытый вопрос: кто это? что это?

Желанными гостями на таких посиделках были и скороговорки. Вот тут и начиналось настоящее состязание! Для скороговорки важно, чтобы не только как можно скорее, но и чисто, и красиво. Ведь, недаром народ дал скороговоркам ещё одно имя - чистоговорки. Итак, состязание начинается: кто первый?

Огорчённая сорока

Возвращается с урока.

Весь урок болтала с сойкой

И домой вернулась с двойкой.

Дети проговаривают скороговорку.

Учитель.

Пословицы и поговорки - это фольклорный жанр изречений, созданный усилиями сотен поколений.

Пословица есть краткое, чаще всего двучленённое изречение фольклорного происхождения. Она имеет двоякий смысл: прямой и переносный. Пословица распадается на две части: в первой - как бы условие, во второй - вывод; в первой - как бы подлежащее, во второй - сказуемое. Основным типом пословиц являются сравнение: «Красна птица перьем, а человек ученьем».

Многие пословицы проникнуты глубокой иронией: «Ходите почаще, без вас веселее».

Выразительный язык пословиц богат красочными образами: «Девица красна в хороводе, как маков цвет в огороде».

Поговорка - это меткий, выразительный образ, ходовое фольклорное выражение. В пословице даётся полно выраженное суждение, вывод, а в поговорках - лишь намёк на него. В. И. Даль писал, что поговорка - это «складная речь, ходячая в народе, но не составляющая полной пословицы; поученье, в принятых, ходячих выраженьях; условный оборот речи, обычный способ выражаться». В них часто используются: метафора «убил двух зайцев»; сравнение «ободрал, как липку»; гиперболу «в трёх соснах заблудился».

Проводится игра: угадай пословицу или поговорку по рисунку,

Учитель.

Быстро летит время. Пора прощаться. На прощание расскажу одну сказочку. Согласны?

Жил-был царь, у царя был двор... (Как вы думаете, интересную сказку я вам расскажу?) На дворе был кол, на колу мочало, не начать ли сказку сначала?

Что за удивление? Ладно уж, расскажу сказку. Только какую? Про журавля и овцу хотите? Вокруг кольца ходили журавль да овца, съели они стожок сенца... А не сказать ли с конца? Сказать?

Библиотекарь.

Нет уж! Давайте лучше я вам расскажу другую... Слушайте! В одном болоте жила-была лягушка по имени, по отчеству Квакушка. Вздумала лягушка вспрыгнуть на мост, присела да завязала нос. Дёргал а, дёргала, дёргала - выдернула нос, да завязала хвост.

Учитель.

Ну что это ты рассказываешь? Совсем как испорченная пластинка! Что же дальше?

Библиотекарь.

Что дальше? А дальше то же: дёргала, дёргала, дёргала - выдернула хвост, да завязала нос...

Учитель.

Ну уж хватит! Ребята, вот такими сказками нарочно поддевали слишком доверчивых людей. Дурачили так очень долго, как в сказке, про белого бычка, пока любитель сказок не догадывался, что его разыгрывают. Это докучные сказки, от слова «докучать»: слушатели докучали сказочнику, а сказочник - слушателям.

3. Итог урока.

О каких малых жанрах фольклора вы узнали?

Было ли вам интересно на уроке?

4. Домашнее задание.

Знать малые жанры фольклора. Стр. в учебнике 11-12.

Нарисовать рисунок к любому жанру малого фольклора.

Выучить каждому учащемуся по одной скороговорке для речевой разминки к уроку литературы.

© 2010-2022