Урок по русскому языку по ФГОС

Чередование гласных а-о в корнях -лаг- -лож- (5 кл.) Цели: формирование: а) представления о правильном написании чередующихся гласных в корнях –лаг- - лож-; б) способности правильного выбора написания чередующихся гласных; развитие: орфографической зоркости; мыслительных операций: наблюдения, анализа, обобщения. Планируемые результаты Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: - уметь определять и формулировать цель на уроке; прог... Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас, внимательных и сосредоточенных. Какой раздел русского языка мы с вами изучаем? (Словообразование) Какие части слова вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание) Как называются части слова? (Морфемы). Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Правописание приставок, оканчивающихся на -з-, -с-). Какая морфема идет за приставкой? (Корень). Вы хотите расширить свои знания о корне? (Да.) Зачем нам нужны новые знания? (Чтобы грамотно писать) Какие шаги нео... Организация восстановления выполненных операций. Организация фиксации места (шага, операции), где возникло затруднение. Организация соотнесения своих действий с используемыми эталонами (алгоритмом, понятием и т.д.) На этой основе организация выполнения и фиксация во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще. - Как называются эти слова? (Однокоренными). -Какова же проблема?... Организация построения проекта выхода из затруднения: Постановка цели проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения). Уточнение и согласование темы урока. Определение средств (алгоритмов, моделей, справочников и т. д.). Формулирование шагов, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели. Какова же цель нашей дальнейшей работы? (Определить причину чередования А и О в корнях –лаг-, -лож-). Как сформулируем тему нашего урока? (Чередование гласных А и О в кор... Расположить Излагать Изложить Прилагать Приложить Что вы можете сказать? Какие наблюдения провели? (В левом столбике в корне пишется А, в правом –О). Еще какие наблюдения вы провели? (В левом столбике после А согласная Г, в правом – после О-Ж) Отчего же зависит написание А,О в корне? Можно сделать вывод? ( От согласных). Какая буква пишется перед буквой Г? (а). Перед Ж? (о) Какая морфема идет за корнем –лаг-? (Суффикс А). Сколько способов проверки мы выделили? (Два). Каких? ( А и О зависят от согласных Г и Ж или от суффикса А за корнем) Молодц... Научился проверять гласную в корне –лаг-, -лож-, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса. ! Научился проверять гласную в корне –лаг-, -лож-, но не уверен, что самостоятельно смогу отличить корни с чередованием от проверяемых гласных ударением. Скажу себе: « Я работал хорошо!» !!! Научился проверять гласную в корне –лаг-, -лож- и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!» Я рекомендую выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности:Кто научился проверять гласную в корне –лаг-, -лож-, но остался вопрос по теме урока, поставьте знак вопроса и выполните упр. № 419 из параграфа 71. Кто научился проверять гласную в корне –лаг-, -лож-, но не уверен, что самостоятельно сможет отличить корни с чередованием от проверяемых гласных ударением, то скажите себе «Я работал хорошо!» и выполните упр. 420. Кто научился проверять гласную в корне –лаг-, -лож- и мо... По толковому словарю Ожегова узнайте, что означает слово полог. Найдите в нем корень. Подберите 5-6 примеров по теме из программного произведения по литературе, которое изучаете в настоящее время. Оцените учебную деятельность класса. Спасибо, я вами довольна.        
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Республики Татарстан

















План -конспект и технологическая карта уроков

слушателя курсов по теме

«Актуальные подходы и современные технологии в преподавании предмета

русский язык и литература в условиях внедрения ФГОС»














Выполнила: учитель русского языка и литературы

Ахмадиева Гулия Рамисовна








2014 год






Чередование гласных а-о в корнях -лаг- -лож- (5 кл.)

Цели:

  • формирование:

    1. а) представления о правильном написании чередующихся гласных в корнях -лаг- - лож-;

    2. б) способности правильного выбора написания чередующихся гласных;

  • развитие:

    1. орфографической зоркости;

    2. мыслительных операций: наблюдения, анализа, обобщения.

Планируемые результаты

Личностные УУД:

  • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

  • - уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД);

  • - уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию. (Коммуникативные УУД);

  • - уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. (Познавательные УУД).

Предметные:

  • -знать, что такое чередование,

  • - уметь распознавать слова с чередующимися корнями ,

  • -уметь правильно выбирать условия написания чередующихся гласных.

Раздаточный материал: диагностическая карта.

Необходимое оборудование: учебник.

Демонстративный материал: алгоритм проверки чередующихся гласных в корне; эталоны для самопроверки.

Ход урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности.

    1. Организация актуализации требований к учебной деятельности («надо»).

    2. Организация деятельности учащихся по установке тематических рамок («могу»).

    3. Создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

  • Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас, внимательных и сосредоточенных.

  • Какой раздел русского языка мы с вами изучаем? (Словообразование)

  • Какие части слова вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание)

  • Как называются части слова? (Морфемы).

  • Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Правописание приставок, оканчивающихся на -з-, -с-).

  • Какая морфема идет за приставкой? (Корень).

  • Вы хотите расширить свои знания о корне? (Да.)

  • Зачем нам нужны новые знания? (Чтобы грамотно писать)

  • Какие шаги необходимо выполнить при познании нового знания? (Обязательно два шага: выяснить, что мы знаем и не знаем).

  • И все? (Нет).

  • Первоначально выясним путем повторения то, что знаем.

  • Затем постараемся выполнить задание на новое знание.

  • Анализируя его выполнение, выясним, чего не знаем.

  • Выясним причину затруднения: чего не знаем для выполнения задания.

  • Постараемся самостоятельно выйти из затруднения, т. е. вычленить новое знание.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

  1. 1 ) Организация актуализации изученных способов действий, достаточных для построения нового знания.

  2. 2) Фиксация актуализированных способов действий в речи.

  3. 3) Фиксация актуализированных способов действий в знаках (эталонах).

  4. 4) Организация обобщения актуализированных способов действий.

  5. 5) Организация актуализации мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.

  6. 6) Мотивирование к пробному учебному действию («надо» - «могу» -«хочу»).

  7. 7) Организация самостоятельного выполнения пробного учебного действия.

  8. 8) Организация фиксации индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.

  • В течение урока вам необходимо оценивать свою познавательную деятельность:

  • Задание выполнено правильно, ставьте + (плюс);

  • Задание выполнено не точно, ставьте знак вопроса (?).

  • С чего начнем наше познание нового? ( С повторения, что знаем по теме: «Морфемный разбор слова»).

  • Какой способ повторения нашей темы выберем? (Выполнение морфемного разбора слов).

  • Предлагаю для морфемного разбора следующие слова: рассмотреть, предложение, прилагательное.

  • (Кто-то может работать у доски, остальные - в тетрадях).

  • Учащиеся первых трех парт первого ряда по цепочке работают по карточке, комментируют изученную на прошлом уроке орфограмму «Приставки на -з-(-с)» и обозначают ее графически.

Карточка: бесшумный, безвкусный, рассчитать, избежать, воздвигнуть.

(Бесшумный - в конце приставки пишем с, т.к. корень слова начинается на глухую согласную ш).

(Безвкусный - на конце приставки пишем з, т, к. корень начинается на звонкую в. Так комментируется каждое слово)

  • Какой можно сделать вывод о ваших знаниях и умениях по теме «Приставки на -з-, -с-? (Материал усвоен на достаточном уровне)

  • Посмотрим, как поработали наши одноклассники с морфемным разбором. Кто хочет стать консультантом? ( Один из учеников проверяет выполнение и говорит «Разбор слов выполнен верно»)

  • Какой можно сделать вывод о ваших знаниях и умениях по теме «Морфемный разбор»? (Материал усвоен на достаточном уровне)

  • Какие орфограммы в данных морфемах вы нашли? (приставки на -з-, -с- в слове рассмотреть; неизменяемые приставки (пред-) в слове предложение и безударные гласные в корне слов предложение и прилагательное).

  • Не забудьте оценить свою познавательную деятельность на данном этапе урока.

  • Все ли названные орфограммы вам знакомы? ( Нет. Мы не знакомы с правописанием безударных гласных в корне слов предложение и прилагательное).

  • Попробуйте объяснить орфограммы в словах предложение и прилагательное. ( У нас нет вариантов объяснения.)

  • Почему вы не можете объяснить правописание безударных гласных в корне слов предложение и прилагательное? (К ним нельзя подобрать проверочные слова, т. к. согласные в корне чередуются)

  • В чем заключается затруднение? (Отсутствие знаний о правописании безударных гласных в корнях с чередующимися согласными -лаг-, -лож-)

Выявление места и причины затруднения.

Организация восстановления выполненных операций.

  1. Организация фиксации места (шага, операции), где возникло затруднение.

  2. Организация соотнесения своих действий с используемыми эталонами (алгоритмом, понятием и т.д.)

  3. На этой основе организация выполнения и фиксация во внешней речи причины затруднения - тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

  • - Как называются эти слова? (Однокоренными).

  • -Какова же проблема? (Чередование А и О в корнях -лаг-, -лож-, чередование согласных в данных безударных корнях).

Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство).

Организация построения проекта выхода из затруднения:

  1. Постановка цели проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения).

  2. Уточнение и согласование темы урока.

  3. Определение средств (алгоритмов, моделей, справочников и т. д.).

  4. Формулирование шагов, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

  • Какова же цель нашей дальнейшей работы? (Определить причину чередования А и О в корнях -лаг-, -лож-).

  • Как сформулируем тему нашего урока? (Чередование гласных А и О в корнях -лаг-, -лож-).

  • Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы? Вспомните, какой метод мы использовали в случаях, когда не могли объяснить какое-либо правописание? (Обычно мы использовали метод наблюдения).

  • Что мы выбирали в качестве объектов наблюдения? (Упражнения учебника с условным обозначением «очки»).

Реализация построения проекта.

  1. Организация реализации построенного проекта в соответствии с планом.

  2. Организация фиксации нового способа действия в речи.

  3. Организация фиксации нового способа действия в знаках ( с помощью эталона).

  4. Организация фиксации преодоления затруднения.

  5. Организация уточнения общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа)

  • - Обратите внимание на слова, записанные на доске.

    Располагать

    Расположить

    Излагать

    Изложить

    Прилагать

    Приложить

  • Что вы можете сказать? Какие наблюдения провели? (В левом столбике в корне пишется А, в правом -О).

  • Еще какие наблюдения вы провели? (В левом столбике после А согласная Г, в правом - после О-Ж)

  • Отчего же зависит написание А,О в корне? Можно сделать вывод? ( От согласных).

  • Какая буква пишется перед буквой Г? (а).

  • Перед Ж? (о)

  • Какая морфема идет за корнем -лаг-? (Суффикс А).

  • Сколько способов проверки мы выделили? (Два).

  • Каких? ( А и О зависят от согласных Г и Ж или от суффикса А за корнем)

  • Молодцы! Вы очень наблюдательны.

  • Выразим наш вывод в обобщенном виде, составим эталон. Кто попробует?

На доске: лага -лож (нет а).

  • Теперь мы можем объяснить правописание слов, которые вызывали в начале урока затруднение? (Да. В слове предложение написана буква О, потому что нет согласной Г и далее нет суффикса А, в слове прилагательное написана А - перед Г и далее следует суффикс А).

  • Как преодолеть затруднение в выборе гласной в данных корнях? (Обратиться к эталону).

  • Прочитайте на доске примеры: Высказать предпол…жение. Найти сл…гаемое. Что вы сделаете, чтобы вставить пропущенные буквы?

(Воспользуемся эталоном).

(В слове предположение нужно вставитm букву О, потому что нет согласной Г и далее нет суффикса А, в слове слагаемое написана А - перед Г и далее следует суффикс А)

  • Какой вывод можно сделать? (Мы выполнили поставленную задачу, можем определить выбор гласной А или О в корнях -лаг-. -лож-).

Первичное закрепление во внешней речи.

  1. Организация усвоения детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:

    • - фронтально

    • - в парах или группах.

  • -Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности? (Необходимо закрепить знание правила и умения применять его на практике).

  • -Полностью с вами согласна. Выполним упражнение № 421 учебника в парах, поочередно комментируя слова друг другу. Начнем с 1-го варианта. Первые два слова сделаем все вместе для образца.

1вариант. Положение (в корне О перед Ж, нет суффикса А).

2 вариант. Слагаемое (в корне А перед Г, есть суффикс А).

  • - Продолжаем самостоятельно.

  • -Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения? (Нет, мы с ним легко справились).

Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

  1. Организация самостоятельного выполнения учащимися типовых заданий на новый способ действия.

  2. Организация соотнесения работы с эталоном для самопроверки ( в случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля, возможно соотнесение работы с подробным образцом).

  3. Организация вербального сопоставления работы с эталоном для самопроверки (В случае, когда способ действия состоит из нескольких шагов - организация пошаговой проверки).

  4. По результатам выполнения самостоятельной работы организация рефлексии деятельности по применению нового способа действия. (В случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля, возможно вербальное сопоставление работы с подобным образцом).

  • Вы уверены в своих умениях? (Да).

  • Как проверить? ( Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону).

  • Задание для всех: вставить пропущенные слова с корнем -лаг-, -лож- и обозначить условия выбора букв А и О в первых пяти предложениях из упр № 265 «Дидактических материалов к учебнику». Кто закончит раньше, продолжит эту же работу с остальными предложениями (с. 6-10). На работу … минут.

  • … минут истекли. Ваши следующие действия? (Проведем самопроверку по эталону).

Эталон: лага - лож (нет а).

  1. 1. На уроке математики пятиклассники занимались сложением. (В корне О перед Ж, нет суффикса А).

  2. 2. По этому тексту можно написать интересное изложение.(В корне О перед Ж, нет суффикса А).

  3. 3. В словарях все слова располагаются в алфавитном порядке. (В корне А перед Г есть суффикс А) И т. д.

Кто допустил ошибки? Как поступить? (Исправить ошибки самостоятельно или воспользоваться эталоном).

Молодцы. Поставьте на полях знак «+», у кого нет ошибок.

Включение в систему знаний и повторение.

  1. Организация выявления типов заданий, где используется новый способ действия.

  2. Организация повторения учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

  • Каким новым знанием мы пополнили свою «копилку» знаний? (Можем определить выбор гласной А или О в безударных корнях -лаг-, -лож-).

  • К какой группе гласных можно применить прием проверки гласных А и О в корнях -лаг-, -лож-? ( К чередующимся).

  • Достаточно ли мы закрепили новое правило? (Нет).

  • Почему? ( Мал объем практического применения нового знания).

  • Тогда работаем над следующим заданием: Спишите написанные на доске словосочетания, вставляя пропущенные буквы, и обозначьте условия выбора букв А и О.

Предл…гал выгуливать собаку.

Принять предл…жение из-за болезни.

Прол…жить в снегу тропинку.

Разл…жить на столе учебники.

Выр…щенный цветок.

На доске: лага - лож (нет а)

  • Проведите самопроверку по эталону.

Предлагал ( в корне А перед Г, есть суффикс А) выгуливать собаку

Принять предложение (в корне О перед Ж, нет суффикса А) из-за болезни. И.т.д.

  • -Кто ошибся в правописании слова выращенный? Можно ли проверить корень -ращ- нашим правилом? (Нет)

  • - Об этом мы узнаем на следующем уроке.

Рефлексия учебной деятельности.

  1. Организация фиксации нового содержания, изученного на уроке.

  2. Организация рефлексивного анализа учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся.

  3. Организация оценивания учащимися собственной деятельности на уроке.

  4. Организация фиксации неразрешенных трудностей на уроке как направлений будущей учебной деятельности.

  5. Организация обсуждения и записи домашнего задания.

  • Чему был посвящен урок? (Правописанию беударных гласных в корнях -лаг-, -лож-).

  • В чем суть правописания данных корней? (В корне А перед Г есть суффикс А; в корне О перед Ж нет суффикса А).

  • Какие затруднения мы испытали? (Не всегда правильно выделяем корень слова).

  • Что помогло нам их преодолеть? (Новое правило проверки гласных в чередующихся корнях).

  • Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой.

    ?

    Научился проверять гласную в корне -лаг-, -лож-, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.

    !

    Научился проверять гласную в корне -лаг-, -лож-, но не уверен, что самостоятельно смогу отличить корни с чередованием от проверяемых гласных ударением. Скажу себе: « Я работал хорошо!»

    !!!

    Научился проверять гласную в корне -лаг-, -лож- и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»

  • Я рекомендую выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности:

    1. Кто научился проверять гласную в корне -лаг-, -лож-, но остался вопрос по теме урока, поставьте знак вопроса и выполните упр. № 419 из параграфа 71.

    2. Кто научился проверять гласную в корне -лаг-, -лож-, но не уверен, что самостоятельно сможет отличить корни с чередованием от проверяемых гласных ударением, то скажите себе «Я работал хорошо!» и выполните упр. 420.

    3. Кто научился проверять гласную в корне -лаг-, -лож- и может объяснить тему товарищу, скажите себе: «Молодец!» и придумайте 5-6 предложений по теме « В лесу».

    4. Задания для умников и умниц!

По толковому словарю Ожегова узнайте, что означает слово полог. Найдите в нем корень. Подберите 5-6 примеров по теме из программного произведения по литературе, которое изучаете в настоящее время.

  • Оцените учебную деятельность класса.

  • Спасибо, я вами довольна.















Технологическая карта урока русского языка в 6 классе

Тема: Написание -н-, -нн- в прилагательных.

Цели:

Образовательные: Организовать работу по закреплению правил правописания -н -, -нн - в прилагательных.

Развивающие: Закрепить умения правописания суффиксов прилагательных. Сформировать умения написания краткой формы прилагательных.

Воспитательные: Подвести учащихся к осознанию необходимости писать грамотно. Способствовать потребности в аккуратности.

Методы: Само- и взаимоконтроля, стимуляции и мотивации, упражнения, беседы.

Оборудование: Схемы, раздаточный материал.

Этап урока

Методы, приёмы, формы

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность

ученика

1.Оргмомент

Беседа

1.Приветствие, проверка готовности к уроку, запись даты.

2. Целеполагание и мотивация.

- Какова тема урока?

- Какова цель урока?

- Для чего это надо?

3.Сообщение плана урока.

1).Оргмомент.

2).Контроль Д/З.

3).Закрепление темы.

4)Диагностика усвоения

5). Д/З. (Упр. 235(1).)

Сообщает число, читает план, совместно с уч - ся ставит цель, формирует мотивацию.

Объясняет Д/З.

Записывают число, совместно с учителем ставят цель, формируют мотивацию.

Обсуждают план.

Записывают Д/З.

2.Контроль Д/З

Беседа

Словарная диктовка, самопроверка, самооценка, взаимоконтроль

Целеполагание

1.Ответить на вопросы по теме.

2.Записать словосочетания, выделить суффиксы пр-х.

3.Контроль выполнения задания.

Задаёт вопросы, диктует вразброс словосочетания

Отвечают на вопросы, записывают, обозначают, проверяют.

3.Закрепление темы.

Индивидуальная работа.

Самоконтроль и самооценка

Игра

Целеполагание

Физкультминутка

1.Запись и анализ предложений.

Лесные дороги пустынны. Под ногами трещит тонкий слой ледяного наста, а в низинах сверкает серебряная талая вода. Задание: графически объяснить знаки препинания во 2 предложении, обозначить суффиксы прилагательных.

Физкультминутка

2.Образование прилагательных. Игра «Кто быстрее»: пальто из кожи, платье из полотна, кофта из шерсти, островок из песка, хлеб из ржи, ограда из камня…

3. Записать прилагательные и подобрать к ним существительные: лебединая (песня), пчелиный (мёд)…

Помогает уч-ся.

Проводит физкультминутку.

Диктует предложения.

Проводит физкультминутку

Читает словосочетания

Формулируют цель, выполняют упр- я.

Выполняют физкультминутку

Записывают, обозначают, подбирают существительные

4.Диагностика усвоения.

Диктант.

Работа в парах.

Целеполагание

Диктант «Проверяю себя». Задание: выделить суффиксы прилагательных (Текст см. в конверте)

Диктует, оценивает выборочно.

Пишут, выделяют, самоконтролируют, взаимоконтролируют, самооценивают.

5. Д/З

Упражнение

Упр. 235(1). Прочитать словосочетания, карандашом обозначить орфограммы. Дома их объяснить, запомнить, подготовиться к словарной диктовке.

Слушает, контролирует выполнение.

Читают, объясняют.

6.Рефлексия

Беседа

-Что запомнилось вам на уроке?

- Кто заслуживает по вашему мнению похвалы?

- Как ты оцениваешь свою работу на уроке?

-Что мешает в работе?

Спрашивает, благодарит за работу, хвалит.

Отвечают на вопросы, оценивают, дают самооценку.


© 2010-2022