- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по русскому языку по ФГОС
Урок по русскому языку по ФГОС
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ахмадиева Г.Р. |
Дата | 27.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Министерство образования и науки Республики Татарстан
План -конспект и технологическая карта уроков
слушателя курсов по теме
«Актуальные подходы и современные технологии в преподавании предмета
русский язык и литература в условиях внедрения ФГОС»
Выполнила: учитель русского языка и литературы
Ахмадиева Гулия Рамисовна
2014 год
Чередование гласных а-о в корнях -лаг- -лож- (5 кл.)
Цели:
-
формирование:
-
а) представления о правильном написании чередующихся гласных в корнях -лаг- - лож-;
-
б) способности правильного выбора написания чередующихся гласных;
-
-
развитие:
-
орфографической зоркости;
-
мыслительных операций: наблюдения, анализа, обобщения.
-
Планируемые результаты
Личностные УУД:
-
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
-
- уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД);
-
- уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию. (Коммуникативные УУД);
-
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. (Познавательные УУД).
Предметные:
-
-знать, что такое чередование,
-
- уметь распознавать слова с чередующимися корнями ,
-
-уметь правильно выбирать условия написания чередующихся гласных.
Раздаточный материал: диагностическая карта.
Необходимое оборудование: учебник.
Демонстративный материал: алгоритм проверки чередующихся гласных в корне; эталоны для самопроверки.
Ход урока:
-
Мотивация к учебной деятельности.
-
Организация актуализации требований к учебной деятельности («надо»).
-
Организация деятельности учащихся по установке тематических рамок («могу»).
-
Создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).
-
-
Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас, внимательных и сосредоточенных.
-
Какой раздел русского языка мы с вами изучаем? (Словообразование)
-
Какие части слова вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание)
-
Как называются части слова? (Морфемы).
-
Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Правописание приставок, оканчивающихся на -з-, -с-).
-
Какая морфема идет за приставкой? (Корень).
-
Вы хотите расширить свои знания о корне? (Да.)
-
Зачем нам нужны новые знания? (Чтобы грамотно писать)
-
Какие шаги необходимо выполнить при познании нового знания? (Обязательно два шага: выяснить, что мы знаем и не знаем).
-
И все? (Нет).
-
Первоначально выясним путем повторения то, что знаем.
-
Затем постараемся выполнить задание на новое знание.
-
Анализируя его выполнение, выясним, чего не знаем.
-
Выясним причину затруднения: чего не знаем для выполнения задания.
-
Постараемся самостоятельно выйти из затруднения, т. е. вычленить новое знание.
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
-
1 ) Организация актуализации изученных способов действий, достаточных для построения нового знания.
-
2) Фиксация актуализированных способов действий в речи.
-
3) Фиксация актуализированных способов действий в знаках (эталонах).
-
4) Организация обобщения актуализированных способов действий.
-
5) Организация актуализации мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.
-
6) Мотивирование к пробному учебному действию («надо» - «могу» -«хочу»).
-
7) Организация самостоятельного выполнения пробного учебного действия.
-
8) Организация фиксации индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.
-
В течение урока вам необходимо оценивать свою познавательную деятельность:
-
Задание выполнено правильно, ставьте + (плюс);
-
Задание выполнено не точно, ставьте знак вопроса (?).
-
С чего начнем наше познание нового? ( С повторения, что знаем по теме: «Морфемный разбор слова»).
-
Какой способ повторения нашей темы выберем? (Выполнение морфемного разбора слов).
-
Предлагаю для морфемного разбора следующие слова: рассмотреть, предложение, прилагательное.
-
(Кто-то может работать у доски, остальные - в тетрадях).
-
Учащиеся первых трех парт первого ряда по цепочке работают по карточке, комментируют изученную на прошлом уроке орфограмму «Приставки на -з-(-с)» и обозначают ее графически.
Карточка: бесшумный, безвкусный, рассчитать, избежать, воздвигнуть.
(Бесшумный - в конце приставки пишем с, т.к. корень слова начинается на глухую согласную ш).
(Безвкусный - на конце приставки пишем з, т, к. корень начинается на звонкую в. Так комментируется каждое слово)
-
Какой можно сделать вывод о ваших знаниях и умениях по теме «Приставки на -з-, -с-? (Материал усвоен на достаточном уровне)
-
Посмотрим, как поработали наши одноклассники с морфемным разбором. Кто хочет стать консультантом? ( Один из учеников проверяет выполнение и говорит «Разбор слов выполнен верно»)
-
Какой можно сделать вывод о ваших знаниях и умениях по теме «Морфемный разбор»? (Материал усвоен на достаточном уровне)
-
Какие орфограммы в данных морфемах вы нашли? (приставки на -з-, -с- в слове рассмотреть; неизменяемые приставки (пред-) в слове предложение и безударные гласные в корне слов предложение и прилагательное).
-
Не забудьте оценить свою познавательную деятельность на данном этапе урока.
-
Все ли названные орфограммы вам знакомы? ( Нет. Мы не знакомы с правописанием безударных гласных в корне слов предложение и прилагательное).
-
Попробуйте объяснить орфограммы в словах предложение и прилагательное. ( У нас нет вариантов объяснения.)
-
Почему вы не можете объяснить правописание безударных гласных в корне слов предложение и прилагательное? (К ним нельзя подобрать проверочные слова, т. к. согласные в корне чередуются)
-
В чем заключается затруднение? (Отсутствие знаний о правописании безударных гласных в корнях с чередующимися согласными -лаг-, -лож-)
Выявление места и причины затруднения.
Организация восстановления выполненных операций.
-
Организация фиксации места (шага, операции), где возникло затруднение.
-
Организация соотнесения своих действий с используемыми эталонами (алгоритмом, понятием и т.д.)
-
На этой основе организация выполнения и фиксация во внешней речи причины затруднения - тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
-
- Как называются эти слова? (Однокоренными).
-
-Какова же проблема? (Чередование А и О в корнях -лаг-, -лож-, чередование согласных в данных безударных корнях).
Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство).
Организация построения проекта выхода из затруднения:
-
Постановка цели проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения).
-
Уточнение и согласование темы урока.
-
Определение средств (алгоритмов, моделей, справочников и т. д.).
-
Формулирование шагов, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.
-
Какова же цель нашей дальнейшей работы? (Определить причину чередования А и О в корнях -лаг-, -лож-).
-
Как сформулируем тему нашего урока? (Чередование гласных А и О в корнях -лаг-, -лож-).
-
Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы? Вспомните, какой метод мы использовали в случаях, когда не могли объяснить какое-либо правописание? (Обычно мы использовали метод наблюдения).
-
Что мы выбирали в качестве объектов наблюдения? (Упражнения учебника с условным обозначением «очки»).
Реализация построения проекта.
-
Организация реализации построенного проекта в соответствии с планом.
-
Организация фиксации нового способа действия в речи.
-
Организация фиксации нового способа действия в знаках ( с помощью эталона).
-
Организация фиксации преодоления затруднения.
-
Организация уточнения общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа)
-
- Обратите внимание на слова, записанные на доске.
Располагать
Расположить
Излагать
Изложить
Прилагать
Приложить
-
Что вы можете сказать? Какие наблюдения провели? (В левом столбике в корне пишется А, в правом -О).
-
Еще какие наблюдения вы провели? (В левом столбике после А согласная Г, в правом - после О-Ж)
-
Отчего же зависит написание А,О в корне? Можно сделать вывод? ( От согласных).
-
Какая буква пишется перед буквой Г? (а).
-
Перед Ж? (о)
-
Какая морфема идет за корнем -лаг-? (Суффикс А).
-
Сколько способов проверки мы выделили? (Два).
-
Каких? ( А и О зависят от согласных Г и Ж или от суффикса А за корнем)
-
Молодцы! Вы очень наблюдательны.
-
Выразим наш вывод в обобщенном виде, составим эталон. Кто попробует?
На доске: лага -лож (нет а).
-
Теперь мы можем объяснить правописание слов, которые вызывали в начале урока затруднение? (Да. В слове предложение написана буква О, потому что нет согласной Г и далее нет суффикса А, в слове прилагательное написана А - перед Г и далее следует суффикс А).
-
Как преодолеть затруднение в выборе гласной в данных корнях? (Обратиться к эталону).
-
Прочитайте на доске примеры: Высказать предпол…жение. Найти сл…гаемое. Что вы сделаете, чтобы вставить пропущенные буквы?
(Воспользуемся эталоном).
(В слове предположение нужно вставитm букву О, потому что нет согласной Г и далее нет суффикса А, в слове слагаемое написана А - перед Г и далее следует суффикс А)
-
Какой вывод можно сделать? (Мы выполнили поставленную задачу, можем определить выбор гласной А или О в корнях -лаг-. -лож-).
Первичное закрепление во внешней речи.
-
Организация усвоения детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:
-
- фронтально
-
- в парах или группах.
-
-
-Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности? (Необходимо закрепить знание правила и умения применять его на практике).
-
-Полностью с вами согласна. Выполним упражнение № 421 учебника в парах, поочередно комментируя слова друг другу. Начнем с 1-го варианта. Первые два слова сделаем все вместе для образца.
1вариант. Положение (в корне О перед Ж, нет суффикса А).
2 вариант. Слагаемое (в корне А перед Г, есть суффикс А).
-
- Продолжаем самостоятельно.
-
-Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения? (Нет, мы с ним легко справились).
Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
-
Организация самостоятельного выполнения учащимися типовых заданий на новый способ действия.
-
Организация соотнесения работы с эталоном для самопроверки ( в случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля, возможно соотнесение работы с подробным образцом).
-
Организация вербального сопоставления работы с эталоном для самопроверки (В случае, когда способ действия состоит из нескольких шагов - организация пошаговой проверки).
-
По результатам выполнения самостоятельной работы организация рефлексии деятельности по применению нового способа действия. (В случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля, возможно вербальное сопоставление работы с подобным образцом).
-
Вы уверены в своих умениях? (Да).
-
Как проверить? ( Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону).
-
Задание для всех: вставить пропущенные слова с корнем -лаг-, -лож- и обозначить условия выбора букв А и О в первых пяти предложениях из упр № 265 «Дидактических материалов к учебнику». Кто закончит раньше, продолжит эту же работу с остальными предложениями (с. 6-10). На работу … минут.
-
… минут истекли. Ваши следующие действия? (Проведем самопроверку по эталону).
Эталон: лага - лож (нет а).
-
1. На уроке математики пятиклассники занимались сложением. (В корне О перед Ж, нет суффикса А).
-
2. По этому тексту можно написать интересное изложение.(В корне О перед Ж, нет суффикса А).
-
3. В словарях все слова располагаются в алфавитном порядке. (В корне А перед Г есть суффикс А) И т. д.
Кто допустил ошибки? Как поступить? (Исправить ошибки самостоятельно или воспользоваться эталоном).
Молодцы. Поставьте на полях знак «+», у кого нет ошибок.
Включение в систему знаний и повторение.
-
Организация выявления типов заданий, где используется новый способ действия.
-
Организация повторения учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
-
Каким новым знанием мы пополнили свою «копилку» знаний? (Можем определить выбор гласной А или О в безударных корнях -лаг-, -лож-).
-
К какой группе гласных можно применить прием проверки гласных А и О в корнях -лаг-, -лож-? ( К чередующимся).
-
Достаточно ли мы закрепили новое правило? (Нет).
-
Почему? ( Мал объем практического применения нового знания).
-
Тогда работаем над следующим заданием: Спишите написанные на доске словосочетания, вставляя пропущенные буквы, и обозначьте условия выбора букв А и О.
Предл…гал выгуливать собаку.
Принять предл…жение из-за болезни.
Прол…жить в снегу тропинку.
Разл…жить на столе учебники.
Выр…щенный цветок.
На доске: лага - лож (нет а)
-
Проведите самопроверку по эталону.
Предлагал ( в корне А перед Г, есть суффикс А) выгуливать собаку
Принять предложение (в корне О перед Ж, нет суффикса А) из-за болезни. И.т.д.
-
-Кто ошибся в правописании слова выращенный? Можно ли проверить корень -ращ- нашим правилом? (Нет)
-
- Об этом мы узнаем на следующем уроке.
Рефлексия учебной деятельности.
-
Организация фиксации нового содержания, изученного на уроке.
-
Организация рефлексивного анализа учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся.
-
Организация оценивания учащимися собственной деятельности на уроке.
-
Организация фиксации неразрешенных трудностей на уроке как направлений будущей учебной деятельности.
-
Организация обсуждения и записи домашнего задания.
-
Чему был посвящен урок? (Правописанию беударных гласных в корнях -лаг-, -лож-).
-
В чем суть правописания данных корней? (В корне А перед Г есть суффикс А; в корне О перед Ж нет суффикса А).
-
Какие затруднения мы испытали? (Не всегда правильно выделяем корень слова).
-
Что помогло нам их преодолеть? (Новое правило проверки гласных в чередующихся корнях).
-
Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой.
?
Научился проверять гласную в корне -лаг-, -лож-, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.
!
Научился проверять гласную в корне -лаг-, -лож-, но не уверен, что самостоятельно смогу отличить корни с чередованием от проверяемых гласных ударением. Скажу себе: « Я работал хорошо!»
!!!
Научился проверять гласную в корне -лаг-, -лож- и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»
-
Я рекомендую выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности:
-
Кто научился проверять гласную в корне -лаг-, -лож-, но остался вопрос по теме урока, поставьте знак вопроса и выполните упр. № 419 из параграфа 71.
-
Кто научился проверять гласную в корне -лаг-, -лож-, но не уверен, что самостоятельно сможет отличить корни с чередованием от проверяемых гласных ударением, то скажите себе «Я работал хорошо!» и выполните упр. 420.
-
Кто научился проверять гласную в корне -лаг-, -лож- и может объяснить тему товарищу, скажите себе: «Молодец!» и придумайте 5-6 предложений по теме « В лесу».
-
Задания для умников и умниц!
-
По толковому словарю Ожегова узнайте, что означает слово полог. Найдите в нем корень. Подберите 5-6 примеров по теме из программного произведения по литературе, которое изучаете в настоящее время.
-
Оцените учебную деятельность класса.
-
Спасибо, я вами довольна.
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе
Тема: Написание -н-, -нн- в прилагательных.
Цели:
Образовательные: Организовать работу по закреплению правил правописания -н -, -нн - в прилагательных.
Развивающие: Закрепить умения правописания суффиксов прилагательных. Сформировать умения написания краткой формы прилагательных.
Воспитательные: Подвести учащихся к осознанию необходимости писать грамотно. Способствовать потребности в аккуратности.
Методы: Само- и взаимоконтроля, стимуляции и мотивации, упражнения, беседы.
Оборудование: Схемы, раздаточный материал.
Этап урока
Методы, приёмы, формы
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность
ученика
1.Оргмомент
Беседа
1.Приветствие, проверка готовности к уроку, запись даты.
2. Целеполагание и мотивация.
- Какова тема урока?
- Какова цель урока?
- Для чего это надо?
3.Сообщение плана урока.
1).Оргмомент.
2).Контроль Д/З.
3).Закрепление темы.
4)Диагностика усвоения
5). Д/З. (Упр. 235(1).)
Сообщает число, читает план, совместно с уч - ся ставит цель, формирует мотивацию.
Объясняет Д/З.
Записывают число, совместно с учителем ставят цель, формируют мотивацию.
Обсуждают план.
Записывают Д/З.
2.Контроль Д/З
Беседа
Словарная диктовка, самопроверка, самооценка, взаимоконтроль
Целеполагание
1.Ответить на вопросы по теме.
2.Записать словосочетания, выделить суффиксы пр-х.
3.Контроль выполнения задания.
Задаёт вопросы, диктует вразброс словосочетания
Отвечают на вопросы, записывают, обозначают, проверяют.
3.Закрепление темы.
Индивидуальная работа.
Самоконтроль и самооценка
Игра
Целеполагание
Физкультминутка
1.Запись и анализ предложений.
Лесные дороги пустынны. Под ногами трещит тонкий слой ледяного наста, а в низинах сверкает серебряная талая вода. Задание: графически объяснить знаки препинания во 2 предложении, обозначить суффиксы прилагательных.
Физкультминутка
2.Образование прилагательных. Игра «Кто быстрее»: пальто из кожи, платье из полотна, кофта из шерсти, островок из песка, хлеб из ржи, ограда из камня…
3. Записать прилагательные и подобрать к ним существительные: лебединая (песня), пчелиный (мёд)…
Помогает уч-ся.
Проводит физкультминутку.
Диктует предложения.
Проводит физкультминутку
Читает словосочетания
Формулируют цель, выполняют упр- я.
Выполняют физкультминутку
Записывают, обозначают, подбирают существительные
4.Диагностика усвоения.
Диктант.
Работа в парах.
Целеполагание
Диктант «Проверяю себя». Задание: выделить суффиксы прилагательных (Текст см. в конверте)
Диктует, оценивает выборочно.
Пишут, выделяют, самоконтролируют, взаимоконтролируют, самооценивают.
5. Д/З
Упражнение
Упр. 235(1). Прочитать словосочетания, карандашом обозначить орфограммы. Дома их объяснить, запомнить, подготовиться к словарной диктовке.
Слушает, контролирует выполнение.
Читают, объясняют.
6.Рефлексия
Беседа
-Что запомнилось вам на уроке?
- Кто заслуживает по вашему мнению похвалы?
- Как ты оцениваешь свою работу на уроке?
-Что мешает в работе?
Спрашивает, благодарит за работу, хвалит.
Отвечают на вопросы, оценивают, дают самооценку.