- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Технологическая карта и презентация урока
Технологическая карта и презентация урока
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Бердникова Е.В. |
Дата | 27.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.
Учитель: Бердникова Елена Викторовна (МКОУ «Каменноверховская ООШ» Каширский муниципальный район Воронежская область)
УМК: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. Русский язык 5 класс. - М.: Просвещение, 2013
Тема: Определение.
Тип урока: комбинированный урок
Цель урока:
- познакомить с определением как второстепенным членом предложения,
- способами его выражения,
- ролью определения в усилении выразительности художественного описания
Задачи урока:
- формировать умение находить определения в предложениях, графически обозначать их;
- развивать навыки использования определений в речи для выразительной передачи содержания высказывания;
- отработка орфографических навыков;
- воспитывать умение преодолевать трудности, аккуратность при выполнении заданий, ответственность за результаты учебного труда, понимание его значимости.
Формируемые УУД:
- личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению, навыков анализа, конструирования, проектной работы по алгоритму с перспективой самодиагностики результатов;
- регулятивные: формулирование учебной проблемы совместно с учителем, планирование необходимых действий, операций, совершенствование в диалоге с учителем критерии оценки и пользование ими в ходе оценки и самооценки;
- познавательные: объяснение языковых явлений, процессов, связей и отношений в ходе выявления определения;
- коммуникативные: управление своим поведением, формирование своих мыслей, умение принимать точку зрения других, отстаивать своё мнение, осуществление работы в парах;
Планируемые результаты:
- личностные: осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранять чистоту русского языка как явления национальной культуры, стремление к совершенствованию своей речи.
- метапредметные: осуществление речевого самоконтроля в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения, оценивание своей речи с точки зрения ее содержания, языкового оформления, умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их.
- предметные: знание определения понятие «определение», способ его выражения, графическое его обозначение как члена предложения, роль определения в усилении выразительности художественного описания.
Методы и формы обучения:
- создание проблемной ситуации;
- индивидуальная, групповая, фронтальная работа
Образовательные ресурсы:
- uroki.net, zavuch.info, intergu.ru, festival.1september.ru/subjects, proshkolu.ru
Оборудование и наглядный материал: компьютер, мультимедийный проектор, экран, электронное приложение к учебнику, презентация по теме урока, учебник «Русский язык 5 класс» авторы Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А., Григорян Л.Т., Кулибаба ИИ., Ладыженская Н.В. - М.: Просвещение, 2013
Основные этапы урока. Цель этапа.
Содержание педагогического взаимодействия
Формулируемые УУД
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Мобилизующий этап.
Цель:
- включение обучающихся в активную учебную деятельность.
- Приветствую детей.
(Слайд 1.)
- Приветствуют учителя и друг друга.
Личностные: создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учебную деятельность, создание ситуации успеха;
Регулятивные: способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий;
Коммуникативные: умение работать в коллективе
Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
- сконцентрировать внимание обучающихся на изучаемом материале, заинтересовать их, показать пользу изучения материала.
Работа со словами.
- Из рассыпанных слов составить предложение: (Слайд 2) Чему, ни, ты, ты, бы, для, себя, учился, учишься
- Начинаем предложение со слова, которое написано с заглавной буквы.
- Какое предложение у вас получилось?
- Найдите грамматическую основу в полученном предложении.
- Какое это предложение по наличию грамматических основ?
-Вы правильно составили предложение. Это высказывание древнеримского писателя Гай Петрония, автора романов «Сатирикон», «Гражданская брань». (Слайд3).
- Как вы думаете, почему урок мы начинаем с высказывания Гай Петрония?
- Читают слова на слайде, составляют предложение.
(Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя).
- Выделяют подлежащее и сказуемое.
(Это предложение сложное, потому что в нем две грамматических основы).
Высказывают свои предположения.
Личностные: мотивация к учебной деятельности;
Регулятивные: планирование своих действий в диалоге с учителем; сличение результата своей работы с эталоном, нахождение отличий и корректировка работы;
Познавательные: осознанное построение речевого высказывания в устной форме; усвоение новой информации;
Коммуникативные: слушают ответы друг друга, формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения
Актуализация знаний.
Цель:
- получить представление о качестве усвоения обучающимися материала, - определить опорные знания.
Игра «Лотерея удачи».
Ваша задача, ответить на вопрос, который вам достается в лотереи.
Вопросы:
- Что такое грамматическая основа предложения?
- Что такое подлежащее?
- Что такое сказуемое?
- В чем отличие односоставного предложения от двусоставного?
- Чем отличается распространенное предложение от нераспространенного?
- Какие члены предложения являются второстепенными?
- Назовите второстепенные члены предложения вам знакомы.
- Зачем нам нужны второстепенные члены предложения?
Немецкий поэт Гёте сказал, «суха теория, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет», и сейчас мы от теории перейдем к практике. Задание будет таким: сделать полный синтаксический разбор предложения (предложение записано на доске)
Отговорила роща золотая березовым веселым языком.
- Каких частей речи больше всего в этом предложении?
- На какие вопросы отвечают имена прилагательные?
Отвечают на вопросы из лотерейных билетиков.
- Грамматическую основу предложения образуют главные члены предложения (подлежащее и сказуемое). То есть, грамматическая основа предложения - это основная часть предложения, которая состоит из его главных членов: подлежащего и сказуемого.
- Подлежащее - это главный член предложения, который обозначает предмет, о котором говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопросы именительного падежа - «кто? - что?».
- Сказуемое - второй главный член предложения. Он характеризует подлежащее, чаще всего означает его действие (отвечает на вопрос «что делает?»).
- В односоставном предложение один главный член предложения либо подлежащее, либо сказуемое. В двусоставном предложение два главных члена предложения и подлежащее, и сказуемое.
- В распространенном предложении помимо главных членов предложения есть и второстепенные члены предложения.
- Члены предложения, которые находятся в подчинительной связи с главными членами предложения или между собой.
- Дополнение, определение, обстоятельство.
- Они распространяют предложение: поясняют главные и второстепенные члены, дают больше информации.
- Все выполняют в тетрадях, 1 ученик - у доски с комментированием).
Отвечают на вопросы.
- Прилагательных.
- Какая?
- каким?
Личностные: осознают свои возможности в учении;
Познавательные: выполняют учебно - познавательные действия; осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, причинно - следственной связи для решения учебных задач;
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;
Коммуникативные: формулируют собственные мысли; высказывают свою точку зрения; выслушивают ответы одноклассников; корректируют ошибки;
Личностные: умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами;
Установление обучающимися связи между учебной деятельности и ее мотивом;
Познавательные: структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; выбор основных критерий для анализа, сравнения, подведение под понятие; построение логической цепочки; доказательство;
Коммуникативные: сотрудничество обучающихся с учителем; формулирует свои мысли; выслушивают своих товарищей;
Целеполагание
Цель:
- самостоятельное формирование обучающимися основной цели урока
- Просмотр отрывка видеофильма об определении.
(диск «Видеоуроки 5 класс»)
- О каком второстепенном члене предложения идет речь?
- Смотрят видеофрагмент.
- Отвечают на вопрос.
- Об определении.
Личностные: оценивание усваиваемого содержание;
Коммуникативные: управление поведением
Узнаем новое.
Цель:
- познакомить с определением как второстепенным членом предложения,
- способами его выражения,
- ролью определения в усилении выразительности художественного описания
Задание: на основе просмотра отрывка видеофильма составьте алгоритм, который соответствует нашей теме урока.
- Выборочная проверка.
- А теперь проверьте свой алгоритм, опираясь на материал учебника стр.86.
Составляют алгоритм (по группам)
Алгоритм:
Определение-
-
Второстепенный член предложения;
-
Обозначает признак предмета;
-
Выражено именем прилагательным или местоимение;
-
Отвечает на вопросы какой? Чей?
-
Подчеркивается волнистой чертой.
Личностные: оценивание усваиваемого содержание;
Познавательные: осваивают лингвистические термины; структурирование знаний; рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка результатов деятельности; определение основной и второстепенной информации;
Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; выбор основных критерий для анализа, сравнения, подведение под понятие; построение логической цепочки; доказательство;
Коммуникативные: сотрудничество обучающихся с учителем; формулирует свои мысли; выслушивают своих товарищей;
Словарная работа.
Цель:
- объяснить происхождение слова «определение», дать лексическое толкование слова, расширять словарный запас обучающихся.
- Подумайте, от какого слова произошло слово «определение»?
- Как вы понимаете значение слова «определять»?
- Можно ли сказать, что «определять» - значит, характеризовать предмет по цвету, форме, массе…
- Формулируют свое мнение.
Личностные: желание приобрести новые знания; установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; анализ объектов с целью выделения признаков; составление целого из частей компонента; построение логической цепочки;
Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; управление поведением; умение полно выражать свои мысли в соответствии с задачами
Физминутка.
Цель:
- обеспечить активный отдых в процессе учебной деятельности.
Слайд 4. Вместе с детьми под музыку выполняет упражнения для отдыха.
Под музыку выполняют упражнения.
Личностные: стремление к красоте, готовность поддерживать свое здоровье;
Коммуникативные: управление поведением
Развитие умений.
Цель:
-выявление места и причины затруднения.
- Кто в своей речи больше всего использует определений? (Писатели, поэты)
- Посмотрите на экран (Слайд 5).
Выпишите из стихотворения словосочетания с определением.
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре
- Какую роль определения играют в тексте?
- Как они называются в литературе?
- Упр.187. Прочитайте и озаглавьте текст. Спишите, вставьте пропущенные определения.
(Слайд 6).
- Работа с деформированным текстом.
- Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, проверить знаки препинания, исправить грамматические ошибки. В тексте найти определения, чем они выражены, какой член предложения поясняют.
Взаимопроверка.
- Формулируют свои мысли, высказывают свое мнение, обосновывают его.
Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; оценивание усваиваемого содержания;
Регулятивные: постановка учебной задачи; составление плана и последовательности выполнения работы; контроль, выполненной работы; коррекция и оценка результатов работы; стремление к преодолению препятствий;
Познавательные: структурирование знаний; рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; управление поведением; умение полно выражать свои соответствии с задачами.
Рефлексия.
Подведения итогов урока.
Цель:
- самоанализ обучающихся на учебном занятии.
Слайд 7.
Закончите предложения, какие вам больше всего понравились.
-
А вы знаете, что сегодня на уроке я ……
-
Больше всего мне понравилось ………
-
Самым сложным для меня сегодня было…
-
Сегодня я понял ………..
-
Сегодня я научился ………..
-
Сегодня я задумался…………..
-
На будущее мне надо иметь в виду ……….
А теперь покажите, где вы находитесь на «лестнице успеха».
- Выбирают понравившиеся начала предложений и на отдельных листочках пишут предложения.
- Крепят свои листочки на «лестницу успеха».
Личностные: ценностно - смысловая ориентация обучающихся; моральный выбор;
Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
Коммуникативные: контроль, коррекция, оценка действий партнера и своих собственных.
Домашнее задание.
Цель:
- закрепление знаний, полученных в классе, и их роль в системе образования.
-
П. 38, проработать словарную работу №9
-
По выбору:
А : Упр.188
Б: придумать и записать загадки,используя определения.
Записывают в дневниках домашнее задание.
Личностные: ценностно - смысловая ориентация обучающихся; моральный выбор;