Технологическая карта и презентация урока

Урок разработан для 5 класса, соответствует Федеральным Государственным стандартам второго поколения, по учебно - методическому комплекту Ладыженской Т.А. Урок направлен на формирование личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсально - учебных действий, а также основных предметных, метапредметных и межпредметных компетенций. Материал подобран для в соответствии с уровнем подготовки детей. В ходе урока используются различные технологии: игровая, работа в парах (взаимопрове...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.

Учитель: Бердникова Елена Викторовна (МКОУ «Каменноверховская ООШ» Каширский муниципальный район Воронежская область)

УМК: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. Русский язык 5 класс. - М.: Просвещение, 2013

Тема: Определение.

Тип урока: комбинированный урок

Цель урока:

- познакомить с определением как второстепенным членом предложения,

- способами его выражения,

- ролью определения в усилении выразительности художественного описания

Задачи урока:

- формировать умение находить определения в предложениях, графически обозначать их;

- развивать навыки использования определений в речи для выразительной передачи содержания высказывания;

- отработка орфографических навыков;

- воспитывать умение преодолевать трудности, аккуратность при выполнении заданий, ответственность за результаты учебного труда, понимание его значимости.

Формируемые УУД:

- личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению, навыков анализа, конструирования, проектной работы по алгоритму с перспективой самодиагностики результатов;

- регулятивные: формулирование учебной проблемы совместно с учителем, планирование необходимых действий, операций, совершенствование в диалоге с учителем критерии оценки и пользование ими в ходе оценки и самооценки;

- познавательные: объяснение языковых явлений, процессов, связей и отношений в ходе выявления определения;

- коммуникативные: управление своим поведением, формирование своих мыслей, умение принимать точку зрения других, отстаивать своё мнение, осуществление работы в парах;

Планируемые результаты:

- личностные: осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранять чистоту русского языка как явления национальной культуры, стремление к совершенствованию своей речи.

- метапредметные: осуществление речевого самоконтроля в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения, оценивание своей речи с точки зрения ее содержания, языкового оформления, умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их.

- предметные: знание определения понятие «определение», способ его выражения, графическое его обозначение как члена предложения, роль определения в усилении выразительности художественного описания.

Методы и формы обучения:

- создание проблемной ситуации;

- индивидуальная, групповая, фронтальная работа

Образовательные ресурсы:

- uroki.net, zavuch.info, intergu.ru, festival.1september.ru/subjects, proshkolu.ru

Оборудование и наглядный материал: компьютер, мультимедийный проектор, экран, электронное приложение к учебнику, презентация по теме урока, учебник «Русский язык 5 класс» авторы Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А., Григорян Л.Т., Кулибаба ИИ., Ладыженская Н.В. - М.: Просвещение, 2013



Основные этапы урока. Цель этапа.

Содержание педагогического взаимодействия

Формулируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мобилизующий этап.

Цель:

- включение обучающихся в активную учебную деятельность.

- Приветствую детей.

(Слайд 1.)

- Приветствуют учителя и друг друга.

Личностные: создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учебную деятельность, создание ситуации успеха;

Регулятивные: способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий;

Коммуникативные: умение работать в коллективе

Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

- сконцентрировать внимание обучающихся на изучаемом материале, заинтересовать их, показать пользу изучения материала.

Работа со словами.

- Из рассыпанных слов составить предложение: (Слайд 2) Чему, ни, ты, ты, бы, для, себя, учился, учишься

- Начинаем предложение со слова, которое написано с заглавной буквы.

- Какое предложение у вас получилось?

- Найдите грамматическую основу в полученном предложении.

- Какое это предложение по наличию грамматических основ?

-Вы правильно составили предложение. Это высказывание древнеримского писателя Гай Петрония, автора романов «Сатирикон», «Гражданская брань». (Слайд3).

- Как вы думаете, почему урок мы начинаем с высказывания Гай Петрония?

- Читают слова на слайде, составляют предложение.



(Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя).

- Выделяют подлежащее и сказуемое.

(Это предложение сложное, потому что в нем две грамматических основы).



Высказывают свои предположения.

Личностные: мотивация к учебной деятельности;

Регулятивные: планирование своих действий в диалоге с учителем; сличение результата своей работы с эталоном, нахождение отличий и корректировка работы;

Познавательные: осознанное построение речевого высказывания в устной форме; усвоение новой информации;

Коммуникативные: слушают ответы друг друга, формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения

Актуализация знаний.

Цель:

- получить представление о качестве усвоения обучающимися материала, - определить опорные знания.

Игра «Лотерея удачи».

Ваша задача, ответить на вопрос, который вам достается в лотереи.

Вопросы:

- Что такое грамматическая основа предложения?





- Что такое подлежащее?



- Что такое сказуемое?



- В чем отличие односоставного предложения от двусоставного?



- Чем отличается распространенное предложение от нераспространенного?



- Какие члены предложения являются второстепенными?

- Назовите второстепенные члены предложения вам знакомы.

- Зачем нам нужны второстепенные члены предложения?

Немецкий поэт Гёте сказал, «суха теория, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет», и сейчас мы от теории перейдем к практике. Задание будет таким: сделать полный синтаксический разбор предложения (предложение записано на доске)

Отговорила роща золотая березовым веселым языком.

- Каких частей речи больше всего в этом предложении?

- На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

Отвечают на вопросы из лотерейных билетиков.

- Грамматическую основу предложения образуют главные члены предложения (подлежащее и сказуемое). То есть, грамматическая основа предложения - это основная часть предложения, которая состоит из его главных членов: подлежащего и сказуемого.

- Подлежащее - это главный член предложения, который обозначает предмет, о котором говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопросы именительного падежа - «кто? - что?».

- Сказуемое - второй главный член предложения. Он характеризует подлежащее, чаще всего означает его действие (отвечает на вопрос «что делает?»).
- В односоставном предложение один главный член предложения либо подлежащее, либо сказуемое. В двусоставном предложение два главных члена предложения и подлежащее, и сказуемое.


- В распространенном предложении помимо главных членов предложения есть и второстепенные члены предложения.

- Члены предложения, которые находятся в подчинительной связи с главными членами предложения или между собой.

- Дополнение, определение, обстоятельство.

- Они распространяют предложение: поясняют главные и второстепенные члены, дают больше информации.

- Все выполняют в тетрадях, 1 ученик - у доски с комментированием).

Отвечают на вопросы.

- Прилагательных.

- Какая?

- каким?

Личностные: осознают свои возможности в учении;

Познавательные: выполняют учебно - познавательные действия; осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, причинно - следственной связи для решения учебных задач;

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;

Коммуникативные: формулируют собственные мысли; высказывают свою точку зрения; выслушивают ответы одноклассников; корректируют ошибки;



















Личностные: умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами;

Установление обучающимися связи между учебной деятельности и ее мотивом;

Познавательные: структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; выбор основных критерий для анализа, сравнения, подведение под понятие; построение логической цепочки; доказательство;

Коммуникативные: сотрудничество обучающихся с учителем; формулирует свои мысли; выслушивают своих товарищей;

Целеполагание

Цель:

- самостоятельное формирование обучающимися основной цели урока

- Просмотр отрывка видеофильма об определении.

(диск «Видеоуроки 5 класс»)

- О каком второстепенном члене предложения идет речь?

- Смотрят видеофрагмент.

- Отвечают на вопрос.

- Об определении.

Личностные: оценивание усваиваемого содержание;

Коммуникативные: управление поведением

Узнаем новое.

Цель:

- познакомить с определением как второстепенным членом предложения,

- способами его выражения,

- ролью определения в усилении выразительности художественного описания

Задание: на основе просмотра отрывка видеофильма составьте алгоритм, который соответствует нашей теме урока.

- Выборочная проверка.





- А теперь проверьте свой алгоритм, опираясь на материал учебника стр.86.

Составляют алгоритм (по группам)

Алгоритм:

Определение-

  1. Второстепенный член предложения;

  2. Обозначает признак предмета;

  3. Выражено именем прилагательным или местоимение;

  4. Отвечает на вопросы какой? Чей?

  5. Подчеркивается волнистой чертой.

Личностные: оценивание усваиваемого содержание;

Познавательные: осваивают лингвистические термины; структурирование знаний; рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка результатов деятельности; определение основной и второстепенной информации;

Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; выбор основных критерий для анализа, сравнения, подведение под понятие; построение логической цепочки; доказательство;

Коммуникативные: сотрудничество обучающихся с учителем; формулирует свои мысли; выслушивают своих товарищей;

Словарная работа.

Цель:

- объяснить происхождение слова «определение», дать лексическое толкование слова, расширять словарный запас обучающихся.

- Подумайте, от какого слова произошло слово «определение»?

- Как вы понимаете значение слова «определять»?

- Можно ли сказать, что «определять» - значит, характеризовать предмет по цвету, форме, массе…

- Формулируют свое мнение.

Личностные: желание приобрести новые знания; установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; анализ объектов с целью выделения признаков; составление целого из частей компонента; построение логической цепочки;

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; управление поведением; умение полно выражать свои мысли в соответствии с задачами

Физминутка.

Цель:

- обеспечить активный отдых в процессе учебной деятельности.

Слайд 4. Вместе с детьми под музыку выполняет упражнения для отдыха.

Под музыку выполняют упражнения.

Личностные: стремление к красоте, готовность поддерживать свое здоровье;

Коммуникативные: управление поведением

Развитие умений.

Цель:

-выявление места и причины затруднения.

- Кто в своей речи больше всего использует определений? (Писатели, поэты)

- Посмотрите на экран (Слайд 5).

Выпишите из стихотворения словосочетания с определением.

Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре

- Какую роль определения играют в тексте?

- Как они называются в литературе?

- Упр.187. Прочитайте и озаглавьте текст. Спишите, вставьте пропущенные определения.

(Слайд 6).

- Работа с деформированным текстом.

- Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, проверить знаки препинания, исправить грамматические ошибки. В тексте найти определения, чем они выражены, какой член предложения поясняют.

Взаимопроверка.

- Формулируют свои мысли, высказывают свое мнение, обосновывают его.

Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; оценивание усваиваемого содержания;

Регулятивные: постановка учебной задачи; составление плана и последовательности выполнения работы; контроль, выполненной работы; коррекция и оценка результатов работы; стремление к преодолению препятствий;

Познавательные: структурирование знаний; рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; управление поведением; умение полно выражать свои соответствии с задачами.

Рефлексия.

Подведения итогов урока.

Цель:

- самоанализ обучающихся на учебном занятии.

Слайд 7.

Закончите предложения, какие вам больше всего понравились.

  • А вы знаете, что сегодня на уроке я ……

  • Больше всего мне понравилось ………

  • Самым сложным для меня сегодня было…

  • Сегодня я понял ………..

  • Сегодня я научился ………..

  • Сегодня я задумался…………..

  • На будущее мне надо иметь в виду ……….

А теперь покажите, где вы находитесь на «лестнице успеха».

- Выбирают понравившиеся начала предложений и на отдельных листочках пишут предложения.





- Крепят свои листочки на «лестницу успеха».



Личностные: ценностно - смысловая ориентация обучающихся; моральный выбор;

Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

Коммуникативные: контроль, коррекция, оценка действий партнера и своих собственных.

Домашнее задание.

Цель:

- закрепление знаний, полученных в классе, и их роль в системе образования.

  1. П. 38, проработать словарную работу №9

  2. По выбору:

А : Упр.188

Б: придумать и записать загадки,используя определения.

Записывают в дневниках домашнее задание.

Личностные: ценностно - смысловая ориентация обучающихся; моральный выбор;



© 2010-2022