Методическая разработка Словарная работа на уроках русского языка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ГБОУ ДПО

«Ставропольский краевой институт развития образования,

повышения квалификации и переподготовки работников образования»










МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ

СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА


«Словарная работа как один из компонентов развития грамотности школьников.Методическая разработка Словарная работа на уроках русского языка

Новый подход к словарной работе на уроках русского языка».



ВЫПОЛНИЛА:

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Новикова Эльвина Валерьевна




г. Ставрополь, 2013

Содержание:


  1. Пояснительная записка.

  2. Система методических приемов и упражнений, направленных на овладение учащимися словарным богатством русского языка:

    • фонетические упражнения;

    • работа над составом слова;

    • морфологические упражнения;

    • синтаксические упражнения;

    • лексические упражнения;

  3. Примеры работы над словарным словом на различных этапах урока.

  4. Пять групп упражнений для самостоятельного определения школьниками нового слова.

  5. Значение словарной работы на уроках русского языка.

  6. Используемая литература.

  7. Приложения.




Для всего, что существует в природе, -

воды, воздуха, неба, облаков, солнца,

дождя, лесов, болот, рек и озер, лугов и

полей, цветов и трав,- в русском языке

есть великое множество хороших слов

и названий.

К.Г. Паустовский

I. Через слово ученики узнают и осознают законы языка, убеждаются в его точности, красоте, выразительности, богатстве и сложности. И поэтому так важен тот структурный компонент, который подчинен одной цели: знакомству со словом и осознанию всех его составляющих.

Обучая учащихся русскому языку и совершенствуя навыки учащихся, необходимо:

  • максимально, с учетом возрастных особенностей учащихся, расширять их активный словарь;

  • научить использовать слова в их наиболее точном значении, подбирать наиболее подходящие для данной ситуации и в соответствии с требованием жанров и стилей;

  • помочь учащимся устранить из речи слова нелитературные, диалектно-просторечные, архаичные, вышедшие из употребления.

С этой важной проблемой в ее общем виде связаны более частные методические проблемы: вопрос об отборе словарного материала для первоочередного его изучения, о последовательности включения в школьный обиход различных групп слов, о приемах раскрытия значений слов. С нею же связан и вопрос о системе методических приемов и упражнений, направленных на овладение учащимися словарными богатствами нашего языка.

При организации работы над словарем современная методика русского языка рекомендует исходить из следующих принципиальных положений:

  1. Работа над словарем имеет большое воспитательно-образовательное значение для формирования личности ученика, его мировоззрения, для водружения ученика навыками, необходимыми для будущей практической деятельности.

  2. Содержанием словарной работы является объяснение новых, непонятных для учащихся слов, анализ и уточнение значений уже известных им слов, ознакомление школьников с исключительным богатством словаря и показ его стилистических возможностей.

  3. Анализ значений слов должен производиться преимущественно с точки зрения словоупотребления в современном русском языке, хотя в ряде случаев слово может быть рассмотрено и в историческом аспекте.

II. Словарная работа - это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка.

Одним из важнейших этапов урока русского языка является словарная работа. Традиционно в ней выделяются следующие части:

  • представление нового слова из «Словарика»;

  • формулирование лексического значения;

  • освоение его орфографии;

  • введение нового слова в активный словарь детей.

В силу недостаточной разработанности вопроса представления нового слова из «Словарика» эта часть словарной работы проводится зачастую формально, однообразно. Преобладающими являются приемы определения нового слова с помощью загадки, нахождения его в контексте, пословицы или простого сообщения учителем темы словарной работы.

Между тем представление нового слова призвано формировать заинтересованное отношение учащихся к предстоящей учебной деятельности и при определенном пересмотре методики его проведения, использовании нетрадиционных приемов может существенно повысить эффективность словарной работы, активность школьников, обеспечить на данном с этапе урока его развивающую направленность.

Целью данного раздела является, раскрытие системы работы над словарным словом на уроках русского языка. В качестве исходного можно рассмотреть следующее положение: в языке все стороны взаимосвязаны, поэтому и процесс обучения школьников целесообразно организовать так, чтобы в определенной взаимосвязи проводилась работа по фонетике, орфографии, словообразовании, морфологии, лексике и синтаксису.

В результате этого можно проклассифицировать виды упражнений над словами с непроверяемыми гласными по направлениям, традиционно составляющим систему языка.

Фонетические упражнения.

Основной смысл фонетических упражнений состоит в том, чтобы дети научились легко слышать звучащее слово, каждый звук в отдельности и позицию этого звука, умели производить анализ звуковой формы слов при внутреннем

их проговаривании. Все это способствует формированию фонематического слуха и речедвигательных навыков. В результате практических упражнений у детей формируются знания о звонких и глухих согласных, о твердых и мягких согласных, об ударении, ударных и безударных гласных, об алфавите. С помощью упражнений учащиеся начинают понимать, что звуки и буквы не одно и то же, что иногда слово пишется не так, как слышится.

Особую важность приобретает использование разнообразных методов, приемов, способов, которые являются более эффективными для прочного запоминания грамотного написания словарных слов. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1.)

Работа над составом слов.

Большой интерес у учащихся вызывает работа над составом слова. Это следующее направление нашей классификации. В результате повторения морфемного состава слова совершенствуется умение распознавать и подбирать однокоренные слова, углубляется представление учащихся о словообразовательной роли приставок и суффиксов, формируется умение разбирать слова по ставу, развивается умение точно употреблять в письменной речи словарные слова с приставками и суффиксами. Эти умения вырабатываются путем разнообразных упражнений. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2.)

Морфологические упражнения.

Имеют своей целью осознание учащимися морфологического строя русского языка. При повторении частей речи разнообразные вид практических упражнений помогают объединить отдельные слова в определенные группы; разграничить и определить форму частей речи: склонение, падеж, время лицо, число для того, чтобы осознанно употреблять слова с непроверяемым написанием в устной и письменной речи в правильной форме. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3.)

Синтаксические упражнения.

Ставят перед собой задачу закрепить те теоретические сведения, которые дети получили по синтаксису, показывают школьникам роль языковых единиц в речи, в общении между людьми, помогают разобраться в структуре несложных по своему построению и составу словосочетаний и предложений, сознательно составлять словосочетания и предложения. Упражнения в анализе предлагаемых словосочетаний и предложений и в конструировании своих предложений помогают детям осознать синтаксический строй родной речи и грамотно выражать свои мысли в форме предложений. С синтаксическими упражнениями обычно объединяются и пунктуационные. Вот некоторые упражнения, которые можно использовать на уроке при изучении словарных слов. (ПРИЛОЖЕНИЕ 4.)

Речевой арсенал большинства учащихся недостаточен для выражения новых мыслей, понятий, чувств, которые он получает в школе с первых дней обучения. Ему не хватает, прежде всего, слов для этого. Перед учителем стоит задача - активизировать словарь детей.

Лексические упражнения.

В связи с изучением грамматики проводятся лексические упражнения, т.е. дети объясняют значения слов, как прямые, так и переносные, выясняют многозначность слов, разбираются в отношениях между синонимами и антонимам, составляют с ними словосочетания и предложения. (ПРИЛОЖЕНИЕ 5.)

Этимологические упражнения.

Существуют разнообразные виды работ на основе этимологического анализа.

1) Творческое списывание.

Творческое списывание хорошо известно в методике русского языка. Оно применяется в процессе закрепления знаний, умений и навыков. (ПРИЛОЖЕНИЕ 6.1.)

2) Письменные ответы на вопросы.

Этот вид также хорошо известен в методике русского языка. Он используется в данном случае для закрепления в памяти учащихся значения слов, изученных с опорой на этимологию. (ПРИЛОЖЕНИЕ 6.2.)

В работе над словом существует проблема, которая состоит в том, что учащиеся, не зная правописания многих слов, которые им следовало бы употребить в своей письменной речи, избегают их, так как не умеют пользоваться орфографическим словарем.

Большим помощником для учащихся школы стал «Орфографический словарь» Евгения Николаевича Леоновича, в котором собран лексико-орфографический минимум, содержащий 2500 наиболее употребительных слов, составляющих ядро лексического богатства русского языка.

Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами вызывает у учащихся интерес и способствует их прочному и успешному запоминаю. Необходимо, чтобы использовал одно и то же слово 5-7 раз в разнообразных вариантах упражнений. Это приводит к тому, что ученик свободно овладевает словарным материалом и безошибочно применяет его на практике.

III. Во втором разделе продемонстрированы примеры работы над словарным словом на различных этапах урока.

Знакомство со словарным словом.

Слова для запоминания нужно сгруппировать каким-либо способом. (ПРИЛОЖЕНИЕ 7.)

Заучивание словарных слов.

Слова предлагаются по группам. Например: задание № 1 слова на -А-А-;

-О-О-; задание № 2 слова на -А-; -О- и т.д.(см. ПРИЛОЖЕНИЕ 7). Когда слова записываются на доске, дается значение каждого слова. Учащимся нужно не только знать написание слов, но и их лексическое значение. В качестве домашнего задания можно также предложить самим составить связный текст, используя как можно больше словарных слов. Например:

Однажды бывший импресарио Иннокентий в очередной раз досконально изучал страничку в утренней прессе с предложениями о вакансиях. Диапазон предлагаемых профессий был широк: от банального водителя троллейбуса до продюсера мюзикла

Проверка усвоения.

Проверку можно проводить:

  • в виде словарного диктанта; при этом проверяется не только то, как учащиеся усвоили правописание этих слов, но и то, как они знают их лексическое значение. (ПРИЛОЖЕНИЕ 8.1.)

  • в виде теста; тесты могут быть двух видов: можно проверить только усвоение правописания словарных слов, также можно проводить работу, которая направлена на выявление лексического значения слова. (ПРИЛОЖЕНИЕ 8.2.)

IV. Цель заключительного раздела - продемонстрировать упражнения занимательно-развивающего характера для самостоятельного определения школьниками нового материала.

Очень эффективно использовать в своей работе весь арсенал игрового материала, так как эта деятельность вызывает у детей огромный интерес.

При обобщении полученных знаний о слове можно использовать различные средства обучения. Одним из известных видов грамматической игры является кроссворд, содержащий в себе большие возможности для развития творческих способностей ребенка, тренировки памяти. Использование на уроках тематических кроссвордов помогает повысить грамотность учащихся, активизировать их внимание, разнообразить урок.

Представление нового слова призвано формировать заинтересованное отношение учащихся к предстоящей учебной деятельности и при использовании нетрадиционных приемов может повысить эффективность словарной работы, активность школьников, обеспечить на данном этапе урока его развивающую направленность.

С помощью специальных упражнений школьники самостоятельно определяют слово, с которым им предстоит познакомиться на данном уроке. При этом предлагаемые упражнения и задания к ним оставляются таким образом, чтобы они могли обеспечить одновременное развитие ряда важнейших интеллектуальных качеств ребенка: внимание, память, различные виды мышления, речь, наблюдательность. Такая организация учебного процесса оживляет его, повышает интерес детей к изучаемому предмету. Все упражнения объединены в несколько групп, которым присуща единая функциональная установка: обеспечение возможности самостоятельного определения школьниками нового слова и занимательно-развивающий характер предлагаемых заданий. Внутри каждой группы от урока к уроку задания видоизменяются и усложняются. Вместе с тем у каждой группы есть свои отличительные, характерные черты.

В первую группу входят упражнения, предусматривающие выявление искомого слова через работу с составляющими его буквами. При их выполнении у детей развиваются устойчивость, распределение и объем внимания, кратковременная произвольная память, речь, аналитико-синтетическое мышление, сообразительность. (ПРИЛОЖЕНИЕ 10.1.)

По мере выработки умения выполнять задания с ограниченным количеством указаний в учебный процесс вводятся упражнения, предусматривающие полное их отсутствие. (ПРИЛОЖЕНИЕ 10.2.)

С помощью двух последних заданий продолжается дальнейшее совершенствование интеллектуальных качеств учащихся, развитие которых обеспечивалось использованием предыдущего приема. Вместе с тем уменьшение или отсутствие координирующих установок заставляет детей более напряженно и сосредоточенно мыслить, мобилизовывать интуицию, волю, сообразительность, наблюдательность, развивает четкую, обоснованную речь. Подобный результат обеспечивается необходимостью для школьников во время ответа характеризовать действия, связанные с определением слова, так как на поставленный вопрос дети должны ответить небольшим, логически построенным рассуждением.

Вторую группу составляют упражнения, предусматривающие работу учащихся с символами, шифрами, кодами. Они позволяют формировать абстрактное мышление и наряду с ним совершенствуют ряд других качеств интеллекта. Здесь также просматриваются тенденции постепенного уменьшения конкретных указаний, помогающих детям в определении слова. (ПРИЛОЖЕНИЕ 10.3.)

В третью группу входят упражнения, так или иначе связывающие искомое слово с изучаемым лингвистическим материалом. В зависимости от содержания учебного материала, от дидактической цели, которая ставится на уроке, здесь могут быть самые разные варианты.

Дополнительным преимуществом приемов этой группы является то, что их использование углубляет знания и умения по изучаемым темам русского языка и не требует непредусмотренных временных затрат. (ПРИЛОЖЕНИЕ 10.4.)

Четвертую группу составляют упражнения, предусматривающие использование в процессе установления нового слова знания учащихся по другим учебным дисциплинам. (ПРИЛОЖЕНИЕ 10.5.)

Пятая группа. Упражнения, входящие в эту группу предусматривают нахождение нового слова и формулирование темы словарной работы на основе установления детьми смысловой связи в используемой на уроке лингвистическом материале или выявления закономерности образования нового слова. Как и в упражнениях первых четырех групп, здесь реализуется принцип постепенного уменьшения уточняющих указаний учителя. (ПРИЛОЖЕНИЕ 10.6.)

Изучение любой науки - тяжелый труд, требующий усердия, внимания, а иногда и заучивания. Но для учащихся этот труд можно превратить в игру, разумеется, в серьезную игру. Для этого хорошо использовать кроссворды. Их решение заставляет искать ответы на разные по степени сложности вопросы. Если ответ находишь легко, то радуешься своим знаниям, если этот поиск труден и долог, то найденный в результате его ответ на долгое время останется в памяти. Кроссворды по русскому языку заставят учащихся задуматься над особенностями тех слов, с которыми они встречаются каждый день. (ПРИЛОЖЕНИЕ 10.7.)

При выполнении такого типа задания у школьников развивается логическое мышление, аналитико-синтетические способности, устойчивость внимания,

языковая интуиция.

V. Перечень упражнений и заданий можно было бы продолжить, но в данном случае важно подчеркнуть: овладение учителем такого рода приемами, умение выстроить их в единую, логически последовательную систему в процессе обучения даст возможность поднять на новый уровень эффективность словарной работы на уроках русского языка в целом.

В заключении хотелось бы отметить, что на основе личного опыта использование разнообразных методов, приемов, форм и средств обучения в работе над трудными словами активизируется деятельность детей, повышается интерес к овладению богатствами родного языка, воспитывается внимание к слову, обогащается словарный запас. Использование вышеперечисленных грамматических упражнений способствует быстрому и прочному усвоению словарных слов, вследствие чего формируется навык грамотного написания слов с непроверяемыми гласными, с которыми учащиеся встречаются как в устной, так и в письменной речи.




VI. Используемая литература.

1. С.И. Ожегов. Словарь русского языка, М., 2004

2. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка.

3. Жинкин Н.И. Язык. Речь. Творчество.

4. Львов М.Р. Размышления о родном языке в школе.








© 2010-2022