Сценарный план урока русского языка в 7 классе Обобщение по теме Пунктуация

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарный план урока «Обобщение по теме «Пунктуация»», 7 класс

Цель урока: закрепить умение определять синтаксические конструкции по соответствующим признакам и выделять их помощью знаков препинания, используя правила пунктуации;

развивать умение осуществлять самоконтроль деятельности, оценивать свои знания и практические умения.

Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности

Учитель:

- 1. Язык - это как воздух, вода, небо, солнце, без них мы не можем жить. 2. К сожалению, многие из нас говорят невыразительно, тускло, забывая о красоте и живости русского языка. 3. Его богатство - пословицы.

- Дайте определение этому жанру.

Пословица - это краткое мудрое народное изречение, содержащее поучительный смысл, она является всегда законченным предложением, законченным суждением.

Ученики:

- 4. А. С. Пушкин писал: «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой пословице нашей! Что за золото!»

- 5. «В пословицах наших видна полнота народного ума, умевшего сделать всё своим орудием: иронию, насмешку, наглядность, меткость изображения, чтобы составить животрепещущее слово, которое пронимает насквозь природу русского человека», - утверждал Н. В. Гоголь.

- 6. Как на крыльях, перелетают пословицы из века в век, от одного поколения к другому. 7. Из бездны времён дошли до нас в этих сгустках разума радость и страдания людские, смех и слёзы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и гнев…

- А так как грамматически пословицы представляют собой предложения и не только содержат законченную мысль, но и на письме оформляются в соответствии со знаками препинания, значит, они нам помогут обобщить материал по теме «Пунктуация».

- Послушаем советы, которые дают пословицы:

Под лежачий камень вода не течёт.

Кто терпелив, тот удачлив.

Усердие - мать успеха.

Будет охота - заладится любая работа.

Свою работу на других не перекладывай.

Сам не падай и другого не роняй.

С людьми советуйся, а своего ума не теряй.

Умел ошибиться, умей и поправиться.

Кто спрашивает, тот учится.

Кто ищет, тот находит.

- А ещё Дорогу осилит идущий, вот и мы отправляемся в путь!

2. Целеполагание

- Сформулируем цели урока, закончив предложения:

Находить по соответствующим признакам … и выделять их …, пользуясь правилами … .

-Мы определили ключевые слова нашего урока: синтаксические конструкции, знаки препинания, правила пунктуации.

3. Реализация полученных знаний

Упражнения


  • Соедините части пословиц, объясните, какие предложения получились, графически докажите, расставьте знаки препинания. (1 ученик отвечает устно, 3 ученика записывают, 1 ученик комментирует их записи и оформление)

Труд кормит, а лень портит.

Глупа та птица, которой гнездо своё не мило.

Ученье - свет, неученье - тьма.

- Объясните постановку тире.


  • Чем схожи по строению предложения? Объясните знаки. Объяснительный диктант.

Дело учит, и мучит, и кормит.

Мал ноготок, да остёр.

Пишут трое: разум, чернила да перо.

- Почему в одном предложении перед союзом ДА запятая ставится, а в другом нет?


  • Редактирование. Есть ли ошибки в предложениях. ( 1 ученик отвечает устно, 2 ученика записывают)

Не делая, добра другим не жди его для себя.

Знай сверчок, свой шесток.

Аз, буки и веди страшат, как медведи.


  • Конструирование. Запишите одну и ту же пословицу в предложениях разных конструкций: с прямой речью и с вводным словом. Озвучьте устно. (2 человека у доски - взаимопроверка. Класс - по вариантам, обмен тетрадями)

Курить - здоровью вредить.

- Объясните постановку тире.


  • Графический диктант. К предложениям запишите схемы. 2 ученика у доски. Проверка по ключу.

Повторение - мать учения.

Злые дела жгут и чернят, как уголь.

Не поклоняясь до земли, гриба не поднимешь.

Знай, кошка, своё лукошко.

Не мил и свет, когда рядом друга нет.

Глаза страшатся, а руки делают.


  • Работа по образцу. - Какая синтаксическая конструкция не встречалась среди предложений? Среди пословиц практически не встречаются предложения с причастными оборотами. Как вы думаете почему? ( Отвечает подготовленный ученик: употребление предложений с причастными оборотами - признак книжных письменных стилей, а пословицы - жанр унт.)

- Я нашла несколько пословиц. Есть ли в них причастия? (Причастия употреблены в роли существительных - переход из одной части речи в другую.) Докажите. Внесите подходящее по смыслу определяемое слово, чтобы появилось причастие, объясните пунктуацию.

Боящегося работы счастье сторонится. (Вместе).

Поработавший на славу отдыхает по праву. (Самостоятельно).

4. Рефлексия

- Выполнили мы цели урока? Оцените себя (я выполнил все задания сам без ошибок - могу себе поставить 5; приходилось обращаться к помощи, нужно вернуться к теме, повторить правила, ещё поупражняться, в целом хорошо ориентируюсь и т. д.).

5.Фронтальная проверка. Самостоятельная распределительная работа. Заполните таблицу примерами из текста, который прозвучал в начале урока - записывать только номера предложений заданной конструкции.

1. Язык - это как воздух, вода, небо, солнце, без них мы не можем жить. 2. К сожалению, многие из нас говорят невыразительно, тускло, забывая о красоте и живости русского языка. 3. Его богатство - пословицы.

4. А. С. Пушкин писал: «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой пословице нашей! Что за золото!»

5. «В пословицах наших видна полнота народного ума, умевшего сделать всё своим орудием: иронию, насмешку, наглядность, меткость изображения, чтобы составить животрепещущее слово, которое пронимает насквозь природу русского человека», - утверждал Н. В. Гоголь.

6. Как на крыльях, перелетают пословицы из века в век, от одного поколения к другому. 7. Из бездны времён дошли до нас в этих сгустках разума радость и страдания людские, смех и слёзы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и гнев…

Сложное предложение

Предложение с обобщающим словом при однородных членах

Предложение с причастным оборотом

Предложение с вводным словом

Предложение со сравнительным оборотом

Предложение с прямой речью

Предложение с деепричастным оборотом



6. Домашнее задание.

Сочинение-миниатюра: объясните смысл одной из пословиц, которые использовались на уроке. Используйте предложения разных синтаксических конструкций - обязательное условие.









© 2010-2022