- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Разработка игры - конкурса по сказкам
Разработка игры - конкурса по сказкам
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Эльбукаева Х.У. |
Дата | 23.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
« Знатоки сказок »
игра-конкурс для 5 - 6 классов.
ЦЕЛЬ: Расширить представления о сказке;
Развивать творческие способности детей;
Прививать интерес к литературе, к чтению.
ХОД ИГРЫ:
-
Организационный момент.
- Ребята, в нашей школе проходит неделя русского языка и литературы, и среди учащихся 5-6 классов мы проведем игру-конкурс «Знатоки сказок», выявим кто больше читает, любит и знает сказок.
Что за прелесть эти сказки!
Каждая есть поэма!
А.С.Пушкин.
- Великий русский поэт был совершенно прав, все свои сказки он услышал от няни и перенес на бумагу. Я сегодня выступлю в роли няни-рассказчицы. Итак, начинает сказка сказываться.
II. Задание № 1. Назовите сказку.
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванущка. Жили они не ленились, целый день трудились, пашню пахали да хлеба засевали.
( русская народная сказка «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо».)
Жили-были лиса да заяц. У лисицы была избенка ледяная, а у зайца лубяная, пришла весна-красна - у лисицы избушка растаяла, а у зайчика стоит по-старому.
( русская народная сказка «Лиса, заяц и петух».)
Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон,
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело.
( А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке».)
За горами, за лесами,
За широкими морями
Против неба - на земле
Жил старик в своём селе
( П.П.Ершов «Конёк-горбунок»)
Жил на селе одинокий старик. Был он слаб, плёл корзины, подшивал валенки, сторожил от мальчишек колхозный сад и тем зарабатывал свой хлеб.
( А.Я.Гайдар «Горячий камень».)
- Вот мы с вами и выяснили, кто же лучше всех знает и помнит зачины русских народных и литературных сказок.
III. Задание № 2. Словесный портрет.
- Представьте себе, что мы с вами находимся в сказочной портретной галерее. Но портреты в ней не нарисованы красками или карандашами, а описаны словесно. Я сейчас познакомлю вас со словесными портретами героев ваших любимых сказок. Вы должны назвать создателя этого портрета - автора сказки, дать название сказки, и узнать героя сказки. Итак, кто же это?
На лазоревом платье - частые звёзды, на голове месяц ясный, такая красавица - не вздумать, не взгадать, только в сказке сказать.
( Василиса Премудрая - Рус. нар. сказка «Царевна-лягушка»)
Княгиня - диво:
Под косой луна блестит,
А во лбу звезда горит,
А сама - то величаво,
Выступает, будто пава.
( Царевна Лебедь - А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»)
Эта вовсе не красива:
И бледна-то, и тонка,
Чай, в обхват-то три вершка;
А ножонка-то, ножонка!
Тьфу ты! Словно у цыпленка.
( Царь-девица - П.П.Ершов «Конек-горбунок»)
Руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди - сзади горбы великие верблюжьи, весь лохматый от верху до низу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные.
( Зверь лесной - чудо морское - С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»)
Из-за картонного дерева появился маленький человек, в длинной белой рубашке с длинными рукавами. Его лицо было осыпано пудрой, белой, как зубной порошок. Он поклонился почтеннейшей публике и сказал: «Здравствуйте, меня зовут…»
( Пьеро -А.Н.Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»)
Он носил яркую голубую шляпу, желтые, канареечные брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком. Он вообще любил яркие краски…
( Незнайка - Н.Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей»)
IV. Задание № 3. Сказочная почта.
- Наш путь дальше в сказку продолжается. Во многих сказках герои переписываются, получают друг от друга самые различные послания. Вам нужно указать, кто и кому их послал, в какой сказке вы читали такое письмо, кто автор сказки?
Не господин я твой, а послушный раб. Ты моя госпожа, и все, что тебе на ум придет, исполнять я буду с охотою.
( Зверь лесной - чудо морское - девице Настеньке - С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»)
Приезжайте, доктор,
В Африку скорей
И спасите, доктор,
Наших малышей!
( Гиппопотам - доктору Айболиту - К.И.Чуковский «Айболит»)
Травка зеленеет, солнышко блестит, а в наших королевских лесах распускаются весенние цветы.
( Королевский указ - С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев»)
В нашем городе строится замечательный дом. Высота его - десять этажей. Ширина - пятьдесят шагов. Длина - тоже. На стройке работают десять крокодилов, десять жирафов, десять обезьян и десять круглых отличников.
( Корреспондент в газете - Э.Н.Успенский «Крокодил Гена и его друзья»)
V. Задание № 4. Конкурс вокалистов.
- В сказках много певцов, кто только в них не поёт. Сейчас ваша задача: надо по песне узнать героя сказки, её автора и название.
Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
А от тебя, медведь, и подавно уйду!
( Колобок - рус. нар. сказка «Колобок»)
Козлятушки, ребятушки!
Отопритесь, отворитесь!
А я, коза, во бору была,
Ела траву шелковую,
Пила воду студеную.
( Коза - рус. нар. сказки «Волк и коза»)
Птичка польку танцевала
На лужайке в ранний час.
Хвост налево, нос направо -
Это полька Карабас.
( Куклы в театре Карабаса - А.Н.Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»)
Хоть полсвета обойдешь,
Лучше дома не найдешь,
Никакой на свете зверь,
Хитрый зверь, страшный зверь,
Не откроет эту дверь.
( Поросята - С.В.Михалков «три поросенка» )
VI. Задание № 5. Сказочный обед.
- Скоро сказка сказывается - не скоро дело делается. Объявляется обеденный перерыв, но не простой, а сказочный. Кто кого и в какой сказке так угощает? Кто придумал сказочный пир-обед?
Испекла каравай - рыхлый да мягкий, изукрасила узорами мудреными; по бокам города с дворцами, садами да башнями, сверху - птицы летучие, снизу - звери рыскучие.
( Василиса Премудрая - царя - Рус. нар. сказка «Царевна-лягушка»)
Наварила манной каши и размазала по тарелке: - Не обессудь, куманек, больше потчевать нечем!
( Лиса - Журавля - рус. нар. сказке «Лиса и журавль»)
- Съешь моего ржаного пирожка.
- Не стану я ржаной пирог есть!..
( Печка - девочку - рус. нар. сказка «Гуси-лебеди»)
Усадили в уголок,
Подносили пирожок,
Рюмку полну наливали,
На подносе подавали.
( Семь богатырей - Царевну - А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» )
VII. Задание № 6. Сказочное место жительство.
- Сказка вновь зовет и манит нас к себе. Давайте прогуляемся по сказочному царству-государству, зайдем в гости к сказочным героям. Кто и в какой сказке живет по этому адресу?
Перед ним изба со светелкой,
С кирпичною беленою трубою,
С дубовыми, тесовыми воротами.
( Изба старухи - А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)
В светлой горнице; кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой.
( Терем богатырей - А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» )
Остров на море лежит,
Град на острове стоит
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами;
Ель растёт перед дворцом…
( Княжество Гвидона - А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»)
Все бока его изрыты,
Частоколы в рёбра вбиты,
На хвосте сыр - бор шумит,
На спине село стоит,
Мужички на губе пашут,
Между глаз мальчишки пляшут…
( Село на спине Рыбы - кита - П.П.Ершов «Конёк - горбунок»)
VIII. Итог.