- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по литературе, 9 класс (УМК Курдюмовой)
Рабочая программа по литературе, 9 класс (УМК Курдюмовой)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Соколова Н.А. |
Дата | 11.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа д. Леваны
Фалёнского района Кировской области
«Утверждаю»
Заместитель директора школы по УВР
________ Н.Г.Краева
Учебная рабочая программа
по литературе
для 9 класса
Составила
учитель русского языка и литературы
Соколова Н.А.
Леваны -2013
Раздел I. Пояснительная записка.
1. Пояснительная записка
Данная рабочая учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
-
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утверждённый Приказом Минобразования РФ от 09.03.2004, № 1312;
-
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утверждённый Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004, № 1089;
-
Примерная государственная программа по литературе, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
-
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2010/2011 учебный год;
-
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;
-
Методическое письмо Министерством образования и науки РФ «О преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»;
-
Литература: программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. / Т.Ф. Курдюмова, Н.А. Демидова, Е.Н. Колокольцев и др.; под ред. Т.Ф. Курдюмовой. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2007. - 93 с.
Данная рабочая учебная программа является продолжением курса литературы в 5-8 классах по авторской программе Т.Ф. Курдюмовой.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Структура документа
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
-
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
-
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже - вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература. В 9 классе решаются задачи предпрофильной подготовки учащихся, закладываются основы систематического изучения историко-литературного курса.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе - изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность.
Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе - литература в духовной жизни человека, шедевры родной литературы. Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 9 класс.
Концентр 5-9 классов, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя.
Программа 9 класса рассчитана на 3 часа в неделю.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
Изучение литературы в 9 классе призвано обеспечить:
-
приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры;
-
формирование гуманистического мировоззрения учащихся;
-
развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни;
-
воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции;
-
воспитание культуры речи учащихся.
Устно:
-
Правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.
-
Устный пересказ - подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с использованием художественных особенностей текста) - небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.
-
Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя (в том числе групповая, сравнительная).
-
Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию. Подготовка сообщения, доклада, эссе, интервью на литературную тему, диалог литературных героев (на основе прочитанного).
-
Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изученных произведений (в процессе беседы, сообщений, докладов и пр.).
-
Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т. д.), каталогов.
Письменно:
-
Письменный развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с изученным.
-
Создание письменного рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика).
-
Создание небольшого письменного отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.
-
Создание письменного плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).
-
Создание письменного оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения).
-
Свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 5-9 классах.
В результате освоения обязательного минимума содержания предмета «Литература» выпускники должны:
чтение и восприятие
-
прочитать художественные произведения, предназначенные для чтения и текстуального изучения,
-
воспроизвести их конкретное содержание,
-
дать оценку героям и событиям;
чтение, истолкование и оценка
-
анализировать и оценивать произведение как художественное целое, характеризовать во взаимосвязи следующие его компоненты: тема, идея (идейный смысл), основные герои;
-
особенности композиции и сюжета, значение важнейших эпизодов (сцен) в их взаимосвязи; роль портрета, пейзажа, интерьера;
-
род и жанр произведения; особенности авторской речи и речи действующих лиц;
-
выявлять авторское отношение к изображаемому и давать произведению личностную оценку;
-
обнаруживать понимание связи изученного произведения со временем его написания;
-
объяснять сходство тематики и героев в произведениях разных писателей;
чтение и речевая деятельность
-
пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;
-
давать устный и письменный развернутый (аргументированный) ответ о произведении;
-
писать изложения на основе литературно-художественных текстов;
-
писать сочинения по изученному произведению, о его героях и нравственных вопросах, поставленных писателем, а также на жизненные темы, близкие учащимся;
-
писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с мотивировкой собственного отношения к героям и событиям;
-
выразительно читать произведения или фрагменты, в том числе выученные наизусть.
Требованиями к проверке и оценке достижения учащимися обязательного уровня подготовки по литературе таким образом должны стать:
-
обращенность любого задания (прямая или косвенная) к тексту художественного произведения; при этом предлагаются тексты произведений, разбиравшиеся в процессе обучения;
-
ориентация заданий на свободное речевое высказывание в его полной или краткой форме;
-
оценка ответов по двоичной (альтернативной) шкале: «верно» - «неверно», «достаточно» - «недостаточно»;
-
ориентация оценки на минимально допустимый уровень понимания художественного текста; при оценке ответов учащихся учитываются как различные возможные толкования содержания произведения, так и вариативность словесного выражения.
Общими показателями учебных достижений школьников в области литературного образования являются:
-
начитанность учащихся в области художественной литературы (разносторонность, систематичность, направленность чтения;
-
факторы, влияющие на выбор книг; складывающиеся читательские интересы);
-
глубина освоения идейно-художественного содержания произведения (личностный характер восприятия, широта охвата раз личных сторон содержания и формы произведения, обоснованность и самостоятельность оценки);
-
уровень овладения знаниями по литературе (умение применять важнейшие из них к анализу и оценке художественных произведений);
-
качество речевых умений и навыков, формируемых в процессе изучения литературы (овладение необходимыми для общения на уроках литературы видами речевых высказываний).
Эти показатели в тесной взаимосвязи друг с другом характеризуют основные планируемые результаты обучения литературе.
(Требования даются в соответствии с методическими рекомендациями МО РФ.)
Раздел II. Учебно-тематический план.
Содержание
Кол-во часов
Введение. Литература и ее роль в духовной жизни человека.
1
Из древнерусской литературы.
3
Из литературы XVIII века.
12
Из литературы XIX века.
59
Из литературы XX века.
25
Из зарубежной литературы.
3
Систематизация и контроль
2
ИТОГО
102
Календарно-тематическое планирование
№ ур
Тема
Тип урока
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки учащихся
Виды контроля
Нагляд-
ность, ИКТ
Сроки проведения
План
Факт
1
Литература и её роль в духовной жизни человека.
комбинир
Роль художественной литературы в духовной жизни России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, её гуманизм, гражданский и патриотический пафос.
Шедевры родной литературы в судьбах отечественной культуры.
Формирование потребности в общении с искусством.
Знать: образную природу словесного искусства, роль литературы в общественной и культурной жизни, особенности литературного процесса; понимать: историю литературы как совокупность произведений народа; связь литературы с общественной и культурной жизнью данной эпохи, наличие и развитие в литературе определённых традиций; уметь: аргументированно отвечать на вопросы, строить монологическое высказывание
Ответ на вопрос: «Согласны ли вы с мнением В.О. Ключевского, что «литература даёт понимание себя»?» Чтение вступительной статьи учебника
Иллюстрации к различным видам искусств
3.09
2
Литература Древней Руси. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве».
комбинир
Истоки и начало древнерусской литературы. Патриотический пафос и поучительный характер древнерусской литературы. Богатство жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение). Связь с фольклором.
Знать: истоки древнерусской литературы, жанры древнерусской литературы; основные периоды развития русской литературы; понимать: самобытный характер древнерусской литературы, зависимость литературы от исторического процесса; уметь: аргументированно отвечать на вопросы, строить монологическое высказывание, составлять хронологическую таблицу
Составление хронологи-
ческой таблицы «Основные периоды развития русской литературы».
Иллюстрации к произведе
нию, репродук
ции картин Васнецова
презента
ция
5.09
3
«Слово о полку Игореве»- высокопатриотическое и высокохудожественное произведение
комбинир
«Слово о полку Игореве». Высокопоэтическое патриотическое произведение - первое произведение национальной классики. Открытие «Слова...», его издание и изучение. Вопрос о времени создания и авторстве. Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция. Переводы и переложения произведения. «Слово...» и фольклорная традиция. Символика «Слова...», своеобразие авторского стиля.
Знать: историческую основу «Слова…», историю его открытия, содержание, жанр и композицию произведения; нравственно-патриотическую идею «Слова»; авторов поэтических переводов и переложений памятника, понимать: жанровые особенности «Слова...»; в чём заключается патриотизм произведения, значение «Слова» для литературы последующих веков; уметь: строить монологическое высказывание, составлять план прочитанного, выделять смысловые части, сопоставлять летописные источники с текстом произведения; формулировать идею произведения; выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения,
Составление плана «Слова о полку Игореве». Сопоставление с летописными источниками
Иллюстрации В.Серова, И.Билибина, гравюры В.Фаворского, картины В.Васнецова
презентация
7.09
4
Поэтическое искусство «Слова», связь с фольклором. Система образов.
комбинир
«Слово о полку Игореве». Образы русских князей. Характер князя Игоря. «Золотое слово» Святослава
Ярославна как идеальный образ русской женщины.
Знать: приёмы создания характеров героев, художественные средства выразительности; своеобразие авторского стиля; понимать: особенности воплощения автором образов князей, уметь: строить монологическое высказывание, характеризовать героя произведения, определять роль художественных средств выразитель-
ности для создания образа и выражения основной идеи произведения
Составление характеристик героев.
Ответ на вопрос: «Какова роль образа Ярославны в раскрытии идеи «Слова...»?»
Иллюстрации к произведе
нию
презентация
10.09
5
Общая характеристика русской литературы ХУ111 в.Классицизм.
комбинир
Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Нравственно-воспитательный пафос литературы.. Основные каноны классицизма. Классицизм в русском искусстве.
Знать: признаки классицизма, особенности эпохи Просвещения, историческую обстановку, общую характеристику литературы 18 в.; понимать: роль литературы 18 века в последующем развитии культурных традиций; уметь: сопоставлять исторические факты и литературные традиции; самостоятельно строить устное высказывание с опорой на критическую литературу
Ответ на вопрос: «Зачем современному читателю нужны знания о духовной жизни людей 18 века?» Работа со статьёй учебника «Русская литература 18 века»
Репродук
ции картин художников-классицис
тов
презентация
12.09
6-7
М.В. Ломоносов. Учёный, поэт, реформатор русского литературного языка.
комбинир
Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха. Особенности творчества. Прославление родины, мира, науки и просвещения в художественных произведениях поэта. Жанр оды. «Вечернее размышление». Особенности содержания и формы произведения. «Ода на день восшествия». Прославление Родины, мира, науки и просвещения
Знать: факты жизни и творчества Ломоносова, характерные особенности оды как жанра лирической поэзии; понимать: вклад Ломоносова в реформирование русского языка, идейно-художественный смысл оды, восторженное отношение к тайнам природы; уметь: выразительно читать, выявлять авторскую позицию, строить письменное высказывание; определять смысловые части оды, выявлять композицию текста, находить метафоры, находить черты классицизма в тексте.
Найти в оде черты классицизма
Портрет писателя, портрет императри
цы Елизаветы
Презента
ция
14.09
17.09
8-9
Г.Р.Державин - поэт-философ.
«Властителям и судиям»,
«Памятник»
Ода «Фелица»
комбинир
Сочетание в произведениях Державина начал классицизма и новаторских черт. Новое в жанре оды: сочетание вымышленного и обыденного.Жанры лирики. Философская проблематика произведений. Идеи просвещения и гуманизма. Взгляд Державина на роль поэта и поэзии в стихотворении «Памятник».
Знать: факты жизни и творчества Державина, черты классицизма, новаторство поэзии Державина; понимать: особенности поэзии Державина, в чём он отходит от канонов классицизма, какую роль отводит поэту и поэзии; уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст; определять место стихотворения в творчестве поэта; понять мировоззрение автора, его взгляд на роль поэта и назначение поэзии
Ответ на вопросы: «Прав ли Державин, считая, что «памятник себе воздвиг чудесный, вечный»? «Какова, по мнению Державина, роль поэта и поэзии в обществе»?
Портрет писателя
Презентация
19.09
21.09
10
11
Д.И.Фонвизин Слово о писателе. «Недоросль». Герои комедии
комбинир
Жизнь и творчество (обзор). Создание «Недоросля». Сатирическая направленность комедии. Герои и события комедии. Значащие фамилии. Основной конфликт комедии.
Классицизм в драматическом произведении
Знать: автора, факты его жизни и творческой деятельности, его место в развитии драматургии, театра, сюжет комедии; уметь: объяснять основной конфликт, находить в пьесе черты классицизма, обосновывать основную идею комедии
Ответ на вопрос: «Почему новая русская литература началась, по словам В.Г. Белинского,
«с сатир - плода осеннего, а не с одного плода весеннего»?
Презентация
24.09
26.09
12
Проблемы гражданственности, образования, воспитания в пьесе
комбинир
Реалистические черты характеров. Идеал гражданина в рассуждениях Стародума и Правдина. Идеал человеческого достоинства, гражданского служения Родине.
Проблема воспитания и идея гражданского служения в пьесе. Госпожа Простакова и ее представления о жизни. Идея возмездия за безнравственность.
Бессмертие комедии Фонвизина
Уметь: анализировать текст, называть персонажей, выражающих авторскую оценку, объяснять как каждый из них оказывается в поместье Простаковой; давать характеристику героям, определяя особенности речи «положительных»
персонажей, оценивать новый просветительский взгляд писателя на человека
Ответ на вопрос: «Как складывается судьба главных героев?»
Презентация
28.09
13
Контрольная работа по комедии Д.И.Фовизина «Недоросль» (по системе ГИА)
контроль
Систематизация изученного материала.
Знать: содержание комедии «Недоросль», художественные особенности комедии
Уметь: анализировать текст, давать характеристику героев, отбирать материал по теме
тест
1.10
14
Понятие о сентиментализме Н.М.Карамзин - писатель и историк.
комбинир
Сентиментализм. Слово о писателе. Лирика и проза Карамзина. Карамзин - историк.
Знать: основные факты жизни писателя, понимать: особенности сентиментализма как художественного направления и особенности русского сентиментализма, отражение его в творчестве Карамзина; уметь: строить монологические высказывания, составлять сравнительную таблицу
Составление сравнительной таблицы «Классицизм и сентиментализм».
Портрет писателя, иллюстра
ции к произведе
нию
презентация
3.10
15
Повесть «Бедная Лиза». Утверждение общечелове-
ческих ценностей.
комбинир
«Бедная Лиза» как произведение русского сентиментализма. Конфликт между любовным чувством и нравственными традициями. Образы Лизы и Эраста. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Отражение многообразия человеческих чувств, новое в освоении темы «человек и природа». Язык повести.
Знать: содержание повести «Бедная Лиза», признаки сентиментализма; понимать: проблематику произведения, роль пейзажа и рассказчика в повести «Бедная Лиза»; как решается в произведении конфликт долга и чувства; уметь: строить монологические высказывания; давать характеристику герою, комментировать текст художественного произведения, определять роль художественных элементов в развитии сюжета, отношение автора к изображаемому, выявлять и объяснять позицию автора
Найти в повести черты сентимента-
лизма Характеристи-
ка героев по плану
Иллюстрации к произведе
нию
презентация
5.10
16
Р.Р.Литератур-ная игра по теме «Литература ХУ111 в!
Развитие речи, контроль
Произведения ХУ111 века.
Уметь: отбирать материал по теме, ориентироваться в изученном материале; строить высказывание по заданной теме
презентация
8.10
17
Золотой век русской поэзии. Романтизм как литературное направление.
комбинир
Расцвет русской поэзии. Влияние поворотных событий русской истории (Отечественная война 1812 года, восстание декабристов, отмена крепостного права) на русскую литературу. Общественный и гуманистический пафос русской литературы XIX века. Осмысление русской литературой ценностей европейской и мировой культуры. Воплощение в литературе романтических ценностей. Формирование представлений о национальной самобытности. Мировое значение русской литературы. Интерес русских писателей к проблеме народа. Многообразие реалистических тенденций. Историзм и психологизм в литературе. Нравственные и философские искания русских писателей. Роль литературы в формировании русского языка.
Знать: общую характеристику развития русской литературы, оличительные черты романтизма и реализма, центральные темы русской литературы; понимать: национальную самобытность русской литературы; уметь: развёрнуто обосновывать суждения; прослеживать темы русской литературы в их исторических изменениях; делать выводы; давать определение романтизму
Составление тезисов лекции учителя
Романтичес-
кий пейзаж в живописи, музыка композиторов-романтиков
презентация
10.10
18-19
Очерк жизни и творчества В.А.Жуковс-
кого. Элегии и баллады. Стихотворения
комбинир
Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Романтический пейзаж. Конфликт романтического героя с миром. Черты романтизма в лирике В.А. Жуковского. Тема человека и природы. Возможности поэтического языка. Отношение романтика к слову. Жанр баллады в творчестве Жуковского. «Светлана» - пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народ-
ного духа и христианской веры. Пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам
Знать: факты жизни и творчества В.А. Жуковского; жанровые особенности баллады, сюжет произведения; понимать: поэтический текст; символический смысл стихотворений; романтический характер баллады «Светлана»; уметь: выразительно читать стихотворения, выборочно пересказывать текст, 9ргументировано выражать свою точку зрения; находить в тексте стихотворения черты романтизма; воспринимать и анализировать художественный текст; приводить доказательства; видеть авторскую модель мира и прослеживать по тексту, как рождается художественный образ.
Ответ на вопросы: «Какие черты свидетельст-
вуют о принадлеж-
ности произведений Жуковского к романтизму»? «Какие народные черты воплощены в образе героини баллады «Светлана»?
Портрет
писателя, репродукция картины Айвазовского «Девятый
вал»,
иллюстрации
к балладе «Светлана»
презентация
12.10
13.10
20
А.Н.Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор). Обличительный пафос.
комбинир
Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы .Зарождение в литературе антикрепостничес-
кой направленности. Жанр путешествия как форма панорамного изображения русской жизни. Отражение в «Путешествии...» просветительских взглядов автора. Быт и нравы крепостнической России в книге Радищева, её гражданский антикрепостничес-
кий пафос. Черты классицизма.
Знать: просветительские взгляды Радищева; особенности жанра путешествия, особенности классицизма; понимать: особенности стиля Радищева, антикрепостническую направленность произведения; уметь: строить высказывание, определять тему, идею, выявлять авторскую позицию, особенности произведения
Ответ на вопрос: «Почему автор избрал жанр путешествия»?
Портрет писателя, иллюстрации к произведе-
нию, картины передвиж-
ников
презентация
21
Романтическая лирика Х1Х в. Поэты пушкинской поры.
Вн.чт
Поэты пушкинской поры.
Стихи К.Ф.Рылеева, К.Н.Батюшкова, Е.А.
Баратынского
Знать: факты жизни и творчества Рылеева, Батюшкова, Баратынского; понимать: зависимость содержания стихотворений и особенностей поэтического языка от социально-культурной среды; философскую проблематику стихов; уметь: строить монологическое высказывание, выразительно читать стихотворения, анализировать их
Презентация литературных газет по творчеству Рылеева, Батюшкова, Баратынского.
презентация
17.10
22
Реализм АС. Грибоедова: личность и судьба драматурга
комбинир
Жизнь и творчество драматурга. История создания комедии «Горе от ума».
Знать: основные факты жизни и творчества А.С. Грибоедова, историю создания комедии «Горе от ума»; понимать: в чём заключается неповто-
римое своеобразие личности А.С. Грибоедова; уметь: составлять хронологическую таблицу по материалам лекции, оценивать идейные искания Грибоедова в контексте эпохи.
Составление хронологичес-
кой таблицы по материалам лекции учителя
Портрет писателя
презентация
19.10
23
-
24
«Век нынешний и век минувший» в комедии.
Обучение анализу эпизода драматического произведения (сцена бала)
Развитие речи
Особенности развития комедийной интриги. Система образов. Герои и их судьбы.Анализ диалога Чацкого и Софьи, Чацкого и Молчалина, сцены бала по плану.
Знать: содержание фрагмента, особенности композиционного строения эпизода; понимать: роль эпизода в идейном содержании произведения; позицию автора и её отражение в тексте; уметь: комментировать эпизод; анализировать и интерпретировать текст с учётом авторской позиции; строить письменное высказывание; обосновывать собственную точку зрения
Анализ диалога Чацкого и Софьи, Чацкого и Молчалина, сцены бала по плану. Сопоставите-
льный анализ монологов.
Фрагменты аудиозаписи
презентация
20.10
24.10
25- 26
Чацкий в системе образов комедии.
Смысл названия комедии. Проблема жанра.
комбинир
Чацкий и фамусовская Москва. «Открытость» финала пьесы, его нравственно-философское звучание Проблема ума в комедии. Смысл названия.
Новаторство драматурга. Черты классицизма и романтизма, жанровое своеобразие, язык.
Знать: текст комедии; определение развязки действия, открытого финала; суть общественного конфликта; понимать: нравственно-философское звучание комедии; историческую истину конфликта, его причины и неизбежность; смысл названия комедии; уметь: объяснять понятие открытого финала, его нравственно-философское звучание, смысл названия.
Продолжить составление таблицы эпитетов, характеризу-
ющих персонажей.
Иллюстрации к произведе
нию
презентация
26.10
27.10
27
. Нравственный конфликт в комедии
комбинир
Содержание комедии. Сатирическое изображение жизни и нравов московского дворянства. Своеобразие конфликта.
Уметь: анализировать драматическое произведение; отбирать материал по данному вопросу. Давать социально-психологическую характеристику герою.
Характеристика героя по плану
презентация
7.11
28
И.А. Гончаров «Мильон терзаний».
комбинир
Пьеса в восприятии критики.Русская классическая литература в оценке русских критиков (И.А. Гончаров об А.С. Грибоедове. «Мильон терзаний»). Анализ комедии в критическом этюде И.А. Гончарова. Сценическая жизнь комедии.
Знать: текст статьи Гончарова; понимать: концепцию критической статьи; уметь: работать с разными источниками информации, строить развёрнутые монологические высказывания; составлять план статьи учебника; обосновывать суждения и приводить доказательства; работать с текстом критической статьи, определяя её концепцию; составлять тезисный план и конспект статьи
Составление конспекта статьи
Портрет Гончарова
презентация
9.11
29
Сочинение по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
Развитие речи
Знать: особенности конфликта комедии, философскую проблематику пьесы; понимать: личную драму Чацкого в единстве с идейным столкновением героя и фамусовского общества; уметь: строить письменное высказывание по заданной теме; редактировать текст сочинения; определять собственное отношение к персонажам
10.11
30
А.С.Пушкин: жизнь и судьба поэта в восприятии современного читателя
комбинир
А.С. Пушкин как родоночальник новой русской литературы. Творческий путь А.С. Пушкина. Основные этапы: годы ссылки, Болдинская осень 1830.
Стихотворения Пушкина разных лет.
Знать: основные этапы жизненного и творческого пути А.С. Пушкина; особенности эпохи, понимать: значение Пушкина для русской культуры; уметь: строить высказывание, пересказывать текст, отбирать необходимый материал для составления летописи жизни и творчества поэта; развёрнуто обосновывать суждения
Составление летописи жизни и творчества поэта
Портреты
поэта
работы Тропинина, Кипренского, Линёва, картины
Н.Ге,
И.Е. Репина
презентация
14.11
31
Свободолюбивая лирика Пушкина
комбинир
«Чувства добрые» как нравственная основа пушкинской лирики. Воплощение темы свободы на разных этапах творчества. Образно-стилистическое богатство стихотворений «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю».
Знать: как воплощена в стихах А.С.Пушкина тема свободы; понимать: идейно-художественное своеобразие вольнолюбивой лирики А.С. Пушкина; особенности жанра стихотворений; уметь: выразительно читать стихотворения, в том числе наизусть
Построение высказывания «Почему так важна тема свободы в лирике поэта?»
Иллюстрации к произведе-
ниям
презентация
16.11
32
Тема поэта поэзии в лирике А.С, Пушкина.
комбинир
Сущность творчества, тема поэта и поэзии. Раздумья поэта о смысле жизни, поэзии. Философско-эстетические раздумья поэта в стихотворении «Памятник», вечность идеи, отражённая в нём.
Знать: как воплощена в стихах А.С.Пушкина тема поэта и поэзии; понимать: идейно-художественное своеобразие философской лирики А.С. Пушкина; уметь: выразительно читать стихотворения, в том числе наизусть
Построение высказывания «Почему так важна философская тема в лирике поэта?»
Иллюстрации к произведе-ниям
презентация
17.11
33
Тема любви и дружбы в лирике Пушкина
комбинир
Дружба и друзья в лирике Пушкина разных лет. Дружба в лирике Пушкина. Особые формы метафоризации стихотворений о любви. «Чувства добрые» как
нравственная основа пушкинской
лирики. Образно-стилистическое
богатство поэзии Пушкина Одухотворённость, чистота чувства
любви в стихотворениях Пушкина. Адресаты лирики.
Знать: адресатов любовной лирики, посвящённые им стихи; понимать: образно-стилистическое богатство лирики Пушкина, уметь: соотносить этапы жизненного пути и творчество, анализировать стихотворения, свёртывать информацию различными способами
Краткая запись сообщений учащихся об адресатах любовной лирики Пушкина.
Портреты
адресатов
любовной
лирики
Пушкина
презентация
21.11
34
Философская лирика А.С.Пушкина
комбинир
Оптимизм философской лирики Пушкина. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного.
Знать: признаки романтизма как художественного направления, жанровые признаки, проблематику, содержание, время и место создания поэмы;
понимать: идейно-художественное своеобразие произведения; уметь: выражать отношение к прочитанному; составлять сравнительную характеристику героев; находить признаки романтизма в поэме; давать сопоставительную характеристику
Иллюстрации к произве-
дению
презентация
23.11
35
Р.Р.Обучение анализу лирического стихотворения: восприятие, истолкование, оценка
комбинир
Основные этапы анализа лирического стихотворения: А.Пушкин «На холмах Грузии»
Знать: основные этапы анализа лирического стихотворения, творческая история стихотворения.
Уметь: анализировать лирическое стихотворение по плану; составлять опорную запись, составлять связный ответ с использованием опорной записи.
Составить устный связный ответ по опорной записи
презентация
24.11
36
Роман «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа.
комбинир
«Евгений Онегин» - роман в стихах. Своеобразие жанра и композиции романа в стихах. Творческая история произведения. Онегинская строфа.
Знать: творческую историю романа; что такое роман в стихах; реализм как литературное направление; содержа-
ние романа; понимать: жанровые особенности романа в стихах; уметь: выразительно читать, строить устные высказывания
Составить краткую запись статьи учебника
Иллюстрации к произведе-
нию
презентация
28.11
37
«Кто он такой?» Знакомство с Онегиным.
комбинир
Сюжет романа.
Знать: лирические отступления, тематику лирических отступлении; уметь: выявлять авторское отношение к героям; различать образ автора как героя произведения и автора как создателя романа, оценивать роль лирических отступлений в понимании смысла романа; сравнивать идеи, размышления автора в лирических отступлениях с основными проблемами его философской лирики.
Ответ на вопрос: «Почему без анализа лирических отступлений нельзя понять смысл романа»?
Иллюстрации к произведе-
нию
презентация
30.11
38
Татьяна Лари-
на - нравствен-
ный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга
комбинир
Татьяна и Ольга. Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем
Знать: авторское отношение к Татьяне, Ольге; понимать: почему Татьяна является «милым идеалом» Пушкина
Анализ двух писем
Иллюстрации к произведе-
нию
презентация
1.12
39
Судьба Ленского
Онегин и Ленский
комбинир
Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Нравственно-философская проблематика произведения. Татьяна как «милый идеал» Пушкина. Тема любви и долга в романе. Проблема финала. Реализм и энциклопедизм романа
Знать: какое воплощение нашел тип «лишнего человека» в отечественной литературе; понимать: нравственно-философскую проблематику романа; уметь: давать характеристику героев, развёрнуто обосновывать суждения; сопоставлять персонажей; выявлять типическое и индивидуальное в судьбе героя
Сопоставительная характеристика Онегина и Ленского
Иллюстрации к произведе-
нию
презентация
5.12
40
Под влиянием каких событий изменился Онегин?
комбинир
Трагические итоги жизненного пути. Онегин как тип лишнего человека в русской литературе.
Знать: что такое тип «лишнего человека»; понимать причины «хандры» героя; события, повлиявшие на изменение героя
Уметь: давать оценку поступкам героя, отбирать материал для ответа на вопрос, составлять цитатный план
Ответ на вопрос
презентация
7.12
41
«Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа.
комбинир
«Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа
Русская классическая литература в оценке русских критиков (В.Г.Белинский о Пушкине)
Знать: смысл финала романа; смысл сопоставления героев; в чём заключается реализм и энциклопедизм романа; оценку романа и основных образов Белинским; отрывки наизусть;, уметь: определять собственное отношение к героям
давать оценку характеров героев, используя критическую статью В.Г. Белинского; развёрнуто обосновывать суждения на основе критической статьи
Согласны ли вы с мнением Ф.М. Достоевского, считавшего, что Пушкину можно было бы назвать роман «именем Татьяны, а не Онегина, ибо бесспорно она главная героиня»?
Конспектиро-
вание статьи.
Иллюстрации к произведе-
нию
презентация
8.12
42
В.Г.Белинский о Пушкине.
комбинир
Русская классическая литература в оценке русских критиков (В.Г.Белинский о Пушкине)
Знать: оценку романа и основных образов Белинским; отрывки наизусть; уметь: давать оценку характеров героев, используя критическую статью В.Г. Белинского; развёрнуто обосновывать суждения на основе критической статьи В.Г.Белинского
Конспектиро-
вание статьи.
Иллюстрации к произведе-
ниям
презентация
12.12
43
М.Ю.Лермонтов: личность, судьба, эпоха.
комбинир
Жизнь и творчество поэта. Лермонтовский Кавказ. Трагичность судьбы поэта. Поиск своего места в поэзии.Эпоха безвременья в его творчестве. Стихотворение «Смерть поэта» как гражданский подвиг М.Ю. Лермонтова .Поэт и его поколение. Раздумья Лермон-
това о поколении в стихотворениях «Дума», «Предсказание»
Знать: основные факты биографии Лермонтова,; понятия: мотив, лирический герои, романтизм, скептицизм; время создания стихотворении, художественное своеобразие, жанровые особенности; тексты стихотворении Лермонтова; понимать: идейный смысл стихов; уметь: выразительно читать стихотворения, развёрнуто обосновывать суждения; выявлять место стихотворения в творчестве поэта, , оценивать идейно-художественные искания поэта в контексте эпохи; выявлять чувства и настроения лирического героя, интерпретировать стихотворение в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний, выразитель-
но читать стихотворения наизусть, искать нужную информацию в источниках различ-
ного типа.
Тезисный план
лекции и
выступлений
учащихся
автопортрет
Лермонтова
презентация
14.12
44
Темы лермонтовской лирики. Образ поэта-пророка.
Комбинир
Тема поэта и поэзии в лирике. Раздумья поэта о счастье служения людям и человеческой неблагодарности. Невозможность достижения идеала. «Пророк». Развитие в творчестве Лермонтова пушкинских традиций. Два «Пророка» как отражение двух периодов исторического развития России
Знать: историю создания и библейскую основу стихотворения «Пророк»; уметь: давать историко-культурный и биографический комментарий стихотворений
Согласны ли вы с утверждением, что лермон-
товский «Пророк» начинается там, где пушкинский «Пророк» заканчивался?
презентация
15.12
45
Образ России в лирике Лермонтова.
комбинир
Раздумья Лермонтова о судьбе России. «Родина», «Молитва» («Я, Матерь Божия…») Лирический герой его поэзии. Жанр лирического раздумья о родине в творчестве Лермонтова
Уметь: анализировать стихотворение по плану
Анализ стихотворения
Иллюстрации к произведе-
ниям
презентация
19.12
46
Мотивы вольности и одиночества в лирике.
комбинир
Основные мотивы лирики: пафос вольности, чувство одиночества, жажда гармонии в стихотворениях. Философский смысл стихотворения «Пленный рыцарь». Особенности метафоры. Символика в стихах поэта.
Знать: основные мотивы лирики; понимать :художественные особенности стихотворений; уметь: строить высказывания; сопоставлять творческие манеры А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова; понимать: роль поэтической интона-ции, жанровые особенности; уметь: приводить доказательства собственной точки зрения
Ответ на вопрос: «Почему мотив одиночества стал основным в лирике поэта»?
Иллюстрации к произведе-
ниям
презентация
21.12
47
Подготовка к сочинению «Судьба поколения 1830-х годов в лирике М.Лермонтова
Развитие речи
Стихотворения Лермонтова по теме «Судьба поколения 1830-х»: «Дума», «Как часто пёстрою толпою окружён», «Бородино»
Уметь: анализировать стихотворения по теме;
Сочинение по теме «Судьба поколения 1830-х в лирике Лермонтова»
22.12
48
Тема любви в лирике Лермонтова.
комбинир
Грустный колорит любовной лирики М.Лермонтова. Адресаты любовной лирики Лермонтова и послания к ним
Знать: адресатов любовной лирики; способы выражения любовного чувства; отличие пушкинского взгляда на проблему от взгляда Лермонтова
Составление краткой записи по сообщениям учащихся
Иллюстрации к произведе-
ниям, портреты.
презентация
26.12
49
Роман «Герой нашего време-
ни» - первый психологичес-
кий роман в русской литературе.
комбинир
Обзор содержания. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Особенности композиции
Знать: теоретические понятия: роман, психологический роман, особенности композиции романа, проблематику и содержание рома-
на , признаки романтического сюжета
Викторина «О каком герое идет речь?»
Как идейный замсел романа определил особенности жанра и композицию романа?
Иллюстрации к произведению
Фрагменты фильма
презентация
28.12
50
Печорин - портрет поколения
комбинир
Образ «героя времени». Развитие образа Печорина в романе. Психологический портрет главного героя как способ раскрытия «внутреннего человека». Загадки образа Печорина в повести «Бэла». Печорин и «ундина»..
Понимать: способы создания психологического портрета и создания образа главного героя через самооценку; философскую концепцию романа; уметь: анализировать повести с учётом особенностей художественного метода Лермонтова; на основе текста давать характеристику герою; раскрывать «историю души человеческой», оценивая внутреннюю жизнь главного героя, время, которое он собой олицетворяет; аргументировать выводы, приводя цитаты из текста
Ответ на вопрос: «Почему Печорин сделался «нравствен-
ным калекой»?
Фрагменты фильма
презентация
29.12
51
Р.Р.Обучение анализу эпизода (по главе «Тамань»)
Развитие речи
Печорин. Сюжет и герои повести. Романтическое и реалистическое начала в повести. Художественное совершенство языка повести. Обучение основным этапам анализа художественного текста
Уметь: анализировать эпизод по плану; связывать свои наблюдения с темой, идеей произведения, авторским мировоззрением и мастерством
Ответ по развёрнутому плану «Роль главы «Тамань» в романе «Герой нашего времени»
презентация
12.01
52
Печорин в системе образов романа.
комбинир
Углубление образа главного героя романа в повестях «Тамань», «Княжна Мэри», «Фаталист»
Печорин в системе мужских образов романа. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий.
Печорин в системе женских образов. Печорин и Мери. Печорин и Вера Журнал Печорина как средство самораскрытия героя.
Понимать: способы создания психологического портрета и создания образа главного героя через самооценку; философскую концепцию романа; уметь: анализировать повести с учётом особенностей художественного метода Лермонтова; на основе текста давать характеристику герою; раскрывать «историю души человеческой», оценивая внутреннюю жизнь главного героя, время, которое он собой олицетворяет; аргументировать выводы, приводя цитаты из текста
Выборочный пересказ глав
Ответ на вопрос: «Какую роль играет любовь в жизни Печорина?»
Фрагменты фильма
презентация
16.01
53
Зачёт по творчеству Лермонтова
комбинир
Философское осмысление проблематики творчества Лермонтова
Уметь: самостоятельно анализировать текст, создавать собственное высказывание, оценивать героев и события, подкреплять свои выводы цитатами
Написание эссе
тест
презентация
18.01
54
Н.В.Гоголь: страницы жизни и творчества
комбинир
Жизнь и творчество Н. В. Гоголя
(обзор). Первые творческие успехи. Проблематика и поэтика первых сборников Гоголя.
Знать: основные факты жизненного и творческого пути; уметь: оценивать идейно-художественные искания писателя
Составление хронологической таблицы жизни и творчества Гоголя
портреты Гоголя
презентация
19.01
55
Образ «маленького человека» в произведениях Гоголя
комбинир
Н.В. Гоголь и Петербург. Проблема личности и общества.
Повесть «Шинель». Жизненные источники повести. Тема «маленького человека». Мечта и действительность. Авторское отношение к герою и событиям
Знать: обстоятельства жизни Н.В. Гоголя в Петербурге в 30-е годы, творческую историю повести, её сюжет;
уметь оценивать интонации рассказчика при обрисовке взрослого человека, чиновника, «вечного титулярного советника» в начале повести, изменение стиля повествования от комического до патетического, приводить примеры, анализировать речь персонажей выразительно читать по ролям,
Сопоставить канцелярский анекдот о бедном чиновнике с повестью: каковы черты сходства и отличия в сюжете анекдота и повести?
презентация
23.01
56
Поэма «Мертвые души». История создания, особенности жанра и композиции
комбинир
«Мёртвые души». Замысел и композиция поэмы.. Поэма о величии России. Единство повествовательного и лирического начал в поэме, написанной прозой. Причины незавершенности поэмы. Эволюция образа автора - от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках В.Г. Белинского. Ответ Н.В. Гоголя на критику В.Г. Белинского.
Знать: историю создания поэмы, причины незавершённости поэмы; первоначальный замысел Гоголя и его дальнейшую эволюцию, текст поэмы, критическую оценку поэмы В.Г. Белинским; понимать: особен-
ности жанра, художественного осмысления действительности, реалистической манеры писателя, как происходит эволюция автора -от сатирика к пророку, темы лирических отступлений; текст финала поэмы,; идейно-художественное звучание образа птицы-тройки
Тест на знание текста поэмы. Ответить на вопрос: «Как изменился замысел поэмы в процессе работы писателя»?
Иллюстрации к произведе
нию
презентация
25.01
57
Система образов
Способы и приёмы типизации.
комбинир
Система образов. Образы помещиков. Приёмы создания образа. Авторская концепция омертвления души. Образы Манилова и Коробочки. Эволюция Плюшкина в замысле поэмы. Мёртвые и живые души. Роль лирических отступлений.
Знать: способы создания образов помещиков; уметь: давать обобщающую характеристику чиновникам , развёрнуто обосновывать суждения; выявлять особенности авторского стиля и приёмы сатирического изображения действительности, определять темы лирических отступлений, выявлять проблематику, авторскую позицию, давать развёрнутый ответ на вопрос, ссылаясь на текст финала поэмы; включать в ответ цитаты из художественного текста.
Ответ на вопрос: «Почему Гоголь не боится однообразия, выстраивая изображение помещиков по одной и той же схеме»?
Иллюстрации к произведе
нию
презентация
26.01
58
Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой.
комбинир
Чичиков - «приобретатель», новый герой эпохи. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова в замысле поэмы.
Сатирический взгляд на события и героев.
Знать: путь Чичикова - нового героя эпохи; понимать: роль Чичикова в замысле поэмы; способы создания образа Чичикова, приём зоологизации; смысл вставной «Повести о капитане Копейкине»; уметь: составлять характеристику литературного персонажа; развёрнуто обосновывать суждения; выявлять типические черты характера героя
Ответить на вопросы: почему Гоголь использует приём «отсроченного» объяснения поступ-ков и характера героя; что в личности Чичикова позволяет предполагать перспективу душевного возрождения героя?
рисунок А. Боклевского «Чичиков»
презентация
30.01
59
Классное сочинение по творчеству Гоголя.
Развитие речи
Деталь как средство создания образов героев «Мёртвых душ». Приёмы создания образов помещиков. Приёмы типизации. Детали пейзажа, портрета, интерьера
Уметь: самостоятельно анализировать текст, создавать собственное высказывание, раскрывать тему сочинения, его идею, оценивать героев и события, подкреплять свои выводы цитатами
Написание сочинения
1.02
60
Ф.И.Тютчев. Основные мотивы лирики.
Комбин.
Жизнь и творчество Ф. Тютчева. Лирика природы. Тютчев о поэте, о любви. Философские миниатюры. Раздумья поэта о смысле человеческого бытия Художественное своеобразие поэзии Тютчева.
Знать: основные этапы творческой биографии и мотивы лирики Ф.И. Тютчева.
уметь: анализировать стихотворения, выразительно читать его, соблюдая нормы литературного произношения
Запись тезисов лекции учителя о творческом пути Тютчева, Выразитель-
ное чтение стихотворе-
ний
Портрет поэта
2.02
61
Н.А.Некрасов. Тема народного страдания в лирике
Комбин.
Жизнь и творчество Н.А. Некрасова (обзор). Лиризм, искренность чувств, сатирическая направленность поэзии. Гражданские мотивы лирики. Народность.
Знать: основные этапы творческого пути Н.А. Некрасова.
Уметь систематизировать материал
Составление конспекта
Портрет поэта
6.02
62
Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
комбинир
История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие поэмы, её фольклорная основа. Русская жизнь в изображении Некрасова. Система образов поэмы. Особенности стиля Некрасова.
Знать творческую историю поэмы; понимать особенности жанра, композиции, проблематики.
Уметь анализировать и комментировать текст поэмы Н.А. Некрасова
Комментиро-
ванное чтение пролога
презентация
8.02
63
ИС.Тургенев: личность, судьба, творчество.
Лек-
ция
И. С. Тургенев. Жизнь и творчество Позиция Тургенева в общественно-политической борьбе 50-60 гг. «Первая любовь» и её место в русской литературе.
Знать: основные факты биографии Тургенева, произведения писателя; понимать: особенности авторского стиля; эстетические и этические принципы, психологизм произведений; уметь: соотносить факты биографии, эстетические и этические взгляды писателя с его творчеством.
Сочинение-миниатюра «Каким я представляю себе Тургенева?»
Портрет писателя, иллюст-
рации к произве-
дению
презентация
9.02
64
«Первая любовь». Образ героя-повествователя.
комбинир
«Первая любовь» - любимая повесть Тургенева. Сюжет повести и герои. История любви как основа сюжета. Образ героя-повествователя. Роль снов в сюжете. Нравственная проблематика в повести.
Знать: сюжет повести, понятие «герой-повествователь»
Уметь: отбирать материал для анализа, делать аналитический пересказ; давать характеристику герою
презентация
13.02
65
Идейный замысел повести. Анализ эпизода
комбинир
Идейный замысел повести. Стиль писателя. Роль пейзажа в художественном произведении; Мастерство пейзажной зарисовки. Роль главы Х11 в повести «Первая любовь».
Уметь: анализировать эпизод; составить план анализа главы (эпизода);
15.02
66
А.Н.Островский. Слово о драматурге. Пьеса «Бедность не порок»
комбинир
Слово о писателе. Имена и фамилии в пьесах Островского
«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Особенности сюжета.
Знать: основные факты жизненного и творческого пути драматурга; значение Островского для русского театра
Ответ на вопрос:.
портрет писателя работы художника В.Перова
презентация
16.02
67
Основной конфликт комедии.
комбинир
Комедия как жанр драматургии. Любим Торцов - главный герой пьесы. Любовь в патриархальном мире и её влияние на героев пьесы. Любовь Гордеевна и приказчик Митя - положительные герои пьесы. Победа любви - воскрешение патриархальности, торжество истины, благодати, красоты.
Знать: текст пьесы «Бедность не порок»; понимать: основной конфликт пьесы, условный язык драмы; уметь: выразительно читать диалоги; характеризовать персонажей драматического произведения, высказывать и доказывать свою точку зрения
Ответить на вопросы: «Почему Гордей Карпыч хочет единственную дочь выдать замуж за Коршунова; что им движет, каковы мотивы его поступков»?
Иллюстрации к произведе
нию
20.02
68
Л.Н.Толстой Слово о писателе. Автобиографическая трилогия.
Вн. чт.
Слово о писателе. Обзор содержания автобиографичес-кой трилогии. Формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей средой и собственными недостатками и его преодоление. Особенности поэтики Л.Н. Толстого в повести «Юность»: психологизм, роль внутреннего монолога в раскрытии души героя
Знать: основные факты жизни Толстого, особенности его мировоззрения, текст повести; понимать: проблематику произведения, особенности творческой манеры писателя; уметь: анализировать произведение с учётом творческой манеры автора и его жанровой специфики
Выборочный пересказ
Портрет писателя
презентация
22.02
69
Формирование личности юного героя.
Особенности повествования Л.Толстого. Николенька Иртеньев среди других героев повести. Диалектика души героев. Подлинные и мнимые ценности жизни Приёмы психологического самоанализа героя. Мастерство и сила нравственного воздействия автора.
Знать: текст повести;
Уметь: анализировать произведение
27.02
70
Ф.Достоевский.
Слово о писателе. «Белые ночи»
комбинир
Основные этапы жизни и творчества. Особенности мировоззрения писателя. Христианская направленность творчества. «Белые ночи» Место в творчестве.
Знать: основные факты жизни Достоевского, особенности его мировоззрения
Проследить, как изменялось мировоззрение писателя
Портреты писателя
презентация
29.02
71
Тип «петербургского мечтателя». Тема одиночества в страшном мире ночей
комбинир
«Белые ночи» - повесть о Петербурге. Тип «петербургского мечтателя» в образе главного героя - жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в повести. Содержание и смысл «сентименталь-ности» в понимании Достоевского.
Знать: текст повес-
ти; понимать: проблематику произведения, особенности творческой манеры писателя; уметь: анализировать произведение с учётом творческой манеры автора и его жанровой специфики
Ответы на вопросы: каков смысл эпиграфа, взятого из стихотворения И.С. Тургенева? Почему «Белые ночи» имеют два подзаголовка:?
Иллюстрации к произведе
нию
презентация
1.03
72
А.П.Чехов: страницы жизни и творчества
комбинир
Слово о писателе. Творческий путь. Ранние юмористические рассказы молодого Чехова. Многообразие тем и сюжетов чеховской прозы. «Маленькая трилогия»как цикл произведений. Рисующих ложные представления, определяющие судьбы людей. Композиция и общая идея цикла. Истинные и ложные ценности героев рассказа.
Знать: факты биографии Чехова; особенности художественной манеры писателя, содержание рассказа «Тоска»; понимать: идейный смысл, проблематику рассказа «Тоска»; уметь: анализировать произведение с учётом творческой манеры автора и жанровой специфики, развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства, выявлять авторскую позицию.
Письменный ответ «Почему заканчиваются неудачей попытки извозчика рассказать о своей беде?»
Иллюстрации к произведе
нию
презентация
5.03
73
Маленькая трилогия. «Человек в футляре»
комбинир
Сюжет и герои «Человека в футляре».Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. Юмор и сатира в их соотношении.
Знать: содержание рассказа «Человек в футляре»; понимать: идейный смысл, проблематику рассказа; уметь: анализировать произведение с учётом творческой манеры автора и жанровой специфики, развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства, выявлять авторскую позицию.
Ответ на вопрос: «Над кем смеётся и кому сочувствует автор?»
Иллюстра-
ции к произведе
нию
презентация
7.03
74-75
Классное сочинение (по творчеству писателей XIХ века).
Развитие речи
Тема: «В чём особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века?»
Уметь: самостоятельно анализировать текст, создавать собственное высказывание, раскрывать тему сочинения, его идею, оценивать героев и события, подкреплять свои выводы цитатами
Написание сочинения
12.03
14.03
76
Русская литература ХХ века: многообразие жанров и направлений.
комбинир
Рождение новых жанров и стилей. Советская литература и литература русского зарубежья. Художественное отражение и осмысление событий революции, гражданской войны, истории нашей Родины.
Знать: основные этапы развития русской литературы 20 века
Запись основных положений лекции учителя
Фрагменты кинохрони
ки
презентация
15.03
77
И.А.Бунин: страницы жизни и творчества.
«Жизнь Арсеньева».
комбинир
Обзор жизни и творчества Бунина. Поэт и прозаик. Тесная связь творчества с традициями Х1Х века. Первый лауреат Нобелевской премии в русской литературе.
«Жизнь Арсеньева» - автобиографическая повесть. Главы о юности героя. Стилистическое мастерство поэта, прозаика, переводчика.
Знать: основные факты биографии И.А. Бунина; названия произведений; текст рассказа; художественные особенности рассказа; понимать: смысл названия рассказа, идею произведения
уметь: анализировать произведение с учётом особенностей художественного метода; развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства; выявлять авторскую позицию, пересказывать с элементами анализа эпизоды повести.
Художественный пересказ рассказа
портрет писателя
презентация
19.03
78
М.Горький. Мои университеты
комбинир
Судьба известного пролетарского писателя. Раннее творчество. Автобиографическая трилогия. Главы из повести «Мои университеты». Герой повести - Алёша Пешков и его судьба. Элементы публицистики в художественной прозе.
Знать: основные факты творческого пути М.Горького; особенности его художественного метода;
Уметь: анализировать произведение с учётом особенностей художественного метода;
презентация
21.03
79
Русская поэзия серебряного века
А.Блок.
комбинир
А. Блок. Слово о поэте. Высокие идеалы и предчувствие перемен. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта. Образ Прекрасной дамы как воплощение вечной женственности Любовь к России. Вера в её будущее. Трагедия поэта в «страшном мире». Художественное своеобразие поэзии Блока.
Знать: основные факты творческого пути Блока ;особенности его художественного метода; понимать: идейный смысл стихотворений, своеобразие лирических интонаций; уметь: выразительно читать стихотворения и анализировать их по вопросам и заданиям
Ответить на вопрос: как вы понимаете высказывание Ахматовой, назвавшей Блока «трагическим тенором эпохи»?
Портрет поэта
2.04
80
А.А.Ахматова Трагические интонации в лирике
комбинир
А.А. Ахматова. Слово о поэте. Стихи о любви. Трагические интонации в любовной лирике. Тема родной земли. Стихи и поэмы. Музыка стиха и тонкий психологизм лирики.
Знать: основные факты творческого пути Ахматовой; особенности его художественного метода; понимать: идейный смысл стихотворений, своеобразие лирических интонаций; уметь: выразительно читать стихотворения и анализировать их по вопросам и заданиям
Анализ стихотворения
Портрет Ахматовой
презентация
4.04
81
Е.Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике
комбинир
С.А. Есенин. Слово о поэте и его судьбе. Тема Родины в лирике С.Есенина.
Знать: основные факты творческого пути Есенина; особенности его художественного метода; понимать: идейный смысл стихотворений, своеобразие лирических интонаций; уметь: анализировать стихотворения по вопросам и заданиям
Выразитель-
ное чтение стихотворений
Портрет поэта
презентация
5.04
82
Тема любви к в творчестве поэта
комбинир
Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А. Есенина. Народно-песенная основа лирики С.А. Есенина
Знать: особенности его художественного метода; понимать: идейный смысл стихотворений, своеобразие лирических интонаций; уметь: выразительно читать стихотворения и анализировать их по вопросам и заданиям;
Ответ на вопрос: «Что является, по вашему мнению, символом поэзии Сергея Есенина»?
9.04
83
В.В.Маяковский.. Новаторство в поэзии, своеобразие.
комбиир
Слово о поэте. Поэт-публицист, поэт-новатор. Сатирические стихотворения и стихи о любви. «Люблю» (отрывки). Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Тонический стих поэта. Маяковский о труде поэта. «А вы могли бы?», «Нате!», «Послушайте!», «Люблю», «Прозаседавшиеся».
Знать: основные факты творческого пути Маяковского; особенности его художественного метода; понимать: идейный смысл стихотворений, своеобразие лирических интонаций; уметь: выразительно читать стихотворения и анализировать их по вопросам и заданиям
Развёрнутый ответ на вопрос «В чём проявилось новаторство Маяковского?»
Портрет поэта
презентация
11.04
84
Образ Родины в лирическом цикле М.Цветаевой
комбинир
Слово о поэте. Лирический цикл поэта о Родине. Особенности поэзии.
Знать: основные факты творческого пути Цветаевой; особенности художественного метода; понимать: идейный смысл стихотворений, своеобразие лирических интонаций; уметь: выразительно читать стихотворения и анализировать их по вопросам и заданиям
презентация
12.04
85
Подготовка к домашнему сочинению по поэзии серебряного века
Развитие речи
Тема Родины в творчестве Блока, Есенина, Ахматовой.
Уметь: самостоятельно анализировать текст, создавать собственное высказывание, раскрывать тему сочинения, его идею, подкреплять свои выводы цитатами
Написать сочинение
16.04
86
М.А.Булгаков. Жизнь и судьба.
Комедия «Мёртвые души»
комбинир
Слово о писателе. Поэтика Булгакова-сатирика
Комедия «Мёртвые души».
Чичиков и его окружение в изображении Булдакова
Знать: основные факты биографии М.А. Булгакова; названия произведений; смысл названия комедии; идею произведения
Выписать основные особенности сатиры Булгакова
портрет писателя
презентация
18.04
87
«Собачье сердце» как социально - философская сатира.
комбинир
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия повести. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость -основа живучести «шариковщины»,
«швондерства». Прием гротеска, фантастика в повести.
Знать: текст повести; художественные особенности повести; сатирические приёмы создания образа; идейное значение эпизодов; понимать: смысл названия повести; идею произведения; уметь: анализировать произведение с учётом особенностей художественного метода; развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства; выявлять авторскую позицию, пересказывать с элементами анализа эпизоды повести.
Викторина по повести «Собачье сердце».
Фрагменты фильма
презентация
19.04
88
89
А.Т. Твардовский.
Поэма «Василий Тёркин»
комбинир
А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта. Военная тема в творчестве поэта. «Василий Тёркин» и её главный герой. Интонация и стиль поэмы.
Знать: основные факты творческого пути Твардовского; особенности его художественного метода; понимать: идейный смысл поэмы, своеобразие лирических интонаций; уметь: выразительно читать поэму и анализировать по вопросам и заданиям
Анализ поэмы
Портрет поэта
презентация
23.04
25.04
90
М.А.Шолохов. Судьба человека». Образ главного героя
комбинир
М.А. Шолохов. Слово о писателе Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба родины в годы Великой Отечественной войны. Образ Андрея Соколова - образ простого и стойкого Человека, который прошёл войну и плен.
Знать: основные события жизни писателя; текст произведения; понимать: идейный смысл рассказа; уметь: анализировать произведение с учётом особенностей художественного метода; развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства; находить границы эпизода; объяснять значение образа Ванюши с точки зрения художественной идеи
Запись основных тезисов презентации
Портрет писателя
презентация
26.04
91
«Судьба человека».. Автор и рассказчик в произведении
комбинир
Война и судьба детей. Андрей Соколов и Ванюшка. Проблема разрушенных семей в годы войны. Забота о судьбе детей, пострадавших от войны. Психологическая точность и гуманизм произведения. Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека».
Знать: реализм в художественной литературе, реалистическую типизацию; уметь: выявлять авторскую позицию, оценивать роль пейзажа в создании образа главного героя
Ответы на вопросы: «В чём смысл названия рассказа? Почему это судьба человека, а не судьба конкретно Андрея Соколова?»
Иллюстрации к произведе
нию, фрагменты фильма
30.04
92
А. И. Солженицын. Рассказ «Матрёнин двор».
комбинир
А.И. Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матрёнин двор». Картины послевоенной жизни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе
Знать: текст произведения, основные события жизни писателя, историю создания рассказа; уметь: анализировать произведение с учётом особенностей художественного метода; определять авторскую позицию, пересказывать с элементами анализа, развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства.
Ответ на вопрос: «Почему автор изменил первоначаль-
ное название рассказа; какова его тема; в чём, на ваш взгляд, роль героя-рассказчика?
Портрет писателя, иллюстрации к произведению
презентация
2.05
93
Образ праведницы в рассказе «Матрёнин двор»
комбинир
Трагизм судьбы героини. Нравственный смысл рассказа притчи
Знать: определение понятия «притча»; понимать: идейный смысл рассказа; трагизм судьбы героини; притчевый характер рассказа
Объяснить заключительную фразу рассказа.
презентация
3.05
94
В.Шукшин. Рассказ «Ванька Тепляшин»
комбинир
Личность Шукшина., его многогранная деятельность. Рассказы Шукшина, образы «чудиков» в рассказах. Конфликт героя рассказа «Ванька Тепляшин» с бездушным вахтёром. Обобщающий смысл рассказа.
Знать: основные события жизни писателя, текст произведения,
Уметь: анализировать произведение, определять авторскую позицию.
презентация
7.05
95
Нравственные основы повествования в рассказах Астафьева. «Царь-рыба»
комбинир
Писатель и его творчество. Нравственные проблемы повести «Царь-рыба»: ответственность человека перед природой за своё отношение к ней и её богатству. Смысл противоборства человека и царь-рыбы.
Знать: основные события жизни писателя, текст произведения,
Уметь: анализировать произведение, определять авторскую позицию.
презентация
10.05
96
Нравственные проблемы в повести В.Распутина «Деньги для Марии»
комбинир
Распутин: писатель, публицист, патриот российской земли. «Деньги для Марии»: противопоставление жизненных принципов персонажей. Тема семьи: образы Марии и Кузьмы. Роль вагонных попутчиков Кузьмы в осмыслении идеи повести. Смысл открытого финала.
Знать: основные события жизни писателя, текст произведения,
Уметь: анализировать произведение, определять авторскую позицию.
презентация
10.05
97
Смысл названия пьесы А.В. Вампилова «Старший сын»
комбинир
Особенности драматургии Вампилова: тематика. Конфликты, решения. «Старший сын». Необычность содержания и сюжета пьесы, её гуманистический смысл. Особенности драматической интриги. Глубина духовного мира Сарафанова при внешней жизненной неудачливости.
Знать: основные события жизни драматурга, текст пьесы,
Уметь: анализировать драматическое произведение, определять авторскую позицию.
презентация
14.05
98
Русская поэзия 2-й половины ХХ века:
комбинир
Поэты 2-й половины ХХ века: Евтушенко, Окуджава, Вознесенский Основные мотивы лирики. Особенности поэтического творчества.
Знать: основные темы и направления развития русской поэзии ХХ века.
Уметь: анализировать лирическое произведение, определять авторскую позицию.
презентация
16.05
99
Зачётное занятие по русской литературе 20 века
Урок контроля
Изученные произведения ХХ века
Знать: содержание изученных произведений; уметь: узнавать: героя по портрету, интерьеру, детали, херак5теристике, реплике; анализировать прочитанные произведения, оценивать поступки героев, их речь; создавать собственное высказывание по конкретной речевой ситуации
Тест
17.05
100
Зарубежная литература
комбинир
Взаимодействие зарубежной, русской литературы и отражение в них «вечных» проблем бытия. Античная литература. Гуманистический пафос литературы Возрождения. Европейский классицизм. Романтизм и реализм в зарубежной литературе. Сложность и противоречивость человеческой личности. Проблема истинных и ложных ценностей. Соотношение идеала и действительности.
Знать: основные этапы развития зарубежной литературы
Запись основных положений лекции
презентация
21.05
101
У. Шекспир. «Гамлет». Проблематика пьесы.
комбинир
У. Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет». Гуманизм эпохи Возрождения. Основной конфликт трагедии «Гамлет». Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трактовка образа Гамлета критикой. Мастерство Шекспира-драматурга.
Знать: основные факты жизни Шекспира, творческую историю трагедии «Гамлет», содержание трагедии «Гамлет»; понимать: жанровые особенности драматического произведения; вечные проблемы в творчестве Шекспира; уметь: характеризовать героев драматических произведений, давать оценку их поступкам,
Ответ на вопрос: какие тайны окутывают имя Шекспира?
Портрет писателя, иллюстрации к произведе
нию
презентация
23.05
102
Трагизм любви Гамлета и Офелии.
комбинир
Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы
Уметь: сравнивать произведения разных эпох
Ответ на вопрос: сильный или слабый человек Гамлет?
Презента
ция
24.05
Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе (9 класс)
Для учителя.
-
Золотарева И.В., Егоровава Н.В. Поурочные разработки по литературе.9 класс.- М.: Вако, 2009
-
Журнал « Литература в школе».
-
Литература. Приложение к газете «Первое сентября».
-
Литература в таблицах. Сост. Полухина и др. - М., 2000.
-
Фогельсон И.А. Литература учит. - М., 1998.
-
Липина Е.Ю. Литература. Тесты к учебникам-хрестоматиям под ред. Т.Ф. Курдюмовой.5-9 классы
-
Мультимедиа энциклопедия.
-
Литература. Библиотека электронных наглядных пособий. ООО «Физикон» ООО «Дрофа» Зинина Е.А. Теория литературы в таблицах.
Для учащихся.
-
Литература: Справочные материалы для школьника. - М., 1994.
-
Литература в таблицах. Сост. Полухина и др. - М., 2000.
-
Кондрашов В.Н, Литературные викторины. - М, 1968.
-
Козак О.Н. Литературные викторины. - С-Пб., 1998.
-
Полухина В.Т. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе 9 класс. - М., 2000.
-
Турьянская М.В., Гороховская Н.И. Литература 19 века: материалы для подготовки к экзаменам. - М., 2002.
-
Фогельсон И.А. Литература учит. - М., 1998.