Разработка урока по теме: Приставка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока по теме: ПриставкаРазработка урока по теме: ПриставкаТема: Приставка.

Цель урока: дать учащимся понятие "приставка - значимая часть слова", о

роли приставок как средства образования слов; совершенство -

вать умение выделять приставки в словах, определять их значе -

ние; развивать речь; прививать детям любовь к прекрасному.

Ход урока

I. Оргмомент

Отчет дежурного.

II. Этап проверки домашнего задания.

Упражнение 159 (стр. 69) Задание: образуйте слова, используя суффиксы - ок или ик. Напишите их.

Дуб - дубок, ветер - ветерок, гриб - грибок, лист - листик, лес - лесок, куст - кустик, сад - садик, дожд - дождик.

III. Этап проверки знаний

Схема

О снова

Окончание

Приставка

Корень

Суффикс

под

под

окон

окон

ник

ник

а

Кто объяснит мне эту схему?

Ответы учащихся:

- Какие части слова вам известны?

(корень, суффикс, окончание).

- Какие части слова могут входить в основу слова?

- Расскажите о корне.

Корнем слова называется общая часть родственных слов. В словах прилететь, улететь, вылететь, полететь, долететь, перелететь - есть, общая часть - лет.

Какая часть слова называется окончанием?

Каждое изменяемое слова имеет окончание, которое может быть и нулевым человек, сентябрь, трактор, врач, жил. То есть, изменяемая часть слова называется окончанием.

человек, человека, человеком, о человеке.

- Что такое суффикс?

Суффикс - это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов: ёж - ёжик, дом - домик, стол - столик, трактор - тракторист ит.д.

- Что такое однокоренные слова?

Слова, которые имеют общую часть и сходны по смыслу, называются однокоренными. Входить, вход, входной - однокоренные слова.

IV. Объяснение нового материала.

Слово учителя:

Сегодня на уроке мы будем говорить о роли приставок как средствах образования слов.

Схема - таблица

Приставка - это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов:

гулять - погулять, учить - обучить, ходить - входить.

Чтение правила в учебнике.

Найти приставки в каждом слове погулять, обучить, входить

Ответы на вопросы

- Где находится приставка? После корня или перед корнем?

- Приставка находится перед корнем, служит для образования новых слов.

- Работа с учебником.

а) Чтение текста на странице 70. Упражнение 163 (заранее подготовленный ученик читает текст, остальные по цепочке находят слова с приставкой). Например: выводить, поступиться, вставать, вывести, захочется, обучать,

отдают, продают, выбрасывают.

б) словарная работа: не позволяют - мүмкіндік жоқ, мүмкіндік бермейді.

чем - то поступиться - өз еркімен безу .

с потухшими глазами - с грустными глазами.

обрёк - душар етті

в) Работа по вопросам на стр. 71

Как вы понимаете выражения: не дрогнула рука, не дрогнуло сердце?

В согласны с автором, что иметь собаку

- это не только радость, но и забота?

- О какой радости и о каких обязанностях рассказывает автор?

V. Закрепление новой темы.

Задание для 1 - ой группы.

Упражнение 166 образуйте слова с помощью данных приставок. Напишите их в два столбика.

подползти отгонять

поднести отнести

подгонять отплыть

принести утащить

притащить убежать

прибежать уходить

Задание для 2 - ой группы.

Упражнение 170. С помощью приставок образуйте глаголы, противополож -

ные по смыслу данным.

Открыть - закрыть

прилететь - улететь

выбежать - убежать

унести - принести

прийти - уйти

Осенью птицы улетают в теплые края.

Отец принес молоко.

Упражнение 168 (1 - ая группа) спишите данные однокоренные слова. Выделите приставку и корень.

Учить, выучить, доучить, заучить, изучить, научить, недоучить, обучить, отучить, переучить.

Упражнение 169 (2 - ая группа).

Укажите приставку. Найдите антонимы.

Вышел - пришел, уехал - приехал, привёз - отвёз, гонял - отгонял, смотрел - посмотрел, сказал - рассказал.

- Антонимы: вышел - пришел, уехал - приехал, привёз - отвез, гонял - отгонял.

VI. Рефлексия.

Теперь мы знаем, что такое приставка, как пишется слово с приставкой.

Для чего служит приставка, сможем различать приставки от других частей слов.

Выставление оценок.

VII. Задание на дом. Выучить правило.

Упражнение 167 (спишите, вставляя глагол писать с нужной по сыслу приставкой).



© 2010-2022