Слово об авторской программе Русский язык: вчера и сегодня

Особенности  спецкурса "Русский язык: вчера и сегодня" является его ориентированность на совершенствование умений в области письменной речи. С этой целью учащимся 8-9 классов предлагается по-новому взглянуть на привычные проблемы правописания, анализировать тексты, исходя из представления об орфографии как особой лингвистической системе, где каждый элемент (орфограмма, правило, принцип выбора написания и др.) находится в определённой связи с другими и занимает строго определённое место.  Програм...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СЛОВО ОБ АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЕ СПЕЦКУРСА

«РУССКИЙ ЯЗЫК: ВЧЕРА И СЕГОДНЯ»

Программа, разработанная мною называется «Русский язык: вчера и сегодня». Рассчитана на 68 часов (2 года обучения).

У вас, наверное, возник справедливый вопрос: «Еще одна? Не много ли для одного предмета? Сегодня такое количество учебников, методических рекомендаций, пособи и т.п…»

Да, не спорю, все это труды, безусловно, талантливых людей. Но в этом нет меня, как личности, как человека, как учителя. Многое из того, что предлагается, не подходит мне в силу моего видения преподавания предмета, по свойству моего характера. И еще одна причина создания программы в том, что любому учителю скучно жить, не творя, не создавая, и я не исключение.

И вновь справедливое замечание: «Вы заскучали, а у детей нагрузка… здоровье слабое…» Однако я считаю, что этот курс идет в ногу со временем, он отвечает насущным проблемам современной школы, он актуален. Согласитесь, что уровень грамотности отнюдь не повышается, дети не читают, откуда быть орфографической зоркости? Да и смысла учить правила многие уже не видят, ведь есть компьютерные программы, которые помогут исправить все ошибки в тексте. И с каждым годом трудней и трудней убедить детей в том, что нужно быть грамотным ради общей культуры. А поэтому актуальна программа и тем, что нацелена на воспитание, на развитие личности ребенка, на приобщение его к культуре языка.

Конечно, это не значит, что прослушав этот курс, все дети начнут с удовольствием учиться, к сожалению чудес не бывает. Однако многие из них задумаются на содержанием «Юности честное зерцало» или «Домостроем», например, над этими словами: «Благословенными плодами и праведными стяжаниями жить подобает всякому человеку».

Актуальна программа и тем, что призвана помочь учителю уйти от привычного подхода к преподаванию русского языка. В свете модернизации развития современной школы этот спецкурс является лабораторией сотрудничества учителя и ученика. Занятия спецкурса - это не просто уроки, это решение проблемных вопросов, исследования, игры, праздники, полемика относительно реформы русской орфографии, это проба себя в той или иной профессии.

Спецкурс рассчитан на учащихся 8-9 классов. К этому времени закончено изучение орфографии, поэтому повторение ранее изученного правила проходит через осмысление, через прослеживание исторических процессов, которые привели к современной формулировке правил.

Например, Слово ОДИННАДЦАТЬ пишется с двумя НН, а двенадцать с одной. Это написание исторически объяснимо: 11 - один на десять; 12 - два на десять.

«Так что же нового в вашей программе?» - спросите вы. Для меня и коллег-филологов, пожалуй, - ничего, а для детей - практически все: от того, что слова КОСА - ЧЕСАТЬ, КОЛЕНО - ЛОБ, ЦЕНА - КАЯТЬСЯ были когда-то однокоренными, но утратили было родство, что слово СУПРУГИ обозначает «два вола во одной упряжке», что Ъ и Ь когда-то звучали как гласные.

Интересно узнать детям и то, что каждая буква алфавита - это начало строки молитвы, а значит, знакомясь с азбукой, мы прикасаемся к некоему таинству.

На спецкурсе могут себя реализовать и дети с математическими способностями. При изучении темы «Буквенное изображение чисел» учащиеся узнают, что цифры писались буквами, а помощники-математики могут составлять задачи на древнерусском языке для всех остальных учащихся. Здесь же они узнают, почему в древнерусских текстах писали две даты.

Например, 6748 (1240) - Невская битва (одна дата от сотворения мира, другая - от рождества Христова).

Из школьного курса, пожалуй, лучше всего запоминаются уроки истории. А почему? Я думаю, потому что история - это движение, развитие, изменение, это жизнь. Вот и язык должен стать живым, подвижным, он должен быть показан в развитии.

Сегодня не убедишь школьника в том, что язык «великий» и «могучий», посмотрите, какие образцы мы видим слышим в средствах массовой информации, сколько грамматических ошибок в постановке ударения, какое засилье иностранных слов: АКТУАЛЬНЫЙ (СОВРЕМЕННЫЙ), (КОНСОЛИДИРОВАТЬСЯ - ОБЪЕДИНЯТЬСЯ). Поэтому на каждом занятии идет работа над лексическим и этимологическим значением слова. Возвратный постфикс СЯ и СЬ помогают вернуть действие на себя.

Узнают дети и том, что знаков препинания раньше не было, не было заглавных букв, и вообще, слова писались слитно. Зависти ребят ученикам древних школ нет предела, но когда на прочтение такого текста их 3 строк уходит достаточно времени, восьмиклассники начинают задумываться о преимуществе знаков препинания, помогающих экономить время.

Узнают ребята и том, откуда появились так называемые трудные случаи написания слов, выбора окончаний, а ведь, действительно, р.п. ЧАЯ или ЧАЮ? Здесь они узнают, что это пример остаточных явлений 6 склонений имен существительных в древнерусском языке, в отличие от 3 -х склонений в современном русском языке, это остатки двойственного числа.

Из всего сказанного может показаться, что это спецкурс - развлекательная программа для детей. На самом деле, это развлечения, которые приводят в действие все базисные процессы, которые заставляют учащихся совершить множество мыслительных операций. Учащийся должен не только воспринимать информацию, но и восстанавливать в памяти уже изученный ранее материал, затем освоить историю развития того или иного явления, историю возникновения того или иного правила, сопоставив материал, синтезировать и сделать выводы.

Еще раз обращаю ваше внимание на то, что спецкурс рассчитан на учащихся подросткового возраста, где каждому хочется проявиться, показать свою самостоятельность, эрудированность. У подростка идет огромная внутренняя работа по самопознанию, самооценке. Отсюда и повышенная познавательная активность, которую необходимо направить в нужное русло.

Поэтому на спецкурсе перед учащимися ставятся проблемы, которые им нужно решить, а для этого практически на каждом уроке нужно быть исследователем.

ЦЕЛИ программы:

- познакомить учащихся с грамматическими законами языка в их логической системе, с историческими процессами, произошедшими в русском языке и повлиявшими на современное состояние орфографических и пунктуационных правил;

- способствовать развитию системного мышления учащихся посредством сравнения языковых явлений древнерусского и современного русского языка;

- воспитать сознательное отношение к русскому языку как ценности мировой культуры, способствовать осознанию исторических истоков русского языка, его национального своеобразия отразившихся через семантико-этимологический смысл слов.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

  1. Углубить и расширить представления о историко-культурных связях современного русского языка и древнерусского языка.

  2. Рассмотреть закономерности развития русского языка.

  3. Направить интерес учащихся на изучение этимологии русского языка; привлечь учащихся к самостоятельному исследованию языкового материала на занятиях по истории языка и вне их.

  4. Повысить практическую грамотность учащихся на основе понимания законов развития языка, изменения фонетики, морфологии, синтаксиса, грамматического строя, лексического состава языка в процессе исторического развития.

  5. Научить школьников чувствовать слово; предупреждать возможные стилистические ошибки, связанные с употреблением историзмов и архаизмов, активизировать использование многообразия словаря русского языка

русского языка.

Особенности данного спецкурса является его ориентированность на совершенствование умений в области письменной речи. С этой целью учащимся 8-9 классов предлагается по-новому взглянуть на привычные проблемы правописания, анализировать тексты, исходя из представления об орфографии как особой лингвистической системе, где каждый элемент (орфограмма, правило, принцип выбора написания и др.) находится в определённой связи с другими и занимает строго определённое место. Программа «Русский язык: вчера и сегодня» предусматривает системное наблюдение за использованием разных языковых средств в лучших образцах русской литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительно-выразительная сила русского языка. Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволит не только совершенствовать навыки грамотного письма, но и сформировать элементарные навыки лингвистического анализа художественного произведения.

Спецификой данной программы является активное сближение современного русского языка с историей языка. А расширение понятий в области русского языка делает процесс усвоения грамматической теории более осмысленным.

Программа рассчитана на 2 года обучения

8 класс

9 класс

34 часа

34 часа

1. История языка.

2. Фонетические

процессы в

области гласных и

согласных.

3. Лексика и

словообразование


  1. Морфология. История частей речи

  2. Происхождение пунктуации

  3. Офисный язык (в разработке)

ПО ИТОГАМ ИЗУЧЕНИЯ УЧАЩИЙСЯ ДОЛЖЕН

  1. фиксировать внимание на грамматических особенностях слова;

  2. обосновывать выбор той или иной орфограммы;

  3. правильно и рационально пользоваться словарями, справочниками, имеющими информацию об истории происхождения или изменения тех или иных слов;

  4. уметь различать значение устаревших слов;

  5. уметь правильно и в соответствии со стилем использовать устаревшие слова;

  6. знать историю возникновения русского языка, исторические процессы, которые привели к современным нормам написания.

Программа прошла апробацию на базе МАОУ «СО(РК)Ш № 2» в г. Магадане, прошла экспертизу Ученого совета.

© 2010-2022