Урок по рассказу В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы по рассказу

В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет»

Урок разработал: Чернобай И.И.


Тема: В.П. Астафьев. Уроки памяти в рассказе «Фотография, на которой меня нет»

«Память моя, память, что ты делаешь со мной?! Память моя, сотвори ещё раз чудо, сними с души тревогу, тупой гнёт усталости... И воскреси - слышишь? - воскреси во мне мальчика, дай успокоиться и очиститься возле него...»


Цели урока: Вспомнить страницы жизни и творчества В.П.Астафьева, оценить нравственные качества героев, выявить главную мысль. Выяснить роль фотографий в жизни человека. Способствовать формированию критического мышления, развитию внимания, памяти. Совершенствовать специальные умения - выделять в тексте характерные причинно-следственные связи, интерпретировать отдельные факты, детали.

Задачи:

образовательные:

  1. раскрыть жизненные, биографические истоки творчества В.П. Астафьева;

  2. совершенствовать навыки анализа художественного произведения;

  3. вызвать размышления о прочитанном, переживания, душевный отклик.

развивающие:

  1. развивать способности к переключению уровней мышления;

  2. развивать критическое мышление через работу с различными источниками информации;

  3. развивать умение работать в группе (компетентности: интеллектуальная, социальная)

воспитательные:

  1. воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение;

  2. воспитывать гражданскую позицию через литературное произведение;

  3. способствовать нравственному становлению личности учащихся.

Оборудование урока: старый чемодан, фотографии писателя, иллюстрации , фотографии родных и близких ,книга «Последний поклон», карточки для групповой работы, раздаточный материал.



Ход урока:

Стадия активизации, актуализация темы- Здравствуйте, ребята. Для чего люди ходят в музей? Бывали ли вы там? Мы сегодня с вами отправляемся в музей. Наш музей насчитывает всего несколько экземпляров, да и помещение его совсем маленькое. Это «Музей в чемодане».

Прошлое не проходит бесследно, оно возвращается к нам через воспоминания, предметы, произведения искусства, фотографии.

Я приглашаю вас проследовать за мной и посмотреть первый экспонат.

(Достаю портрет В.П.Астафьева )

- Узнали ли вы человека на портрете?

Писатель только тогда писатель, когда он тревожит читателя и заставляет его думать. Именно таким писателем является Виктор Петрович Астафьев. Как он жил? Чем дорожил? На что надеялся? Во что верил? Кто для нас Виктор Петрович Астафьев?
Это писатель. Личность. Человек. Гражданин.

1. Ответы по группам.

- Вспомним основные факты из жизни писателя. Каждая группа по очереди называет одно важное событие биографии. (Работа в группах)

Узнай произведение и героев Астафьева (Коллективная работа)

-Когда писатель рано или поздно уходит от нас, жизнь его продолжается на страницах книг и в памяти читателей. Ранее вы уже знакомились с произведениями Астафьева. Давайте вспомним их. Я буду зачитывать отрывки. Кто быстрее догадается, о каком произведении идет речь, назвать героя и главное событие:

1) «Правда, он понимал, что речушки могут впадать не только в Енисей, но и в какое-нибудь другое озеро, но он не хотел про это думать. Речка, которую он так долго искал, должна привести его к Енисею, иначе ... он обессилеет и пропадет». («Васюткино озеро», Васютка заблудился в тайге, открыл озеро)

2) «Когда даешь левонтьевскому Саньке или Таньке откусывать, надо держать пальцами то место, по которое откусывать положено, и держать крепко, иначе Танька или Санька так цапнут, что останется от коня хвост да грива». («Конь с розовой гривой», герой обманул бабушку - вместо ягод набил травы, но бабушка его простила и купила ему пряник конем)

- Что объединяет эти рассказы Астафьева с рассказом «Фотография, на которой меня нет», над которым мы сегодня будем работать? (Действие происходит в деревне, главный герой - мальчик, который проходит нравственное испытание, это испытание делает его взрослее, серьезнее, помогает усвоить урок жизни).

2.Именно воспоминаниям детства посвящена повесть «Последний поклон». Одной из глав "Последнего поклона" является рассказ "Фотография, на которой меня нет".

Мы сегодня должны понять, как тема памяти раскрывается в рассказе «Фотография, на которой меня нет», что и почему сохранила память героя рассказа Виктора Потылицына, что должен делать человек, чтобы сохраниться в памяти.

Прочитайте, пожалуйста, слова самого Астафьева о памяти: «Память моя, память, что ты делаешь со мной?! Память моя, сотвори ещё раз чудо, сними с души тревогу, тупой гнёт усталости... И воскреси - слышишь? - воскреси во мне мальчика, дай успокоиться и очиститься возле него...»

Получается, что память напрямую связана с нравственностью. Так вот тема нашего сегодняшнего урока: «Проблема нравственной памяти в рассказе В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет»

- Ребята, как наш герой относится к фотографии? (хранит её всю жизнь)

-Объявляю главный вопрос нашего сегодняшнего урока: А почему герой хранит фотографию, на которой его нет? А чтобы мы могли ответить на него, нужно сначала разобраться, а какие люди окружали нашего героя? Какую роль сыграли они в его судьбе?

- Кого мы с вами можем назвать в качестве главных героев рассказа? (Витя, бабушка, учитель, Санька)

(Вывешиваю на доске карточки с именами «Витя», «Бабушка», «Санька». «Учитель»)

3. Работа в группах. Каждая группа готовит рассказ об одном из персонажей(10 минут)

Вот о них и об их поступках мы и поведем речь.

(Достаю из чемодана портрет бабушки)

Рассказ о ней, обсуждение, затем по мере ответов достаю картинки с сюжетами о деревенских детях и учителе)

Работа в группах, выполнение групповых заданий

Задание 1 группе.

Составьте связный рассказ о бабушке героя, включив в него цитаты, свои наблюдения, выводы.

1. Как бабушка относится к внуку и как это ее характеризует?

2. Обратите внимание на речь бабушки, богатую народными выражениями, разговорными, просторечными словами. Приведите примеры. С какой целью автор в точности воспроизводит речь бабушки, не заменяя ее правильной литературной речью?

3. Как любовь бабушки к цветам и украшению зимних окон характеризует ее?

4. Чем бабушка главного героя напоминает бабушку Алеши Пешкова из повести М. Горького "Детство"?

Начните свой рассказ со слов: "Главное, что рисует писатель крупным планом, - это человеческие характеры...".

В конце сделайте вывод: "Повесть, в которую включен рассказ, называется "Последний поклон". Много лет спустя автор низко кланяется своей бабушке, потому что..."

Задание 2 группе.

Составьте связный рассказ об учителе Овсянской начальной школы, включив в него цитаты, свои наблюдения, выводы.

1. Обратите внимание на внешность учителя. Что можно сказать о человеке по выражению глаз, деталям внешности?

2. Как характеризуют учителя его поступки, отношение к людям:

а) забота о школе;

б) отношение к детям и деревенским жителям;

в) случай со змеей.

3. Какое отношение к учителю в деревне, приведите примеры. Почему?

Начните свой рассказ со слов: "В воспоминаниях о далеком детстве одно из главных мест занимает учитель..."

В конце сделайте вывод: "Благодарная память героя сохранила образ учителя, потому что...".

Задание 3 группе.

Составьте связный рассказ о школе 30-х годов и учениках, включив в него цитаты, свои наблюдения, выводы.

1. Опишите школу, в которой учился герой. На какие детали вы обратили внимание? Какие чувства испытали?

2. Перечитайте описание школьной фотографии. Какими вы представляете учеников "Овсянской начальной школы"? Над чем заставляет задуматься эта фотография?

3. Обратите внимание на одного из учеников школы, на Саньку. Охарактеризуйте его.

Начните свой рассказ со слов: "Писатель штрихами, деталями восстанавливает прошедшие годы...".

В конце сделайте вывод: "Пожелтевшая школьная фотография дорога автору, потому что..."

Задание 4 группе.

Составьте связный рассказ о главном герое, включив в него цитаты, свои наблюдения и выводы.

1. Каким вы представляете главного героя? Охарактеризуйте его, проанализировав следующие эпизоды рассказа:

а) приезд фотографа;

б) болезнь;

в) наблюдение за цветком;

г) отношение к школьной фотографии.

2. Подберите определения. Какой он, герой рассказа?

Начните свой рассказ со слов: "Вспоминая свое далекое детство, автор рассказывает о человеческих характерах, человеческих взаимоотношениях, и по этим воспоминаниям мы можем судить и о самом рассказчике...".

В конце рассказа сделайте вывод: "Рассказ о далеком детстве нашел отклик в сердцах читателей, потому что..."

4.- Ребята, на доске карточки с именами героев. Выберите ,пожалуйста, их предложенных вам и разместите рядом с именем те, на которых написано то, что соответствует образу этого героя.(Заранее готовлю карточки «Строгая». «Добрая». «Справедливый». «Интеллигентный, озорной, непослушный, легкомысленный» и т. д.

- Ребята, у нас на доске появился список нравственных качеств героев рассказа. Как вы думаете, а связаны ли они с нашим главным героем и почему? ( люди, с которыми ты общаешься оказывают на тебя влияние. Хорошие люди - хорошее влияние).

-Так как же бы вы ответили на главный вопрос сегодняшнего урока: А почему герой хранит фотографию, на которой его нет? ( Очень многое связано с ней, этой фотографией. Она хранит память об одноклассниках, жизнь которых унесла война, о тех людях, которые помогли ему стать серьезнее, взрослее, лучше, мы понимаем, с каким уважением он относится к прошлому. Вспоминает не только людей, но и родные места, события, связанные с ними.)

(Рассказ Астафьева и сам похож на фотографию. Здесь запечатлен один эпизод из жизни героя. Он хочет сохранить его в своей памяти.)

_ Давайте прочитаем заключительные строки повести :"Деревенская фотография - своеобычная летопись нашего народа, настенная его история". Как вы понимаете эти слова? ( Из отдельных людей, их судеб, поступков складывается история страны, народа)

5.Ребята, я предлагаю вам создать собственную картинную галерею из старых фотографии вашей семьи. (Фотографии лежат в чемодане , каждый ребенок достает свою и рассказывает о ней.)

После рассказов детей читаю стихотворение:

Дальних лет мгновенные картинки,

как магнит, приковывают взгляд

магией старинных фотоснимков,

что на нас из прошлого глядят.

В срезах нашей памяти ожившей,

памяти отцов и матерей -

дар, крупицы жизни сохранивший,

как окаменелость в янтаре. (А. Берлин)

-Почему же мы храним эти фотографии, старые. пожелтевшие, в наших альбомах? Нужно ли это нам?

Д/З: Академик, живший в 20 веке, Дмитрий Сергеевич Лихачёв писал:

«Без памяти нет совести. Вот почему так важно воспитывать в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной. Семейные фотографии - это одно из важнейших «наглядных пособий» морального воспитания детей, да и взрослых.

Память - основа совести и нравственности, память - основа культуры. Хранить в памяти, беречь в памяти - это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память - наше богатство».

Дома вам предстоит объяснить смысл высказывания в тетрадях.



© 2010-2022