Духовно-нравственное воспитание и развитие на уроках литературы (на примере изучения прозы А. Платонова)

   Начиная работать над проблемой духовно-нравственного развития и воспитания школьников средствами литературы, я определила примерный круг чтения для себя и своих учеников, соотнеся художественные произведения с теми задачами, которые нам предстоит решать на уроках и во внеклассной работе. Этими задачами стали: 1. Воспитание патриотизма, уважения к своим предкам, к истории своего Отечества, бережного отношения к родной природе.   2.Развитие в детях основных нравственных качеств: доброты, милосе...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Духовно-нравственное воспитание и развитие на уроках литературы (на примере изучения прозы А.Платонова)

И.В.Мухина, учитель русского языка и литературы, Муниципальное автономное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №47"г. Рязани

Начиная работать над проблемой духовно-нравственного развития и воспитания школьников средствами литературы, я определила примерный круг чтения для себя и своих учеников, соотнеся художественные произведения с теми задачами, которые нам предстоит решать на уроках и во внеклассной работе. Этими задачами стали:

1. Воспитание патриотизма, уважения к своим предкам, к истории своего Отечества, бережного отношения к родной природе.

2.Развитие в детях основных нравственных качеств: доброты, милосердия, совести, чести, благородства.

Считаю, что произведения Андрея Платонова помогают мне решать эти задачи. Невозможно читать его рассказы и не растить в себе доброго человека, готового отвечать за все на свете и приносить пользу людям. Невозможно, читая их, не размышлять о смысле жизни и родине, о счастье и будущем...В них есть все, что необходимо сегодня молодому человеку, вступающему в большой и сложный мир. Поэтому с творчеством писателя начинаю знакомить детей уже в 5-ом классе. К тому же изучение его произведений в выпускном классе всегда наталкивается на объективные трудности. Многое школьникам кажется неожиданным и непонятным. Они с трудом привыкают к его простому, но необычному языку, не чувствуют в нем емкости и выразительности. Всего этого можно избежать, если познакомить ребят с Платоновым значительно раньше. Ведь маленькие читатели - плодородная и податливая почва для того, чтобы посеять на ней семена платоновской любви и мудрости.

Так, в 5-ом классе читаю детям небольшой рассказ "Еще мама".Произведение воспитывает патриотизм не на абстрактных материях, а на самом простом и понятном детям чувстве материнской любви. Кто учит ребенка делать первые шаги? Кто учит говорить на родном языке? Какое слово чаще всего произносит ребенок? В рассказе слово "мама" повторяется 40 раз. Но рассказ называется "Еще мама". Почему же? Читаем внимательно и стараемся найти еще одно важное слово.

Именно слово "Родина" учит писать Артема учительница после того , как он освоил слово "мама". Почему слово "Родина" так часто соседствует со словом "мама"?

Да, Родина и мать - понятия неразделимые. Родная мама - это тот человек, который дал тебе жизнь, вскормил, воспитал, вырастил, а Родина - это та земля, на которой родились и ты, и твои мама, папа, бабушка и дедушка. Она дарит тебе все богатства свои; сохраняют родной язык и народ, историю и традиции. Она является матерью для всех живущих на этой земле. Вот почему с давних времен понятие Родины у людей соединялось с понятием матери. "Вся наша Родина - еще мама тебе,-" говорит учительница мальчику.

Пока ребенок маленький, он любит свой дом, свою маму; подрастая, он учится любить свою школу, учительницу, деревню, город, а становясь взрослым, понимает, что вся родная страна - ему мать и он в ответе за ее будущее.

В 6-ом классе анализируем рассказ "Любовь к родине, или Путешествие воробья(Сказочное происшествие)". Шестиклассники охотно говорят об этом рассказе. Он нравится им, трогает их души каким-то шемящим чувством сострадания к чужому одиночеству, удивляет добротой и бескорыстием героя, заставляет размышлять о необходимости друга, понимания и любви, задуматься о родине...

Нашу аналитическую беседу начинаем с рассказа о старом скрипаче.

- Почему старый музыкант каждый вечер ходил играть на Тверской бульвар? ("...Старик скучал от мысли, что не приносит людям никакого добра, и поэтому добровольно ходил играть на бульвар. Там звуки его скрипки раздавались в воздухе, в сумраке, и хоть изредка они доходили до глубины человеческого сердца, трогая его нежной и мужественной силой, увлекшей жить высшей, прекрасной жизнью". Скрипач хотел дарить людям добро, потому что, видимо, делал это всю жизнь и не мог привыкнуть к мысли о своей бесполезности.)

- Почему старик никогда не брал денег за свою игру? (Он играл не из-за денег, а просто для людей. Он бескорыстно отдавал людям свое душевное тепло и свое искусство. Поэтому никогда не открывал крышку скрипичного футляра, пока на него не сел седой воробей.)

- Почему музыкант так привязался к воробью? (Он почувствовал в нем что-то родственное: старость, одиночество, бесприютность.)

-Но однажды воробей не прилетел. Что произошло с ним? Как описывается страна вечного лета, в которую он попал? Почему не греет она воробья? Почему он тоскует? (Это чужая страна. Здесь много пищи, но "все плоды трав и кустарников были слишком сладкими...")

-Что чаще всего ему вспоминалось и почему? ("...Воробей затосковал по привычной кислоте простого черного хлеба; его мелкие кишки и желудок заскулили от ощущения теплой, темной мякоти в футляре музыканта у памятника Пушкину.)

- Почему погиб воробей? (Очевидно, его немолодых сил уже не хватило на такой трудный перелет, но остаться на благодатной земле он не мог: слишком тоскливо ему там было - в этом сытом и разнеженном раю.)

- Как воспринял смерть воробья старый музыкант? (Это было для него большим потрясением...."Он вынул скрипку из футляра и начал играть нежную, счастливую музыку.")

- Почему именно "счастливую"? (Чтобы дети почувствовали состояние старика, включается скрипичная миниатюра Клода Дебюсси "В лодке". Затем говорят дети: "Скрипач хочет, чтобы маленькой птичке снился вечный счастливый сон про родную землю. Но в сердце его столько печали, что музыка не может его утешить, он понимает, что лишился друга, ему становится тоскливо и одиноко. "Он положил скрипку на место и заплакал".Музыка не смогла вернуть ему гармонии, она уже не могла обещать "счастье и славную жизнь", потому что никакое искусство не заменит настоящей жизни и настоящих друзей...")

В конце урока можно задать следующие вопросы: чему хотел бы нас научить писатель. К размышлению о чем привести?

Приходим к выводу: наши бульвары и улицы по-прежнему полны одиноких старых людей, мимо которых равнодушно проходят "красивые чистые люди", "удаляясь по своим важным и счастливым делам", не слыша тревожного стука сердец тех, кому так нужны забота и тепло, порой просто участливый взгляд и доброе слово. Рассказ Платонова заставил задуматься: забота о других, сострадание - непременное условие жизни, а сердечность - его главное богатство.

В 7-ом классе учащиеся читают и обсуждают сказку-быль "Неизвестный цветок". Планируя урок, целесообразно иметь в виду большие возможности внутрипредметных связей, которые можно установить в ходе анализа этого произведения.

Прежде всего, возвращаемся к жанру сказка-быль, уточнив и обогатив это понятие. Продолжаем наблюдать за особенностями стиля и языка. В меру возможного устанавливаем связи платоновских произведений по их идейно-тематическим характеристикам, рассматриваем произведение в контексте литературного времени и пространства.

И наконец, приходим к выводу: неисправимый идеалист, Платонов верил в "жизненное творчество добра", в "мир и свет", хранящиеся в сокровенной человеческой душе как вечные нравственные ценности.

Ребята получают прочитать и проиллюстрировать рассказ. По-разному можно организовать урок, по-разному можно его начать: "Платонов прожил недолгую жизнь, умер на 52 году в атмосфере непризнания, житейских невзгод. Умер в неизвестности...Оставил дочери на память сказку-быль "Неизвестный цветок". Прошли годы. Повествование о маленьком цветке, которому сила жизни, заключенная в нем, помогла преодолеть преграды, сделала автора известным широкому кругу читателей. "Неизвестный цветок" А.Платонова стал олицетворением любви к жизни, стойкости и терпения. Для нас сегодня на уроке "самое главное - сказку не спугнуть!" - и мудреть, учиться жить, поверив наказу доброго, самоотверженно сопротивлявшегося трудностям человека - писателя Андрея Платонова, как поверила ему дочь Машенька."

Беседуем по содержанию произведения:

- Что главное в сказке? Что отличает ее от других повествовательных жанров? Какие элементы сказки вы отметили? Какие приметы реального времени и жизни мы в нем увидели?

Далее размышляем о том, кого же олицетворяет этот цветок. Жизнь простого, незаметно скромного человека? Или жизнь самого автора? Работаем с текстом. в тетрадях делаем выписки: "Жил на свете маленький цветок"; "...цветок не хотел жить печально...", "...он светился живым мерцающим огнем...", "Меня никто не зовет...Я один живу...", "...из семени его вырастут и не погибнут прекрасные дети, самые лучшие, сияющие светом луны, которых нету нигде...".

Эта работа помогает понять, что писателя волнуют сложные вопросы: как жить? Каким быть? Во имя чего стоит жить? Что делает человека выносливым и стойким?

И снова обращаемся к тексту, находим слова, которые характеризуют цветок: рос, собирал, сторожил, трудился. радовался. Глаголы помогают установить порядок жизни: через преодоление преград, труд - к радости. Вот и понятен наказ отца дочери; писателя - своим юным читателям. Дети составляют его самостоятельно. Например: "Живи умно, работай, терпеливо преодолевай трудности, одиночество, печаль, неси людям радость. Испытания - преходящи; добро - вечно".

Так на уроках литературы мы постигаем мир Андрея Платонова. Его рассказы производят на детей неизгладимое впечатление, поражая глубиной мысли и любовью к человеку.



© 2010-2022