Имя существительное

конспект русского языка для учащихся 6 класса специальных (коррекционных) школ VIII вида по теме «Имя существительное. Значение в речи». Урок по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, под редакцией И.М. Бгажноковой. Данный материал будет полезен учителям коррекционных школ для работы с учащимися при изучении имени существительного Учащиеся   определют значение имен существительных, подбирают существительные по значению, знакомятся с многозначными словами. Пра...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по русскому языку в 6 классе для коррекционных классов

по теме: «Имя существительное»

Тема: Имя существительное ( обобщающий урок)

Цель: Обобщение знаний об имени существительном.

Задачи:

Образовательные: закрепить и обобщить знания об имени существительном; развивать умения распознавать имена существительные в тексте;

Коррекционно- развивающие: развивать познавательные способности, речь, внимание, умения анализировать, сравнивать, обобщать;

Воспитательные: следить за гигиеной письма и соблюдением орфографического режима; содействовать воспитанию взаимопомощи;

Оборудование: наглядные таблицы по теме «Имя существительное» ,тесты на каждого ученика, учебник.

Ход урока:


Организационный момент.


постановка целей и задач урока:

У. В некотором царстве , в некотором государстве , есть большой город, который называется Русский язык и в нём живёт очень важный житель ( вывешиваю картинку с изображением жителя). А как его зовут мы узнаем из подсказки.

Подсказка: Давно живу я в этом мире,

Даю названия предметам.

У.- О какой части речи говорится в этой подсказке? (о существительном)

- А почему вы так решили ?

- Верно ребята его зовут - Именем Существительным.

И тема нашего урока « Имя существительное» .

- Сам он к нам приехать не смог , но прислал своё послание:

Есть много интересных слов

Их знаете давно

Вот, например : собака, стол,

Жираф или окно

И долго можно говорить

Про разные предметы

И с ними будете дружить

Писать читать, произносить сегодня!

У.- К какой части речи относятся эти слова ?

- А как вы догадались?

- А что вы знаете об имени существительном ?

Хором стихотворение :

Имя существительное

Очень удивительное

На вопросы КТО? ЧТО?

Отвечать оно должно.

Вывод: Расскажите правило о имени существительном.

У. -А как иначе называются предметы? (одуш., неодуш. предметы)

У. - Ребята, о каких грамматических признаках имени существительного вы знаете?

- Что вы можете сказать о изменениях по числам ?

- Запишите слова из стихотворения в столбика ед. ч. мн.ч

- Что же получилось? Все слова стоят в ед. ч.

- Можно ли так сделать, что бы они были во множественном числе (отв). Образуйте.

У. - Как ещё изменяются им. существительные?

Проверка. Вывод

Изменения существительных по родам .

(Ученик читает стих)

Женский род запомню я

И скажу «Она -Моя»

И мужской запомню род

И опять скажу : « Он-мой»

Средний род « Оно- моё»

Это правило моё!

Задание : Записать им. существительные из стихотворения в три столбика, по родам и дописать своих три примера

Взаимопроверка. Вывод

У. Работа по учебнику (стр. 83 упр. 131)

Шуточное стихотворение про кота.

У. - О ком говорится в стихотворении? К какой части речи относится это слово?

(Почему?)

- Что происходит с окончаниями в слове?

- Так сколько падежей у имени существительного?

Вывод

- А вот какие они, мы сейчас узнаем у ребят.

(Подготовленные заранее ученики показывают «Парад падежей», рассказывают стихотворение о падеже и выставляют карточку с падежами на доску)

1 уч. Я именительный падеж

И нет на мне чужих одежд

Меня легко все узнают

И в подлежащие зовут

Предлогов с детства не люблю

С собою рядом не терплю

Мои вопросы : кто? и что?

Ни с чем не спутает никто

2 уч. А я падеж родительный

Характер мой общительный

Кого? Чего?- и вот он я !

Предлоги часто мне друзья.

3уч. Я называюсь дательным,

Работаю старательно

Кому отдать? К чему призвать?

Лишь только я могу сказать.

4 уч.

А я - винительный падеж

И я во всем виню невежд

Зато отличников люблю,

Для них пятерки я ловлю

Кого позвать, во что играть

Готов ребятам подсказать.

5 уч.


А я - творительный падеж,

Исполнен всяческих надежд

Творите чем? Творите с кем?

Я подскажу вам нет проблем

6 уч А я падеж предложный !

Со мною случай сложный

Мне без предлогов свет не мил

О ком? О чем? Я расскажу?

О чем мечтать и в чем гулять.


У. И так, мы выяснили что в русском языке 6 падежей и у каждоо свой вопрос . Давайте возьмем любое слово из стихотворения , отвечающие на вопрос кто? И слово , отвечающие на вопрос что? И запишем их в порядке падежей. Или другим словом просклоняем. (Уч-ся выбирают).

У. Итак , работа по рядам.

1ряд - склоняет со словом, отвечающее на вопрос кто?

2 ряд - со словом, отвечающее на вопрос что?

(выделить окончание)

( у доски работают два ученика)

Проверка.

Вывод.

У. Ребята, а что вы знаете о склонениях имени существительного?

Устно привести свои примеры и назвать склонение в словах из стихотворения ( или записать). Вывод.

У.- А теперь мы перейдём к более сложному заданию: выясним как вы умеете находить в предложении имя существительное, сказать чем оно является и сделать его грамматический разбор .

Запись предложения у доски с комментированием.

На востоке горит алая плоска зари.

(доп. Блестит под лучами солнца тихая речка)

Вывод: О какой части речи мы сегодня говорили? По каким грамматическим признакам изменяется имя существительное?

У. Я думаю, ребята , что мы сегодня не плохо усвоили тему

« Имя существительное» но дело в том что житель города русского языка об этом не услышал так давайте тоже пошлём ему послание , из которого он и узнает о наших знаниях .

Предлагаю учащимся тест по теме « Имя существительное»

© 2010-2022