Программа курса Литература и психология

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2111







«УТВЕРЖДАЮ»

И. о. директора школы

_____________Т. В. Островская

«…» … ………… г.





Рабочая программа
курса «Литература и психология»
для 10-11-х классов


Составитель:

Е. А. Свинцова











Москва

2015

1.Пояснительная записка

Осознание своего места в системе человеческих отношений, ощущение себя субъектом выбора собственной судьбы представляет собой трудную жизненную ситуацию для подростков и юношей. Становление новообразования происходит вначале на бессознательном уровне, поэтому дети еще не могут разобраться в этом самостоятельно. Психология и литература в современной школе, пожалуй, единственные дисциплины, которые могут целенаправленно помочь человеку увидеть то, что он ищет, способствовать становлению более конструктивных техник преодоления трудностей.

Без самоопределения, стабилизации личности невозможно формирование мировоззрения. Без сформированности мировоззрения как определенной системы жизненных ценностей личности очень трудно найти свое место в мире человеческих отношений. Поэтому представляется актуальным и целесообразным проведение профильного курса «Психология и литература». Особый акцент в данном курсе сделан на развитии рефлексии, децентрации, эмпатии, способов самовоспитания. Саморазвитие - это сознательное изменение или стремление человека сохранить в неизменности свое Я.

Курс «Психология и литература» предназначен тем, у кого сформировался собственный запрос на такие знания. Этот запрос может быть связан как с осознанием собственных психологических проблем, так и с интересом к психологической помощи человеку как сфере будущей профессии.

Введение данного курса обусловлено следующим : в современной школе отсутствуют такие уроки, где ребенок смог получить знания о самом себе и других людях, о том, как нас видят окружающие, каковы мотивы поступков человека, как развивается человек, каковы его потенциальные возможности. Такая ситуация вызывает острую необходимость в создании всевозможных учебных курсов человекознания, человековедения, психологии.

Цель курса : через литературный текст введение учащихся в область изучения психологии человека.

Задачи :

- показать на примере литературных героев сложность душевной и духовной жизни человека,

- развивать интерес к самопознанию и пониманию другого человека,

- развивать рефлексию как процесс познания и понимания старшеклассником самого себя и других,

- способствовать развитию грамотной речи учащихся, совершенствовать коммуникативные умения, обогащать поведенческий репертуар подростков,

-формировать навыки анализа литературных текстов .

Форма ведения занятий - свободная или директивная дискуссия, эвристическая беседа, лекционное объяснение, ролевое обучение, метод анализа конкретных ситуаций и обсуждение различных психологических проблем на примере худ. текстов. Несмотря на существование конкретного плана групповой работы, все-таки нельзя отнести способ ведения занятий к четко программному ведению, так как в намеченный замысел могут быть внесены конкретные изменения прямо по ходу занятий.


  1. Тематическое планирование


Тема

Примечание

1

Любовная лирика Пушкина. Проблемы человеческих взаимоотношений.

Беседа

2

Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина. Творчество и идеи гуманизма.

Лекция с элементами беседы

3

Философская лирика Пушкина. Размышление о назначении человека.

Лекция с элементами беседы

4

Вн.чт. Тема дороги в лирике Пушкина. Дороги, которые мы выбираем…

Беседа

5

Онегин как «лишний человек». Проблема выбора жизненного пути.

Практикам

6

Проблема назначения женщины (по роману «Евгений Онегин»).

Беседа

7

Онегин и Ленский. Трагический финал. Можно ли было его избежать?

Беседа

8

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Причина личной трагедии героев.

Практикум

9

.Проблемы трагедии «Моцарт и Сальери». Творческая личность. «Какая сила управляет всем?»

Внекл.чтение

10

Любовная лирика Лермонтова и ее адресаты . Как уберечь любовь?

Лекция с элементами беседы

11

Назначение поэта и человека в лирике Лермонтова.

Беседа

12

Философская лирика Лермонтова. Вечные вопросы бытия в изображении поэта.

Лекция с элементами беседы

13-14

Печорин как герой своего времени. Психологический тип «лишнего человека».

Практикум

15

Женские образы романа «Герой нашего времени». Проблемы взаимоотношений мужчины и женщины в романе.

Беседа

16

Почему одинок Печорин? Тема дружбы в романе.

Беседа

17

Чичиков. Тип предпринимателя в поэме Н.В. Гоголя. Современен ли Чичиков?

Семинар

18-19

Образы помещиков в поэме «Мертвые души». Особенности психотипов.

Практикум

20

Россия Гоголя .

Беседа

21

Обломов и Штольц. Сравнительная характеристика. «Каждый человек сам себя делать должен…»

Практикум

22

Обломов - «коренной народный наш тип». «Что такое обломовщина»?

Семинар

23

«Обломов» как роман о любви. Любовь как труд. Почему не сложилась любовь Обломова и Ольги?

Беседа

24

Катерина Кабанова. Правилен ли выбор Катерины?

Беседа

25

Молодое поколение в «Грозе». Нужно ли бороться с «темным царством»?

Практикум

26

Проблема взаимоотношений в семье (по пьесе А.Н.Островского «Гроза»)

Беседа

27

Любовь в пьесах Островского. Продается ли любовь? (по пьесе «Бесприданница»).

Внекл.чтение

28

Базаров как ученый-естествоиспытатель.

Практикум

29

Базаров и его родители. Как научиться понимать других?

Беседа

30

Учимся спорить (по роману «Отцы и дети»).

Практикум

31

Любовь в романе «Отцы и дети». «Можно ли дожить до любви?...»

Беседа

32

.Любовная лирика Тютчева. «Денисьевский цикл». Ответственность за любовь.

Беседа

33

Философия природы в лирике Фета. Отражение психологического состояния человека в стихах Фета о природе.

Практикум

34

Тема смысла жизни и предназначения человека в поэзии Некрасова

Лекция с элементами беседы

35

Тема поэта и поэзии в творчестве Н.А.Некрасова. Поэзия как труд.

Практикум

36

Матрена Тимофеевна Корчагина. «Тип величавой славянки». Проблема назначения женщины.

Беседа

37

Проблема выбора жизненного пути в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Практикум

38

Образы народных заступников. Григорий Добросклонов. «Свет и свобода - прежде всего…»

Лекция с элементами беседы

39

Изучение «Севастопольских рассказов». Война как преступление против человечности.

Беседа

40

Женские образы в романе «Война и мир». Назначение женщины.

Практикум

41

Андрей Болконский. «Что такое я?». Духовные искания героя.

Беседа

42

Пьер Безухов. Проблема взаимоотношений с окружающими. Поиски себя. «Быть вполне хорошим…»

Беседа

43

Проблемы семьи в романе. «Все счастливые семьи счастливы одинаково…»

Практикум

44

Человек на войне. Проблема гуманизма в романе «Война и мир». Как остаться человеком ?

Беседа

45

Пейзаж в романе как отражение психологического состояния героев.

Практикум

46-47

Традиции Толстого в изображении войны в современной литературе. «Ах , война, что ты, подлая, сделала?...»

Внекл.чтение

48

Проблема «маленького человека» в романе «Преступление и наказание». Особенности личности «маленького человека»

Беседа

49

Психологическое состояние Раскольникова до совершения преступления.

Беседа

50

Психологическое состояние Раскольникова после совершения преступления.

Беседа

51

Раскольников и Соня Мармеладова. «Их воскресила любовь…»

Беседа

52

Роман «Преступление и наказание» как психологический роман.

Практикум

53

«А вы знаете, как страшно, когда некуда больше идти?...» Человек и общество (по роману «Преступление и наказание»).

Беседа

54

Суд людской и суд совести (по роману «Преступление и наказание»).

Беседа

55

Обзор романа «Идиот». Особенности психотипов героев.

Внекл.чтение

56

«Очарованный странник». Внешняя и духовная биография Ивана Флягина.

Беседа

57

«Две Катерины» ( по пьесе «Гроза» и рассказу «Леди Макбет Мценского уезда»

Внекл.чтение

58

Жизненный путь А.П.Чехова. «Как изжитьиз себя раба?,,,»

Семинар

59

Разрушение дворянского гнезда в пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад». Проблема выбора жизненного пути.

Беседа

60

Молодое поколение в пьесе «Вишневый сад». «Вся Россия - наш сад».

Практикум

61

Рассказ Чехова «Ионыч» и рассказ Шукшина «Шире шаг, маэстро!»

Внекл.чтение

63-66

Вечные вопросы зарубежной литературы

Внекл.чтение

67-68

Резервные занятия



  1. Учебно-методическое обеспечение.

  1. Учебник по литературе. 10 класс. Авторы: Коровина В.И. Издание: 12-е изд. - М.: Просвещение, 2012

4. Литература.

1.Методические письма «Об использовании результатов единого государственного экзамена (2005 - 2012) года в преподавании общеобразовательных предметов в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования».

2. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных учреждений для проведения в 2013 году единого государственного экзамена по литературе.

  1. Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.

  2. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум - М., 2004.

  3. Н.В.Егорова, И.В., Золотарева, Т.И.Михайлова. Поурочные разработки по литературе. М., «Вако», 2014 г.

Интернет-ресурсы:

Библиотеки:

  • bibliogid.ru

  • bibliotekar.ru

  • drevne.ru

  • gramma.ru

  • gumer.info

  • encyclopedia.ru

  • krugosvet.ru

  • Lib.ru

  • litera.ru

  • litera.edu.ru

  • litwomen.ru

  • magazines.russ.ru

  • russianplanet.ru

  • russianplanet.ru/filolog/ruslit/index.htm

  • pushkinskijdom.ru

  • vavilon.ru

  • feb-web.ru

  • prlib.ru/Pages/Default.aspx

Электронные наглядные пособия:


  • gallerix.ru/

  • gold.stihophone.ru/

  • ayguo.com/

  • theatre.ru

  • borodino.ru

  • kreml.ru

  • hermitage.ru

  • museum.ru

  • museum.ru/gmii/

  • museum.ru/M654

  • museumpushkin.ru

  • peterhof.ru

  • rusmuseum.ru

  • shm.ru

  • tretyakovgallery.ru


6

© 2010-2022