Урок по русскому языку Имя прилагательное как часть речи

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5 класс Дата________________ русский язык

Тема урока: Имя прилагательное как часть речи. Морфологические признаки, синтаксическая роль.

Цель урока: повторить общее значение имени прилагательного.

Задачи:

- Обучающая: пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи.

- Развивающая: развивать творческие способности учащихся, воображение, ассоциативное и образное мышление, умения существенные признаки, развивать коммуникативные навыки, умения работать в парах.

- Воспитательная: воспитывать познавательный интерес к предмету, к русскому слову, внимание, чувство прекрасного.

Оборудование: карточки для индивидуальной работы, наглядно-иллюстративный материал.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.

  2. Актуализация опорных знаний учащихся.

  1. Проверка домашнего задания.

  2. Диктант-игра «Третий лишний»

- Определите в каждой строке однокоренные слова.

1)удивительный, диван, диво.

2) водитель, водица, водный.

3) горнист, гористый, пригорок.

III. Мотивация учебной деятельности учащихся.

  1. Вступительное слово учителя.

- Ребята, сегодняшний наш урок я хочу начать с замечательного стихотворения, которое поможет определить нам тему нашего сегодняшнего урока.

Я слово ищу необычное, звучное,

Особое, сильное, самое лучшее,

Короткое, длинное, красное, синее,

Неброское, яркое, очень красивое,

Оно уменьшительное или ласкательное,

Его называют еще……. (прилагательное)

  1. Беседа.

- А чтобы рассказать об удивительном и разном, нам нужны слова - имена прилагательные.

- Какую часть речи мы закончили изучать?

- Что такое имя существительное?

- Как изменяются имена существительные?

- Какие числа имен существительных вы знаете?

- Какие имена существительные только множественного числа вы знаете?

- Назовите рода имен существительных?

- Каким членом предложения чаще всего является имя существительное?

- Хорошо, а теперь мы приступаем к изучению новой части речи - имени прилагательного.

III. Объявление темы и цели урока.

  1. Установка на урок.

- Давайте сделаем установку на урок

- Я хочу знать…

- Я хочу повторить…

- Я хочу научиться…

- Я хочу получить…

  1. Изучение нового материала.

  1. Слово учителя.

- Ребята, сегодня мы с вами будем продолжать знакомство с именем прилагательным, которое вы уже изучали в начальной школе.

2. Работа с учебником.

Чтение правила с.85.

  1. Беседа.

- Что обозначают имена прилагательные?

- На какие вопросы они отвечают?

- Назовите морфологические признаки имен прилагательных.

- С какой частью речи они согласуются?

4. Слово учителя.

- Правильно, ребята, имя прилагательное обозначает признаки предметов и их роль велика в жизни человека. Имена прилагательные нужны для создания красоты нашей речи. Согласуются имена прилагательные с именем существительным, то есть ставятся в том же роде, числе и падеже, что и существительные, к которым они относятся.

Имя прилагательное- такая удивительная часть речи, которая таит в себе еще много интересного и на сегодняшнем уроке мы с вами в этом убедимся.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

  1. Опишите вашего соседа по парте, используя имена прилагательные.

  2. Мы ходили в лес.

Сколько там чудес!

Посмотрели вправо, влево.

Наклонились и присели,

Заниматься тихо сели.

5. Работа у доски.

- Назовите орфограммы, которые встречаются в тексте (безударные гласные в корне слова), найдите имена прилагательные, определите род, число, падеж.

- Выполните фонетический разбор слова СЕРЕБРЯНЫМ,

А кругом роса жемчужная

Отливала блестки алые,

И над озером серебряным

Камыши, склоняясь, шепталися.

6. Графический диктант.

- Запишите, обозначьте грамматические основы.

- Найдите имена прилагательные, определите, каким членом предложения они являются, определите падеж имен прилагательных.

Пришла весна. Потемнели дороги. Посинел на реке прозрачный лед. Грачи поправляют гнезда, звенят весенние ручьи. Надулись на деревьях пахучие почки. Ребята увидели первых скворцов. Стройные косяки гусей потянулись с юга. Высоко в небе показался клин журавлей. Пробежали по тропинке хлопотливые муравьи. Радостные чувства наполняют душу!

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- Вы должны хлопнуть в ладоши, если слово не является именем прилагательным. Представьте, что мы приходим на экскурсию во дворец имен прилагательных и видим множество признаков: веселый, глупый, фиолетовый, птичка, ловкий, бегают, летают, умный, разноцветный, радуга, девочка, играют, радостные.

V. Закрепление изученного материала.

1. Работа на карточках с взаимопроверкой.

Карточка № 1. Карточка № 2.

Найдите и подчеркните имена прилагательные, определите их род и число.

Собирайся на прогулку Жил на свете человек,

В солнечный, веселый городок. Тоненькие ножки.

Там найдешь веселого ты друга, И бежал тот человек

И возьмешь его за поводок. По тоненькой дорожке .

  1. Игра «Подари предмету признак». Работа в парах.

- Запишите как можно больше прилагательных к предложенным именам существительным.

1 пара - трава

2 пара - горы

3 пара - снег

- Молодцы, ребята. Так для чего нам нужны имена прилагательные?

(Для яркости нашей речи, с их помощью мы можем описать форму, цвет, запах, вкус и другие признаки)

С существительным подчас

Не жизнь, а просто скука.

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука.

Но если нас к ним приложить,

Им веселее станет жить.

  1. Работа с учебником.

Упр. № 567 (устно)

  1. Игра «Угадай»

- По данным словам-признакам предмета отгадайте слова-предметы.

А) Мягкий, теплый, пушистый, забавный, усатый, игривый, шустрый (котенок)

Б) Круглое, душистое, сочное, краснобокое (яблоко)

VI. Подведение итогов урока.

  1. Игра «Подставь слово»

- Запишите в тетради 4 любых имени прилагательных. А теперь давайте добавим их в текст.

Сегодня день рождения Тани!

Мама с девочкой испекли…. пирог.

На стол они поставили…..цветы.

Скоро придут…. гости.

  1. Заключительное слово учителя.

- Давайте вернемся к нашей установке на урок и проверим результаты

- Я узнал…

- Я повторил…

- Я научился…

- Я получил…

- Подходит к концу наш урок. Вы хорошо потрудились, узнали много нового и интересного. Закончить урок я хочу словами Константина Паустовского, который утверждал: « Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия»

3. Выставление оценок.

4. Домашнее задание: упражнение № 569, выучить правило на с. 85.



© 2010-2022