- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по русскому языку 9 класс
Рабочая программа по русскому языку 9 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Калугина М.Е. |
Дата | 16.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 9 класс - 68 часов
№
п/п
Наименование раздела
программы.
Тема урока
Кол-во часов
Тип
урока
Элементы основного содержания
Элементы дополнительного содержания
Требования к уровню подготовки обучающихся (прогнозируемые Метапредметные и предметные результаты)
Вид контроля, вид самосто
ятельной
работы
Домашнее задание
Дата
проведения
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
I четверть (9 недель) - 18 часов
1
§ 1. Русский литературный язык
1
Урок усвоения новых знаний
Основные формы существования национального русского языка: русский литературный язык, народные говоры, жаргоны. Рациональные приёмы работы со словарями в поисках необходимой информации
Знать формы существования национального русского языка, понимать его неоднородность, сферу функционирования, общенародного разговорного
языка, знать группы просторечной лексики, источники обогащения лексики литературного языка (территориальные и социальные диалекты)
Пересказ лингвистического текста. Анализ лингвистического текста (определе
ние темы, основной мысли, нахождение ключевых слов)
§1, упр.3
2-3
§ 2. Культура речи
2
Урок усвоения новых знаний
Понятие о языковой норме. Основные виды ошибок в устной и письменной речи
Лексика
Анализировать и оценивать свою и чужую речь с точки зрения соблюдения в ней основных норм русского литературного языка
Работа со словарём «Говорите правильно»
§2, упр.13
§2, упр.18-19
Повторение изученного в 5-8 классах (7часов)
4-5
§ 3.
Повторение изученного. Фонетика, словообразование, лексика
2
Повторите
льно-обобщающий урок
Фонетика, словообразование, лексика как разделы лингвистики. Основные правила литературного произношения и ударения
Словари русского языка
Понимать смыслоразличительную функцию звука. Сопоставлять и анализировать звуковой и буквенный состав слова, уметь соблюдать в речи орфоэпические нормы, исправлять ошибки в звучащей речи. Уметь производить орфоэпический и фонетические разборы
Составление предложений с терминами, рабо та со словарями Орфоэпический диктант. Анализ и оценка с орфоэпической точки зрения чужой и собствен ной речи.
§3, упр.34
§3, упр.50-51
6-7
§ 4. Повторение изученного. Грамматика: морфология и синтаксис
2
Повторите
льно-обобщающий урок
Грамматическое значение слова и его отличие от лексического значения. Самостоятельные и служебные части речи. Номинативная функция словосочетания и коммуникативная функция предложения.
Знать основные понятия морфологии и синтаксиса. Понимать особенности грамматического значения слова в отличие от лексического значения. Распознавать самостоятельные и служебные части речи, доказывать принадлежность слов к определён ной части речи, определять их функцию в предложении.
Выполнение тренировочных упражнений, тестовых заданий, выборочный диктант, комплексный анализ текста.
§4, упр.77
§4, упр.90
8-10
§ 5. Повторение изученного. Правописание: орфография и пунктуация
3
Повторите
льно-обобщающий урок
Правописание как система правил, регулирующих написание слов и постановку знаков препинания в предложении. Орфографические и пунктуационный нормы в письменной речи.
Словари русского языка
Иметь представление об орфографии и пунктуации как системе правил. Уметь опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова, на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении Соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи.
Создание собственных высказываний на основе исходного текста. Составление тестовых заданий на разные виды орфограмм и пунктограмм. Орфографический
диктант
§5, упр.108
§5, упр.142
§5, упр.139.
11
Контрольная работа №1 по теме «Повторение изученного в 5-8 классах»
1
Урок контроля
Правописание гласных и согласных в корне, слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи, знаки препинания в простом и сложном предложении
Уметь соблюдать орфографические и пунктуационные нормы, воспроизводить текст, воспринимаемый на слух
Контрольный диктант
Повторить
§§ 1-5
Текстоведение (7 часов)
12
§ 6. Текст и его признаки
1
Урок усвоения знаний
Текст, его строение. Стили и типы речи, средства связи предложений в тексте
Тексты художественных произведений
Определять тему и основную мысль текста, стиль, тип речи. Выделять микротемы текста, делить его на абзацы, создавать сочинения разных типов по заданным темам
Сопоставление разностилевых текстов. Выполнение тренировочных упражнений
§6, упр.162,164
13
§ 7. Рассуждение как тип речи
1
Урок усвоения знаний
Коммуникативная цель рассуждения. Структура текста-рассуждения
Тексты художественных произведений
Создавать устные и письменные рассуждения разных видов (доказательства, объяснения, размышления) в рамках заданного стиля речи
Орфографический диктант
§7, упр.174
14-15
§ 8. Рецензия как речевой жанр
2
Урок развития речи
Особенности строения жанра рецензии: коммуникативная задача, содержательно-композиционные особенности жанра, типологическая структура текста, характерные языковые и речевые средства
Использование рецензий на театральные постановки
Понимать особенности жанра рецензии, оценивать тему, содержание, героев, художественное своеобразие, композицию, язык художественного произведения
Работа с образцами, памяткой. Составление чернового варианта
§8, упр177
§8, упр.178 (179)
16
§ 9. Публичная речь
1
Урок усвоения знаний
Публичная речь как разновидность устной речи, обращённой к аудитории, рассчитанной на публику
Создавать сообщения на лингвистическую тему как разновидности публичного речевого высказывания.
Подготовить материал для устного сообщения на лингвистическую тему («Речевой этикет и нацио нальные традиции народов мира», «Этимология - на ука об истории происхождения слов и выражений в русском языке»)
§9, упр.190
Р.Р.
17
Изложение № 1 с творческим заданием (упр. 191)
1
Урок контроля
Основные этапы подготовки и написания изложения на основе прочитанного или прослушанного текста. Основные этапы создания текста
Использовать разные виды чтения (просмотровое, ознакомительное, изучающее). Устно или письменно излагать прочитанный или прослушанный текст
Устное и письменное изложение прочитанного или прослушанного текста
Повторить §§
6-9
18
Анализ контрольных работ. Подведение итогов I -ой четверти
1
Урок коррекции знаний
Упражнение 194
II четверть (7 недель) - 14 часов
Синтаксис и пунктуация
Сложное предложение
19
Сложное предложение как единица синтаксиса
1
Урок усвоения новых знаний
Сложное предложение и его признаки. Сложные предложения с союзами и без союзов. Смысловое, структурное единство частей сложного предложения. Классификация сложных предложений
Дополнительный теоретический материал. Морфология.
Знать классификацию сложных предложений в зависимости от средств связи. Уметь опознавать и правильно интонировать сложные предложений с разными смысловы ми отношениями между их частя
ми, отличать простое предложение от сложного. Разграничивать и сопоставлять разные виды сложных предложений
Выполнение тренировочных упражнений, ана лиз текста, состав ление таблицы «Основные виды сложных предло
жений», заполне ние её своими примерами
Устное высказывание (упр.195),
упр.200
20-21
§ 10. Понятие о сложносочинённом предложении
2
Урок усвоения новых знаний
Сложносочинённое предложение, его строение. Средства связи в нём: интонация и сочинительные союзы.
Союзы
Знать грамматические признаки ССП, опознавать сложносочинённые предложения в тексте, дифференцировать ССП по разрядам союзов
Работа с учебником, составление таблицы «Группы ССП», диктант «Проверь себя»
§10, упр.210,
§10, упр.224
22-23
§ 11. Виды сложносочинённых предложений
2
Урок усвоения новых знаний
Сложносочинённые предложения: структура, виды и способы связи, смысловые отношения между частями сложносочинённых предложений. Запятая между частями ССП
Определять смысловые отношения и способы связи частей ССП, составлять ССП с разными средствами связи частей, информационно и пунктуационно оформлять, опознавать в тексте, употреблять в речи. Объяснять расстановку знаков препинания.
Взаимодиктант
Конструирование предложений
§11, упр.242, 243
§11, упр.238
Р.Р.
24
Сжатое изложение № 2 (обучающая работа -упражнение 241)
1
Урок развития речи
Изложение с сохранением композиционной формы, типологического строения, характерных языковых средств. Основные способы сжатия текста
Определять стиль речи, тему высказывания и его основную мысль. Сжимать текст, используя разные способы компрессии текста
Работа с черновиком
Доработать изложение
25
Диктант №1 по теме «Сложносочиненное предложение»
1
Урок контроля знаний
26
§ 12. Понятие о сложноподчинённом предложении
1
Урок усвоения новых знаний
Сложноподчинённые предложения, их структура.
Теоретический материал повышенной сложности
Знать структуру СПП, средства связи его частей, опознавать СПП в тексте, выделять главное и придаточное предложения в составе сложного.
Составление плана §12, конструирование предложений по схемам
§12, упр.260
27
§ 13. Виды сложноподчинённых предложений
1
Урок усвоения новых знаний
Смысловые отношения между частями сложного предложения. Виды придаточных предложений в СПП
Морфология
Определять вид СПП и средства связи его частей, понимать различия союзов и союзных слов, уметь их различать, устанавливать связь между главным и придаточным предложением, определять смысловые отношения, стилистические особенности СПП, использовать союзы и союзные слова при конструировании СПП, правильно ставить знаки препинания
Составление схем СПП, комментированное письмо
§13, упр.276, 279
28
§ 14. Сложноподчинённые предложения с придаточным определительным
1
Урок усвоения новых знаний
Особенность структуры СПП с придаточным определительным. Функционирование таких предложений в устной и письменной речи
Морфология
Понимать отличия СПП с придаточным определительным, уметь находить СПП с придаточными определительными в художественном тексте по характеру смысловой связи между частями, значению союзных слов, определять синтаксическую функцию союзного слова
Создание сочинения-описания с использованием СПП с придаточным определительным. Редактирование текста
§14, упр.310
29
§ 15. Сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным
1
Урок усвоения новых знаний
Специфика сложноподчинённого предложения с придаточным изъяснительным
Знать место придаточного изъяснительного по отношению к главному, средства связи придаточного с главным, употреблять синтаксические синонимы: СПП указанного вида - бессоюзное сложное предложение - предложение с прямой и косвенной речью, конструировать СПП с придаточным изъяснительным
Составление повествовательной миниатюры, включение в неё СПП с придаточным изъяснительным
§15, упр.337, 340
30
§ 16. Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчинённые предложения с придаточным места
1
Урок усвоения новых знаний
Особенности сложноподчинённых предложений с придаточными обстоятельственными
Морфология
Знать виды придаточного обстоятельственного, уметь находить придаточное обстоятельственное по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов и союзных слов, определять средства связи придаточного с главным, правильно расставлять знаки препинания, конструировать СПП с придаточным места, уметь находить их в художественных текстах, уместно и правильно употреблять эти конструкции в своей устной и письменной речи
Составление предложений по схемам, подготовка устного сообщения о придаточном обстоятельственном
§16, упр.352, 353
Р.Р.
31
Сжатое изложение № 3 с элементами сочинения
1
Урок контроля
Письменное изложение прочитанного текста. Основные приёмы сокращения информации при написании сжатого изложения. Сочинение текста. Основные этапы создания текста.
Уметь исключать второстепенную информацию в каждой части текста. Определять замысел сочинения, создавать текст сочинения, редактировать его
Изложение с элементами сочинения
Повторить §§12-16
32
Тест № 1 за первое полугодие по типу ГИА.
1
Урок контроля
Упражнение 354
III четверть (10 недель) -- 20 часов
33
§ 16. Сложноподчинённые предложения с придаточным времени
1
Урок усвоения новых знаний
Особенности сложноподчинённых предложений с придаточным времени
Морфология
Опознавать СПП с придаточным времени, определять средства связи придаточного с главным, конструировать СПП с придаточным времени, уметь находить их в художественных текстах, уместно и правильно употреблять эти конструкции в своей устной и письменной речи
Составление предложений данной конструкции. Составление текста по картине с использованием СПП с придаточным места и времени
§16, упр.362
34
§ 16. Сложноподчинённые предложения с придаточным сравнения
1
Урок усвоения новых знаний
Особенности сложноподчинённых предложений с придаточным сравнения. Значение сравнительных конструкций в речи
Использовать синтаксические синонимы, конструировать СПП с придаточным сравнения, уметь находить их в тексте, уметь определять значений сравнений, выраженных разными способами
Творческое списывание
§16, упр.390, 392
Р.Р.
35
Подготовка к сочинению «Два портрета» № 1 (упражнение 391)
1
Доработать сочинение
36
§ 16. Сложноподчинённые предложения с придаточным образа действия и степени
1
Урок усвоения новых знаний
Особенности сложноподчинённых предложений с придаточными образа действия и степени
Морфология
Опознавать МПП с придаточным образа действия и степени, определять средства связи придаточного с главным, конструировать СПП с придаточным образа действия и степени, уметь находить их в текстах
Орфографический диктант. Составление предложений данной конструкции, синтаксический и пунктуационный разборы
§16, упр.403
37
§ 16. Сложноподчинённые предложения с придаточным цели
1
Урок усвоения новых знаний
Структурно-семантические особенности сложноподчинённых предложений с придаточным цели
Уметь опознавать СПП с придаточным цели по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов, конструировать СПП данного вида, уместно употреблять в своей речи.
Творческий диктант
§16, упр.415
38
§ 16. Сложноподчинённые предложения с придаточным условия
1
Урок усвоения новых знаний
Особенности сложноподчинённых предложений с придаточным условия
Стили речи
Конструировать СПП данного вида, правильно опознавать в текстах разных стилей речи, уместно употреблять в своей речи, производить синонимичную замену
Синтаксический разбор, составление схем. Включение условных конструкций в сочинение-рассуждение
§16, упр.434
39
§ 16. Сложноподчинённые предложения с придаточными причины и следствия
1
Урок усвоения новых знаний
Особенности сложноподчинённых предложений с придаточным причины и следствия
Разграничивать понятия причины и следствия, знать союзы, передающие отношения причины и следствия, конструировать предложения заданной модели СПП с придаточными причины и следствия, выявлять общее
Моделирование СПП по заданным схемам, использование синтаксических синонимов в сочинениях-миниатюрах
§16, упр.458-459
40
§ 16. Сложноподчинённые предложения с придаточным уступительным
1
Урок усвоения новых знаний
Структурно-семантические особенности сложноподчинённых предложений с придаточными уступительными
Опознавать СПП с придаточным уступки по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов, проводить синтаксический анализ предложений указанного вида
Выполнение тренировочных упражнений
§16, упр.465
41
§ 17. Сложноподчинённые предложения с придаточными разных видов (повторение изученного)
1
Урок закрепления изученного
СПП с последовательным, однородным и параллельным подчинением. Синонимичная замена предложений
Находить в тексте сложноподчинённые предложений с несколькими придаточными, уместно и правильно употреблять подобные конструкции в речи
Взаимодиктант
§17, упр.488, 490
Р.Р.
42
Подготовка к сочинению «Две картины» № 2 (упражнение 489)
1
Урок усвоения знаний
Доработать сочинение
43-44
§ 18. Понятие о сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными
2
Урок усвоения новых знаний
Сложноподчинённые предложения с последо
вательным, однородным и параллельным подчи
нением. Значение, спосо
бы и последовательнос
ть присоединения нескольких придаточных к главному, знаки препинания
Тексты художественных произведений
Определять виды подчинительной связи при наличии в СПП двух и более придаточных: с соподчинением, последовательным подчинением, сочетанием соподчинения и последовательного подчинения, а также со схемой и образцом разбора СПП с несколькими придаточными, оформлять интонационно и пунктуационно
Синтаксический анализ предложений, составление схем
§18, упр.502,
§18, упр.514, повторить §§12-18
45
Контрольная работа №2 по теме «Сложноподчиненные предложения»
1
Урок контроля
Виды придаточных предложений в СПП. Средства связи и знаки препинания в СПП
Уметь воспринимать текст на слух, безошибочно его воспроизводить, грамотно оформлять
Контрольный диктант
Упражнение 517
46
§ 19. Понятие о бессоюзном сложном предложении
1
Урок усвоения новых знаний
Структура сложного бессоюзного предложения. Смысловые отношения между его частями
Знать грамматические признаки БСП, определять смысловые отношения между частями бессоюзного предложения, расставлять знаки препинания
Работа с учебни ком, составление плана §19. Ответ на вопрос, чем БСП отличаются от др. предложен.
§19, упр.521, 523
47-48
§ 20. Виды бессоюзных сложных предложений
2
Урок усвоения новых знаний
Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, средства связи частей сложного бессоюзного предложе
ния: интонация, знаки препинания
Правильно расставлять знаки препинания в соответствии со значением каждого конкретного бессоюзного предложения и обосновывать их постановку. Опознавать бессоюзные сложные предложения.
Орфографический диктант
§20, упр.529
§20, упр.540
49-50
§21. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
2
Урок усвоения новых знаний
Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, средства связи частей сложного бессоюзного предложения: интонация, знаки препинания
Однородные члены предложения
Определять значение перечисления, расставлять знаки препинания, обосновывать их выбор, выразительно читать БСП, передавать голосом отношения перечисления, конструировать БСП. Знать условия постановки двоеточия и тире между частями БСП.
Осложнённое списывание. Составление схем БСП, конструирование по схемам
§21, упр.561
§21, упр.572
51
Диктант № 2 по теме «Бессоюзное сложное предложение»
1
Урок контроля
Бессоюзные предложения, знаки препинания в них
Уметь опознавать БСП, выявлять смысловые отношения между его частями, правильно расставлять знаки препинания
Контрольный диктант с грамматическими заданиями
Повторить §§12-21
52
Анализ контрольных работ. Подведение итогов III-ей четверти
1
Урок коррекции знаний
Упражнение 573
IV четверть (8 недель) - 16 часов
53-54
§ 22. Понятие о сложном предложении с разными видами союзной и бессоюзной связи
2
Урок усвоения новых знаний
Сочинительная, подчинительная, бессоюзная связь в сложном предложении. Сочетание различных видов связи, знаки препинания
Тексты художественных произведений. Орфография
Знать структурные особенности сложных предложений с разными видами связи. Опознавать в тексте сложные предложения с различными видами связи. Составлять схемы и производить разбор сложного предложения с разными видами союзной бессоюзной связи.
Составление предложений по схемам. Составление схем
§22, упр.581
§22, упр.600
55
§ 23. Культура речи. Правильное употребление в речи сложных предложений
1
Урок усвоения знаний
Уместное и правильное использование сложных предложений.
Уместно и правильно использовать сложные предложения в речи. Исправлять ошибки, вызванные нарушением синтаксических норм построения сложных предложений.
Моделирование сложных предложений по заданной схеме.
§23, упр606, подготовиться к контрольной работе
56-57
ТЕСТ № 2 в форме и по материалам ГИА.
2
Урок контроля
Контрольная работа
Повторить §§22-23
58
§ 24. Способы передачи чужой речи
1
Урок усвоения знаний
Основные способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь. Постановка знаков препинания в предложениях с прямой речью. Диалог и его основные виды.
Стили речи
Соблюдать грамматические нормы при преобразовании прямой речи в косвенную и наоборот. Грамотно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью. Уметь моделировать предложения с прямой речью.
Тренировочные упражнения
§24, упр.614
§24, упр. 619, 621
59-60
§ 25. Знаки препинания в предложениях с прямой речью
2
Урок усвоения знаний
Основные способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь. Постановка знаков препинания в предложениях с прямой речью. Диалог и его основные виды.
Соблюдать грамматические нормы при преобразовании прямой речи в косвенную и наоборот. Грамотно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью. Уметь моделировать предложения с прямой речью.
§25, упр.624
§25, упр.636
61
§ 26. Цитаты и способы цитирования
1
Урок усвоения знаний
Цитирование как способ передачи чужой речи. Различные способы цитирования. Основные требования к цитированию.
Тексты художественных произведений.
Уметь использовать различные способы цитирования: в форме прямой или косвенной речи, с помощью специальных вводных конструкций. Грамотно оформлять цитирование в письменной речи
Работа с учебными словарями
§26, упр.646
Р.Р.
62
Сжатое изложение № 4
1
Урок контроля
Письменное изложение прочитанного текста. Основные приёмы сокращения информации при написании сжатого изложения. Сочинение текста. Основные этапы создания текста.
Уметь исключать второстепенную информацию в каждой части текста. Определять замысел сочинения, создавать текст сочинения, редактировать его
Изложение с элементами сочинения
Упражнение 647
Повторение изученного в 5-9 классах(6 часов)
63
Повторение изученного.
§ 27. Фонетика, словообразование, лексика
1
Повторите
льно-обобщающий урок.
Звуки русского языка. Смыслоразличительная роль звука. Орфоэпические нормы и нормы письма
Уметь делать по плану сообщение о звуках речи, об особенностях произношения гласных и согласных звуков, выбирать из вариантов правильное ударение, соотносить звук и букву на письме, оценивать свою и чужую речь с точки зрения орфоэпической нормы; опознавать орфограммы, выбор которых зависит от фонетических условий
§27, упр.666
64
§ 28. Грамматика: морфология и синтаксис
1
Повторите
льно-обобщающий урок.
Грамматическое значение слова и его отличие от лексического значения. Самостоятельные и служебные части речи. Номинативная функция словосочетания и коммуникативная функция предложения.
Знать основные понятия морфологии и синтаксиса. Понимать особенности грамматического значения слова в отличие от лексического значения. Распознавать самостоятельные и служебные части речи, доказывать принадлежность слов к определённой части речи, определять их функцию в предложении.
Выполнение тренировочных упражнений, тестовых заданий, выборочный диктант, комплексный анализ текста.
§28, упр.681, 685
Р.Р.
65
Сжатое изложение № 5
1
Урок контроля знаний
Письменное изложение прочитанного текста. Основные приёмы сокращения информации при написании сжатого изложения. Сочинение текста. Основные этапы создания текста.
Уметь исключать второстепенную информацию в каждой части текста. Определять замысел сочинения, создавать текст сочинения, редактировать его
Изложение с элементами сочинения
66
§ 29. Культура речи
1
Повторите
льно-обобщающий урок.
Культура речи, речевой портрет образованного человека, нормы речи.
Синонимы
Знать основные виды норм современного русского языка, находить и исправлять речевые ошибки.
Комплексный анализ текста
§29, упр.694
67
§ 30. Правописание: орфография и пунктуация
1
Повторите
льно-обобщающий урок.
Правописание как система правил, регулирующих написание слов и постановку знаков препинания в предложении. Орфографические и пунктуационный нормы в письменной речи.
Словари русского языка
Иметь представление об орфографии и пунктуации как системе правил. Уметь опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова, на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении Соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи.
Создание собственных высказываний на основе исходного текста. Составление тестовых заданий на разные виды орфограмм и пунктограмм
§30, упр.725.
68
Подведение итогов изучения курса русского языка в 9-м классе
1
Повторите
льно-обобщающий урок.
Рассмотрено на заседании М.О. гуманитарного цикла
Протокол №__ от «___»_________2013
____________/Хожаева Л.Н./
Согласовано
Заместитель директора
__________/Харичкина Л.Д./