Рабочая программа по русскому языку 9 класс

Настоящая программа по русскому языку  для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Русский язык» авторы С.И.Львова, В.В.Львов, 2-е издание, М. , Мнемозина, 2008. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стан...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 9 класс - 68 часов

п/п


Наименование раздела

программы.


Тема урока

Кол-во часов

Тип

урока

Элементы основного содержания

Элементы дополнительного содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся (прогнозируемые Метапредметные и предметные результаты)



Вид контроля, вид самосто

ятельной

работы

Домашнее задание

Дата

проведения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


I четверть (9 недель) - 18 часов


1

§ 1. Русский литературный язык

1

Урок усвоения новых знаний

Основные формы существования национального русского языка: русский литературный язык, народные говоры, жаргоны. Рациональные приёмы работы со словарями в поисках необходимой информации

Знать формы существования национального русского языка, понимать его неоднородность, сферу функционирования, общенародного разговорного

языка, знать группы просторечной лексики, источники обогащения лексики литературного языка (территориальные и социальные диалекты)

Пересказ лингвистического текста. Анализ лингвистического текста (определе

ние темы, основной мысли, нахождение ключевых слов)

§1, упр.3

2-3

§ 2. Культура речи

2

Урок усвоения новых знаний

Понятие о языковой норме. Основные виды ошибок в устной и письменной речи

Лексика

Анализировать и оценивать свою и чужую речь с точки зрения соблюдения в ней основных норм русского литературного языка

Работа со словарём «Говорите правильно»

§2, упр.13

§2, упр.18-19

Повторение изученного в 5-8 классах (7часов)

4-5

§ 3.

Повторение изученного. Фонетика, словообразование, лексика

2

Повторите

льно-обобщающий урок

Фонетика, словообразование, лексика как разделы лингвистики. Основные правила литературного произношения и ударения

Словари русского языка

Понимать смыслоразличительную функцию звука. Сопоставлять и анализировать звуковой и буквенный состав слова, уметь соблюдать в речи орфоэпические нормы, исправлять ошибки в звучащей речи. Уметь производить орфоэпический и фонетические разборы

Составление предложений с терминами, рабо та со словарями Орфоэпический диктант. Анализ и оценка с орфоэпической точки зрения чужой и собствен ной речи.

§3, упр.34

§3, упр.50-51

6-7

§ 4. Повторение изученного. Грамматика: морфология и синтаксис

2

Повторите

льно-обобщающий урок

Грамматическое значение слова и его отличие от лексического значения. Самостоятельные и служебные части речи. Номинативная функция словосочетания и коммуникативная функция предложения.

Знать основные понятия морфологии и синтаксиса. Понимать особенности грамматического значения слова в отличие от лексического значения. Распознавать самостоятельные и служебные части речи, доказывать принадлежность слов к определён ной части речи, определять их функцию в предложении.

Выполнение тренировочных упражнений, тестовых заданий, выборочный диктант, комплексный анализ текста.

§4, упр.77

§4, упр.90

8-10

§ 5. Повторение изученного. Правописание: орфография и пунктуация


3

Повторите

льно-обобщающий урок

Правописание как система правил, регулирующих написание слов и постановку знаков препинания в предложении. Орфографические и пунктуационный нормы в письменной речи.

Словари русского языка

Иметь представление об орфографии и пунктуации как системе правил. Уметь опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова, на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении Соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи.

Создание собственных высказываний на основе исходного текста. Составление тестовых заданий на разные виды орфограмм и пунктограмм. Орфографический

диктант

§5, упр.108

§5, упр.142

§5, упр.139.

11

Контрольная работа №1 по теме «Повторение изученного в 5-8 классах»

1

Урок контроля

Правописание гласных и согласных в корне, слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи, знаки препинания в простом и сложном предложении

Уметь соблюдать орфографические и пунктуационные нормы, воспроизводить текст, воспринимаемый на слух

Контрольный диктант

Повторить

§§ 1-5

Текстоведение (7 часов)

12

§ 6. Текст и его признаки

1

Урок усвоения знаний

Текст, его строение. Стили и типы речи, средства связи предложений в тексте

Тексты художественных произведений

Определять тему и основную мысль текста, стиль, тип речи. Выделять микротемы текста, делить его на абзацы, создавать сочинения разных типов по заданным темам

Сопоставление разностилевых текстов. Выполнение тренировочных упражнений

§6, упр.162,164

13

§ 7. Рассуждение как тип речи

1

Урок усвоения знаний

Коммуникативная цель рассуждения. Структура текста-рассуждения

Тексты художественных произведений

Создавать устные и письменные рассуждения разных видов (доказательства, объяснения, размышления) в рамках заданного стиля речи

Орфографический диктант

§7, упр.174

14-15

§ 8. Рецензия как речевой жанр

2

Урок развития речи

Особенности строения жанра рецензии: коммуникативная задача, содержательно-композиционные особенности жанра, типологическая структура текста, характерные языковые и речевые средства

Использование рецензий на театральные постановки

Понимать особенности жанра рецензии, оценивать тему, содержание, героев, художественное своеобразие, композицию, язык художественного произведения

Работа с образцами, памяткой. Составление чернового варианта

§8, упр177

§8, упр.178 (179)


16


§ 9. Публичная речь


1

Урок усвоения знаний

Публичная речь как разновидность устной речи, обращённой к аудитории, рассчитанной на публику

Создавать сообщения на лингвистическую тему как разновидности публичного речевого высказывания.

Подготовить материал для устного сообщения на лингвистическую тему («Речевой этикет и нацио нальные традиции народов мира», «Этимология - на ука об истории происхождения слов и выражений в русском языке»)

§9, упр.190

Р.Р.

17

Изложение № 1 с творческим заданием (упр. 191)

1

Урок контроля

Основные этапы подготовки и написания изложения на основе прочитанного или прослушанного текста. Основные этапы создания текста

Использовать разные виды чтения (просмотровое, ознакомительное, изучающее). Устно или письменно излагать прочитанный или прослушанный текст

Устное и письменное изложение прочитанного или прослушанного текста

Повторить §§

6-9

18

Анализ контрольных работ. Подведение итогов I -ой четверти

1

Урок коррекции знаний


Упражнение 194

II четверть (7 недель) - 14 часов

Синтаксис и пунктуация

Сложное предложение


19

Сложное предложение как единица синтаксиса


1

Урок усвоения новых знаний

Сложное предложение и его признаки. Сложные предложения с союзами и без союзов. Смысловое, структурное единство частей сложного предложения. Классификация сложных предложений

Дополнительный теоретический материал. Морфология.

Знать классификацию сложных предложений в зависимости от средств связи. Уметь опознавать и правильно интонировать сложные предложений с разными смысловы ми отношениями между их частя

ми, отличать простое предложение от сложного. Разграничивать и сопоставлять разные виды сложных предложений

Выполнение тренировочных упражнений, ана лиз текста, состав ление таблицы «Основные виды сложных предло

жений», заполне ние её своими примерами

Устное высказывание (упр.195),

упр.200

20-21

§ 10. Понятие о сложносочинённом предложении

2

Урок усвоения новых знаний

Сложносочинённое предложение, его строение. Средства связи в нём: интонация и сочинительные союзы.

Союзы

Знать грамматические признаки ССП, опознавать сложносочинённые предложения в тексте, дифференцировать ССП по разрядам союзов

Работа с учебником, составление таблицы «Группы ССП», диктант «Проверь себя»

§10, упр.210,

§10, упр.224

22-23

§ 11. Виды сложносочинённых предложений

2

Урок усвоения новых знаний

Сложносочинённые предложения: структура, виды и способы связи, смысловые отношения между частями сложносочинённых предложений. Запятая между частями ССП

Определять смысловые отношения и способы связи частей ССП, составлять ССП с разными средствами связи частей, информационно и пунктуационно оформлять, опознавать в тексте, употреблять в речи. Объяснять расстановку знаков препинания.

Взаимодиктант

Конструирование предложений

§11, упр.242, 243

§11, упр.238

Р.Р.

24

Сжатое изложение № 2 (обучающая работа -упражнение 241)

1

Урок развития речи

Изложение с сохранением композиционной формы, типологического строения, характерных языковых средств. Основные способы сжатия текста

Определять стиль речи, тему высказывания и его основную мысль. Сжимать текст, используя разные способы компрессии текста

Работа с черновиком

Доработать изложение

25

Диктант №1 по теме «Сложносочиненное предложение»

1

Урок контроля знаний


26

§ 12. Понятие о сложноподчинённом предложении

1

Урок усвоения новых знаний

Сложноподчинённые предложения, их структура.

Теоретический материал повышенной сложности

Знать структуру СПП, средства связи его частей, опознавать СПП в тексте, выделять главное и придаточное предложения в составе сложного.

Составление плана §12, конструирование предложений по схемам

§12, упр.260


27


§ 13. Виды сложноподчинённых предложений


1

Урок усвоения новых знаний

Смысловые отношения между частями сложного предложения. Виды придаточных предложений в СПП

Морфология

Определять вид СПП и средства связи его частей, понимать различия союзов и союзных слов, уметь их различать, устанавливать связь между главным и придаточным предложением, определять смысловые отношения, стилистические особенности СПП, использовать союзы и союзные слова при конструировании СПП, правильно ставить знаки препинания

Составление схем СПП, комментированное письмо

§13, упр.276, 279


28

§ 14. Сложноподчинённые предложения с придаточным определительным

1

Урок усвоения новых знаний

Особенность структуры СПП с придаточным определительным. Функционирование таких предложений в устной и письменной речи

Морфология

Понимать отличия СПП с придаточным определительным, уметь находить СПП с придаточными определительными в художественном тексте по характеру смысловой связи между частями, значению союзных слов, определять синтаксическую функцию союзного слова

Создание сочинения-описания с использованием СПП с придаточным определительным. Редактирование текста

§14, упр.310


29

§ 15. Сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным

1

Урок усвоения новых знаний

Специфика сложноподчинённого предложения с придаточным изъяснительным

Знать место придаточного изъяснительного по отношению к главному, средства связи придаточного с главным, употреблять синтаксические синонимы: СПП указанного вида - бессоюзное сложное предложение - предложение с прямой и косвенной речью, конструировать СПП с придаточным изъяснительным

Составление повествовательной миниатюры, включение в неё СПП с придаточным изъяснительным

§15, упр.337, 340


30

§ 16. Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчинённые предложения с придаточным места

1

Урок усвоения новых знаний

Особенности сложноподчинённых предложений с придаточными обстоятельственными

Морфология

Знать виды придаточного обстоятельственного, уметь находить придаточное обстоятельственное по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов и союзных слов, определять средства связи придаточного с главным, правильно расставлять знаки препинания, конструировать СПП с придаточным места, уметь находить их в художественных текстах, уместно и правильно употреблять эти конструкции в своей устной и письменной речи

Составление предложений по схемам, подготовка устного сообщения о придаточном обстоятельственном

§16, упр.352, 353

Р.Р.


31

Сжатое изложение № 3 с элементами сочинения


1

Урок контроля

Письменное изложение прочитанного текста. Основные приёмы сокращения информации при написании сжатого изложения. Сочинение текста. Основные этапы создания текста.

Уметь исключать второстепенную информацию в каждой части текста. Определять замысел сочинения, создавать текст сочинения, редактировать его

Изложение с элементами сочинения

Повторить §§12-16

32

Тест № 1 за первое полугодие по типу ГИА.

1

Урок контроля


Упражнение 354


III четверть (10 недель) -- 20 часов


33

§ 16. Сложноподчинённые предложения с придаточным времени

1

Урок усвоения новых знаний

Особенности сложноподчинённых предложений с придаточным времени

Морфология

Опознавать СПП с придаточным времени, определять средства связи придаточного с главным, конструировать СПП с придаточным времени, уметь находить их в художественных текстах, уместно и правильно употреблять эти конструкции в своей устной и письменной речи

Составление предложений данной конструкции. Составление текста по картине с использованием СПП с придаточным места и времени

§16, упр.362

34

§ 16. Сложноподчинённые предложения с придаточным сравнения

1

Урок усвоения новых знаний

Особенности сложноподчинённых предложений с придаточным сравнения. Значение сравнительных конструкций в речи

Использовать синтаксические синонимы, конструировать СПП с придаточным сравнения, уметь находить их в тексте, уметь определять значений сравнений, выраженных разными способами

Творческое списывание

§16, упр.390, 392

Р.Р.

35

Подготовка к сочинению «Два портрета» № 1 (упражнение 391)

1


Доработать сочинение


36

§ 16. Сложноподчинённые предложения с придаточным образа действия и степени

1

Урок усвоения новых знаний

Особенности сложноподчинённых предложений с придаточными образа действия и степени

Морфология

Опознавать МПП с придаточным образа действия и степени, определять средства связи придаточного с главным, конструировать СПП с придаточным образа действия и степени, уметь находить их в текстах

Орфографический диктант. Составление предложений данной конструкции, синтаксический и пунктуационный разборы

§16, упр.403


37

§ 16. Сложноподчинённые предложения с придаточным цели

1

Урок усвоения новых знаний

Структурно-семантические особенности сложноподчинённых предложений с придаточным цели

Уметь опознавать СПП с придаточным цели по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов, конструировать СПП данного вида, уместно употреблять в своей речи.

Творческий диктант

§16, упр.415


38

§ 16. Сложноподчинённые предложения с придаточным условия

1

Урок усвоения новых знаний

Особенности сложноподчинённых предложений с придаточным условия

Стили речи

Конструировать СПП данного вида, правильно опознавать в текстах разных стилей речи, уместно употреблять в своей речи, производить синонимичную замену

Синтаксический разбор, составление схем. Включение условных конструкций в сочинение-рассуждение

§16, упр.434


39

§ 16. Сложноподчинённые предложения с придаточными причины и следствия

1

Урок усвоения новых знаний

Особенности сложноподчинённых предложений с придаточным причины и следствия

Разграничивать понятия причины и следствия, знать союзы, передающие отношения причины и следствия, конструировать предложения заданной модели СПП с придаточными причины и следствия, выявлять общее

Моделирование СПП по заданным схемам, использование синтаксических синонимов в сочинениях-миниатюрах

§16, упр.458-459


40

§ 16. Сложноподчинённые предложения с придаточным уступительным

1

Урок усвоения новых знаний

Структурно-семантические особенности сложноподчинённых предложений с придаточными уступительными

Опознавать СПП с придаточным уступки по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов, проводить синтаксический анализ предложений указанного вида

Выполнение тренировочных упражнений

§16, упр.465


41

§ 17. Сложноподчинённые предложения с придаточными разных видов (повторение изученного)

1

Урок закрепления изученного

СПП с последовательным, однородным и параллельным подчинением. Синонимичная замена предложений

Находить в тексте сложноподчинённые предложений с несколькими придаточными, уместно и правильно употреблять подобные конструкции в речи

Взаимодиктант

§17, упр.488, 490

Р.Р.

42

Подготовка к сочинению «Две картины» № 2 (упражнение 489)

1

Урок усвоения знаний


Доработать сочинение


43-44

§ 18. Понятие о сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными

2

Урок усвоения новых знаний

Сложноподчинённые предложения с последо

вательным, однородным и параллельным подчи

нением. Значение, спосо

бы и последовательнос

ть присоединения нескольких придаточных к главному, знаки препинания

Тексты художественных произведений

Определять виды подчинительной связи при наличии в СПП двух и более придаточных: с соподчинением, последовательным подчинением, сочетанием соподчинения и последовательного подчинения, а также со схемой и образцом разбора СПП с несколькими придаточными, оформлять интонационно и пунктуационно

Синтаксический анализ предложений, составление схем

§18, упр.502,

§18, упр.514, повторить §§12-18

45

Контрольная работа №2 по теме «Сложноподчиненные предложения»

1

Урок контроля

Виды придаточных предложений в СПП. Средства связи и знаки препинания в СПП

Уметь воспринимать текст на слух, безошибочно его воспроизводить, грамотно оформлять

Контрольный диктант

Упражнение 517


46

§ 19. Понятие о бессоюзном сложном предложении

1

Урок усвоения новых знаний

Структура сложного бессоюзного предложения. Смысловые отношения между его частями

Знать грамматические признаки БСП, определять смысловые отношения между частями бессоюзного предложения, расставлять знаки препинания

Работа с учебни ком, составление плана §19. Ответ на вопрос, чем БСП отличаются от др. предложен.

§19, упр.521, 523


47-48

§ 20. Виды бессоюзных сложных предложений

2

Урок усвоения новых знаний

Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, средства связи частей сложного бессоюзного предложе

ния: интонация, знаки препинания

Правильно расставлять знаки препинания в соответствии со значением каждого конкретного бессоюзного предложения и обосновывать их постановку. Опознавать бессоюзные сложные предложения.

Орфографический диктант

§20, упр.529

§20, упр.540


49-50

§21. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

2

Урок усвоения новых знаний

Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, средства связи частей сложного бессоюзного предложения: интонация, знаки препинания

Однородные члены предложения

Определять значение перечисления, расставлять знаки препинания, обосновывать их выбор, выразительно читать БСП, передавать голосом отношения перечисления, конструировать БСП. Знать условия постановки двоеточия и тире между частями БСП.

Осложнённое списывание. Составление схем БСП, конструирование по схемам

§21, упр.561

§21, упр.572


51

Диктант № 2 по теме «Бессоюзное сложное предложение»

1

Урок контроля

Бессоюзные предложения, знаки препинания в них

Уметь опознавать БСП, выявлять смысловые отношения между его частями, правильно расставлять знаки препинания

Контрольный диктант с грамматическими заданиями

Повторить §§12-21

52

Анализ контрольных работ. Подведение итогов III-ей четверти

1

Урок коррекции знаний


Упражнение 573


IV четверть (8 недель) - 16 часов


53-54

§ 22. Понятие о сложном предложении с разными видами союзной и бессоюзной связи

2

Урок усвоения новых знаний

Сочинительная, подчинительная, бессоюзная связь в сложном предложении. Сочетание различных видов связи, знаки препинания

Тексты художественных произведений. Орфография

Знать структурные особенности сложных предложений с разными видами связи. Опознавать в тексте сложные предложения с различными видами связи. Составлять схемы и производить разбор сложного предложения с разными видами союзной бессоюзной связи.

Составление предложений по схемам. Составление схем

§22, упр.581

§22, упр.600


55

§ 23. Культура речи. Правильное употребление в речи сложных предложений

1

Урок усвоения знаний

Уместное и правильное использование сложных предложений.

Уместно и правильно использовать сложные предложения в речи. Исправлять ошибки, вызванные нарушением синтаксических норм построения сложных предложений.

Моделирование сложных предложений по заданной схеме.

§23, упр606, подготовиться к контрольной работе

56-57

ТЕСТ № 2 в форме и по материалам ГИА.

2

Урок контроля

Контрольная работа

Повторить §§22-23


58

§ 24. Способы передачи чужой речи

1

Урок усвоения знаний

Основные способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь. Постановка знаков препинания в предложениях с прямой речью. Диалог и его основные виды.

Стили речи

Соблюдать грамматические нормы при преобразовании прямой речи в косвенную и наоборот. Грамотно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью. Уметь моделировать предложения с прямой речью.

Тренировочные упражнения

§24, упр.614

§24, упр. 619, 621



59-60

§ 25. Знаки препинания в предложениях с прямой речью

2

Урок усвоения знаний

Основные способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь. Постановка знаков препинания в предложениях с прямой речью. Диалог и его основные виды.

Соблюдать грамматические нормы при преобразовании прямой речи в косвенную и наоборот. Грамотно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью. Уметь моделировать предложения с прямой речью.

§25, упр.624

§25, упр.636


61

§ 26. Цитаты и способы цитирования

1

Урок усвоения знаний

Цитирование как способ передачи чужой речи. Различные способы цитирования. Основные требования к цитированию.

Тексты художественных произведений.

Уметь использовать различные способы цитирования: в форме прямой или косвенной речи, с помощью специальных вводных конструкций. Грамотно оформлять цитирование в письменной речи

Работа с учебными словарями

§26, упр.646

Р.Р.

62

Сжатое изложение № 4

1

Урок контроля

Письменное изложение прочитанного текста. Основные приёмы сокращения информации при написании сжатого изложения. Сочинение текста. Основные этапы создания текста.

Уметь исключать второстепенную информацию в каждой части текста. Определять замысел сочинения, создавать текст сочинения, редактировать его

Изложение с элементами сочинения

Упражнение 647

Повторение изученного в 5-9 классах(6 часов)


63

Повторение изученного.

§ 27. Фонетика, словообразование, лексика

1

Повторите

льно-обобщающий урок.

Звуки русского языка. Смыслоразличительная роль звука. Орфоэпические нормы и нормы письма

Уметь делать по плану сообщение о звуках речи, об особенностях произношения гласных и согласных звуков, выбирать из вариантов правильное ударение, соотносить звук и букву на письме, оценивать свою и чужую речь с точки зрения орфоэпической нормы; опознавать орфограммы, выбор которых зависит от фонетических условий

§27, упр.666



64

§ 28. Грамматика: морфология и синтаксис

1

Повторите

льно-обобщающий урок.

Грамматическое значение слова и его отличие от лексического значения. Самостоятельные и служебные части речи. Номинативная функция словосочетания и коммуникативная функция предложения.

Знать основные понятия морфологии и синтаксиса. Понимать особенности грамматического значения слова в отличие от лексического значения. Распознавать самостоятельные и служебные части речи, доказывать принадлежность слов к определённой части речи, определять их функцию в предложении.

Выполнение тренировочных упражнений, тестовых заданий, выборочный диктант, комплексный анализ текста.

§28, упр.681, 685

Р.Р.

65

Сжатое изложение № 5

1

Урок контроля знаний

Письменное изложение прочитанного текста. Основные приёмы сокращения информации при написании сжатого изложения. Сочинение текста. Основные этапы создания текста.

Уметь исключать второстепенную информацию в каждой части текста. Определять замысел сочинения, создавать текст сочинения, редактировать его

Изложение с элементами сочинения

66

§ 29. Культура речи

1

Повторите

льно-обобщающий урок.

Культура речи, речевой портрет образованного человека, нормы речи.

Синонимы

Знать основные виды норм современного русского языка, находить и исправлять речевые ошибки.

Комплексный анализ текста

§29, упр.694



67

§ 30. Правописание: орфография и пунктуация

1


Повторите

льно-обобщающий урок.

Правописание как система правил, регулирующих написание слов и постановку знаков препинания в предложении. Орфографические и пунктуационный нормы в письменной речи.

Словари русского языка

Иметь представление об орфографии и пунктуации как системе правил. Уметь опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова, на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении Соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи.

Создание собственных высказываний на основе исходного текста. Составление тестовых заданий на разные виды орфограмм и пунктограмм

§30, упр.725.


68

Подведение итогов изучения курса русского языка в 9-м классе

1

Повторите

льно-обобщающий урок.









Рассмотрено на заседании М.О. гуманитарного цикла

Протокол №__ от «___»_________2013

____________/Хожаева Л.Н./

Согласовано

Заместитель директора

__________/Харичкина Л.Д./


© 2010-2022