Рабочая программа по русскому языку

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 8 класса общеобразовательных учреждений.

Срок реализации: 2015-2016 учебный год.

Данная рабочая программа разработана в соответствии с требованиями:

  1. Основной образовательной программы основного общего образования МОБУ СОШ д.Кульчурово приказ №.107 от 26.08.2015 г;

  2. Учебного плана школы на 2015-2016 учебный год, приказ №.110 от 29.08.2015 г;

  3. «Положения о рабочей программе МОБУ СОШ д.Кульчурово» приказ № 219 от 28.08.2014г.;

  4. Примерной программы основного общего образования. Москва «Просвещение» 2011.

  5. Авторской программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А.Тростенцовой М: «Просвещение», 2012 г.

Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, общую характеристику учебного курса, содержание тем учебного курса, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе; перечень учебно- методического обеспечения, календарно-тематическое планирование.

Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях

его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Задачи:

1) дать учащимся знания о русском языке и сформировать у учащихся языковые и речевые умения;

2) развивать логическое мышление; обучать умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формировать общеучебные умения: работу с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.

Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой.

Коммуникативная компетенция - знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и создания собственных высказываний в соответствии с целями и условиями общения и обеспечивающие вступление в коммуникацию с целью быть понятым.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенция - это знания основ науки о языке, знания о языке как системе, владение способами и навыками действий с изучаемым и изученным языковым материалом.

Культуроведческая компетенция - это знания, умения и навыки, необходимые для усвоения национально-культурной специфики русского языка, овладения русским речевым этикетом, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Для реализации программы используется УМК Л.А.Тростенцовой, Т.А. Ладыженской.

Учебник: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская,А.Д.Дейкина, О.М. Александрова, «Русский язык 8 кл».- М., «Просвещение», 2013 г.

Общая характеристика учебного курса

Курс русского языка для 8 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения

Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

В рабочей программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.

На изучение русского языка отводится 3 часа в неделю, итого 105 часов за учебный год.


Содержание тем учебного курса

Русский язык в современном мире. (1ч)

Повторение пройденного в 5 - 7 классах. (10 ч)

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (9 ч)

Основные единицы синтаксиса. Текст и предложение как единица синтаксиса. Повторение пройденного материала о словосочетании в 5 классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные) Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.

Двусоставные предложения. (7 ч)

Простое предложение. Повторение пройденного материала о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.

Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.

Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.

Главные члены предложения.Повторение пройденного материала о подлежащем. Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.

Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием. Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.

Второстепенные члены предложения (13 ч )

Повторение изученного материала о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.

Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.

Односоставные предложения (13 ч)

Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные)Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль

Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами. Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места Рассказ на свободную тему.

Понятие о неполных предложениях.

Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.

Понятие об осложненном предложении (1ч)

Однородные члены предложения (13ч)

Повторение изученного материала об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях. Вариативность постановки знаков препинания.

Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.

Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).

Обособленные члены предложения(15ч)

Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения. Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.

Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.

Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.

Слова, грамматически не связанные с членами предложения (4 ч)

Повторение изученного материала об обращении. Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях.

Вводные и вставные конструкции(9 ч)

Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания. Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.

Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.

Чужая речь(8 ч)

Повторение изученного материала о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи. Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании. Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.

Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.

Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.

Повторение и систематизация пройденного в 8 классе(2 ч)

Учебно-тематический план

Содержание

Кол-во часов

Контрольные

диктанты

Развитие речи

1

Русский язык в современном мире

1



2

Повторение изученного в V-VII классах.

8

1

1

3

Синтаксис и пунктуация.

8


1

4

Двусоставное предложение. Главные члены предложения

6

1


5

Второстепенные члены предложения.

12


1

6

Односоставные предложения

11

1

1

7

Понятие об осложнении

1



8

Предложения с однородными членами.

11


2

9

Предложения с обособленными членами.

13

1

1

10

Слова, грамматически не связанные с членами предложения, обращения.

4



11

Вводные и вставные конструкции.

8


1

12

Чужая речь.

7

1


13

Повторение.

2



92

5

8

Итого:

105


Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

Учащиеся должны

знать/ понимать определения основных изучаемых в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;

уметь:

речевая деятельность:

аудирование:

- дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста;

- фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;

-определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка;

-рецензировать устный ответ учащихся;

- задавать вопросы по прослушанному тексту;

- слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения;

чтение:

-прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия, содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста - схемами, таблицами на основе текста;

-используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты - по оглавлению и заголовкам статей;

- при необходимости переходить на изучающее чтение;

- читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах;

говорение:

- пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста;

- вести репортаж о школьной жизни;

-строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов;

- создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания;

- составлять инструкцию по применению того или иного правила;

- принимать участие в диалогах различных видов;

-адекватно реагировать на обобщенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддерживать или заканчивать разговор и т.п.;

письмо:

- пересказать фрагмент прослушанного текста;

- пересказать прочитанное публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;

- создавать сочинение- описание архитектурного памятника, сочинение - сравнительную характеристику, рассуждение на свободную тему, сочинение повествовательного характера с элементами повествования или рассуждения, репортаж о событии;

текст:

- находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему, основную мысль, заголовок;

- распознавать характерные для худ-ых и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя;

фонетика и орфоэпия:

- правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;

- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

морфемика и словообразование:

- разъяснять значение, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов;

- разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;

- пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей;

лексикология и фразеология:

- разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их определять,

- пользоваться разными видами толковых словарей («Словарь лингвистических терминов» ит.д.);

- оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевых задач высказывания;

- находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;

морфология;

- распознать части речи и их формы;

- соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов, пользоваться словарем грамматических трудностей;

- опираться на морфологический разбор слова при проведении, орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа;

орфография:

- применять орфографические правила;

- объяснять правописание труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение морфемное строение и грамматическую характеристику слов;

синтаксис и пунктуация:

- опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов, использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств;

- правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями, однородными и обособленными членами;

- правильно строить предложения с обособленными членами;

- проводить интонационный анализ простого предложения;

- выразительно читать простые предложения изученных конструкций;

- проводить интонационный и синтаксический анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора;

- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;

- владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации, устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых предложений, самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.




Перечень учебно-методического обеспечения:

1. Л.А.Тростенцова , Т.А.Ладыженская , А.Д.Дейкина, О.М.Александрова, Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2013.

2. Самостоятельные и проверочные работы по русскому языку. 8 кл.М.: Баласс, 2008.

3. А. Г. Богданова. Уроки русского языка в 8 классе - М.: Просвещение, 2008 год

4. О. В. Беляева и др. Поурочные разработки по русскому языку, 8 класс - М.: "ВАКО", 2010 г.

5. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 8 класс / Сост. Н.В.Егорова. - М.: ВАКО, 2010.

Дополнительная литература:

1 Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010.

2 В.В.Бабайцева Русский язык теория 5-9 класс М.: Дрофа, 2009 г

3 Русский язык в таблицах 5-11 классы М.: Дрофа, 2010 г.

4 Сборник изложений по русскому языку для общеобразовательных учреждений с родным языком обучения У.: Китап, 2011

5 Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 - е изд., испр. и доп. - М.: АЗЪ,1995. - 928 с.


Интернет ресурсы:

school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

lib.repetitors.eu Контрольные работы, диктанты 5-11 кл

Русское слово rusword.com.ua

Правила русской орфографии и пунктуации anriintern.com/rus/orfpun/main.htm

Сайт ФИПИ.

Тесты по русскому языку (на ОС "Шопен") altnet.ru/%7Emcsmall/cat_ru.htm

Основные правила грамматики русского языка ipmce.su/~lib/osn_prav.html

Урок. Русский язык для школьников и преподавателей urok.hut.ru/

Толковый словарь В.И. Даля slova.ru/

Русские словари. Служба русского языка slovari.ru/lang/ru/

Словарь-справочник русского языкаslovar.boom.ru/

Репетитор repetitor.h1.ru/programms.html


Календарно-тематическое планирование


Тема урока

Кол-во часов

Календ. срок

Фактич. дата

Примечание

1.

Русский язык в современном мире.

1

01.09.

2.

Повторение изуч. в 5-7 кл. Пунктуация и орфография.

1

03.09.

3.

Знаки преп.: знаки завершения, разделения, выделения.

1

04.09.

4.

Знаки препинания в сложном предложении.

1

08.09.

5.

Буквы Н и НН в суффиксах прил., причастий

1

10.09.

6

Буквы Ни НН в суффиксах наречий. Слов.диктант

1

11.09.

7.

Слитное и раздельное написание НЕ с разн. частями речи.

1

15.09.

8.

Р/р. Подг. работа над сочинением в форме письма.

1

17.09.

9.

Р/р. Сочинение в форме письма другу «Лето кончилось».

1

18.09.

10.

Контрольный диктант «Кого ждала рябина».

1

22.09.

11.

Работа над ошибками. Буквы н и нн в суф-х прил., прич.

1

24.09.

12.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

1

25.09.

13.

Текст.

1

29.09.

14.

Предложение как основная единица синтаксиса.

1

01.10.

15.

Словосочетание как единица синтаксиса.

1

02.10.

16.

Синтаксические связи слов в словосочетаниях.

1

06.10.

17.

Синтаксический разбор словосочетаний.

1

08.10.

18.

Р/р. Изложение « Воля».

1

09.10.

19.

Грамматическая основа простого предложения.

1

13.10.

20.

Порядок слов в предложении. Интонация.

1

15.10.

21.

Двусоставные предложения. Подлежащее.

1

16.10.

22.

Сказуемое. Простое глагольное сказуемое.

1

20.10.

23.

Составное глагольное сказуемое.

1

22.10.

24.

Составное именное сказуемое.

1

23.10.

25.

Контрольный диктант « На выбор».

1

27.10.

26

Работа над ошибками. Правописание составных глагольных сказуемых

1

29.10.

27.

Тире между подлежащим и сказуемым.

1

30.10.

28.

Второстепенные члены предложения.

1

05.11.

29

Роль второстепенных членов в предложении.

1

06.11.

30.

Дополнение.

1

10.11.

31.

Прямое дополнение.

1

12.11.

32.

Определение.

1

13.11.

33.

Определение. Орфографический диктант.

1

17.11.

34.

Приложение. Знаки препинания при нём.

1

19.11.

35.

Обстоятельство.

1

20.11.

36.

Виды обстоятельств.

1

24.11.

37.

Синтаксический разбор двусоставного предложения.

1

26.11.

38.

Р/р. Характеристика человека.

1

27.11.

39.

Повторение. Двусоставные предложения.

1

01.12.

40.

Р/р. Изложение «Голубая ель».

1

03.12.

41.

Односоставные предложения.

1

04.12.

42.

Назывные предложения.

1

08.12.

43.

Определенно- личные предложения.

1

10.12.

44.

Неопределенно- личные предложения.

1

11.12.

45.

Безличные предложения.

1

15.12.

46.

Обобщенно- личные предложения.

1

17.12.

47.

Р/р. Работа над сочинением-рассуждением.

1

18.12.

48.

Р/р. Сочинение- рассуждение «Слово делом крепи»

1

22.12.

49.

Неполные предложения.

1

24.12.

50.

Контрольный диктант «Лебеди».

1

25.12.

51.

Работа над ошибками. Односоставные предложения.

1

29.12.

52.

Синтаксический разбор односоставного предложения.

1

14.01.

53.

Обобщение и систематизация изученного материала.

1

15.01.

54.

Понятие об осложненном предложении.

1

19.01.

55.

Однородные члены предложения.

1

21.01.

56.

Однородные члены предложения, связанные только перечислительной интонацией и пунктуация при них.

1

22.01.

57.

Р/р.Изложение по тексту упр.242. «Лёля и Наташа».

1

26.01.

58.

Однородные и неоднородные определения.

1

28.01.

59.

Однородные члены, связанные с сочинительными союзами

1

29.01.

60.

Пунктуация при однородных членах предложения.

1

02.02.

61.

Обобщающие слова при однородных членах предложения.

1

04.02.

62.

Знаки препинания при однородных членах предложения.

1

05.02.

63.

Синтаксический разбор предложений с однородными членами.

1

09.02.

64.

Пунктуационный разбор предложений с однородными членами.

1

11.02.

65.

Повторение по теме «Однородные члены».

1

12.02.

66.

Р/р.Работа над сочинением по картине.

1

16.02.

67.

Р/р. Сочинение по картине Ю.Пименова «Спор».

1

18.02.

68.

Обособленные члены предложения.

1

19.02.

69.

Обособленные определения.

1

23.02.

70.

Знаки препинания при обособленных членах предложения.

1

25.02.

71.

Закрепительно- тренировочные упражнения.

1

26.02.

72.

Р/р. Рассуждение «Что значит для человека Родина?»

1

01.03.

73.

Р/р. Сочинение « Что значит для человека Родина?»

1

03.03.

74.

Обособленные приложения.

1

04.03.

75.

Знаки препинания при обособленных приложениях.

1

08.03.

76.

Обособленные обстоятельства.

1

10.03.

77.

Знаки препинания при обособленных обстоятельствах.

1

11.03.

78.

Контрольный диктант « Весна».

1

15.03.

79.

Работа над ошибками. Знаки препинания при обособлении.

1

17.03.

80.

Обособленные уточняющие члены предложения.

1

18.03.

81.

Синтаксический разбор предложений с обособленными членами.

1

22.03.

82.

Пунктуационный разбор предложений с обособленными членами.

1

24.03.

83.

Слова, грамматически не связанные с членами предложения.

1

05.04.

84.

Обращение. Распространенные обращения.

1

07.04.

85.

Употребление обращений.

1

08.04.

86.

Р/р. Составление делового письма.

1

12.04.

87.

Вводные и вставные конструкции.

1

14.04.

88.

Группы вводных слов и сочетаний слов по значению.

1

15.04.

89.

Знаки препинания при вводных словах, сочетаниях слов и предложениях.

1

19.04.

90.

Вставные слова, словосочетания и предложения.

1

21.04.

91.

Р/р. Подготовительная работа над изложением.

1

22.04.

92.

Р/р. Изложение «Как возникли Луна и Уральские горы».

1

26.04.

93.

Междометия в предложении.

1

28.04.

94.

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений.

1

29.04.

95.

Обобщающее повторение по теме.

1

03.05.

96.

Чужая речь. Прямая и косвенная речь.

1

05.05.

97.

Прямая речь.

1

06.05.

98.

Диалог.

1

10.05.

99.

Рассказ.

1

12.05.

100.

Цитата.

1

13.05.

101.

Знаки препинания при прямой речи.

1

17.05.

102.

Контрольный диктант « Реки Башкортостана».

1

19.05.

103.

Работа над ошибками. Знаки препинания при обособленных членах предложения.

1

20.05.

104.

Повторение. Синтаксис и морфология.

1

24.05.

105.

Повторение. Синтаксис и орфография.

1

26.05.


13


© 2010-2022