- Преподавателю
- Русский язык и литература
- КТП русский язык Школа 2100
КТП русский язык Школа 2100
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Гусева В.В. |
Дата | 16.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса составлена на основе авторской программы (Авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Начальная школа. (М.: Баласс, 2011). Авторская программа рассчитана на 5 часов в неделю(170 часов), в связи с изменениями в федеральном базисном учебном плане (от 03.06.2011г.) №1994 произошло сокращение с 5-ти часов на 3 часа в неделю. Данная рабочая программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту 2004, рассчитана на 102 часа в год (3 часа в неделю) и обеспечена учебником «Русский язык» для 3-го класса в 2-х частях, авторы: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева,
Назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать носителем языка.
Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно:
-
формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);
-
формирование коммуникативной компетенции.
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой;
3) формирование у детей чувства языка;
4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.
Содержание учебного процесса.
В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
-
Линии, общие с курсом литературного чтения:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (первичные навыки работы с информацией);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
-
Линии, специфические для курса «Русский язык»:
4) приобретение и систематизация знаний о языке как основы речевой деятельности;
5) дальнейшее овладение родным языком;
6) овладение орфографией и пунктуацией;
7) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
8) развитие чувства языка.
В курсе русского языка ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью. Поэтому весь учебный материал изучается в разделах «Слово», «Предложение», «Текст», «Развитие речи». Последний раздел не выделен в качестве специального для изучения, но является ведущим направлением работы по русскому языку. Основными направлениями работы по развитию речи являются:
1) Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.
2) Развитие и совершенствование грамматического строя речи:
-
наблюдение над связью слов в предложении,
-
над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами;
-
над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью.
-
самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.
3) Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.
4) Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.
Таким образом, курс русского языка, имеющий практическую направленность, показывает значимость всех единиц языка, сообщает необходимые знания об этих единицах языка, формирует учебно-языковые, речевые, коммуникативные и правописные умения и навыки, необходимые для успешного общения.
В связи с сокращением учебных часов в учебном плане произошло сокращение учебных часов по разделу:
-
Водный урок (1час) добавлен в раздел «Повторение» -5 часов
-
Раздел «Слово» - 74 часа
-
Раздел «Предложение и текст» - 13 часов
-
Повторение - 10 часов.
3-й класс
170 ч (5 часов в неделю)
Вводный урок (1 ч) Повторение. (10ч ) Слово. (116 ч)
1. Совершенствование умений звуко-буквенного анализа слов, постановки ударения в словах, различения ударных и безударных слогов; написания ь для обозначения мягкости согласных, ь и ъ раз- делительных.
Знакомство с явлением чередования согласных звуков в корнях слов (снег - снежок).
Развитие умений видеть опасные места в написанном и звучащем слове, писать слова с орфограммами, изученными во 2-м классе; слова с ь и ъ разделительными, переносить слова с ь и ъ.
Написание слов с двойными буквами согласных в корне, напри- мер класс, жужжит, ссора, с двойными буквами согласных на стыке приставки и корня (рассказ, рассвет), перенос этих слов. Правописание буквы безударного гласного в корне (в двусложных словах, в трёхсложных словах с двумя безударными гласными в корне). Правописание слов со звонкими и глухими согласными в середине и на конце слова. Освоение разных способов проверки: подбор однокоренных слов, изменение формы слова.
Знакомство с орфограммой «Обозначение буквами непроизносимых согласных звуков в корне слова», правописание слов с этой орфограммой. Выведение общего правила правописания проверяемых букв согласных. Освоение написания слов типа вкусный, чудесный.
Правописание слов с непроверяемыми написаниями по программе данного года обучения.
2. Закрепление понятий «корень слова», «однокоренные слова»,
«приставка», «суффикс», развитие умения видеть корень в однокоренных словах, в том числе с чередующимися согласными; находить в слове корень путём подбора и сопоставления однокоренных слов, видеть в словах знакомые приставки и суффиксы, образовывать с их помощью новые слова. Знакомство с суффиксами -к-, -оньк-, -оват-,
-еват-, -ишк-, -ышк-, их значением; образование слов с помощью этих суффиксов. Развитие умения писать слова с буквами безударных гласных в приставках. Знакомство со сложными словами.
Окончание (определение). Роль окончания в слове, в предложении. Основа слова (определение).
3. Развитие внимания к значению слова. Наблюдение над слова- ми, имеющими несколько значений. Составление предложений, в которых чётко проявляется каждое из значений слова. Наблюдение над явлением синонимии, осмысление роли этого явления в речи. Самостоятельный подбор 1-2 синонимов к данному слову. Наблюдение над особенностями употребления синонимов в речи. Практическое знакомство с антонимами (на примере имён прилагательных).
4. Развитие умения ставить вопросы к словам, различать и группировать слова в зависимости от значения (называют предмет, признак, действие) и вопроса; отличать предлоги от других слов.
Понятие об имени существительном. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Род, число имён существительных. Образование имён существительных с помощью суффиксов
-онк-, -оньк-, -еньк-, -ок-, -ек-, -ик-, -очк-, -ечк-, -ушк-, -юшк-, -ышк-, -к-,
-чик-, -тель-, -ник-.
Понятие о местоимении. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Раздельное написание местоимений с предлогами. Наблюдение за ролью местоимений в речи. Редактирование: замена в тексте повторяющихся существительных личными местоимениями и наоборот.
Понятие об имени прилагательном. Изменение имён прилагательных по родам и числам, связь с именами существительными. Правописание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Суффиксы имён прилагательных -н-, -еньк-, -оват-,
-еват-.
Понятие о глаголе. Настоящее, прошедшее и будущее время глагола. Изменение глаголов по временам. Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов по числам. Правописание частицы не с глаголами. Неопределённая форма глагола. Правописание ь после ч в глаголах неопределённой формы.
Понятие о наречии. Наречие как часть речи.
Предложение и текст. (25ч)
Расширение понятия о предложении. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и невосклицательные; особенности интонации; оформление этих предложений на письме, использование в различных речевых ситуациях. Логическое ударение, его роль в речи.
Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения. Второстепенные члены предложения, их роль. Наблюдение за второстепенными членами предложения. Умение находить в предложении главные члены и второстепенные; определять, какие второстепенные члены относятся к подлежащему, какие к сказуемому, распространять предложение. Предложения распространённые и нераспространённые.
Понятие об однородных членах предложения, их роли в речи. Интонация перечисления. Главные и второстепенные однородные члены предложения. Однородные члены, связанные без помощи союзов и при помощи одиночного союза и. Постановка запятой в предложениях с однородными членами, роль этого знака препинания в понимании смысла предложения.
Понятие о сложном предложении (на примере конструкции из двух частей без союзов). Развитие умения находить в предложении главные члены и определять количество частей, ставить запятую между двумя частями сложного предложения. Смысловая роль этого знака препинания (разделительная функция): запятая разделяет два предложения, две мысли. Развитие внимания к структуре предложения, к знакам препинания.
Развитие читательских умений на материале текстов учебника. Формирование типа правильной читательской деятельности. Введение понятия «абзац». Развитие умения делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части, составлять простой план, пересказывать текст по плану.
Повторение. (5 ч)
Развитие речи - одно из направлений работы на всех уроках русского языка. Продолжение обогащения словарного запаса учащихся в ходе лексической работы и анализа состава слова, работы с текстом. Обогащение грамматического строя речи конструкциями с однородными членами, сложными предложениями. Развитие связной устной речи в ходе работы с языковым материалом, чтения текстов и т.д. Развитие связной письменной речи (написание свободных диктантов, изложений, небольших сочинений по картинкам и опорным словам). Развитие орфоэпических навыков.
Каллиграфия. Закрепление навыка начертания букв, способов соединений. Работа по совершенствованию почерка, устранению недочётов графического характера.
Резерв. (13ч)
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Наименование раздела, темы
уроков.
Выполнение федерального компонента государственного образовательного стандарта
Формирование УУД - универсальных учебных действий.
Кол-во часов
Дата план
Дата
факт
1
Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Что мы знаем о слове
Различение слова, словосочетания и предложения.
1
02.09
-
Повторение 10ч
2-3
Что мы знаем о тексте.
Различение слова, словосочетания и предложения.
Познавательные:
-
Делать выводы на основе обобщения знаний;
-
Извлекает информацию, представленную в разных формах;
-
Определяет последовательность действий для решения предметной задачи, осуществляет простейшее планирование своей работы;
Регулятивные:
-
Ставит учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного;
-
Обращается к способу действия, оценивая свои возможности;
-
Работая по плану, сверяет свои действия с целью и при необходимости исправляет ошибки с помощью учителя, других учащихся и самостоятельно.
Коммуникативные:
-
Строит монологическое высказывание, участвует в учебном диалоге, аргументирует свою точку зрения;
-
Проявляет интерес и уважение к разным точкам зрения;
2
03.09
05.09
4
Что мы знаем о слове, предложении, тексте.
1
07.09
5-6
По каким признакам можно обнаружить орфограммы в словах и их графическое обозначение
2
08.09
09.09
7
Повторяем изученные орфограммы и их графическое обозначение.
Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря.
1
10.09
8
Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы
1
12.09
9
Развитие умения писать заглавную букву в словах.
Употребление прописной буквы в именах собственных.
Списывание текста.
1
14.09
10
Правописание большой буквы в словах. Повторение алфавита
1
15.09
11
Р/р. Творческая работа. Контрольное списывание
Списывание текста
1
16.09
Слово 116ч
2. Части слова. Корень. Чередование согласных звуков в корне. 3ч
12
Понятие о чередовании согласных звуков в корне. Словарный диктант.
Выделение значимой части слова: корень.
Однокоренные слова, формы одного и того же слова.
Чтение и понимание учебного текста. Формулировок заданий, правил, определений.
Познавательные:
-
Умеет с большей долей самостоятельности работать с моделями, соотносить результаты;
-
Понимает цель чтения и осмысливает прочитанное;
-
Определяет последовательность действий для решения предметной задачи, осуществляет простейшее планирование своей работы;
Регулятивные:
-
Определяет цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя;
-
Составляет план действий при отработке способа действия;
-
Сверяет свои действия с целью и при необходимости исправляет ошибки с помощью учителя, других учащихся и самостоятельно;
Коммуникативные:
-
Оформляет свои мысли в устной и письменной речи; строит монологическое высказывание .
-
Организовывает учебное взаимодействие в группе
1
17.09
13
Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне.
Однокоренные слова, формы одного и того же слова.
1
18.09
14
Правописание проверяемых букв согласных в корне слова (на конце и в середине слова).
Восприятие и понимание звучащей речи.
Написание под диктовку текста в соответствии с изученными нормами правописания.
1
21.09
3. Правописание проверяемых согласных букв в корне слова. 4ч
15
Контрольный диктант №1 «Ласточки» по теме «Повторение изученного материала в 1-2 классах»
Правописание парных звонких и глухих согласных.
Познавательные:
-
Использует сравнение для установления общих и специфических свойств объектов, высказывает суждения по результатам сравнения;
-
Делает выводы на основе обобщения знаний;
-
Понимает цель и осмысливает прочитанное;
-
Определяет последовательность действий для решения предметной задачи, осуществляет простейшее планирование своей работы;
Регулятивные:
-
Вырабатывает критерии оценки в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно;
-
Осознаёт уровень и качество выполнения работы;
Коммуникативные:
-
Участвует в учебном диалоге;
-
Строит монологическую речь;
-
Соблюдает нормы речевого взаимодействия.
-
Сотрудничает с одноклассниками при работе в группе.
1
22.09
16
Правописание проверяемых букв согласных в корне слова Работа над ошибками.
1
23.09
17
Развитие умения видеть изученную орфограмму в слове, правильно писать слова и графически обозначать орфограмму
1
24.09
18
Проверочная работа №1 по теме «Части слова. Корень. Правописание проверяемых согласных букв в корне».
1
25.09
4. Удвоенные согласные в корне слова 5ч
19
Понятие об удвоенных согласных буквах.
Регулятивные:
-
Ставит учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного;
-
Сопоставляет свою оценку с оценкой другого человека;
-
Обращается к способу действия, оценивая свои возможности;
Познавательные:
-
Умеет с большей долей самостоятельности работать с моделями, соотносить результаты;
-
Находит в справочниках, словарях необходимую информацию;
-
Определяет последовательность действий для решения предметной задачи, осуществляет простейшее планирование своей работы;
Коммуникативные:
-
Умеет слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать с ними при работе в группе;
-
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
-
Выступает перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями.
1
20-22
Правописание слов с удвоенными буквами в корне.
Р/р Творческая работа.
Правописание удвоенных согласных. Способы проверки правописания слов: подбор однокоренных слов, изменение формы слова.
3
23
Проверочная работа №2 по теме «Удвоенная согласная буква в корне слова».
1
5. Непроизносимые согласные в корне слова. 9ч
24
Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне.
Регулятивные:
-
Определяет цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя;
-
Составляет план действий при отработке способа действия;
-
Сверяет свои действия с целью и при необходимости исправляет ошибки с помощью учителя, других учащихся и самостоятельно;
Познавательные:
-
Устанавливает аналогии и причинно-следственные связи;
-
Выстраивает логическую цепь рассуждения;
-
Выполняет анализ
Коммуникативные:
-
Оформлять свои мысли в письменной речи;
-
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач
-
Прогнозировать последствия коллективных решений;
-
Организовывать учебное взаимодействие в группе
1
25
Правило правописания букв, обозначающих непроизносимые согласные звуки в корне слова.
1
26
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.
Правописание непроизносимых согласных.
1
27
Р/р Творческая работа (сочинение по опорным словам).
Способы проверки правописания слов: подбор однокоренных слов.
1
28
Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука.
1
29
Формулирование обобщённого правила правописания проверяемых согласных в корне слова.
1
30
Повторение.
Проверочная работа №3 по теме «Непроизносимые согласные в корне слова»
1
31
Правописание проверяемых согласных в корне слова.
1
32
Контрольный диктант №2 «Лебеди» по теме «Непроизносимые согласные в корне слова».
1
33
Работа над ошибками.
Правописание безударных гласных в корне
Правописание безударных гласных. Способы проверки правописания слов: подбор однокоренных слов.
1
6. Безударные гласные в корне слова. 67ч
34
Развитие умения видеть в словах орфограммы-безударные буквы.
1
19.10
35
Обобщение. Подготовка к проверочной работе
1
20.10
36-37
Проверочная работа №4 по теме «Безударные гласные в корне слова» Упражнение в правописании слов с безударным гласным в корне
2
21.10
22.10
38
Р/р Творческая работа. Сочинение по опорным словам.
1
23.10
39
Знакомство с понятием «сложные слова».
1
26.10
7. Сложные слова и их правописание. 6ч
40
Соединительные гласные о и е в сложных словах.
Познавательные:
-
Использует сравнение для установления общих и специфических свойств объектов, высказывает суждения по результатам сравнения;
-
Делает выводы на основе обобщения знаний;
-
Понимает цель и осмысливает прочитанное;
-
Определяет последовательность действий для решения предметной задачи, осуществляет простейшее планирование своей работы;
Регулятивные:
-
Ставит учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного;
-
Работая по плану, сверяет свои действия с целью и при необходимости исправляет ошибки с помощью учителя, других учащихся и самостоятельно;
-
Обращается к способу действия, оценивая свои возможности.
Коммуникативные:
-
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
-
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
-
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
1
27.10
41
Образование сложных слов.
1
28.10
42
Контрольный диктант №3.
«О фиалке» по теме «Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова»
1
29.10
43
Работа над ошибками в диктанте.Сложные слова - имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей.
1
30.10
44
Употребление в речи и правописание сложных слов.
Р/р Свободный диктант.
1
09.11
45
Повторение.
Проверочная работа №5 по теме «Сложные слова и их правописание»
1
10.11
8. Части слова. Приставка. 1ч
46
Приставка, её роль в слове (повторение). Различие приставок и предлогов (повторение). Развитие умения находить в словах приставки.
Выделение значимой части слова: приставки. Различение предлогов и приставок. Значения приставок.
Коммуникативные:
-
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
-
владеть монологической и диалогической формами речи
-
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-
задавать вопросы.
1
9. Безударные гласные в приставках. 3ч
47-48
Правописание безударных гласных в приставках.
Регулятивные:
-
Ставит учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного
Познавательные:
-
Делает выводы на основе обобщения знаний;
-
Понимает цель и осмысливает прочитанное;
Коммуникативные:
-
высказывать и обосновывать свою точку зрения
2
49
Приставки про- и пра-, по- и па-, их правописание.
1
10. Удвоенные согласные на стыке приставок и корня. 2ч
50
Почему появляется удвоенная согласная на стыке приставок и корня.
Регулятивные:
-
Ставит учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного
Познавательные:
-
Делает выводы на основе обобщения знаний;
-
Понимает цель и осмысливает прочитанное;
Коммуникативные:
-
высказывать и обосновывать свою точку зрения
51
Различие и правописание слов с удвоенной согласной буквой в корне и на стыке приставки и корня
1
11. Разделительные ъ и ь. 4ч
52
Звук [й] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительного ъ и ь.
Познавательные:
-
выполнять анализ и синтез;
-
устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
-
выстраивать логическую цепь рассуждения
Регулятивные:
-
выделяет учебную задачу на основе изученного;
-
вырабатывает критерии оценки в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно;
-
работая по плану, сверяет свои действия с целью
Коммуникативные:
-
Оформляет свои мысли в устной и письменной речи;
-
Прогнозировать последствия коллективных решений;
-
Учиться подтверждать аргументы фактам.
1
53
Правописание слов с разделительными ъ и ь.
Изложение текста.
1
54
Правописание слов с разделительными ъ и ь. Проверочная работа №6 по теме «Части слова. Приставка. Безударные гласные в приставках. Удвоенные согласные на стыке приставки и корня. Разделительные ъ и ь».
1
55
Упражнения в правописании слов с разделительными ъ и ь. Р/р Свободный диктант «Вьюн»
1
56
Контрольный диктант №4 по теме «Безударные гласные в приставках. Разделительные ъ и ь»
1
12. Части слова. Окончание и основа. 2ч
57
Пишу правильно (работа над ошибками).
Понятие об окончании и основе слова.
Выделение значимых частей слова: окончания.
-
Ставит учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного
-
Делает выводы на основе обобщения знаний;
-
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
1
58
Развитие умения находить в слове окончание.
1
13. Основа слова и окончание. 2ч
59
Как найти в слове основу.
-
Делает выводы на основе обобщения знаний;
-
Понимает цель и осмысливает прочитанное;
-
Работая по плану, сверяет свои действия с целью.
1
60
Развитие умения находить в слове окончание и основу.
1
4. Части слова. Суффикс. 2ч
61
Суффикс и его роль в слове.
Выделение значимых частей слова: суффикса. Значения суффиксов.
1
62
Развитие умения находить в слове суффикс. Обобщение и систематизация знаний о частях слова
1
15. Разбор слова по составу. 4ч
63
Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу.
-
Использует сравнение для установления общих и специфических свойств объектов, высказывает суждения по результатам сравнения;
-
Делает выводы на основе обобщения знаний;
-
Извлекает информацию, представленную в разных формах;
-
Определяет последовательность действий
-
Оформляет свои мысли в устной и письменной речи;
1
64
Контрольное списывание.
1
65
Упражнения в разборе слов по составу.
Выделение значимых частей слова: корень, приставка, суффикс, окончание.
1
66
Повторение.
Проверочная работа №7 по теме «Части слова. Окончание и основа слова. Суффикс. Разбор слова по составу».
1
16-17. Части речи в русском языке. Имя существительное как часть речи. 3ч
67
Части речи в русском языке.
Определение имени существительного
Имя существительное, значение, употребление.
-
Ставит учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного
-
Понимает цель и осмысливает прочитанное;
-
Работая по плану, сверяет свои действия с целью
-
Оформляет свои мысли в устной и письменной речи
1
68
Контрольный диктант за II четверть.
1
69
Роль имён существительных в речи. Р/р Творческая работа: составление текста.
Создание небольшого текста.
1
18. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые 3ч
70
Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных.
Различение имён существительных, отвечающих на вопросы кто? что?
-
Делает выводы на основе обобщения знаний;
-
Понимает цель и осмысливает прочитанное;
-
Работая по плану, сверяет свои действия с целью.
1
71
Имена существительные в речи
1
72
Обобщение. Что мы знаем об именах существительных
1
19. Род имён существительных. 3ч
73
Имена существительные мужского, женского и среднего рода.
Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода.
-
Умеет с большей долей самостоятельности работать с моделями, соотносить результаты;
-
Понимает цель чтения и осмысливает прочитанное
-
вырабатывает критерии оценки в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно;
-
Обращается к способу действия, оценивая свои возможности.
1
74
Род - постоянный признак имён существительных.
1
75
Окончания имён существительных мужского, женского и среднего рода
1
20. Число имён существительных. 4ч
76
Изменение имён существительных по числам.
Изменение имён существительных по числа.
-
Ставит учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного
-
Делает выводы на основе обобщения знаний;
-
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
1
77
Образование множественного числа имён существительных
1
78
Окончание имён существительных в единственном и множественном числе.
Разбор имени существительного как части речи
1
79
Разбор имени существительного как части речи
1
21.Словообразование имён существительных. 8ч
80
Образование имён существительных с уменьшительно- ласкательным значением.
Познавательные:
-
выполнять анализ и синтез;
-
устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
-
выстраивать логическую цепь рассуждения
Регулятивные:
-
выделяет учебную задачу на основе изученного;
-
вырабатывает критерии оценки в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно;
-
работая по плану, сверяет свои действия с целью
Коммуникативные:
-
Оформляет свои мысли в устной и письменной речи;
-
Прогнозировать последствия коллективных решений;
1
81
Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке.
1
82
Образование имён существительных от основ существительных и глаголов.
1
83
Р/р Сочинение сказки с использованием имён существительных с различными суффиксами.
Создание небольшого текста (сочинения) по интересной тематике.
1
84
Разбор имён существительных по составу.
1
85
Р/р Обучающее изложение «Мурлыка».
Изложение текста (повествование с элементами описания).
1
86
Употребление имён существительных в речи.
1
87
Повторение.
Проверочная работа №8 по теме «Имя существительное как часть речи».
1
22.Местоимение как часть речи. 6ч
88
Понятие о местоимении. Личные местоимения.
Местоимение, значение и употребление.
Познавательные:
-
выполнять анализ и синтез;
-
устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
-
выстраивать логическую цепь рассуждения
Регулятивные:
-
выделяет учебную задачу на основе изученного;
-
вырабатывает критерии оценки в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно;
-
работая по плану, сверяет свои действия с целью
Коммуникативные:
-
Оформляет свои мысли в устной и письменной речи;
-
Прогнозировать последствия коллективных решений;
Учиться подтверждать аргументы фактам.
1
89
Местоимения 1, 2, 3-го лица. Правописание предлогов с местоимениями.
1
90
Разбор местоимения как части речи.
Создание небольшого текста (сочинения) о себе.
1
91
Роль личных местоимений в речи.
Р/р Обучающее сочинение «О себе».
1
92
Закрепление знаний о местоимении Р/р Свободный диктант «Паучок»..
Изложение текста (повествование).
1
93
Повторение. Проверочная работа №9 по теме «Местоимение как часть речи».
1
23. Имя прилагательное как часть речи. 4ч
94
Определение имени прилагательного.
Имя прилагательное, значение и употребление.
Согласование с именем существительным.
-
Использует сравнение для установления общих и специфических свойств объектов, высказывает суждения по результатам сравнения;
-
работая по плану, сверяет свои действия с целью
-
работая по плану, сверяет свои действия с целью
-
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
1
95
Роль имен прилагательных в речи. Связь имён прилагательных с именами существительными.
1
96
Роль имен прилагательных в речи.
1
97
Разбор имени прилагательного как части речи.
1
24. Правописание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. 4ч
98
Окончание имён прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе.
-
выполнять анализ и синтез;
-
устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
-
выстраивать логическую цепь рассуждения
-
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
-
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
1
99
Как проверить правописание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных.
Правописание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных
1
100
Развитие умения писать безударные гласные в окончаниях имён прилагательных. Знакомство с антонимами.
Антонимы.
1
101
Закрепление правописания слов с изученными орфогрраммами.
1
25. Разбор имён прилагательных по составу. 4ч
102
Словообразование имён прилагательных.
Р/р Сочинение по опорным сочетаниям слов
Создание небольшого текста (сочинения)
Регулятивные:
-
Ставит учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного
Познавательные:
-
Делает выводы на основе обобщения знаний;
-
Понимает цель и осмысливает прочитанное;
Коммуникативные:
-
высказывать и обосновывать свою точку зрения
1
103
Проверочная работа №10 по теме «Имя прилагательное как часть речи».
1
104
Разбор имён прилагательных по составу.
1
105
Контрольный диктант № 5 «Перелёт птиц» по теме «Безударные гласные в окончаниях прилагательных»
1
26. Глагол как часть речи. 4ч
106
Определение глагола как части речи.
Изменение глаголов по временам.
Глагол, значение и употребление. Изменение по временам.
Познавательные:
-
выполнять анализ;
-
устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
-
выстраивать логическую цепь рассуждений.
Коммуникативные:
-
оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
-
учиться подтверждать аргументы фактами;
-
прогнозировать последствия коллективных решений;
-
организовывать учебное взаимодействие в группе.
Личностные:
проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения задач.
1
107
Контрольная работа за III четверть.
1
108
Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам.
1
109
Изменение глаголов по числам.
Изменение по лицам и числам в настоящем и будущем времени; по родам в прошедшем времени
1
27. Правописание частицы НЕ с глаголами. 2ч
110
Употребление частицы не с глаголами. Правило правописания частицы не с глаголами.
Правописание НЕ с глаголами.
1
22.02
110
Развитие умения писать частицу не с глаголами.
Р\р Свободный диктант «О диназаврах».
Изложение текста (повествование).
1
24.02
28. Неопределённая форма глагола. 7ч
111
Понятие о неопределённой форме
глагола. Неопределённая форма глагола. Правописание ь в глаголах неопределённой формы.
Неопределённая форма глагола.
Познавательные:
-
выполнять анализ и синтез;
-
устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
-
выстраивать логическую цепь рассуждения
Регулятивные:
-
выделяет учебную задачу на основе изученного;
-
вырабатывает критерии оценки в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно;
-
работая по плану, сверяет свои действия с целью
Коммуникативные:
-
Оформляет свои мысли в устной и письменной речи;
Прогнозировать последствия коллективных решений
1
25.02
112
Неопределённая форма глагола. Правописание ь в глаголах неопределённой формы.
Изложение текста (повествование).
1
26.02
113
Р/р Контрольное изложение.
«Перелётные гости».
1
29.02
114
Образование форм времени от неопределённой формы глагола.
1
01.03
115
Разбор глагола как части речи
1
02.03
116
Контрольный диктант №6 «Весна в лесу» по теме
« Неопределённая форма глагола. Правописание частицы НЕ с глаголами».
1
03.03
117-118
Повторение.
Проверочная работа № 11 по теме «Глагол как часть речи. Правописание частицы не с глаголами».
1
04.03
09.03
Наречие 2ч
119-120
Понятие о наречии как части речи.
2
10.03
11.03
121
122
Учимся находить наречие в тексте
14. 15. 03
123
Развиваем умение определять части речи в предложении и тексте.
7
16.03
124
125
Резервные уроки по разделу «Слово», планируются по усмотрению учителя
17.03
18.03
126
Подготовка к контрольному диктанту
21.03
127
Контрольный диктант за 3 четверть
22.03
Предложение. 25 ч
29. Виды предложений по цели высказывания и интонации. 3ч
128
Виды предложений по цели высказывания.
Разновидности предложений по цели высказывания и интонационной окраске.
Регулятивные:
-
Ставит учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного
Познавательные:
-
Делает выводы на основе обобщения знаний;
-
Понимает цель и осмысливает прочитанное;
Коммуникативные:
-
высказывать и обосновывать свою точку зрения
1
23.03
129
Интонация в предложениях, различных по цели высказывания.
Логическое ударение.
1
24.03
130
Восклицательные и невосклицательные предложения.
1
25.03
30. Главные и второстепенные члены предложения. 6ч
131
Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое.
Главные члены предложения.
Регулятивные:
-
самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
-
совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
-
составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Познавательные:
-
ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
-
отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
-
добывать новые знания: извлекать информацию
Коммуникативные:
-
доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения
1
132
Развитие умения находить в предложении подлежащее и сказуемое.
1
133
Понятие о второстепенных членах предложения
Второстепенные члены предложения.
1
134
Составление схем предложений и предложений по схемам. Предложения распространённые и нераспространённые.
Связь слов в предложении. Простое распространенное и нераспространённое предложения.
1
135
Предложения распространённые и нераспространённые.
1
136
Разбор предложений.
Контрольный словарный диктант.
1
31. Предложения с однородными членами. 7ч
137
Однородные подлежащие и сказуемые.
Упражнения в нахождении однородных членов предложения и их графическом обозначении.
Однородные члены предложения.
Познавательные:
-
выполнять анализ;
-
устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
-
выстраивать логическую цепь рассуждений.
Коммуникативные:
-
оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
-
учиться подтверждать аргументы фактами;
-
прогнозировать последствия коллективных решений;
-
организовывать учебное взаимодействие в группе.
Личностные:
проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения задач.
1
138
Упражнения в нахождении однородных членов предложения и их графическом обозначении.
1
139
Роль знаков препинания в письменной речи. Запятая в предложениях с однородными членами.
Запятая в предложениях с однородными членами предложения.
1
140
Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами.
Запятая в предложениях с однородными членами предложения.
1
141
Главные и второстепенные однородные члены предложения. Определение однородных членов предложения.
1
142
Запятая в предложениях с однородными членами.
1
143
Повторение изученного.
Р/р Свободный диктант «Еж».
Изложение текста (повествование).
1
32. Простые и сложные предложения. 6ч
144
Понятия о простом и сложном предложении.
Познавательные:
-
выполнять анализ и синтез;
-
устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
-
выстраивать логическую цепь рассуждения
Регулятивные:
-
выделяет учебную задачу на основе изученного;
-
вырабатывает критерии оценки в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно;
-
работая по плану, сверяет свои действия с целью
Коммуникативные:
-
Оформляет свои мысли в устной и письменной речи;
Прогнозировать последствия коллективных решений
1
145
Запятая в сложном предложении без союзов. Схема сложного предложения.
1
146
Развитие умения различить сложные предложения и простые предложения с однородными членами и ставить в них запятые.
Различение и употребление в речи простых и сложных предложений. Изложение текста (повествование).
1
147
Запятая в простом предложении с однородными членами и в сложном предложении
Р/р Свободный диктант
1
148
Разбор простого и сложного предложений.
1
149
Повторение.
Проверочная работа №12 по теме «Предложение».
1
150-152
Резервные уроки по разделу «Предложение», планируются по усмотрению учителя
3
33. Повторение. 5ч
153
Повторение знаний о предложении, тексте, частях речи.
Контрольное списывание.
Познавательные:
-
Делать выводы на основе обобщения знаний;
-
Извлекает информацию, представленную в разных формах;
-
Определяет последовательность действий для решения предметной задачи, осуществляет простейшее планирование своей работы;
Регулятивные:
-
Ставит учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного;
-
Обращается к способу действия, оценивая свои возможности;
-
Работая по плану, сверяет свои действия с целью и при необходимости исправляет ошибки с помощью учителя, других учащихся и самостоятельно.
Коммуникативные:
-
Строит монологическое высказывание, участвует в учебном диалоге, аргументирует свою точку зрения;
-
Проявляет интерес и уважение к разным точкам зрения;
1
154
Повторение изученных орфограмм и состава слова.
1
155-156
Итоговый контроль.
2
157
Итоговая контрольная работа.
1
158-170
Резервные уроки.
12
Результаты обучения
В результате обучения в 3-м классе учащиеся должны осмысленно относиться к изучению родного языка, сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов, к совершенствованию своей речи.
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
-
эмоциональность;
-
умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
-
эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей;
-
сочувствовать другим людям, сопереживать;
-
чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
-
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
-
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
-
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
-
интерес к изучению языка;
-
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
-
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
-
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
-
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
-
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
-
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
-
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
-
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);
-
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
-
пользоваться словарями, справочниками;
-
осуществлять анализ и синтез;
-
устанавливать причинно-следственные связи;
-
строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
-
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
-
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
-
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
-
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
-
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-
задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
3-й класс
-
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
-
осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
-
самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;
-
производить звуко-буквенный анализ доступных слов;
-
видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным; владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой о и е; частицу не с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
-
правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55-60 слов), правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь;
-
находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму), образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;
-
распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы;
-
определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;
-
разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;
-
видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом и);
-
составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;
-
осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;
-
читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;
-
читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
-
письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).
Учащиеся должны осмысленно относиться к изучению родного языка, сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов, к совершенствованию своей речи.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра - осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства ее красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведсний литературы.
Ценность красоты и гармонии - осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальны; явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней;
формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества - осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: ее истории, языку, культуре, её жизни и сё народу.
Ценность человечества - осознание себя не только 1ражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе
«5» (отлично) - отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения
«4» (хорошо) - использование дополнительного материала, полнота раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных
«3» (удовлетворительно) достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала неполнота раскрытия вопроса.
«2» (плохо) - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного; наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений
Контрольный диктант
объем соответствует количеству слов по чтению;
-негрубые ошибки: исключения из правил, повторение одной и той же буквы, перенос слов, единичный пропуск буквы на конце слова, 2 негрубые ошибки + 1 ошибка;
-однотипные ошибки: первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку;
-при трех поправках оценка снижается на 1 балл.
Оценки за контрольный диктант:
«5» - не ставится при 3-х исправлениях, но при 1-й негрубой ошибке можно ставить;
«4» - 2-орфографические и 2 пунктуационные ошибки или 1 орфографическая и 3 пунктуационных;
«3» - 3-4 орфографических и 4 пунктуационных, а также при5 орфографических ошибках допускается «3»;
«2» - более 5-8 ошибок.
Оценки за грамматические задания:
«5» - все верно;
«4» - не менее ¾ заданий верно;
«3» - не менее ½ заданий верно;
«2» - не выполнено больше половины.
Словарный диктант
Оценки за словарный диктант: Количество слов:
«5» - нет ошибок; 1 кл. - 7-8 слов;
«4» - 1-2 ошибки; 2 кл. - 10-12 слов;
«3» - 3-4 ошибки при количестве 15-20 слов 3 кл. - 12-15 слов;
«2» - 5-7 ошибок 4 кл. - до 20 слов.
Контрольное списывание
Оценки за контрольное списывание:
«5» - нет ошибок;
«4» - 1-2 ошибки или 1 исправление (1 класс);
1 ошибка или 1 исправление (2-4 класс);
«3» - 3 ошибки и 1 исправление (1класс);
2 ошибки и 1исправление (2-4 класс);
«2» - 4 ошибки (1 класс);
3 ошибки (2-4 классы).