Конспект урока на тему Музыка - главный герой басни

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Музыка- главный герой басни.

Цель: Показать, что музыка часто звучит не только в сказках и стихах, но и в баснях; дать понятие «квартет». Повторить понятие «басня», её характерные особенности. Познакомить с басней И. А. Крылова «Квартет». Воспитание интереса к музыке и литературе, повышение культурного уровня учащихся, стремления к саморазвитию.

Задачи: - расширение читательского кругозора учащихся, речи, мышления, внимания, памяти;

- развитие читательских умений и навыков,

- формирование умения анализировать художественное произведение;

- воспитывать интерес к чтению, любовь к слову.

Музыкальный материал: А. Бородин. Квартет №2, фрагмент 3-ей части.

Оформление: портрет И.А Крылова, портрет А. Бородина.

Оборудование: компьютер, видеопроектор.

Дополнительный материал: текст басни Крылова «Квартет».

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Попевка. «Лукоморье». (Слайд 1)

  3. Запись темы урока и постановка цели. Работа по теме урока. (Слайд 2)

Музыка звучит не только в сказках и стихах, но и в баснях. (Слайд 3) Великий русский баснописец И. А. Крылов не раз использовал тему музыки в своих произведениях. Всем известны его басни «Осёл и Соловей», «Скворец», «Кукушка и петух».

Сегодня мы обратимся к басне «Квартет».

- Что такое квартет? (Слайд 4) Запись определения.

Чтение басни наизусть учащимися.

- Вспомним, что называется басней. Из каких частей состоит басня? (Слайд 5) Запись в тетрадь определения, зарисовка схемы.

-Давайте вспомним характерные особенности жанра басни. (Слайд 6)

Обратимся к тексту.

-Найдите в тексте все выше названные особенности.

- Кто герои басни? Какими они изображены?

- Что делали герои басни, чтобы сыграть квартет? (достали нот, баса, альта…). Достаточно ли этих знаний, чтобы играть в квартете? В чём видят герои причину неудачи? Могло ли что-то получиться из их затеи? Почему?

-Может ли такая музыка творить чудеса? (Только исполненная настоящим музыкантом музыка может творить чудеса, стать волшебной и помогать людям.)

- К кому обратились за помощью «Музыканты»? Почему? (Соловей - истинный музыкант, профессионал своего дела.)

- Над кем или над чем смеётся автор?

- Вспомните, что в каждой басне есть мораль. Какова мораль этой басни? Как вы её понимаете? ( Слайд 7)

Вывод: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - говорит И.А. Крылов. Чтобы научиться музыке, надо иметь талант и много трудиться. Не случайно мораль басни произносит именно Соловей - настоящий мастер своего дела, истинный талантливый музыкант.

Для успешного выполнения любого дела нужны умения и способности.

- Как вы думаете, И. А. Крылов имел какое-нибудь отношение к музыке?

4. Слово учителя о Бородине. ( Слайд 8) (Слайд 9)

5. Слушание фрагмента произведения с комментариями. ( Слайд 10 - 15)

6. Итог: Как мы видим, музыка и литература тесно связаны. Композиторы создают на основе литературных произведений прекрасные музыкальные творения. Писатели и поэты используют тему музыки в своём творчестве. Таким образом, эти два вида искусства, музыка и литература, взаимно обогащают друг друга.

7. Итог урока.

© 2010-2022