Рабочая программа ладыженская 7

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА НАТОРА»

«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель МО зам. директора по УВР директор ОУ

__________ /Зорина Н.Х./ __________ /Ощепкова Л.Н./ ___________ /Тимофеева О.В./

Протокол №___ от «___» __________ 2015г. «___» __________ 2015г

«___» __________ 2015г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ИВАНОВОЙ ЛЮБОВЬ ЛЕОНИДОВНЫ

ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ «РУССКИЙ ЯЗЫК»

7 КЛАСС











2015-2016 УЧ.Г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, Программы по русскому языку к учебникам 5-9 классов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского.

Курс русского языка 7 класса направлен на достижение следующих целей:

  • Познакомить с самостоятельными (причастие и деепричастие), служебными частями речи, междометием, их функционированием в различных сферах и ситуациях общения, нормами употребления в речи;

  • Формировать умения опознавать, анализировать, классифицировать изученные языковые единицы, оценивать их с точки зрения нормативности, правильно писать слова с изученными орфограммами, непроверяемыми написаниями, выделять запятыми причастные и деепричастные обороты, работать с текстом;

  • Совершенствовать речемыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки в разных сферах и ситуациях использования русского литературного языка: при написании рассказов на предложенные сюжеты, сочинений - рассуждений на материале жизненного опыта, подробных и сжатых изложений, при создании текстов публицистического стиля и устных рассказов;

  • Воспитывать гражданственность и патриотизм, сознательное отношение к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса

Учащиеся должны:

Знать / понимать определения основных изученных в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;

Уметь:

РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

АУДИРОВАНИЕ:

  • Адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;

  • Выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к типу речи;

  • Составлять план текста, производить полный и сжатый пересказ (устный и письменный);

  • Обнаруживать ошибки в содержании и речевом оформлении устного высказывания одноклассника;

ЧТЕНИЕ:

  • Дифференцировать известную и неизвестную информацию прочитанного текста;

  • Выделять иллюстрирующую, аргументирующую информацию;

  • Находить в тексте ключевые слова и объяснять их лексическое значение;

  • Проводить маркировку текста;

  • Составлять тезисный план исходного текста;

  • Владеть ознакомительным, изучающим и просмотровым видами чтения;

  • Прогнозировать содержание текста по данному началу; с помощью интонации передавать авторское отношение к предмету речи при чтении текста вслух;

ГОВОРЕНИЕ:

  • Сохранять при устном изложении, близкому к тексту, типологическую структуру и выразительные языковые речевые средства;

  • Создавать собственные высказывания, соответсвтующие требованиям точности, логичности, выразительности речи;

  • Строить небольшое по объему устное высказывание на основе данного плана;

  • Формулировать выводы по итогам урока, по результатам проведенного языкового анализа, после выполнения упражнения и т.п.

  • Размышлять содержании прочитанного или прослушанного текста лингвистического содержания, соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного литературного языка, нормы устной речи;

  • Уместно использовать этикетные формулы, жесты, мимику в устном общении с учетом речевой ситуации;

ПИСЬМО:

  • Сохранять при письменном изложении типологическую структуру исходного текста и его выразительные языковые и речевые средства;

  • Создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности и выразительности речи;

  • Писать тексты-размышления на лингвистические, морально-этические темы дискуссионного характера;

  • Соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, а также нормы письменной речи;

  • Уместно употреблять пословицы, поговорки, крылатые выражения, фразеологизмы в связном тексте;

  • Использовать лингвистические словари при подготовке к сочинению и при редактировании текста;

  • Редактировать текст с использованием богатых возможностей лексической, словообразовательной, грамматической синонимии;

ТЕКСТ:

  • Анализировать тексты с точки зрения их соответствия требованиям точности и логичности речи;

  • Рецензировать чужие тексты и редактировать собственные с учетом требований к построению связного текста;

  • Устанавливать в тексте ведущий тип речи, находить в нем фрагменты с иным типовым значением;

  • Определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов в предложениях текста, способы и средства связи в предложений в тексте.

ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:

  • Проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;

  • Правильно произносить широко употребляемые служебные части речи;

  • Анализировать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:

  • По типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;

  • Объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и морфемные модели слов;

  • Определять способы образования слов различных частей речи;

  • Анализировать словообразовательные гнезда на основе учебного словообразовательного словаря;

  • Составлять словообразовательные гнезда однокоренных слов;

  • С помощью школьного этимологического словаря комментировать историческое изменения в морфемной структуре слова;

ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:

  • Соблюдать лексические нормы, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, с условиями и задачами общения;

  • Толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;

  • Пользоваться различными видам лексических словарей;

  • Находить справку о значении и происхождении фразеологического сочетания во фразеологическом словаре;

  • Использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;

  • Проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем примеры употреблении слова в переносном значении;

МОРФОЛОГИЯ:

  • Различать постоянные и непостоянные морфологические признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;

  • Правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;

  • Использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения;

ОРФОГРАФИЯ:

  • Владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;

  • Учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слов при выборе правильного написания;

  • Аргументировать тезис о системном характере русской орфографии;

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:

  • Составлять схемы именных, глагольных и наречных словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;

  • Определять синтаксическую роль всех самостоятельных частей речи;

  • Различать и конструировать сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами;

  • Использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте;

  • Соблюдать правильную интонацию предложений в речи;

  • Устно объяснить пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений;

  • Самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.

Виды и формы контроля знаний умений и навыков учащихся 7 класса: диктант (с грамматическим заданием, объяснительный, предупредительный, выборочный, графический «Проверь себя», словарный, творческий, свободный), сочинение (по картине, по воображению, по данному сюжету, на материале жизненного опыта), изложение (выборочное, подробное), тест, комплексный анализ текста.

Для реализации программного содержания используется: Учебник: Русский язык. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др. - М.; Просвещение, 2009.

Разделы

Всего часов

1

Вводное занятие

1

2

Повторение изученного в V -VI классах.

5

3

Морфология и орфография. Культура речи.

Причастие.

17

4

Деепричастие.

8

5

Наречие.

14

6

Категория состояния.

2

7

Служебные части речи.

24

8

Повторение и систематизация изученного в V - VII классах.

5

9

Контрольные работы.

6

10

Уроки развития речи.

16

11

Контрольные диктанты.

4



























МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА НАТОРА»

«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель МО зам. директора по УВР директор ОУ

__________ /Зорина Н.Х./ __________ /Ощепкова Л.Н./ ___________ /Тимофеева О.В./

Протокол №___ от «___» __________ 2015г. «___» __________ 2015г

«___» __________ 2015г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИОРВАНИЕ НА 20___-20___ УЧЕБНЫЙ ГОД

ПРЕДМЕТ: ___________________________________

КЛАСС:______________________________________

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ:________________________

УЧИТЕЛЬ:____________________________________

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ:__________

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

ЗУН

Формы контроля

План. дата

Факт. дата

1

I четверть

Вводное занятие.

Русский язык как развивающееся явление.


1

Урок усвоения новых знаний

Понимать социальную сущность языка, усвоить, что русский язык - это прежде всего язык русского народа, русской нации.

Анализ текстов. Устные высказывания.

03.09


2-3

Повторение изученного в V -VI классах.

Синтаксис. Синтаксический разбор.

Пунктуация. Пунктуационный разбор.

2

Повторительно-обобщающий урок

Знать, чем отличаются:

- словосочетания от предложений;

- простые предложения от сложных;

- главные члены предложения от второстепенных. Уметь расставлять знаки препинания в простом осложненном и сложном предложениях; выполнять синтаксический и пунктуационный разборы, составлять схемы именных, глагольных и наречных словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенным схемам, определять синтаксическую роль всех самостоятельных частей речи, различать и конструировать сложные предложения, соблюдать правильную интонацию в речи, объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, самостоятельно подбирать примеры на изученные правила.

Графический, объяснительный диктанты, составление схем, конструирование по схемам.

5.09


4

Лексика и фразеология.

1

Повторительно-обобщающий урок

Знать определения. Уметь разъяснять значения слов и правильно их употреблять, учитывая условия и задачи общения, пользоваться словарями; создавать художественные тексты, используя изобразительно-выразительные средства, соблюдать лексические нормы, находить справку о значении и происхождении фразеологического сочетания во фразеологическом словаре, использовать синонимы как средства связи предложений в тексте, как средство устранения неоправданного повтора, проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем примеры употребления слова в переносном значении.

Работа с текстом.

7.09


5

Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова.

1

Повторительно-обобщающий урок

Уметь соблюдать произносительные нормы, проводить фонетический и орфографический разбор слов, пользоваться орфографическим словарем, владеть правильным способом применения изученных орфографических правил, учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова при выборе правильного написания, аргументировать тезис о системном характере русской орфографии.

Фонетический разбор. Комплексный анализ текста. Предупредительный диктант.

10.09


6

Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор.

1

Повторительно-обобщающий урок

Знать способы образования слов. Уметь производить морфемный и словообразовательный разборы, по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы, объяснять значение слова, его написание, грамматические признаки; опираясь на словообразовательный анализ и морфемные модели слов, определять способы образования слов разных частей речи, анализировать словообразовательные гнезда на основе словообразовательного словаря и с помощью этимологического словаря, комментировать изменения с морфемной структуре слова.

Работа с текстом.

12.09


7

Морфология и орфография. Морфологический разбор слова.

1

Повторительно-обобщающий урок

Знать общую характеристику самостоятельных частей речи различать их постоянные и непостоянные морфологические признаки, уметь выполнять морфологический разбор, правильно, уместно употреблять изученные части речи, использовать знания, умения по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения.

Работа по карточкам.

14.09


8

РР Текст.


1

Урок развития речи

Знать признаки текста; уметь определять стиль текста, аргументировать свою точку зрения.

Работа с текстом.

17.09


9

РР Стили литературного языка.

1

Урок развития речи

Знать признаки текста; уметь определять стиль текста, аргументировать свою точку зрения.

Работа с текстом.



10

Морфология и орфография. Культура речи.

Причастие.

Причастие как часть речи.

1

Урок усвоения новых знаний

Знать определение причастия, грамматические признаки. Уметь отличать причастие от прилагательного, определять синтаксическую роль; правильно употреблять в речи.

Работа с текстом. Выборочный диктант.

21.09


11

РР Публицистический стиль.

1

Урок развития речи

Знать особенности публицистического стиля: назначение, сферу употребления, языковые приметы. Уметь определять публицистический стиль по его признакам, выразительно читать, уметь читать и воспринимать текст публицистического характера на слух, определять языковые средства, характерные для этого стиля.

Подготовка текста публицистического стиля.

24.09


12

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий.

1

Урок усвоения новых знаний

Знать, что причастия склоняются так же, как и прилагательные. Уметь при составлении делать выводы; определять условия выбора гласных в окончаниях причастий и прилагательных, графически объяснять орфограмму.

Работа с текстом.

26.09


13-14

Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.

2

Урок усвоения новых знаний

Знать определение причастного оборота и понятие одиночного причастия, условия выделения запятыми, понимать отличие зависимого слова от определяемого. Уметь устанавливать связь причастия с определяемым и зависимым словами; выделять причастный оборот запятыми, согласовывать причастия с определяемыми словами, строить предложения с причастным оборотом.

Объяснительный, распределительный диктанты. Работа по карточкам. Тест.

28.09


15

РР Описание внешности человека.

1

Урок развития речи

Знать признаки текста-описания, описания внешности человека, понятия: «литературный портрет», «словесный портрет». Уметь определять тему, основную мысль, стиль текста, языковые особенности, использовать в своем тексте прилагательные и причастия, словосочетания со значением качественного признака, сравнительные обороты и др., основные средства связи предложения: местоимение, побор слов, синонимы, описательные обороты и др.

Наблюдение над фрагментами художественных произведений, составление миниатюр: описание внешности человека в минуты радости, огорчения, за интересным занятием и др.

1.10


16

Действительные и страдательные причастия.

1

Урок усвоения новых знаний

Знать отличие действительных причастий от страдательных. Уметь определять разряд причастий по значению, употреблять причастия в речи, конструировать предложения с причастным оборотом, предупреждать ошибки в употреблении причастий, правильно ставить знаки препинания.

Распределительный диктант. Самостоятельная работа.

3.10


17

Краткие и полные страдательные причастия.

1

Урок усвоения новых знаний

Знать морфологические признаки, синтаксическую роль кратких и полных причастий и прилагательных. Уметь образовывать краткую форму, употреблять в речи, правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях, выразительно читать текст, определять его стиль.

Тест. Выборочный диктант.

5.10


18

Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

1

Урок усвоения новых знаний

Знать способы образования действительных причастий настоящего времени. Уметь обосновывать выбор гласных в суффиксах -ущ-/-ющ-, -ащ-/-ящ-, находить изучаемую орфограмму, правильно писать.

Объяснительный диктант.

8.10


19

Действительные причастия прошедшего времени.

1

Урок усвоения новых знаний

Знать способы образования действительных причастий прошедшего времени, правописание гласных перед суффиксом причастия и в неопределенной форме глагола. Уметь обосновывать выбор гласных в суффиксах причастий, правильно употреблять причастия в речи, конструировать предложения с причастным оборотом, соблюдать орфоэпические нормы при произношении, проверять себя по словарю.

Работа с текстом.

10.10


20

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

1

Урок усвоения новых знаний

Знать способы образования страдательных причастий настоящего времени. Уметь определять спряжение глагола, обосновывать выбор гласной в окончаниях глаголов и суффиксах -ом-, (-ем-), -им- причастий; сопоставлять, анализировать, самостоятельно делать выводы; согласовывать причастие с определяемым словом; заменять сложное предложение простым с причастным оборотом.

Работа по карточкам. Объяснительный диктант.

15.10


21

Страдательные причастия прошедшего времени.

1

Урок усвоения новых знаний

Знать способы образования причастий. Уметь выбирать правильное написание Н и НН в прилагательных и страдательных причастиях прошедшего времени, исправлять ошибки в употреблении причастий.

Словарный, распределительный диктанты.

17.10


22

Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях.

1

Урок усвоения новых знаний

Понимать условия выбора гласных перед н и нн в причастиях. Уметь обосновывать выбор, конструировать предложения с причастным оборотом, различать причастия и отглагольные прилагательные.

Диктант «Проверь себя»

19.10


23

Одна две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных.

1

Урок усвоения новых знаний

Знать способы разграничения страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов. Уметь обосновывать выбор Н и НН в суффиксах причастий, прилагательных; правильно употреблять в речи.

Тест. Объяснительный диктант.

22.10


24

Одна две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных.

1

Урок усвоения новых знаний

Уметь различать краткие страдательные причастия и краткие прилагательные, понимать различие в написании причастий и прилагательных, определять синтаксическую роль, конструировать предложения, употреблять причастия в речи.

Комментированное письмо.

24.10


25-26

РР Выборочное изложение

2

Урок развития речи

Уметь выбирать материал на определенную тему и по нему писать изложение.

Выборочное изложение.

26.10


27

Контрольный диктант.

1

Урок контроля знаний

Уметь применять изученные правила на письме при воспроизведении аудируемого текста.

Диктант.

29.10


28

II четверть

Морфологический разбор причастия.

1

Урок усвоения новых знаний

Знать порядок морфологического разбора причастий. Уметь выполнять морфологический разбор, опознавать причастия в тексте, употреблять в речи.

Комплексный анализ текста.

12.11


29

Слитное и раздельное написание не с причастиями.

1

Урок усвоения новых знаний

Знать условия слитного и раздельного написания НЕ с причастиями. Уметь различать НЕ-приставку, НЕ-часть корня, НЕ-частицу; обозначать условия выбора орфограммы; составлять алгоритм и работать по нему; на основе наблюдения делать выводы; обобщать знания о правописании НЕ с причастиями, с другими частями речи, делать правильный выбор написания, употреблять в речи, исправлять ошибки, соблюдая нормы.

Составление таблицы «НЕ с причастием». Работа по карточкам.

14.11


30

Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

1

Урок усвоения новых знаний

Знать условия выбора Е, Ё в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени, правильно писать орфограмму, уметь обобщать и систематизировать знания о правописании гласных после шипящих в изученных частях речи; обозначать условия выбора орфограмм; правильно ставить ударение, сопоставлять с другими случаями правописания О-Е-Ё после шипящих.

Работа с текстом.

16.11


31

Систематизация и обобщение изученного по теме «Причастие».

1

Повторительно-обобщающий урок

Уметь находить причастие, определять его грамматические признаки, правильно писать орфограммы в причастии, выделять причастный оборот, осуществлять синонимичную замену синтаксических конструкций, конструировать предложения с причастием и причастным оборотом, употреблять причастия в речи, интонационно правильно читать предложения с обособленными членами, выраженными причастным оборотом.

Работа с текстами разных стилей и жанров.

19.11


32

Контрольная работа №1

1

Урок контроля и коррекции знаний

Уметь находить причастие, определять его грамматические признаки, правильно писать орфограммы в причастии, выделять причастный оборот, осуществлять синонимичную замену синтаксических конструкций, конструировать предложения с причастием и причастным оборотом, употреблять причастия в речи.

Работа по карточкам. Тест.

21.11


33

Деепричастие.

Деепричастие как часть речи.

1

Урок усвоения новых знаний

Знать лексическое, грамматическое значение деепричастий. Уметь разграничивать основное и добавочное действие, находить и исправлять ошибки в употреблении деепричастий, выделять, выделять в речи от глаголов и причастий, конструировать предложения с деепричастиями для обозначения добавочного действия.

Объяснительный диктант.

23.11


34-35

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.

2

Урок усвоения новых знаний

Знать определение «деепричастный оборот»; понимать, что добавочное действие производится тем же лицом (предметом), что и основное. Уметь разграничивать основное и добавочное действия, находить деепричастный оборот, выделять его запятыми; правильно строить предложения по заданным моделям.

Комментированный диктант.

26.11


36

Раздельное написание не с деепричастиями.

1

Урок усвоения новых знаний

Знать правописания НЕ с деепричастиями. Уметь обосновывать выбор написания НЕ с деепричастиями, сопоставлять написание НЕ с причастиями и глаголами, составлять связный рассказ на грамматическую тему.

Работа по карточкам.

28.11


37

Деепричастия несовершенного вида.

1

Урок усвоения новых знаний

Знать способы образования деепричастий. Уметь образовывать деепричастия, сохраняя вид; употреблять в речи, соблюдая орфоэпические, грамматические нормы, безошибочно писать суффиксы деепричастий.

Диктант «Проверь себя»

30.11


38

Деепричастия совершенного вида.

1

Урок усвоения новых знаний

Уметь образовывать деепричастия, сохраняя вид, употреблять в речи, соблюдая орфоэпические, грамматические нормы, безошибочно писать суффиксы деепричастий, интонационно правильно читать предложения с деепричастными оборотами, правильно строить предложения с деепричастием и

деепричастным оборотом.

Анализ текста.

3.12




39

РР Рассказ с включением описания действий. Сочинение по картине С.А. Григорьева «Вратарь»

1

Урок развития речи

Понимать роль деепричастий в сочинении с описанием действий. Уметь создавать рассказ-описание, включая в него описание действий, выбирая языковые средства в соответствии с темой, целями общения, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы.

Сочинение.

5.12


40

Морфологический разбор деепричастия.

1

Урок усвоения новых знаний

Уметь распознавать деепричастия по суффиксам на основе структурно-семантического и грамматического анализа слов, отличать деепричастия от других частей речи, уметь безошибочно писать суффиксы в деепричастиях, правильно строить предложения с деепричастным оборотом, расставлять знаки препинания, исправлять ошибки в речи.

Редактирование текста.

7.12


41

Систематизация и обобщение изученного по теме «Деепричастие»

1

Повторительно-обобщающий урок

Уметь находить деепричастие, определять его грамматические признаки, правильно писать орфограммы в деепричастии, выделять деепричастный оборот, осуществлять синонимичную замену синтаксических конструкций, конструировать предложения с деепричастием и деепричастным оборотом, употреблять деепричастия в речи, интонационно правильно читать предложения с обособленными членами, выраженными деепричастным оборотом.

Работа с текстами разных стилей и жанров.

10.12


42

Контрольная работа №2

1

Урок контроля и коррекции знаний

Уметь распознавать деепричастия по суффиксам на основе структурно-семантического и грамматического анализа слов, отличать деепричастия от других частей речи, уметь безошибочно писать суффиксы в деепричастиях, правильно строить предложения с деепричастным оборотом, расставлять знаки препинания, исправлять ошибки в речи.

Тест. Работа по карточкам.

12.12


43

Наречие.

Наречие как часть речи.

1

Урок усвоения новых знаний

Знать морфологические признаки наречия, понимать значение и определять синтаксическую роль в предложении, распознавать наречие на основе общего грамматического значения.

Работа с текстом.

14.12


44

Смысловые группы наречий.

1

Урок усвоения новых знаний

Знать разряды наречий по значению, уметь находить их в тексте, определять значение, употреблять их для более точного выражения мысли.

Работа с таблицей.

17.12


45

РР Сочинение по картине И. Попова «Первый снег»


Урок развития речи

Уметь писать сочинение по картине.

Сочинение.

19.12


46

Степени сравнения наречий.

1

Урок усвоения новых знаний

Знать способы образования степеней сравнения, критерии разграничения простой, сравнительной и составной превосходной степеней прилагательных и наречий, приемы распознавания морфологических омонимов; уметь образовывать степени сравнения наречий, отличать наречия в сравнительной степени от прилагательных, употреблять наречия как средство связи и для уточнения различных смысловых оттенков.

Работа с текстом.

21.12


47

Морфологический разбор наречия.

1

Урок усвоения новых знаний

Уметь определять грамматические признаки, разграничивать их, объяснять значение грамматических омонимов.

Распределительный диктант.

24.12


48

Контрольный диктант.

1

Урок контроля знаний

Уметь применять изученные правила на письме при воспроизведении аудируемого текста.

Диктант.

26.12


49-50

III четверть

Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и -е.

2

Урок усвоения новых знаний

Знать морфологическое правило, способ образования наречий, условия выбора правильного написания, безошибочно писать.

Уметь соотносить правила написания НЕ с наречиями и другими частями речи с НЕ, понимать общее в выборе орфограммы, формулировать обобщенное правило.

Работа с текстом, с таблицей.

14.01

16.01


51

Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий.

1

Урок усвоения новых знаний

Знать условия выбора на письме букв Е-И в приставках НЕ- и НИ- . уметь распознавать наречия с орфограммой, различать приставки НЕ- и НИ- в отрицательных наречиях и отрицательных местоимениях, использовать в речи.

Распределительный диктант.

18.01


52

Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е.

1

Урок усвоения новых знаний

Знать способ образования наречий от прилагательных, условия выбора орфограммы, уметь разграничивать на письме краткие прилагательные и наречия, безошибочно писать.

Уметь отличать наречия от кратких прилагательных, определять способ образования наречия, синтаксическую функцию в предложении, употреблять в речи.

Работа с текстом.

21.01


53

РР Описание действий.

1

Урок развития речи

Уметь формулировать замысел, тему, основную мысль сочинения, выбрать тип, стиль и средства выразительности языка.

Сочинение.

23.01


54

Буквы о и е после шипящих на конце наречий.

1

Урок усвоения новых знаний

Знать правило выбора и написания букв О-Е после шипящих на конце наречий, уметь опознавать наречия с этой орфограммой, определять общее в написании разных частей речи с О-Е после шипящих в разных частях слова, формулировать обобщенное правило.

Распределительный диктант.

25.01


55

Буквы о и а на конце наречий.

1

Урок усвоения новых знаний

Уметь правильно писать, выделять морфемы, определять и анализировать роль наречий в связных текстах.

Работа с текстом.

28.01


56

РР Сочинение по картине Е.Н. Широкова «Друзья».

1

Урок развития речи

Уметь создавать рассказ-описание, включая в него описание действий, выбирая языковые средства в соответствии с темой, целями общения, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы.

Сочинение.

30.01


57

Дефис между частями слова в наречиях.

1

Урок усвоения новых знаний

Знать правила дефисного написания, уметь распознавать наречия с этой орфограммой, безошибочно писать, конструировать словосочетания с наречием, анализировать роль наречия, образованного повтором слов в тексте.

Работа с текстом. Анализ текста.

1.02


58

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.

1

Урок усвоения новых знаний

Уметь отличать наречия от существительных, прилагательные от местоимений, пользуясь алгоритмом.; употреблять функциональные омонимы в речи; пользоваться словарем для получения информации.

Предупредительный диктант. Работа с таблицей.

4.02


59

Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

1

Урок усвоения новых знаний

Знать правило, уметь опознавать наречия с орфограммой, правильно писать, определять синтаксическую функцию предложения, различать безошибочно писать части речи с шипящей на конце.

Работа с таблицей. Выборочный диктант.

6.02


60

Систематизация и обобщение изученного по теме «Наречие»

1

Повторительно-обобщающий урок

Умет распознавать наречия на основе общего значения, морфологических признаков, синтаксической роли и типичных суффиксов, различать наречия и созвучные слова других частей речи, группы наречий по значению, правильно образовывать степени сравнения наречий, безошибочно писать, применяя изученные правила, использовать орфографический словарь для определения слитного и раздельного написания наречий, производить словообразовательно-орфографический анализ слов соответствующих морфемных моделей, соблюдать языковые нормы употребления наречий, употреблять наречия для соблюдения точности, информативности и выразительности текстов разных стилей и типов речи, использовать в тексте выразительные возможности наречия в составе фразеологизмов и этикетных выражений.

Редактирование текста. Распределительный диктант.

8.02


61

Контрольная работа №3

1

Урок контроля и коррекции знаний

Знать морфологические признаки наречия, понимать значение и определять синтаксическую роль в предложении, распознавать наречие на основе общего, уметь делать морфологический разбор наречия.

Тест. Работа по карточкам.

11.02


62

Категория состояния.

Категория состояния как часть речи.

1

Урок усвоения новых знаний

Знать общее значение слов категории состояния, уметь сопоставлять наречия и эту группу слов на основе анализа их синтаксической роли, выделять грамматическую основу безличных предложений, видеть слова состояния в тексте.

Работа с текстом.

13.02


63

Морфологический разбор категории состояния.

1

Урок усвоения новых знаний

Уметь сопоставлять наречия и эту группу слов на основе анализа их синтаксической роли, выделять грамматическую основу безличных предложений, видеть слов категории состояния в тексте, использовать их в текстах различных стилей и типов.

Работа с текстом.

15.02


64

РР Сочинение на лингвистическую тему.

1

Урок развития речи

Уметь высказывать свое мнение и излагать свои мысли на бумаге.

Сочинение.

18.02


65

Служебные части речи.

Самостоятельные и служебные части речи.

Предлог.

Предлог как часть речи.

1

Урок усвоения новых знаний

Знать о различии самостоятельных и служебных частей речи, их роли в тексте. Уметь различать предлоги, союзы, частицы как служебные част речи, находить их в тексте, употреблять в речи.

Знать о предлоге как служебной части речи, его роли в словосочетании и предложении. Уметь отличать предлоги от омонимичных им приставок; писать с существительными, прилагательными, местоимениями, числительными, причастиями; знать об отсутствии их перед глаголами, деепричастиями, наречиями, понимать роль предлогов в выражении различных смысловых отношений.

Работа с текстом.


20.02


66

Употребление предлогов.

1

Урок усвоения новых знаний

Знать об однозначных и многозначных предлогах; способности предлога в разных словосочетаниях выражать разные значения; нормах употребления с различными частями речи. Уметь правильно использовать предлоги в речи, исправлять допущенные ошибки, производить синонимичную замену предлогов, различать предлоги-антонимы и предлоги-синонимы.

Предупредительный диктант. Редактирование текста.

22.02


67

Непроизводные и производные предлоги.

1

Урок усвоения новых знаний

Знать разряды предлогов по происхождению, уметь отличать производные предлоги от непроизводных, производные предлоги от омонимичных частей речи; правильно употреблять их в речи.

Проверочная работа.

25.02


68

Простые и составные предлоги.

1

Урок усвоения новых знаний

Знать разряды предлогов по составу, понятия «просты и составные предлоги».

Работа по карточкам.

27.02


69

Морфологический разбор предлога.

1

Урок усвоения новых знаний

Знать порядок морфологического разбора предлога. Уметь выполнять морфологический разбор.

Работа с текстом.

29.02


70

РР Сочинение по картине А.В. Сайкиной «Детская спортивная школа».

1

Урок развития речи

Уметь писать сочинение повествовательного характера с элементами художественного описания, строить свое высказывание с использованием сложных композиционных форм, соблюдать стилевое единство текста; использовать изобразительные средства языка, соблюдать нормы языка.

Сочинение по картине в форме репортажа по данному началу.

3.03


71

Слитное и раздельное написание производных предлогов.

1

Урок усвоения новых знаний

Знать условия слитного, раздельного, дефисного написания предлогов. Уметь отличать производные предлоги от омонимичных частей речи; правильно писать их, обосновывая свой выбор; употреблять в речи, соблюдая грамматические нормы; пользоваться в деловом и разговорном стилях речи предлогами-синонимами, обнаруживать экспрессивное использование предлогов в художественных текстах.

Объяснительный диктант. Работа с таблицей.

5.03


72

Систематизация и обобщение изученного по теме «Предлог»

1

Повторительно-обобщающий урок

Уметь различать союзы, частицы, предлоги разных разрядов, безошибочно писать производные предлоги, отличать их от созвучных словосочетаний , правильно употреблять в речи и на письме.

Работа с текстом.

7.03


73

Контрольная работа №4

1

Урок контроля и коррекции знаний

Уметь различать союзы, частицы, предлоги разных разрядов, безошибочно писать производные предлоги, отличать их от созвучных словосочетаний, правильно употреблять в речи и на письме.

Работа по карточкам.

10.03


74

Союз.

Союз как часть речи.

1

Урок усвоения новых знаний

Знать о союзе как о служебной части речи, его роли в предложении и в целом тексте, опознавать союз. Уметь ставить знаки препинания при однородных членах и в сложном предложении, определять роль союзов в предложении.

Объяснительный диктант.

12.03


75

Простые и составные союзы.

1

Урок усвоения новых знаний

Знать разряды союзов по строению, уметь определять роль союзов в предложении, ставить знаки препинания при однородных членах и в сложных предложениях, строить предложения, используя союзы.

Работа по схемам.

14.03


76

Союзы сочинительные и подчинительные.

1

Урок усвоения новых знаний

Знать разряды союзов по значению особенностей каждой группы союзов, их назначение, уметь разграничивать сочинительные и подчинительные союзы, ССП и СПП, правильно ставить знаки препинания.

Работа с текстом.

17.03


77

Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении.

1

Урок усвоения новых знаний

Уметь разграничивать сочинительные и подчинительные союзы, ССП и СПП, правильно ставить знаки препинания, выбирать союз в соответствии с его значением и стилистическими особенностями.

Работа с текстом.

19.03


78-79

Контрольный диктант.

Работа над ошибками

2

Урок контроля знаний

Уметь применять изученные правила на письме при воспроизведении аудируемого текста.

Диктант.

21.03 24.03


80

IV четверть

Сочинительные союзы.

1

Урок усвоения новых знаний

Знать группы сочинительных союзов, их назначение, выбирать союз в соответствии с его значением и стилистическими особенностями.

Выбирать союз в соответствии с его значением и стилистическими особенностями, пользоваться повтором союза в целях усиления выразительности речи.

Работа с текстом.

4.04


81

РР Сочинение «Я сижу на берегу…»

1

Урок развития речи

Уметь создавать текст-описание (рассуждение), аргументировать свою точку зрения. Уметь правильно выражать свои мысли в соответствии с литературными нормами; использовать в речи сложные предложения с разными группами союзов.

Сочинение.

7.04


82

Подчинительные союзы.

1

Урок усвоения новых знаний

Знать разряды подчинительных союзов по значению, их назначение, уметь различать подчинительные союзы, употреблять для связи предложений и целого текста, производить синонимическую замену синтаксических конструкций.

Конструирование предложений. Работа с текстом.

9.04


83

Морфологический разбор союза.

1

Урок усвоения новых знаний

Уметь различать союзы по значению и строению, использовать их для связи предложений и целого текста, определять какие смысловые отношения между частями сложных предложений передают союзы.

Комплексный анализ текста.

11.04


84

Слитное написание союзов также, тоже, чтобы.

1

Урок усвоения новых знаний

Знать правило правописания союзов. Уметь отличать союзы от созвучных сочетаний слов, опознавать союзы, уметь применять правило на письме, употреблять в речи, интонационно и пунктуационно правильно оформлять различные синтаксические конструкции.

Работа с таблицей, с текстом.

14.04


85

Повторение сведений о предлогах и союзах.

1

Повторительно-обобщающий урок

Уметь систематизировать, обобщать знания; рефлексировать; подбирать материал, работая с разными источниками, опознавать союзы и предлоги, правильно и безошибочно их писать, отличать от смешиваемых языковых явлений, определять роль в предложении и тексте, употреблять с учетом их стилистической окраски.

Работа с текстом.

16.04


86


Контрольная работа №5

1

Урок контроля и коррекции знаний

Уметь систематизировать, обобщать знания; рефлексировать; подбирать материал, работая с разными источниками, опознавать союзы и предлоги, правильно и безошибочно их писать, отличать от смешиваемых языковых явлений, определять роль в предложении и тексте, употреблять с учетом их стилистической окраски, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы на письме.

Работа по карточкам.

18.04


87

Частица.

Частица как часть речи.

Разряды частиц. Формообразующие частицы.

1

Урок усвоения новых знаний


Знать особенности частицы как служебной части речи. Уметь отличать частицы от знаменательных частей речи; понимать сходство частиц с другими служебными частями речи и отличие от них, разницу в употреблении омонимичных частиц, союзов, наречий, роль частиц в предложении и образовании наклонений глагола; употреблять частицы для выражения смысловых оттенков.

Знать разряды частиц по значению, роль формообразующих частиц, уметь распознавать формообразующие частицы, отличать частицы от других частей речи по совокупности признаков; определять, какому слову или какой части текста придают смысловые оттенки.

Работа с текстом.


21.04


88

РР Сочинение-рассказ по данному сюжету «Горе-мечтатель»

1

Урок развития речи

Уметь определять тему, основную мысль своего высказывания; выбирать тип речи, особенности языка, обдумывая содержание текста, готовить рабочий материал, выстраивать композицию; правильно выражать свои мысли в соответствии с литературными нормами.

Сочинение.

23.04


89

Смысловые частицы.

1

Урок усвоения новых знаний

Знать, что вносят смысловые частицы в предложение, что они выражают.

Работа с текстом.

25.04


90

Раздельное и дефисное написание частиц.

1

Урок усвоения новых знаний

Знать правила раздельного и дефисного написания частиц. Уметь выделять их среди других частей речи; определять синтаксическую роль частиц; употреблять их в своей речи, безошибочно писать местоимения, прилагательные, наречия с частицами.

Свободный диктант. Работа с текстом.

28.04


91

Морфологический разбор частицы.

Отрицательные частицы не и ни.

1


Урок усвоения новых знаний


Знать порядок морфологического разбора частицы. Уметь определять морфологические признаки частиц, безошибочно их писать.

Понимать смысловое значение и роль частиц НЕ и НИ . уметь определять их смысловое значение, правильно писать частицы НЕ и НИ с различными частями речи.

Работа с текстом.

Объяснительный диктант.

30.04


92

Различение частицы не и приставки не-.

1

Урок усвоения новых знаний

Уметь различать отрицательные частицы НЕ и НИ и правильно употреблять их в речи в соответствии со значением и ролью в предложении; применять обобщенные знания о случаях написания НЕ и НИ с различными частями речи на письме.

Диктант «Проверяю себя»

2.05


93

РР Сочинение-рассказ по данному сюжету.

1

Урок развития речи

Уметь определять тему, основную мысль своего высказывания; выбирать тип речи, особенности языка, обдумывая содержание текста, готовить рабочий материал, выстраивать композицию; правильно выражать свои мысли в соответствии с литературными нормами.

Сочинение.

5.05


94


Частица ни, приставка ни-, союз ни - ни.

1

Урок усвоения новых знаний

Уметь различать частицу ни, приставку ни- и союз ни-ни; выбирать правильное написание, различать и правильно писать не-ни, конструировать предложения с данными словами.

Объяснительный диктант.

7.05


95

Междометие.

Междометие как часть речи.

Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях.

1


Урок усвоения новых знаний


Знать, что междометие не является ни самостоятельной, ни служебной частью речи. Уметь распознавать междометия, ставить знаки препинания при них, употреблять в своей речи; выразительно читать предложения с междометиями, отличать их от знаменательных и служебных частей речи.

Знать условия дефисного написания междометий, уметь интонационно и пунктуационно выделять междометия.

Работа с таблицей. Работа с текстом.




96

Контрольная работа №6

1

Урок контроля и коррекции знаний

Знать, что такое частица и междометие, отличать их от других частей речи.

Тест.

12.05


97

Повторение и систематизация изученного в V - VII классах.

Разделы науки о языке.

Текст. Стили речи.

1

Повторительно-обобщающий урок

Знать разделы науки о языке.

Знать особенности текста, черты стилей речи. Уметь создавать тексты, устанавливать ведущий тип речи, находить фрагменты с иным типовым значением, определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов предложений текста, способы и средства связи предложений в тексте.

Заполнение таблицы. Работа с текстом.

14.05


98

Фонетика. Графика.

Лексика и фразеология.

1

Повторительно-обобщающий урок


Уметь выделять в слове звуки речи; давать им фонетическую характеристику, различать ударные и безударные слоги; не смешивать буквы и звуки, использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова.

Уметь объяснять ЛЗС разными способами, пользоваться толковым словарем, распределять слова на тематические группы, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением.

Работа с таблицей.

Работа с текстом.

16.05


99

Морфемика. Словообразование.

Морфология.

1

Повторительно-обобщающий урок


Уметь выделять морфемы на основе смыслового анализа слова, подбирать однокоренные слова с учетом значения слова, учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами, пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов, объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах.

Уметь различать части речи, правильно указывать морфологические признаки самостоятельных частей речи, правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи.

Работа с текстом.

Работа с таблицей.

19.05


100

Орфография.

1

Повторительно-обобщающий урок

Уметь находить орфограммы в морфемах, группировать слова по видам орфограмм, владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии, устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения, самостоятельно подбирать слова на изученные правила.

Работа с текстом.

21.05


101

Синтаксис.

Пунктуация.

1

Повторительно-обобщающий урок


Уметь определять границы предложения, выделять словосочетания, использовать смысловые и грамматические связи словосочетаний и предложений в составе синтаксиса.

Понимать смыслоразличительную роль знаков препинания, взаимосвязь смысла, интонации и пунктуации предложения, уметь членить текст на предложения. Устанавливать связи и отношения между словами в предложении, грамотно расставлять знаки препинания.

Работа с текстом.


23.05


102

Контрольная работа за курс 7 класса

1

Урок контроля знаний

Уметь производить композиционно-содержательный, стилистический, типологический анализ текста, языковой анализ отдельных элементов текста, анализ правописания отдельных слов и пунктуации.

Комплексный анализ текста.





© 2010-2022