Урок-путешествие Всё мне видится Павловск холмистый

Урок-путешествие по романтическим садам Павловска (вслед за лирическим героем стихотворения А.А.Ахматовой «Всё мне видится Павловск холмистый…»). Всё к размышленью здесь влечёт невольно нас. В.А.ЖуковскийЦели урока- вслед за лирическим героем стихотворения совершить прогулку по садам и паркам Павловска, раскрыть романтическую концепцию мира автора, культурно-семантические знаки стихотворения.Задачи:-воспитание у учащихся чувства глубокого патриотизма и любви к своей Родине.-развивать у учащихся ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-путешествие по романтическим садам Павловска (вслед за лирическим героем стихотворения А.А.Ахматовой «Всё мне видится Павловск холмистый…»).

Всё к размышленью здесь влечёт невольно нас.

В.А.Жуковский

Цели урока- вслед за лирическим героем стихотворения совершить прогулку по садам и паркам Павловска, раскрыть романтическую концепцию мира автора, культурно-семантические знаки стихотворения.

Задачи:

-воспитание у учащихся чувства глубокого патриотизма и любви к своей Родине.

-развивать у учащихся навыки и умения работы с историческим материалом.

-пробуждение любви и уважения к историческому прошлому своей страны.

-расширение жизненного кругозора.

На доске:

  1. портреты Павла первого и Марии Фёдоровны, виды реки Славянки, фотографии скульптуры и архитектуры Павловского парка.

  2. Краткая справка об архитекторах и скульпторах, работавших над совершенствованием Павловского парка и дворца.

Чарлз Камерон (1730-е -1812)-выдающийся архитектор, шотландец по происхождению, изящные парковые сооружения которого приводили в восторг современников. Является автором не только первоначального проекта Павловского дворца, но и многих парковых павильонов, среди которых такие знаменитые, как романтический Павильон Дружбы, воздушный Павильон Трёх граций, загадочный молочный домик, Колоннада Аполлона на высоком берегу Славянки напротив Большого дворца.

Андрей Никифорович Воронихин (1759-1814)-русский архитектор. Является автором «Розового павильона», кабинета «Фонарик» в Павловском дворце и др…

Карл Росси (1775-1849)- итальянский архитектор, крупнейший представитель петербургского классицизма. С раннего детства жил и воспитывался у архитектора Винченцо Бренны. Работал над интерьерами во дворцах Павловска и Гатчины.

Бренна Винченцо (1745-1820) - итальянский архитектор. Принимал активное участие в перестройке Павловского дворца, возводил многочисленные парковые павильоны и осуществлял планировку целых районов огромного парка.

Иван Петрович Мартос (1754-1835) -русский скульптор, представитель классицизма. Творчество Мартоса отличалось простотой и благородством стиля, глубоким психологизмом, обаянием и жизненностью образов. Создал памятник великой княгине Александре Павловне (1815г.) в Павловском парке.

  1. Словарная работа.

Медальер - художник, изготавливающий формы для монет и медалей.

Барельеф - скульптурное изображение на плоскости, в котором фигуры слегка выступают на поверхность.

Порфир - вулканическая горная порода, употребляемая как строительный материал.

Кифаред - древнегреческий музыкант, играющий на кифаре, музыкальном инструменте древних греков, родственном лире.

Ход урока:

Ученик: чтение наизусть стихотворения Натальи Бондаревой о Павловске.

«Проходят яркие века…

Уж много лет цветешь, мой город!

Все та же тихая река, и парк как прежде свеж и молод.

Вот желтый луч среди колонн

Дворца изящного играет -

Как будто юный Аполлон,

Очнувшись, музу посылает

Покинуть вечный постамент

И озарить своим искусством…

Дорог двенадцать - сколько лет

Хранились нами с нежным чувством…

Люблю… Надеюсь всей душой:

Пусть пролетят столетья мимо,

Но Павловск, светлый и большой,

Жить будет, музами хранимый!»

Наталья Бондарева

Учитель: сегодня, ребята, у нас необычный урок. Мы совершим небольшое путешествие по Павловскому парку.

Вступительное слово учителя.

Датой основания Павловска как дворцово-паркового ансамбля принято считать 1777 год, когда здешние охотничьи угодья Екатерина 2 подарила своему сыну Павлу, после чего в течение полувека известнейшие архитекторы, прежде всего - Ч. Камерон, художники и скульпторы строили и совершенствовали дворец и парк. Перед дворцом, в 1872 году был установлен памятник Павлу 1, отлитый с оригинала, находящегося в Гатчине. Павловский парк площадью 600 га считается одним из лучших пейзажных парков в Европе благодаря разнообразию и удивительной гармоничности природных пейзажей и архитектурных сооружений: павильонов, мостов, лестниц и парковой скульптуры.

В Павловске на вечерах вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны считали за честь бывать Карамзин, Крылов и Глинка. Павловску посвящали свои стихи Жуковский и Ахматова.

В 1989 году дворцово-парковый ансамбль Павловска был внесён в список всемирного наследия ЮНЕСКО ( Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры).

Павловский дворец был создан для жизни императорской семьи и являлся летней резиденцией Павла первого и его супруги Марии Фёдоровны.

Ученик: историческая справка о Павле первом.

Павел первый ( 20.09.1754 - 12.03.1801г.г.) - российский император, единственный сын Петра третьего и великой княгини Екатерины Алексеевны (будущей императрицы Екатерины второй).

С раннего детства он был свидетелем дворцовых интриг и политической борьбы, сопровождавших царствование его отца и матери.

В 1762 году, когда Павлу было 8 лет, произошёл дворцовый переворот, организованный Екатериной против мужа. Эти события оставили заметный след в сознании будущего российского императора. Взрослея, великий князь проявлял всё больше недовольства правлением матери, незаконно захватившей власть.

В сентябре 1773 года Павел вступил в брак с Вильгельминой Гессен Дармштадской ( в православии Наталья Алексеевна).В апреле 1776 года Наталья Алексеевна скончалась от родов.

Новой супругой наследника русского престола стала вюртембергская принцесса София Доротея ( в православии великая княгиня Мария Фёдоровна).

Мария Фёдоровна родила Павлу десятерых детей(4-х сыновей: Александра, Константина, Николая и Михаила и 6 дочерей). После смерти матери, Екатерины второй, Павел вступил на российский престол. С первых дней своего царствования новый император проводил политику, отличную от екатерининской. Начались реформы в армии, Павел первый стремился поднять дисциплину среди чиновников, усиливался полицейский контроль за жизнью общества.

Павел был образованнейшим человеком своего времени, он свободно владел семи языками, в том числе латынью и древнегреческим.

В ночь с 11 на 12 марта 1801 года группа гвардейских офицеров, недовольных преобразованиями Павла первого, осуществила государственный переворот. Император был убит в Михайловском замке. Павел первый был похоронен в императорской усыпальнице в Петропавловской крепости.

На престол вступил его старший сын Александр.

Ученик: историческая справка о Марии Фёдоровне.

Мария Фёдоровна - императрица, супруга императора Павла первого.

После смерти первой жены Павла Петровича Екатерина вторая стала хлопотать о новом браке сына. Кандидатура нашлась быстро. Красивая, статная блондинка, кроткая , скромная и добрая, она полюбила Павла искренно и преданно. Мария Фёдоровна родила Павлу десятерых детей и обеспечила будущее династии Романовых. После убийства мужа в 1801 году горе Марии Фёдоровны не знало границ. В течение нескольких дней она приходила к бездыханному телу и в полном отчаянии заливалась слезами.

В царствовании своего сына, Александра первого, Мария Фёдоровна пользовалась всеобщим уважением. Её почитали как живой символ династии, а её двор привлекал истинно царским величием. Александр нередко обращался к матери за советами и прислушивался к её мнению, в том числе и государственных делах.

Все свои силы Мария Фёдоровна отдала делу милосердия. Она возглавляла целый ряд учебно - воспитательных и благотворительных заведений. Мария Фёдоровна обладала способностями к художественному творчеству, занималась живописью, рисунком.

Она собственноручно вытачивала на токарном станке изделия из слоновой кости и янтаря и украшала ими дворец в Павловске. Императрица получила известность как искусный медальер. В1820 году Марию Фёдоровну избрали членом Берлинской Академии художеств. Мария Фёдоровна была увлечена разведением цветов, имела свой собственный садик, даже выращивала ананасы в оранжереях.

Учитель: А.А.Ахматова была одной из первых поэтесс, которая в стихах воспела Павловск, его особенную, ею верно угаданную красоту.

Стихотворение «Все мне видится Павловск холмистый» было написано в 1915 году, вошло в третий сборник стихов Анны Ахматовой «Белая стая», выпущенный незадолго до революции в сентябре 1917 года. Стихотворение обращено к другу Анны Ахматовой - поэту, критику и литературоведу Николаю Недоброво, который оказал большое влияние на творчество поэтессы.

Выразительное чтение стихотворения.

1.Найдите описание Павловска.

Всё мне видится Павловск холмистый,

Круглый луг, неживая вода…

2.Как вы думаете, что символизирует вода? (текучесть самой жизни, её неустойчивость).

3.Почему романтики любили обращаться к тихим, спокойным водам?

1)вода - зеркало, в котором отражается жизнь природы.

2)отражённые в спокойной воде деревья создают ощущение двойственности.

3)спокойные воды передают меланхолическое настроение.

4)игра света и теней в воде создают ощущение тайны.

5)с образом зеркальной воды связан мотив воспоминаний, как мотив отражённой жизни.

Самый томный и самый тенистый,

Ведь его не забыть никогда.

4.Как меняется настроение лирического героя во второй строфе?

Как в ворота чугунные въедешь,

Тронет тело блаженная дрожь,

Не живёшь, а ликуешь и бредишь

Иль совсем по-иному живёшь.

Встреча с Павловским парком, с Семейною рощею (« в ней каждое дерево означает радостное происшествие в семействе царском» ) меняет настроение. Возникает ощущение встречи душ. Деревья воспринимаются как своеобразные двойники душ живых и умерших. Мировая душа вступает в духовную связь с душой лирического героя.

Ученик: Фамильными преданиями овеяна Семейная роща. Она расположена на правом берегу Славянки у подножия холма. Небольшой мыс у моста Кентавров стал местом, где по желанию Марии Фёдоровны в честь рождения её детей сажали деревья, которые подрастали вместе с ними, и густая роща радовала глаз всякого любовавшегося ею из окон дворца. К каждому дереву прикреплялась дощечка с именем ребёнка, но после революции они были сняты, отчего уже давно невозможно установить, в честь кого были сделаны посадки. В густой зелени больших и малых деревьев на пьедестале красноватого гранита ранее возвышалась ваза из зелёной волнистой яшмы работы мастеров Колыванской фабрики (1787). Ваза, имеющая форму бандо, получила романтическое название « Урна Судьбы» (ныне находится в фондах музея).

5.В какое время года происходит действие в стихотворении? (осенью, которая сменяется зимой).

В ходе обращения к тексту раскрывается смысл одной из главных категорий - категории времени. Она связана с элегическим характером мироощущения героя. «Полуотцветшая природа», т.е осень вызывает меланхолические размышления, говорит о мгновенности красоты, непреложном увядании, быстротечности жизни. В природе, как и в жизни человека, всё движется от восхода, рассвета, сияния к закату, увяданию, сумеркам и тьме. О призрачности жизни, уносящей всё в потоке времени, говорят и переменчивые атмосферные явления. В стихотворении Анны Ахматовой это порывы ветра.

Поздней осенью свежий и колкий

Бродит ветер, безлюдию рад.

В белом инее чёрные ёлки

На подтаявшем снеге стоят.

Читая картины описания природы, обращаем внимание учащихся на их подвижность, кинематичность. В смене видов во время прогулки лирического героя возникает впечатление, что сама природа живёт, дышит, постоянно поражает всё новыми и новыми картинами.

«Чёрные ели» напоминают читателю о неизбежности увядания красоты, о смерти.

Затем обращаем внимание на мотив смерти, который является непременным во всех романтических парках. Он передан через атрибутику уединённых часовен, мавзолеев, надгробий с таинственными надписями, урн, опрокинутых факелов.

Ученик: В 1808 году по приказу Марии Фёдоровны был построен мавзолей «Супругу-Благодетелю». Он был спроектирован в виде античного храма с широкой лестницей и гранитными колоннами. В мавзолее установлен памятник Павлу первому (скульптор Мартос), а на его пьедестале на барельефе размещена « печальная семья кругом царицы».

Учитель: С мотивом смерти, а вернее его преодолением, связан мотив дружбы. В Павловском парке одним из совершенных сооружений можно считать Храм Дружбы.

Ученик: Храм Дружбы - первая парковая постройка в Павловске, созданная по проекту Чарльза Камерона в 1782 году. В 18 веке павильон использовался как место для обедов и чаепитий в сопровождении музыки. Темы любви и дружбы были широко распространены в оформлении парков века Просвещения. Изображения играющих дельфинов на фризе павильона являются аллегорией Дружбы. Владельцы Павловска посвятили этот павильон Екатерине второй, о чём свидетельствует надпись над входом: «Любовь, почтение и благодарность посвятили». В центральной нише Храма была помещена статуя императрицы (работы скульптора Рашета) в виде античной богини плодородия Цереры с атрибутами, которые символизировали как верховную власть, так и богатство и процветание подданных. 16 медальонов-барельефов, украшающих наружную стену Храма, также выполнены Рашетом в честь Екатерины второй. В них повторяются четыре аллегорических сюжета. Язык аллегорий, широко распространённый в 18 веке, позволял «прочитывать» изображения, словно текст в книге.

Учитель: Следующий этап прогулки вслед за лирическим героем связан с посещением места, где живут Аполлон Кифаред и его музы. Меняется настроение, усиливаются нотки грусти, печали, возрастает чувство одиночества.

Ученик: При входе в Новую Сильвию установлена еще одна статуя Аполлона (вспомним Храм Аполлона вблизи дворца и Аполлона Бельведерского в Старой Сильвии). Бронзовый бог, покровитель искусства, облачен в длинные ниспадающие одежды, в руках у него Кифара (в настоящее время утрачена). Отсюда и название статуи «Аполлон Кифаред». Статуя отлита по модели скульптора Ф. Гордеева в 1798 г.

И исполненный жгучего бреда,

Милый голос, как песня звучит,

И на медном плече Кифареда

Красногрудая птичка сидит.

Учитель:

Прочитывая последние строфы стихотворения, невольно кажется, что весь класс погружается в меланхолическое молчание.

Таким образом, путешествие по садам Павловска превращается в воспоминание- размышление о неразрывной связи мира природного и внутреннего мира человека.

Просмотр фрагмента видеофильма о Павловском парке.

Какие чувства вызвало у вас стихотворение А.А.Ахматовой «Всё мне видится Павловск холмистый…»?

Возвращаясь к эпиграфу урока, о чём заставило задуматься стихотворение? (О жизни и смерти, дружбе, любви, о славе и бессмертии).

Выставление оценок.

Домашнее задание: напишите мини-сочинение на тему: Ваши впечатления от романтической прогулки по Павловскому парку.







© 2010-2022