Разработка мероприятия по русскому языку «Собирал человек слова»

Мероприятие охватывает учащихся 8-11 классов, каждый класс получает задание: –          подготовить рассказ о жизни Владимира Ивановича Даля 8 –а класс – детские, юношеские годы, учеба в университете, служба на флоте 8-б класс– Даль – медик 9 класс – Даль – сказочник 10класс – Даль – создатель Толкового словаря 11 класс – Даль – создатель словаря пословиц и поговорок русского народа. Оформление: портрет Владимира Даля, выставка словарей, созданных Далем, выставка рисунков ребят, компьютерная пр...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие, рассказывающее о жизни и деятельности русского ученого и писателя В.И.Даля. 22 ноября 2011 года исполняется 210 лет со дня его рождения.

«Собирал человек слова».

(210-тилетию посвящается)

Мероприятие охватывает учащихся 8-11 классов, каждый класс получает задание:

  • подготовить рассказ о жизни Владимира Ивановича Даля

8 -а класс - детские, юношеские годы, учеба в университете, служба на флоте

8-б класс- Даль - медик

9 класс - Даль - сказочник

10класс - Даль - создатель Толкового словаря

11 класс - Даль - создатель словаря пословиц и поговорок русского народа.

Оформление: портрет Владимира Даля, выставка словарей, созданных Далем, выставка рисунков ребят, компьютерная презентация «Жизнь и творчество В.И.Даля»

Ребята сидят своими группами за отдельными столами. Все задания оцениваются цветными звездочками.

Ход мероприятия.

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Мы сегодня собрались с вами, чтобы вспомнить человека, который всю свою жизнь посвятил служению русскому народу, русскому языку, народному творчеству. Я говорю о Владимире Ивановиче Дале, чье 210-летие со дня рождения отмечается в этом году в ноябре месяце. И вот сейчас на дворе ноябрь, и мы с вами прикоснемся к его творчеству, поговорим о его жизни, поработаем со словарями, поупражняемся в произношении скороговорок. Но не будем заглядывать вперед, начнем по порядку.

Ведущий 1: Владимир Иванович Даль родился 22 ноября 1801 года в Лугани, а умер 4 октября 1872 года в Москве.

Ведущий 2: Отец Даля, Иоганн Даль, был сыном офицера датской королевской армии Матвея Даля. Он рано окончил школу у себя на родине и отправился учиться в Германию, в Йенский университет. Здесь он изучил языки: немецкий, английский, французский, русский, еврейский, латынь и греческий.

Ведущий 1: Слава о талантливом лингвисте дошла до русского двора, и Екатерина II решила пригласить Иоганна Даля в Санкт-Петербург на должность библиотекаря. Это происходило в середине 80-х годов XVIII века. Молодой ученый прибыл в русскую столицу и решил остаться в России, хотя занятиями своими был крайне недоволен…

Ведущий 2: Через некоторое время И.Даль снова отправился в Йену, получил диплом доктора медицины и, вернувшись в Россию, больше никогда ее не покидал. С тех пор он и имя свое стал писать на русский лад - Иван Матвеев сын Даль. Вскоре Иван Матвеевич женился на Марии Фрейтаг.

Ведущий 1: Мария Христофоровна Фрейтаг - мать В.Даля, хоть и не была полиглотом, как ее муж, но все-таки в совершенстве владела кроме немецкого русским, английским и французским языками. Увлечение языками было общей семейной страстью.

Во время рассказов групп показывается презентация.

1.Слово предоставляется 1 группе. Рассказ о годах жизни 1801-1826.

Учитель: Морская служба оказала большое влияние на Владимира Ивановича, еще учась в Морском корпусе, он создал свой первый словарь, в который вошли 34 слова кадетского жаргона.

Морская работа была очень интересной, поэтому впоследствии он включает в свои сборники морские загадки. Сейчас мы попробуем их с вами разгадать. Чтобы не было шума, каждая команда записывает отгадку на листе бумаги, а затем мы выясним, кто же ответил правильно (на экране)

  1. Велика телега, об одном колесе: сама катится, а вокруг света обвозит. (Корабль, колесо - штурвал)

  2. Еду, еду - следу нету; режу, режу - крови нету. (Корабль или лодка на воде).

Морская тема прослеживается и в морских пословицах. Попробуйте объяснить их смысл.

  1. Иди в море на неделю, а хлеба бери на год.

  2. С огнем не шути, с водой не дружись, ветру не верь.

  3. Кто в море бывал, тот лужи не боится.

Слово предоставляется 2 группе. Рассказ о службе Даля в качестве медика.

Учитель: Общаясь с солдатами, Даль слышал от них много интересных слов и выражений, записывал их. «Бывало на дневке соберешь вокруг себя солдат из разных мест, да и начнешь расспрашивать, как какой предмет в той или иной местности называется», - вспоминал Даль.

Рассмотрим простое слово «Лужа». В Костроме она называется «калуга», в Пскове - «лузь», на Севере - «лыва», в Тамбове - «мочажина».

Давайте попробуем проследить, однокоренные ли это слова и почему они именно так называются.

Знаете ли вы примеры слов, которые в разных местностях по-разному называют один и тот же предмет.

Ответы ребят.

Учитель: Даль был великолепным знатоком русских говоров. Однажды он встретил молодого монаха, выделяющегося среди остальных своим говором. Даль сразу же обратился к нему с вопросом, откуда молодой человек родом.

Инсценировка диалога между Далем и монахом:

Д. - Какого монастыря, батюшка?

М. - Соловецкого, родненький.

Автор. - Даль узнал в монахе выходца из Ярославских мест, где любимое слово - «родненький», «родименький»

Д. - Из Ярославской губернии.

Автор. - Монах испугался почему-то и стал оправдываться.

М.- Нету-ти, родненький, тамо-ти в Соловецком живу.

Д. - Из Ростовского уезда Ярославской губернии.

М. - Не погубите! (упал Далю в ноги)

Автор. - Оказалось, что под видом монаха скрывался беглый солдат, сданный в рекруты из Ростовского уезда.

Учитель: Вот каким великолепным знатоком говоров русского народа был Даль. А скажите, ваши дедушки и бабушки, живущие в деревне, всегда ли говорят понятно для вас? О такой разновидности русского языка, как диалекты, мы будем говорить с вами подробно в 6 классе. А сейчас продолжаем дальше.

Слово 3 группе. Даль - сказочник.

Учитель: Сказки Даля знакомят детей с бесценным опытом живой народной жизни, учат добру и справедливости, любви к правде и труду. Его сказки очень похожи на русские народные, и мы сейчас с вами в этом убедимся. Послушаем рассказы ребят о прочитанных ими сказках.

Рассказы групп.

Учитель: Какие народные сказки напомнили вам сказки Даля?

Девочка Снегурочка - Снегурушка и лиса.

Лиса-лапотница - Лисичка со скакалочкой.

Медведь-половинщик - Вершки и корешки.

Привередница - Гуси-лебеди.

А вот всем вам известную сказку «Репка» Владимир Иванович тоже рассказал по-своему и назвал ее «Коломенская желтая репка». Давайте посмотрим ее инсценировку и назовем отличие ее от народной сказки. Какая группа запишет больше этих отличий.

Инсценировка сказки.

Учитель: Молодцы, ребята, артисты великолепные, ну а теперь назовите отличия, которые вы заметили.

( нет кошки и мышки, репку посадила бабка, а не дед, есть персонаж - сосед,)

Учитель: в сказке упоминается пост, во время которого дед с бабкой хотели полакомиться репой. Знаете ли вы что-нибудь о нем.

А на Руси раньше репу называли вторым хлебом, ее и варили, и парили, и сырой ели. Много блюд знал русский народ из этого овоща.

Продолжим наше путешествие по жизни Владимира Ивановича.

Учитель: Заботясь о полезном чтении народа, Даль написал книжки «Два сорока бывальщинок для крестьян», «Матросские досуги» - книгу для чтения матросам военного флота.

Даль заботился о том, как в легкой доступной форме рассказать народу о серьезных вещах. Вот как, например, выглядит его таблица умножения:

Ученик:

Придет маслена - будет и блин, одиножды один - один.

Волга Дону пошире, дважды два - четыре.

Хлеб жнем, а сено косим, дважды четыре - восемь.

Без закваски хлеб не месят, дважды пять - десять.

На руках и ногах пальцев двадцать, дважды шесть - двенадцать.

Пять пальцев долой - пятнадцать, дважды семь - четырнадцать.

Дважды девять - восемнадцать, дважды десять - двадцать.

Слово 4 группе. Даль - создатель словаря.

Учитель: «Толковый словарь живого великорусского языка» принес Далю бессмертие. Поэт Михаил Матусовский написал об этом словаре такие строки:

Ученик:

То ловишь отзвук древнего напева, то говор поздних дней.

И слово состоит, подобно древу, из веток и корней.

Незыблема его первооснова на много тысяч лет.

Выходит так, что у любого слова есть запах, вкус и цвет.

Слова и фразы нижутся, как звенья, и так растет строка.

И можно различить сердцебиенье живого языка.

Сидят теперь четыре института над словарем одним,

А Даль все так же нужен почему-то, а Даль незаменим.

Учитель: да, слово состоит из веток и корней, и в словаре Даля каждое самое обычное слово становится необычным. Давайте обратимся к словарям Владимира Ивановича. 1.Как расположены слова в словаре?

2.Найдем определение некоторых слов: ведро, длань, выя, суседко, побаска.(по группам).

3.На одном из словарей Даля было написано «Словарь называется ТОЛКОВЫМ, потому что объясняет подробности значения слов и понятий». Попробуем по толкованию-объяснению догадаться, о каком слове идет речь. (на экране)

  • Проем в стене для света. (Окно)

  • Скошенная и засохшая трава в корм скоту. (Сено)

  • Протоптанная, проторенная дорожка, пешеходная. Лаз животного, зверя. (Тропа). Иногда одно и то же слово обозначает разные явления и предметы. Найдите в словаре Даля такие слова и назовите их разные значения. Кто больше найдет, тот победил.

Учитель: Вы, наверное, обратили внимание, что для объяснения значений слов Даль использует пословицы и поговорки. Но кроме этого, Даль работал над созданием Словаря пословиц и поговорок.

Слово 5 группе. Словарь пословиц и поговорок.

Учитель: Давайте мы с вами попробуем поработать составителями пословиц.

1.Собери рассыпавшуюся пословицу: (проецируется на экран сначала смешанные, затем правильные)

  • насмешишь, людей, поспешишь. (Поспешишь - людей насмешишь)

  • не, рубить, чай, дрова, пить. (Дрова рубить не чай пить или наоборот)

  • вода, лежачий, под, не , камень, течет. (Под лежачий камень вода не течет)

  • день, вечера, до, скучен, нечего, делать, коли. (Скучен день до вечера, коли делать нечего)

  • горячо, железо, пока, куй. (Куй железо, пока горячо)

  • при, добро, матери, при, тепло, солнышке. (При солнышке тепло, при матери добро)

2. К пословицам народов мира подберем аналогичные русские пословицы. Запишем на листах. (задание на экране)

Английская «В каждой семье есть своя черная овца» - В семье не без урода

Индийская « Неторопливый слон раньше достиг цели, чем резвый жеребец» - Тише едешь, дальше будешь.

Финляндская « Тот не заблудится, кто спрашивает» - Язык до Киева доведет.

Голландская «Неснесенное яйцо - еще не яйцо» - Делить шкуру неубитого медведя.

  1. Каким сказочным героям подходят пословицы:

  • Дело мастера боится. (Незнайка, Золушка, Винни-пух)

  • Не имей сто рублей, а имей сто друзей. (Царь Салтан, Герда, Дед из Репки)

  • Не рой другому яму, сам в нее попадешь. (Снегурочка, Лиса-лапотница)

Учитель: Кроме пословиц и поговорок В.И.Даль собирал и скороговорки, считая их не просто забавой, а средством «натореть в скором и чистом говоре». Недаром скороговорку называли еще «трещотка», «лепетун», «частоговорка», «чистоговорка».

Соглашаясь с Далем, мы с вами сейчас проведем конкурс на лучшее произношение скороговорки

Предлагаю скороговорки В.Даля:

  • Хохлатые хохлушки хохотом хохотали: Ха-ха-ха-ха.

  • Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку.

  • Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.

  • Шли сорок мышей, несли сорок грошей, две мыши поплоше несли по два гроша.

А теперь, какие скороговорки нашли вы?

Учитель: Как не удивительно, Владимир Иванович был также собирателем русских народных игр. Я предлагаю вам сыграть в игру «Воробышек». Выберем воробья, ставим его в центр круга, он приплясывает по-воробьиному, а по мере песни обязан изображать то, о чем слышит и при этом напевать.

Х. Скажи, скажи, воробей, скажи, скажи, молодой, как девицы ходят.

В. Оне так, оне сяк, оне этак и вот так.

Туда глядь, сюда глядь, где молодцы сидят.

Х. Скажи, скажи, воробей, скажи, скажи, молодой, как молодцы ходят?

В. Оне так, оне сяк, оне этак и вот так.

Туда глядь, сюда глядь, где голубушки сидят.

Х. Скажи, скажи, воробей, скажи, скажи, молодой, как старушки ходят?

В . Оне так, оне сяк, оне этак и вот так.

Туда глядь, сюда глядь, молодушки сидят.

Х. Скажи, скажи, воробей, скажи, скажи, молодой, как богатые ходят?

В . Оне так, оне сяк, оне этак и вот так.

Туда глядь, сюда глядь, молодушки сидят.

Ребята играют, меняют воробья.

Учитель: После выхода словаря Владимир Иванович стал быстро стареть. Все, что он намечал, было выполнено, бездействие тяготило его. 22 сентября 1872 года Даль умер. Говорят, что перед смертью он подозвал дочку и попросил: «Запиши словечко».

Человек умер, но его труды остались. Мы пользуемся словарями Даля, читаем его сказки, восхищаемся пословицами и поговорками, собранными им, играем в игры.

Чтобы выяснить, насколько вы запомнили все, о чем сегодня говорили, подведем итоги:

  • Назовите город, где родился В.И.Даль. (Луганск)

  • Какими профессиями владел Даль? (моряк, военный врач, писатель, собиратель слов)

  • Каким именем подписывался Даль. (Казак Луганский)

  • Как называется главный труд всей жизни Даля. (Толковый словарь живого великорусского языка)

  • Назовите сказки В.И.Даля.

Закончить наше мероприятие мне хотелось бы стихотворением С.Я.Маршака:

Усердней с каждым днем гляжу в словарь.

В столбцах мерцают искры чувства.

В подвалы слов не раз сойдет искусство,

Держа в руке свой потайной фонарь.

На всех словах - события печать.

Они дались недаром человеку.

Читаю: «Век. От века. Вековать.

Век доживать. Бог сыну не дал веку.

Век заедать, век заживать чужой»

В словах звучит укор, и гнев, и совесть.

Нет, не словарь лежит передо мной,

А древняя рассыпанная повесть.

Использованная литература:

  • Собиратель слов. Брошюра для библиотекарей.

  • Даль В.И. «Толковый словарь»

  • Даль В.И. «Старик-годовик». Сказки, загадки, пословицы, игры.

6

© 2010-2022