Средства художественной выразительности в лирике М. Ю. Лермонтова

Аннотация Данный проект поможет усвоить материал "Средства художественной выразительности". Обучающиеся научатся видеть и определять средства художественной выразительности в лирике, квалифицировать их, правильно определять их роль во фрагментах текста, правильно приводить примеры. Проект реализуется на уроках литературы по изучению творчества М.Ю.Лермонтова (и других поэтов)
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Образовательный проект

Автор проекта: Шмелева Екатерина Андреевна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 11, г.Балаково, Саратовская область.

Тема:"Средства художественной выразительности в лирике М.Ю.Лермонтова"

Аннотация

Данный проект поможет усвоить материал "Средства художественной выразительности". Обучающиеся научатся видеть и определять средства художественной выразительности в лирике, квалифицировать их, правильно определять их роль во фрагментах текста, правильно приводить примеры.

Проект реализуется на уроках литературы по изучению творчества М.Ю.Лермонтова (и других поэтов)

Участники проекта - учащиеся 6 класса.

Вид проекта - краткосрочный

Необходимые начальные знания, умения, навыки: знать изученные в 5 классе средства художественной выразительности, обладать начальными навыками комплексного анализа стихотворения

Образовательные стандарты:

овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; правильно пользоваться русским языком; написание сочинений

Цели:

личностные: развитие исследовательских навыков; развитие речи; воспитание чувства любви к родному слову, гордости за народ-носитель богатого, яркого, эмоционального языка.

метапредметные: умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности; создание собственного сочинения (анализа)

предметныe: знание основных средств выразительности; умение находить в тексте и определять роль средства выразительности.

В ходе проекта учащиеся повторят знакомые средства выразительности, узнают новые средства выразительности, осознают, что слово-отражение личного восприятия мира, потренируются находить средства выразительности в стихотворениях М.Ю.Лермонтова, грамотно их определять и анализировать стихотворения.

Основной вопрос проекта: Как можно применять слова в лирике?

Вопрос учебной темы: Какова роль средств художественной выразительности в лирике М.Ю.Лермонтова?

Частные вопросы

1. Что называют средством художественной выразительности?

2. Как избежать ошибок при определении средств художественной выразительности?

3. Какие средства выразительности выделяют учёные?

Темы исследований.

1. Виды тропов и стилистических фигур

2. Средства художественной выразительности в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Листок", "На севере диком...", "Тучи", "Парус", "Утес"

3.Роль средств художественной изобразительности языка в лирике поэта.

Этапы проекта

1. Подготовительный ( 1 урок)

Поиск материалов о биографии и творчестве поэта с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя). Устный рассказ о поэте. Знакомство с творчеством поэта

2.Проектировочный (2 урок)

Обдумывание основополагающих вопросов, формулирование целей и задач, распределение по группам, выбор темы для исследования, разработка плана действия.

3. Практический (3 урок)

Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть).

Исследование по выбранным темам. Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка писателя и определение их художественной функции. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.

Анализ информации

Представление таблиц, схем, презентаций

Оценивание своей работы и работы группы

Корректировка материала.

4.Заключительный (4 урок)

Сочинение -анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова

Результаты:

1. Презентация ". Средства художественной выразительности в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Листок", "На севере диком...", "Тучи", "Парус", "Утес"

2. Тестирование

3. Таблица "Средства художественной выразительности в лирике М.Ю.Лермонтова и их роль" (работы учеников)

4.Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова (Классное сочинение "Мое любимое стихотворение М.Ю.Лермонтова")





Таблица

Средства художественной выразительности в лирике М.Ю.Лермонтова и их роль

Название

Определение

Роль в стихотворении

Примеры

Эпитет

Художественное определение

-Усиливают выразительность, образность языка произведения;

-придают художественную, поэтическую яркость речи;

-обогащают содержание высказывания;

-выделяют характерную черту или качество предмета, явления, подчёркивают его индивидуальный признак;

«На севере диком…».

голая вершина, сыпучий снег, горючий утёс, прекрасная пальма, дикий север

«Утес»:

«тучка золотая», «утес-великан», стоит одиноко», «тихонько плачет»

"Листок"

Молодая чинара; солнцем любима; царь-девица

Сравнение

Сопоставление явления или понятия с другим явлением или понятием с целью выделить какой-либо особо важный в художественном отношении признак объекта сравнения.

-помогает более точно представить предмет или явление;
-помогает увидеть в предмете новые, невидимые стороны;

-сравнение придает описанию особую наглядность.

«На севере диком…».


одета, как ризой, она (риза - верхняя одежда священника, надеваемая во время богослужения).

Метафора

Перенос значения по сходству, скрытое сравнение

-Усиливает зримость и наглядность изображаемого, -передает неповторимость, индивидуальность предметов или явлений

«Утес»

тучка ночевала, умчалась, весело играя; утес одиноко стоит, задумался глубоко, плачет, в морщине старого утеса - влажный след.

«Парус»

«в тумане моря».
"Листок"

Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;

Олицетворение

Перенесение свойств человека на неодушевленные предметы, явления природы или животных

Художественные олицетворения позволяют сделать описываемую картину живой

«Утес»

Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана.

«На севере диком…». сосна дремлет, качаясь.

"Парус"

«играют волны», «ветер свищет», «он (парус) ищет, кинул, бежит».

«Три пальмы»

родник пробивался, шепчутся листья с гремучим ручьем, приветствуют пальмы нежданных гостей.

Синекдоха

Обозначение целого через его часть

Синекдоха усиливает экспрессию речи и придает ей глубокий обобщающий смысл

«Парус»

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..

Перифраз

Замена слова или словосочетания описательным выражением ,указывающим на какие-либо существенные ,важные в художественном отношении свойства, качества, признаки лица, предмета, явления

Перифразы играют в речи эстетическую роль, их отличает яркая эмоционально - экспрессивная окраска

"Три пальмы"

"питомцы столетий"

Антитеза

Противопоставление понятий и явлений

Сочетание контрастных понятий сильнее оттеняет значения слов и делает речь более яркой и выразительной

"Три пальмы"

Первая и последняя строфы

"Листок"

постоянное противопоставление образов листка и чинары

Аллитерация

Повторение однородных согласных звуков

Придает особую звуковую выразительность стихотворению

"Три пальмы"

По корням упругим топор застучал,

И пали без жизни питомцы столетий!

Инверсия

Нарушение обычного порядка слов

-для привлечения внимания читателя или слушателя к самым важным в смысловом отношении словам.

«Парус"

Белеет парус одинокий в тумане моря голубом

парус одинокой

моря голубом!..

стране далекой?

краю родном?..

счастия не ищет

не от счастия бежит!

луч солнца золотой...

«На севере диком…».

на утёсе горючем, снегом сыпучим, в пустыне далёкой.



© 2010-2022