Разработка Сборник компетнтностно-ориентированных заданий для 11 класса

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СОДЕРЖАНИЕ


Пояснительная записка

3

Требования к деятельности учащихся

4

Сложносочиненное предложение

6

Сложноподчиненное предложение

14

Бессоюзное сложное предложение

21

Список использованной литературы

29

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Выпускник школы должен быть личностью, обладающей индивидуальностью, способной к непрерывному образованию, к гибкому изменению способов своей образовательной, профессиональной и социальной деятельности, умеющей работать с другими и над собой, причем работать не по стереотипу, а с учетом меняющихся условий, требований и т.д.

Конструирование компетентностно - ориентированного задания подчинено определенным требованиям:

Структура компетентностно-ориентированного задания:

Стимул погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение.

Задачная формулировка точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания.

Источник информации содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания.

Бланк для выполнения задания задает структуру предъявления учащимся результата своей деятельности по выполнению задания.

Инструмент проверки:

Модельный ответ - перечень вероятных верных и частично верных ответов для задания открытого типа с заданной структурой ответа.

Представленные компетентностно-ориентированные задания выстроены по способу разрешения проблемы (самоменеджмент) по теме сложное предложение: сложносочиненные предложения, сложноподчиненные предложения, бессоюзные сложные предложения.

Данные задания разработаны для учащихся 9-х классов. Возможно их применение в процессе подготовки к ЕНТ.

ТРЕБОВАНИЯ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ

Компетентность разрешения проблем (Самоменеджмент)

Аспект

Уровень I

Уровень II

Уровень III

1

2

3

4

Идентифи-кация (определе-ние) проблемы

- объясняет, с какой позиции, он приступает к разрешению проблемы, сформулированной учителем

- обосновывает желаемую ситуацию,


- в общих чертах описывает желаемую и реальную ситуации, указывая, чем они отличаются

- анализирует реальную ситуацию и указывает противоречия между желаемой и реальной ситуацией,

- определяет и формулирует проблему

- указывает некоторые вероятные причины существования проблемы.

- проводит анализ проблемы (указывает причины и вероятные последствия ее существования)

Целеполага-ние и планирова-ние деятельности

- определяет и выстраивает в хронологической последовательности шаги по решению задачи,

- ставит задачи, адекватные заданной цели,

- указывает риски, которые могут возникнуть при достижении цели и обосновывает достижимость поставленной цели


- ставит цель, адекватную заданной проблеме,

- ставит цель на основе анализа альтернативных способов разрешения проблемы


- самостоятельно планирует характеристики продукта своей деятельности на основе заданных критериев его оценки


Применение
технологий

- корректно воспроизводит технологию по инструкции

выбирает технологию деятельности (способ решения задачи) из известных или выделяет часть известного алгоритма для решения конкретной задачи и составляет план деятельности

- применяет известную или описанную в инструкции технологию с учетом изменения параметров объекта, к объекту того же класса, сложному объекту (комбинирует несколько алгоритмов последовательно или параллельно) и составляет план деятельности

Планирова-ние ресурсов

- называет ресурсы, необходимые для выполнения известной деятельности

- планирует ресурсы, необходимые для решения поставленной задачи

- проводит анализ альтернативных ресурсов и обосновывает эффективность использования того или иного ресурса

Продолжение таблицы

1

2

3

4




для решения задачи.

Оценка деятельно-сти

- выполняет по заданному алгоритму текущий контроль своей деятельности

- самостоятельно планирует и осуществляет текущей контроль своей деятельности

- обоснованно предлагает \ отвергает внесение изменений в свою деятельность по результатам текущего контроля

Оценка результата \ продукта деятельности

- сравнивает характеристики запланированного и полученного продукта и делает вывод о соответствии продукта замыслу,

- оценивает продукт своей деятельности по заданным критериям заданным способом.

- оценивает продукт своей деятельности по самостоятельно определенным в соответствии с целью деятельности критериям

- предлагает способ убедиться в достижении поставленной цели и показатели достижения цели

Оценка собственного продвижения

(рефлексия)

- указывает на сильные и слабые стороны своей деятельности,

- указывает причины успехов и неудач в деятельности,

- называет трудности, с которыми столкнулся при решении задачи и предлагает пути их преодоления \ избегания в дальнейшей деятельности


- называет мотивы своих действий

- анализирует собственные мотивы и внешнюю ситуацию при принятии решений

- аргументирует возможность использовать полученные при решении задачи ресурсы (знания, умения, опыт и т.п.) в других видах деятельности

СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ


Задание 1

Компетентность: разрешения проблемы (самоменеджмент).

Аспект: применение технологий, уровень 1.

Стимул: Выполнив данные задания, вы будете уметь конструировать сложносочиненные предложения, отличать их от простых предложений, осложненных однородными сказуемыми.

1. Продолжите предложение, сделав его сложносочиненным. Запишите его.

Наступила весна, но … .

Вечерело, и … .

2. Продолжите предложение дважды, прибавьте: а) однородное сказуемое, б) простое предложение.

Выпал снег и … .

Отец заправил бензином машину и … .

Бланк ответа

Задание 1

Задание 2

Простое предложение с однородным сказуемым

Сложносочиненные предложение


Модельный ответ:

Задание 1

Наступила весна, но на улице по-прежнему холодно.

Вечерело, и мы отправились домой.

Задание 2

Простое предложение с однородным сказуемым

Сложносочиненные предложение

Выпал снег и сразу покрыл всю землю.

Выпал снег, и наступила настоящая зима.

Отец заправил бензином машину и отъехал от заправки.

Отец заправил бензином машину, и мы двинулись дальше в путь.

Инструмент проверки: каждое правильное предложение - 1 балл

Задание 2

Компетентность: разрешения проблемы (самоменеджмент).

Аспект: применение технологий, уровень 1.

Стимул: Выполнив данные задания, вы будете уметь находить сложносочиненные предложения, определять вид связи, сформируете навык правописания слов с безударной гласной.

1. Выпишите сложносочиненное предложение, укажите вид связи простых предложений в составе сложного.

Над степью засл...нив солнце в зените ст...яла вздыбленная ветром густо-лиловая градовая туча. Белые обочины ее клубились и снежно блистали но черная в...ршина была грозна своей т..жкой неподвижностью а из провала тучи, из-за окрашенного солнцем края, широким веером косо ниспадали солнечные лучи.

Степь задымленная тучевой тенью м…лчаливо покорно ждала дождя.

Ветер кружил по шляху сизый столб пыли и уже дышал духовито д..ждевой влагой а через минуту, скупой и р..дкий, пошел дождь. Ядреные х..лодные капли вонзались в дорожную пыль сворачивались в крохотные к…мочки грязи. По просяной стерне хлынул низовой ветер и стерня ощетинилась зашуршала.

2. Вставьте пропущенные буквы там, где это необходимо.

Бланк ответа

Задание 1

Сложносочиненные предложения

Тип связи


Задание 2

Модельный ответ:

Задание 1

Сложносочиненные предложения

Тип связи

Белые обочины ее клубились и снежно блистали но черная в...ршина была грозна своей т..жкой неподвижностью а из провала тучи, из-за окрашенного солнцем края, широким веером косо ниспадали солнечные лучи.

Противопоставительное (3 части).

Ветер кружил по шляху сизый столб пыли и уже дышал духовито д..ждевой влагой а через минуту, скупой и р..дкий, пошел дождь.

Противопоставительное.

По просяной стерне хлынул низовой ветер и стерня ощетинилась зашуршала.

Соединительное.

Задание 2

Заслонив, стояла, вершина, тяжкой, молчаливо, дождевой, редкий, холодные, комочки.

Инструмент проверки: каждое правильное предложение - 1 балл;

за каждое правильное слово 0,25 балла.

Задание 3


Компетентность: разрешения проблемы (самоменеджмент).

Аспект: применение технологий, уровень 1.

Стимул: Выполнив данные задания, вы будете знать виды связи в сложносочиненных предложениях.

1. Составьте схемы: Виды связи в сложносочиненном предложении

2. Укажите союзы, соединяющие простые предложения в составе сложносочиненного, распределяя их по разрядам.

Бланк ответа

1. Разработка Сборник компетнтностно-ориентированных заданий для 11 класса

2.

Союзы

Виды связи


Модельный ответ

1. Разработка Сборник компетнтностно-ориентированных заданий для 11 класса

2.

Союзы

Виды связи

И, да (в значении «и»), и... и, ни... ни, тоже, также.

Соединительные

Но, а, да (в значении «но»), однако, зато, же.

Противительные

Или, либо, ли... ли, то... то, не то... не то, то ли... то ли.

Разделительные

Инструмент проверки: первое задание - 1 балл; за каждое правильный союз 0,25 балла.

Задание 4


Компетентность: разрешения проблемы (самоменеджмент).

Аспект: применение технологий, уровень 1.

Стимул: Выполнив данные задания, вы будете уметь находить сложносочиненное соединительное предложение; определять предложения с обобщающим словом.

1. Выпишите сложносочиненные соединительные предложения.

Погода уже три дня стоит тихая, теплая. На улицах ни клочка снега, и грязное место заменилось блестящей мостовой и быстрыми ручьями. С крыш уже стаивают последние капли, и в палисаднике на деревьях надуваются почки. На дворе сухая дорожка, и около крыльца между камнями зазеленела мшистая трава.
Все предметы ярко освещены, и комната повеселела. Какое-то новое для меня чувство проникает в душу. Мокрая земля, блестящие на солнце ручьи, пахучий сырой воздух и радостное солнце - все мне говорит о красоте, счастье и добродетели.

2. Выпишите предложения с обобщающим словом.

Бланк ответа

Задание 1


Задание 2

Модельный ответ

Задание 1

На улицах ни клочка снега, и грязное место заменилось блестящей мостовой и быстрыми ручьями.

С крыш уже стаивают последние капли, и в палисаднике на деревьях надуваются почки.

На дворе сухая дорожка, и около крыльца между камнями зазеленела мшистая трава.

Все предметы ярко освещены, и комната повеселела.

Задание 2

Мокрая земля, блестящие на солнце ручьи, пахучий сырой воздух и радостное солнце - все мне говорит о красоте, счастье и добродетели.

Инструмент проверки: за каждое правильное предложение 1 балл.

Задание 5


Компетентность: разрешения проблемы (самоменеджмент).

Аспект: применение технологий, уровень 1.

Стимул: Выполнив данные задания, вы будете уметь находить сложносочиненное противительное предложение.

1. Укажите номера ССП с противительными союзами (знаки препинания не расставлены).

А) Только иногда мелькнёт берёзка или мрачной тенью встанет ель.

Б) Лес не школа а всех учит.

В) Лось ушёл зато рядом раздавался звук издаваемый слабым существом.

Г) Он однако совсем не собирался уезжать.

Д) Мы уже хотели уходить однако вернулся Петр и пригласил в дом.

Е) Мал да удал.

Ж) Лес част но глух.

2. Составьте сложносочиненное предложение с противительным союзом, в первой части которого составное именное сказуемое.

Бланк ответа

Задание 1

Задание 2

Модельный ответ

Задание 1

Б, В, Д, Ж

Задание 2

Ночь была темной, но мы продолжали путь.

Инструмент проверки: за каждое правильное предложение 1 балл.

Задание 6


Компетентность: разрешения проблемы (самоменеджмент).

Аспект: применение технологий, уровень 1.

Стимул: Выполнив данные задания, вы будете уметь находить сложносочиненное соединительное предложение, отличать сложносочиненное соединительное предложение от простого с однородными членами предложения, связанными союзом - и -.

1. Выпишите сложносочиненные предложения с соединительными союзами.

Дождь утратил постоянство и шёл порывами, переходя то в ливень, то в изморось (В.К.Арсеньев)

Опять на озере стояло безветрие, и солнце погружалось в серый пепел туч (К.Г.Паустовский)

Скромно вошла зима в берёзовую рощу, улеглась, и сразу всё вокруг заискрилось и побелело.

2. Составьте предложения по схемам, дайте им характеристику по структуре.

[ - = o и о, и о ].

[ - = ], и [ = ], и [- = ].

Бланк ответа

Задание 1

Задание 2

Модельный ответ

Задание 1

Опять на озере стояло безветрие, и солнце погружалось в серый пепел туч (К.Г.Паустовский)

Скромно вошла зима в берёзовую рощу, улеглась, и сразу всё вокруг заискрилось и побелело.

Задание 2

Мы поливали астры и георгины, и васильки.

Простое предложение с однородными дополнениями.

Пошел дождь, и было холодно, и мы замерзли.

Сложносочиненное соединительное предложение

Инструмент проверки: за каждое правильное предложение 1 балл.

Задание 7


Компетентность: разрешения проблемы (самоменеджмент).

Аспект: исследовательский, уровень 3.

Стимул: Выполнив данное задание, вы будете уметь находить сложносочиненное соединительное предложение, определять их смысловые отношения.

Задача - определить значение, которое вносят в предложения различные союзы.

Текст 1. Павел вспомнил, как она ела эти сливы, сок стекал у неё по подбородку, оранжевые капельки ползли по шее. Они стояли вон у того окна, и он целовал её, пахнущую сливой. Дом капитально отремонтировали, в окнах были новые рамы, современные, откровенные, без купеческого ужима. Когда так переделывают лик дома, жильцов куда-нибудь да переселяют. И теперь нет этой женщины здесь, и хорошо, что нет. Наверное, давно замужем, нарожала детей… Сколько же он понаделал ошибок в жизни! Надо было остаться в этом кирпичном, надёжном доме, в этой тополиной мирной тишине, и тогда бы по-другому сложилась его судьба. Пойдёшь направо - коня потеряешь, пойдёшь налево…

(Л. Карелин. Роман «Змеелов»)

Текст 2.

Иль чума меня подцепит,

Иль мороз окостенит,

Иль мне в лоб шлагбаум влепит

Непроворный инвалид.

Иль в лесу под нож злодею

Попадуся в стороне,

Иль со скуки околею

Где-нибудь в карантине…

(А.С.Пушкин. Из «Дорожных жалоб»)

Текст 3. Несколько дней появление Пугачёва было тайною для оренбургских жителей, но молва о взятии крепостей вскоре разошлась по городу, а поспешное выступление Билова подтвердило справедливые слухи. В Оренбурге оказалось волнение; казаки с угрозами роптали, устрашённые жители говорили о сдаче города. Схвачен был зачинщик смятения, отставной сержант, подосланный Пугачёвым… Рейнсдорп обнародовал объявление о Пугачёве, в коем объяснял его настоящее звание и прежние преступления. Оно было писано тёмным и запутанным слогом. В нём было сказано, что «о злодействующем с яицкой стороны носится слух, якобы он другого состояния, нежели как есть»; но что он в самом деле донской казак Емельян Пугачёв, за прежние преступления наказанный кнутом с поставлением на лице знаков. Сие показание было несправедливо…

Бланк ответа

Задание 1

Значение ССП с различными союзами

Роль союзов в ССП


Модельный ответ

Задание 1

Значение ССП с различными союзами

Роль союзов в ССП

Различные группы сочинительных союзов вносят в предложение и различное значение. ССП с соединительными союзами чаще всего выражают одновременность либо последовательность явлений, действий. ССП с противительными союзами обычно выражают противопоставление и реже - сопоставление. Разделительные союзы вносят в ССП значение чередования, несовместимости явлений.

Они служат основным средством связей, именно от их характера зависят смысловые отношения, значения ССП.

Инструмент проверки: за правильный ответ 5 баллов.


СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Задание 1


Компетентность: разрешения проблемы (самоменеджмент).

Аспект: применение технологий, уровень 1.

Стимул: Выполнив данные задания, вы будете уметь определять виды придаточных обстоятельственных предложений.

1. Заполните предложенную таблицу, указав виды придаточных, вопросы, союзы и союзные слова, приведите примеры.

Бланк ответа

Сложноподчиненные предложения
с придаточными обстоятельственными

Виды придаточных
обстоятельственных

Вопросы

Союзы
и союзные слова

Примеры






































Модельный ответ

Сложноподчиненные предложения
с придаточными обстоятельственными

Виды придаточных
обстоятельственных

Вопросы

Союзы
и союзные слова

Примеры

Придаточные образа действия и степени

как? каким образом? в какой степени? насколько?

союзами что, чтобы, будто и др. и союзными словами: как, сколько, насколько и др.

Воздух прозрачен до того, что виден клюв у галки... (А. Чехов).

Придаточные места

где? куда? откуда?;

союзными словами где, куда, откуда. В главном предложении им часто соответствуют указательные слова: там, туда, отовсюду, повсюду, везде и др.

Дорогою свободною иди, куда влечет тебя свободный ум (А. Пушкин). Там, где кончалась чаща, белели березы.


Придаточные времени

когда? как долго? с каких пор? до каких пор?

Когда, пока

Пока он пел, кот Васька все жаркое съел (И. Крылов). Иногда, когда бредешь по некошеной залежи, почти из-под самых ног вырывается многочисленный выводок перепелок или серых куропаток (С. Огнев).

Придаточные условия

при каком условии? в каком случае?;

присоединяются условными союзами если, раз, коли, коль, когда (в значении "если"), как (в значении "если") и др.

Если жизнь тебя обманет, не печалься, не сердись (А. Пушкин); Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет (И. Крылов).

Придаточные причины

почему? отчего? из-за чего? по какой причине?;

присоединяются причинными союзами: так как, потому что, оттого что и др.

Мне грустно, потому что весело тебе (М. Лермонтов); Осетин-извозчик неутомимо погонял лошадей, так как желал до ночи взобраться на Каурскую гору (М. Лермонтов).

Придаточные цели

зачем? для чего? ради какой цели? для чего?

присоединяются целевыми союзами чтобы (чтоб), затем чтобы, для того чтобы и др.

Чтобы музыкантом стать, так надобно уменье (И. Крылов). Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать (А. Пушкин).

Придаточные сравнения


подобно чему?;

сравнительными союзами как, будто, как будто, точно, чем (тем) и др.

Минуты две было тихо, точно обоз уснул (А. Чехов). И колючей веткой ель в окно стучится, как стучит порою путник запоздалый (А. Плещеев).

Придаточные уступки

несмотря на что? вопреки чему?;

присоединяются уступительными союзами: хотя (хоть), несмотря на, пусть, пуская, даром что; несмотря на то, что и др., союзными сочетаниями: что ни, кто ни, сколько ни, когда ни, как ни и др.

Жарко, хотя солнце уже опустилось к западу (М. Горький). Хоть и холодно, да не голодно (Пословица). Куда ни кинь, всюду клин (Пословица).

Придаточные следствия

что из этого следует?;

присоединяются союзами следствия так что, поэтому.

Ветер воет во всю мочь, так что я у себя не мог спать (И. Гончаров). Весь следующий день Герасим не показывался, поэтому вместо него за водой должен был съездить кучер Потап (И. Тургенев).


Инструмент проверки: за каждый правильно охарактеризованный вид придаточного обстоятельственного 5 баллов.

Задание 2


Компетентность: разрешения проблемы (самоменеджмент).

Аспект: применение технологий, уровень 1.

Стимул: Выполнив данные тестовые задания, вы будете уметь определять виды союзов и союзных слов сложноподчиненного предложения.

1. Выберите правильный ответ.

№ 1. Подчинительные союзы бывают:

1) изъяснительные;

2) определительные;

3) обстоятельственные места.

№ 2. Всегда присоединяют союзными словами придаточные предложения:

1) изъяснительные;

2) определительные;

3) обстоятельственные.

№ 3. Укажите союз, не употребляющийся в придаточных уступительных:

1) пусть, пускай;

2) хотя;

3) несмотря на то что;

4) с тем чтобы.

№ 4. Укажите союзы, употребляющиеся в придаточных условия:

1) в то время как;

2) потому что, ввиду того что;

3) если, раз, если - то;

4) чем - тем.

№ 5. Укажите союзы, употребляющиеся в придаточных причины:

1) так что;

2) для того чтобы, чтобы;

3) вследствие того что, потому что, так как;

4) пока, с тех пор как.

2. Укажите СПП с союзным словом.

Воздух так чист, что видна каждая ветка.

Вы знаете, что облака - точные предсказатели погоды.

Дом украшала веранда, которая тянулась вдоль всего первого этажа.

Бланк ответа

Задание 1

№ задания

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5.

ответ


Задание 2

Модельный ответ

Задание 1

№ задания

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5.

ответ

1

2

4

3

3

Задание 2

Дом украшала веранда, которая тянулась вдоль всего первого этажа.

Инструмент проверки: за каждый правильный ответ 1 балл.

Задание 3


Компетентность: разрешения проблемы (самоменеджмент).

Аспект: информационно-познавательный, уровень 2.

Стимул: Выполнив данные тестовые задания, вы будете уметь определять виды придаточных сложноподчиненных предложений.

1. Почему смысл предложения абсурден?

К берегу причаливал катер, на борту которого суетились люди и моторная лодка.

2. Сравните предложения, определите вид придаточных

Я был там, где он родился.

Я был в том городе, где он родился.

Я не знаю, где он родился.

3. Избегая лексических повторов и однообразного синтаксического строя, отредактировать отрывок из сочинения ученика.

Летом я прочитал книгу «Белый Бим Черное ухо». Эту книгу написал писатель Г.Н. Троепольский. Эту книгу я прочитал с большим интересом. Эта книга учит нас быть добрыми, заботиться о животных.

Бланк ответа

Задание 1

Задание 2


Задание 3

Модельный ответ

Задание 1

Нужно придаточное определительное отделить второй запятой перед союзом и

Задание 2

Я был там, где он родился.

(обст. места - где?)

Я был в том городе, где он родился.

(определит. - каком?).

Я не знаю, где он родился.

(изъяснительное - чего?)

Задание 3

Возможный вариант редакции. Летом я с большим интересом прочитал книгу, которая учит нас быть добрыми, заботиться о животных. Это произведение Г.Н. Троепольского «Белый Бим Черное ухо».

Инструмент проверки: за каждый правильный ответ 1 балл.


Задание 4

Компетентность: разрешения проблемы (самоменеджмент).

Аспект: применение технологий, уровень 1.

Стимул: Выполнив данные задания, вы будете уметь выделять виды сложноподчиненных предложений, конструировать сложноподчиненные и сложносочиненные предложения с разными видами придаточных.

1. Найдите главную и придаточную части во всех предложениях. Составтье схемы предложений.

Даже девочка, что ходит в город продавать хамсу, как потерянная бродит вечерами на мысу. И я хочу, чтоб все мои мечты, дошедшие до слова и до света, нашли себе желанные черты. Она уходила туда, где в медном воздухе дремал Рим.

2. На основе данного простого предложения составить сложные предложения по данным схемам (можно добавлять другие члены предложения).

Ребята принесли из леса букеты распустившейся душистой черемухи.

а) [ ], и [ ] г) [ ], ( ), и [ ], ( )

б) [ ], ( ), и [ ] д) [ ], ( ), ( )

в) [ ] и [ ], ( )

Бланк ответа

Задание 1

Задание 2

[ ], и [ ]

[ ], ( ), и [ ]

[ ] и [ ], ( )

[ ], ( ), и [ ], ( )

[ ], ( ), ( )

Модельный ответ

Задание 1

1. [-, (что = ), =].

2. [-=],(чтоб-, прич.об.,= ).

3. [-=],(где=-).

Задание 2

[ ], и [ ]

Распустилась черемуха, и ребята принесли из леса букеты.

[ ], ( ), и [ ]

Букет был из распустившейся черемухи, что принесли ребята, и сразу пошел вокруг душистый запах.

[ ] и [ ], ( )

Букет был из распустившейся черемухи и сразу пошел вокруг душистый запах, который ощутили ребята.

[ ], ( ), и [ ], ( )

Букет был из распустившейся черемухи, что принесли ребята, и сразу пошел вокруг душистый запах, который затмил нас.

[ ], ( ), ( )

Букет был из распустившейся черемухи, что принесли ребята, который сразу распространил вокруг душистый запах,

Инструмент проверки: за каждый правильный ответ 1 балл.

Задание 5

Компетентность: разрешения проблемы (самоменеджмент).

Аспект: применение технологий, уровень 1.

Стимул: Выполнив данные задания, вы будете уметь выделять виды сложноподчиненных предложений, конструировать сложноподчиненные и сложносочиненные предложения с разными видами придаточных.

Задание: Прочитайте предложения: выполните задания, выбирая правильный вариант ответа.

А. Комната, где лежал Илья Ильич казалась прекрасно убранною.

Б. Когда мы приехали на вокзал, поезд уже подали на посадку.

В. Старику казалось что звук слышится где-то далеко-далеко.

Г. Вчера вечером, пока мы оба молча ждали Асю, я убедился окончательно в необходимости разлуки.

1. Найдите предложения, в которых допущены ошибки в постановке знаков препинания.

А. Б. В. Г.

2. Найдите СПП, в которых придаточное предложение стоит в середине главного.

А. Б. В. Г.

3.Укажите СПП с придаточными времени.

А. Б. В. Г.

4. Укажите СПП с придаточным определительным.

А. Б. В. Г.

5. Найдите СПП с придаточным изъяснительным

А. Б. В. Г.

Бланк ответа

задания

Ответ

1

2

3

4

5

Модельный ответ

задания

Ответ

1

А, В

2

А, Г

3

Б, Г

4

А

5

В

Инструмент проверки: за каждый правильный ответ 1 балл.

БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ


Задание 1

Компетентность: разрешения проблемы (самоменеджмент).

Аспект: информационно-познавательный, уровень 2.

Стимул: Выполнив данные задания, вы будете уметь находить бессоюзные сложные предложения.

1. Прочитайте два отрывка из произведения А.С. Пушкина «Путешествие в Арзрум…». Подумайте, почему в первом предложении стоит запятая, а во втором точка с запятой?

Арзрум почитается главным городом в Азиатской Турции. Дома в нем каменные, кровли покрыты дерном…

Город показался мне многолюден. По узким и кривым улицам бежали ослы с перекидными корзинами; арбы, запряженные волами, перегораживали дорогу.

2. Ответьте на следующие вопросы:

1) В чем отличие бессоюзных сложных предложений от союзных?

2) Правильным ли является следующее утверждение: «Бессоюзные сложные предложения - это такие сложные предложения, в составе которых простые предложения связаны между собой только знаками препинания».

3) Какие знаки препинания могут стоять между простыми предложениями, входящими в состав БСП?

4) Что является главным, ведущим признаком, определяющим выбор запятой или точки с запятой?

5) Когда же ставится запятая или точка с запятой в бессоюзном сложном предложении?

6) В каком случае ставить запятую, в каком - точку с запятой?

Бланк ответа

Задание 1


Задание 2

1


2


3


4


5


6


Модельный ответ

Задание 1

Бессоюзное сложное предложение, имеющее точку с запятой, более распространено; внутри второго простого предложения, входящего в его состав, есть запятые

Задание 2

1

Бессоюзные сложные предложения отличаются от союзных тем, что в них нечетко выражены смысловые отношения между простыми предложениями.

2

Нет. Знаки препинания разделяют простые предложения в составе бессоюзных, а связаны они только с помощью интонации.

3

Запятая, точка с запятой, двоеточие, тире.

4

Смысловые отношения между частями сложного предложения и степень их распространенности.

5

Если между простыми предложениями можно вставить союз И.

6

Если простые предложения осложнены, ставится точка с запятой.

Инструмент проверки: за каждый правильный ответ 1 балл.

Задание 2

Компетентность: разрешения проблемы (самоменеджмент).

Аспект: применение технологий, уровень 1.

Стимул: Выполнив данное задание, вы будете уметь находить бессоюзные сложные предложения.

В одну из бессоюзных сложных предложений входят такие, которые в смысловом отношении приближаются к сложноподчиненным предложениям: между частями этих бессоюзных предложений существуют отношения объектные, определительные, причинно-следственные, условно-следственные и т.д. Сближает бессоюзные сложные предложения этого типа со сложноподчинёнными также и то, что обычно в этих случаях одна из частей предложения, входящая в состав бессоюзного предложения, содержит основную часть высказывания (условно ее можно было бы приравнять к главной части в составе сложноподчиненного), а другая (или другие) поясняет, раскрывает содержание первой (условно ее можно было бы приравнять к придаточной части).

Задание: укажите смысловые отношения в предложенных предложениях.

А мой совет такой: берись за то, к чему ты сроден (Кр.)

Жилин видит: дело плохо (Л.Т.)

Ей представлялась картина: хрупкая ладья несется по течению

Любишь кататься - люби и саночки возить (посл.)

Невежды судят точно так: в чем толку не поймут, то все у них пустяк (Кр.)

Не было никакой возможности уйти незаметно - он вышел открыто, будто идет на двор... (Фад.)

Не удалось Артему устроить брата учеником в депо: моложе пятнадцати лет не брали (Н. Остр.)

Одно было несомненно: назад он не вернется (Т.)

Пашню пашут - руками не машут (посл.)

...Посмотрит - рублем подарит (Н.)

Бланк ответа

Предложение

Смысловые отношения







Модельный ответ

Предложение

Смысловые отношения

А мой совет такой: берись за то, к чему ты сроден (Кр.)

(вторая часть раскрывает неконкретное значение местоимения-предиката такой в первой части).

Жилин видит: дело плохо (Л. Т.)

(вторая часть имеет объектное значение).

Ей представлялась картина: хрупкая ладья несется по течению (Вересаев)

(вторая часть имеет определительное значение).

Любишь кататься - люби и саночки возить (посл.)

(первая часть указывает на условие).

Невежды судят точно так: в чем толку не поймут, то все у них пустяк (Кр.)

(вторая часть раскрывает неконкретное значение местоименного наречия - обстоятельства образа действия так в первой части).

Не было никакой возможности уйти незаметно - он вышел открыто, будто идет на двор... (Фад.)

(вторая часть имеет значение следствия).

Не удалось Артему устроить брата учеником в депо: моложе пятнадцати лет не брали (Н. Остр.)

(вторая часть указывает на причину).

Одно было несомненно: назад он не вернется (Т.) конкретного значения).

(вторая часть выполняет функцию субъекта по отношению к первой части, поскольку слово одно, выступающее в роли формального подлежащего, лишено

Пашню пашут - руками не машут (посл.)

(первая часть указывает на время).

Посмотрит - рублем подарит (Н.)

(вторая часть имеет значение сравнения).

Инструмент проверки: за каждый правильный ответ 1 балл.


Задание 3

Компетентность: разрешения проблемы (самоменеджмент).

Аспект: исследовательский, уровень 3.

Стимул: Выполнив данное задание, вы будете уметь находить бессоюзные сложные предложения, определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения.

1. Проанализируйте смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Укажите, какой знак препинания вы поставили бы в соответствии с современными правилами пунктуации.

1) Вот утро: встали все давно,

Моей Татьяне всё равно

2) Но день протёк, и нет ответа.

Другой настал: всё нет, как нет.

3) Делать было нечего:

Марья Ивановна села в карету и поехала во дворец.

4) Напрасно мне кудесники сулят

Дни долгие, дни власти безмятежной -

Ни власть, ни жизнь меня не веселят.

2. Что обозначает в представленных предложениях слово «Когда»? Всегда ли оно в поэзии связано со временем?

Сравните: «Когда б надежду я имела»…

«Когда б вы знали, как ужасно»…

«Когда Борис хитрить не перестанет, давай народ искусно волновать».

Бланк ответа

Задание 1

Задание 2

Модельный ответ

Задание 1

В первом и третьем предложениях - причинно-следственная связь, можно вставить союз «поэтому», следовательно, здесь нужно поставить тире; во втором предложении части противопоставлены друг другу, значит, между частями сложного предложения тоже ставится тире; согласно современной пунктуации, в четвёртом предложении нужно поставить двоеточие, так как второе предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом (можно вставить союз «потому что»).

Задание 2

Слово «когда» в пушкинское время, да и вообще в поэзии употреблялось в значении «если».

Инструмент проверки: за каждый правильный ответ 5 баллов.

Задание 4

Компетентность: разрешения проблемы (самоменеджмент).

Аспект: применение технологий, уровень 1.

Стимул: Выполнив данное задание, вы будете уметь отличать бессоюзное сложное предложение от сложноподчиненного предложения.

Задание: Назовите «третье лишнее» предложение, мотивируя свой выбор. Знаки препинания не расставлены.

А

1) Добро, правду всюду надо любить всюду надо им радоваться.

(А.Захаров.)

2) Наверное, человек так устроен он отвечает добром на добро.

(В.Быков.)

3) Мы знаем главное предназначение человека - оставить свой добрый

след на земле.

Б

1) Поговоришь с добрым человеком солнечный луч озарит твою душу.

2) Злой плачет от злости добрый - от жалости. (Пословица.)

3) Добр тот, кто делает хорошее для других зол - кто делает дурное для других. (Н.Чернышевский.)

В

1) Будешь думать о хорошем мысли созреют в добрые поступки.

(Пословица.)

2) Хочешь людям добра сей в их сердцах любовь (Ч. Амирэджиби.)

3) Закон души подобен роднику чем больше отдаешь, тем он более неиссякаем. (Ф.Алиева.)

Г

1) Мудрость доброты в одном она не к себе, а к людям, ко всему окружающему. (М.Панич.)

2) Доброта как солнце без нее немыслима сама жизнь.

3) Доброта бессмертна так как в ней наша духовная сущность. (Е. Ильин.)

Бланк ответа

Предложение

Смысловые отношения

А

Б

В

Г

Модельный ответ

Предложение

Смысловые отношения

А

1

Простое предложение, осложненное однородными сказуемыми

Б

3

Сложноподчиненное предложение

В

3

Сложное предложение с разными видами связи: бессоюзное, сложноподчиненное

Г

3

Сложноподчиненное предложение

Инструмент проверки: за каждый правильный ответ 1 балл.

Задание 5

Компетентность: разрешения проблемы (самоменеджмент).

Аспект: применение технологий, уровень 1.

Стимул: Выполнив данное задание, вы будете уметь отличать бессоюзное сложное предложение от сложноподчиненного и сложносочиненного предложений.

1. Прочитайте предложения. 2. Определите его тип (ПП, ССП, СПП, БСП). 3. Расставьте знаки препинания там, где это необходимо.

1) Мы спрятались под дерево потому что начался дождь.

2) За свою долгую жизнь он побывал во многих местах перепробовал много занятий прочитал много книг.

3) Конец мая и в поле прохладно.

4) Она сама шьет и вяжет вещи.

5) Спит вода, спят кувшинки спят рыбы спят птицы.

2. Составьте по схемам предложения.

1) [- =], [- =].

2) [- =], а [- =].

3) (Когда - =), [- =].

Бланк ответа

Задание 1

Предложение

Тип предложения

1

2

3

4

5

Задание 2

1

[- =], [- =].

2

[- =], а [- =].

3

(Когда - =), [- =].

Модельный ответ

Задание 1

Предложение

Тип предложения

1

Мы спрятались под дерево, потому что начался дождь

СПП

2

За свою долгую жизнь он побывал во многих местах, перепробовал много занятий, прочитал много книг.

ПП

3

Конец мая, и в поле прохладно.

ССП

4

Она сама шьет и вяжет вещи.

ПП

5

Спит вода, спят кувшинки, спят рыбы, спят птицы.

БСП

Задание 2

1

[- =], [- =].

Дождь закончился, выглянуло солнце.

2

[- =], а [- =].

Пошел снег, и мороз ослаб.

3

(Когда - =), [- =].

Когда мы вернулись домой, обед был готов.

Инструмент проверки: за каждый правильный ответ 1 балл.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Блинов В.И., Сергеев И.С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практическое пособие. - М.:АРКТИ, 2007. - 659 с.

  2. Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании//На сайте: http: //eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm.

  3. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 40 с.

  4. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании// Школьные технологии. - 2004. - №5. - С. 8


© 2010-2022