Курс по выбору Условия успешной коммуникации

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка курса по выбору «Условия успешной коммуникации»

Программа составлена на основе следующей нормативно-правовой документации:

− Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
− Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2011 № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312»;
− Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённого приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями от 31.01.2012 № 69);
− Письма Департамента образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 26.06.2015 №6681 «Об организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в 2015-2016 учебном году»;
− Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №45 на период с 2015 по 2019 учебные годы;
− Положения МБОУ СОШ № 45 «О разработке, экспертизе и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов, курсов внеурочной деятельности, дополнительных общеобразовательных программ».

Общая характеристика курса по выбору

Этот курс составлен на основе федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования от 5 марта 2004 года № 1089). Курс опирается, расширяя и углубляя их, на знания, умения и навыки, которые были получены школьниками в процессе изучения базового курса русского языка и, отражая современный подход в обучении русскому языку, участвует в формировании единого образовательного пространства.

Условия успешной коммуникации - сложная, многомерная категория, представляющая собой синтез лингвистического, культурологического, психологического и социального знания. Успешная коммуникация предполагает овладение не только языковыми, лингвистическими навыками, но и навыками, связанными со знанием закономерностей речевой коммуникации в единстве и взаимосвязи всех ее составляющих: структурно-содержательная организация деятельности общения (мы не можем успешно обучать общению, не зная, как этот механизм устроен и как он работает); социокультурные нормы и стереотипы речевого общения; материальная и духовная культура изучаемого языка и др. Эти знания и умения общего плана должны быть дополнены умениями и навыками частного характера: знанием говорящим речевых стратегий и тактик, характерных для тех или иных жанров общения, владением приемами ведения диалога, умением «считывать « невербальное поведение собеседника и др.

Основная цель курса по выбору - содействовать формированию толерантной, открытой для общения личности, способной к сотрудничеству, к межкультурному взаимодействию, владеющей важнейшим инструментом достижения социального и личного успеха в жизни - навыками успешной коммуникации.

В связи с концепцией и целями основными задачами курса являются:

развитие и формирование коммуникативной способности, готовности к успешному, позитивному общению;

формирование практических навыков успешного, эффективного речевого общения в важнейших жизненных ситуациях, выработка на основе этих умений и навыков собственного коммуникативного стиля.

В тематическое планирование курса были добавлены темы, связанные с использованием рекламных текстов, деловых писем, пресс-релизов, информационных бюллетеней. Курс состоит из лекций по речевой культуре, условиям успешной коммуникации, семинарских занятий, на которых обучающиеся выступят с сообщениями по тем или иным вопросам речевой деятельности, лингвистических экспериментов, практических работ разных видов.

Данный курс способствует формированию у учащихся информационно-коммуникативных навыков, обеспечивающих целенаправленный поиск информации в источниках различного типа; развитие умения осмысленно выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативных задач; обосновывать свою позицию; приводить систему аргументов; оценивать и редактировать текст.

1. Освоение базовых понятий курса: коммуникация, речь, речь устная и письменная, диалог и монолог, речевая ситуация, речевая деятельность, речевые ошибки и недочёты, типы и функциональные стили речи, текст.

Вид курса: предметно-ориентированный

Часов в год: 35





Планируемые результаты курса внеурочной деятельности

осознание необходимости владения родным языком для учебной, трудовой и профессиональной деятельности;

умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную и дополнительную информацию);

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

умение строить устное и письменное высказывание с учётом сферы и ситуации общения, участвовать в беседах;

умение самостоятельно добывать знания, работать с различными источниками информации, включая СМИ, ресурсы Интернета, пользоваться справочной литературой;

умение работать в парах, коллективно, в группах; распределять роли в группе, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

умение отстаивать свою точку зрения, аргументируя её;

уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.



Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса



Учебные пособия учителя и учащихся


1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. - М.: Просвещение, 2000г.

2. Вагапова, Д. X. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. - М.: Цитадель, 2001

3. Васильева-Гангнус Л. Азбука вежливости. - М., Педагогика, 1989.

4. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи [Текст] / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2006.

5. Григорян Л.Т. Язык мой - друг мой: Материалы для внеклассной работы по русскому языку: Пособие для учителя. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1988. - 207 с.

6. Панов М.В. Занимательная орфография. - М., 1987г.

7. Сергеев В.Н. Словари - наши друзья и помощники. - М., 1998г.

8. Скворцов Л.И. Культура русской речи. - М., 1995.

9. Шанский Н.М. В мире слов. - 3-е изд., испр. и доп. - М., 1985г.

10. Широкова А.О. Комплекс упражнений по речевому этикету/А.О.Широкова// Русский язык в школе. - 2004. - №6.


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечания

Компьютер

Колонки

Мультимедийный проектор

Интерактивная доска

Принтер

Сканер

Перечень поисковых систем и интернет-сайтов

1

1

1



1

1

1






Тематическое планирование



№ занятия

Тема занятий

Количество часов

Дата

Корректировка

Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования

Знать/понимать

Уметь

1

Речевое общение


5.09



Основы речевого общения

Культурно общаться

2

Культура и этика речевого общения


12.09


Основы речевого общения

Культурно общаться

3

Успешная коммуникация


19.09



Основные условия успешной коммуникации

Применять основные условия успешной коммуникации

4

Особенности успешной коммуникация


26.09


Основные условия успешной коммуникации

Применять основные условия успешной коммуникации

5

Основные условия успешной коммуникации


3.10


Основные условия успешной коммуникации

Применять основные условия успешной коммуникации

6

Правильная речь


10.10



Основные правила успешного общения

Применять основные правила успешного общения

7

Правильная речь - путь к успеху


17.10


Основные правила успешного общения

Применять основные правила успешного общения

8

Правильная речь - путь к успеху


24.10


Основные правила успешного общения

Применять основные правила успешного общения

9

Коммуникативные качества речи


31.10



Основные коммуникативные качествами речи

Владеть основными коммуникативными качествами речи

10

Коммуникативные качества речи


14.11


Основные коммуникативные качествами речи

Владеть основными коммуникативными качествами речи

11

Главные качества речи


21.11



Обучение на основе индивидуальных особенностей и потребностей учащихся

Уметь применять основные правила успешного общения

12

Правильность - главное коммуникативное качество речи


28.11


Обучение на основе индивидуальных особенностей и потребностей учащихся

Уметь применять основные правила успешного общения

13

Правильность - главное коммуникативное качество речи


5.12


Обучение на основе индивидуальных особенностей и потребностей учащихся

Уметь применять основные правила успешного общения

14

Стили речи


12.12


Функциональные стили речи

Знать функциональные стили речи

15

Функциональные стили речи


19.12


Функциональные стили речи

Знать функциональные стили речи

16

Формы общения


26.12



Формы общения

Знать основные формы общения

17

Формы общения


16.01


Формы общения

Знать основные формы общения

18

Формы общения


23.01


Формы общения

Знать основные формы общения

19

Устная разговорная речь


30.01



Работа над устной разговорной речью

Уметь работать над устной речью

20

Устная разговорная речь, ее функции


6.02


Работа над устной разговорной речью

Уметь работать над устной речью

21

Устная разговорная речь, ее особенности


13.02


Работа над устной разговорной речью

Уметь работать над устной речью

22

Основы мастерства публичной речи


20.02



Обучение на основе индивидуальных особенностей и потребностей учащихся

Выступать публично

23

Основы мастерства публичной речи (практикум)


27.02


Обучение на основе индивидуальных особенностей и потребностей учащихся

Выступать публично

24

Основы мастерства публичной речи (обсуждение выступлений)


5.03


Обучение на основе индивидуальных особенностей и потребностей учащихся

Выступать публично

25

Паблисити.


12.03


Паблисити, информационный бюллетень, пресс-релиз

Употреблять терминологию

26

Информационный бюллетень. Пресс-релиз


2.04


Паблисити, информационный бюллетень, пресс-релиз

Употреблять терминологию

27

Особенности рекламных текстов.


9.04


Основные правила составления рекламных текстов

Составлять рекламные тексты

28

Особенности рекламных текстов. Составление рекламных текстов


16.04


Основные правила составления рекламных текстов

Составлять рекламные тексты

29

Составление рекламных текстов


23.04


Основные правила составления рекламных текстов

Составлять рекламные тексты

30

Деловое письмо


30.04


Основные правила делового письма

Составлять деловые письма

31

Основы делового письма


7.05


Основные правила делового письма

Составлять деловые письма

32

Самостоятельная творческая работа


14.05



Создать проект

33

Самостоятельная творческая работа


21.05



Создать проект

34

Защита творческих проектов


28.05



Выступить с проектом

35

Защита творческих проектов


30.05



Выступить с проектом







© 2010-2022